Правление Николая 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 20:19, реферат

Описание работы

В настоящее время Россия переживает не самое простое время. После смены общественно-политического строя в 1990-х г.г. руководству страны пришлось перестраивать работу государственного аппарата, в целях более эффективного управления, делить страну на округа, куда были назначены полномочные представители президента, пересматривать работу министерств и ведомств и делать ещё очень и очень многое.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Собсвенная Его Императорского Величества канцелярия………………………………….4
2.Сенат……………………………………………………………………………………………7
3.Государсвенный Совет…………………………………………………...................................8
4.Святейший Синод……………………………………………………………………………...9
5.Комитет Министров………………………………………………………………………….10
6.Военное Министерство………………………………………………………………………10
7.Морское Министерство………………………………………………………………………11
8.Министерство иностранных дел…………………………………………………………….12
9.Министерство внутренних дел……………………………………………………………...13
10.Министерство финансов……………………………………………………………………14
11.Министерство юстиции……………………………………………………………………..15
12.Министерство народного просвещения…………………………………………………...16
13.Министерство государственных имуществ……………………………………………….17
14.Работа Секретных и Особых комитетов…………………………………………………...18
15.Меестное самоуправление………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………………...21
Список используемой литературы…………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Морское министерство.docx

— 1.70 Мб (Скачать файл)

 

                                   Министерство иностранных дел

Учреждено указом Александра 1 от  8 сентября 1802  года (манифест «Об учреждении министерств»). При образовании Министерства иностранных дел, Коллегия иностранных дел Российской империи (продолжавшая существовать до 10 апреля 1832 года) была передана в Министерство иностранных дел по именному указу Императора Николая 1 от 10 апреля 1832 года «Об образовании  Министерства иностранных дел».  
 
  Структура Министерства иностранных дел состояла из:

- совета,

- азиатского  департамента,

-департамента внешних сношений,

-департамента внутренних сношений,

-департамента хозяйственных  и счётных дел,

а также включало в себя 3 главных архива: два - в Санкт-Петербурге и один - в Москве. В архивах ведомства имели право работать только чиновники, которые имели опыт работы за рубежом, чтобы разбирать и анализировать поступающую почту и другие документы из-за рубежа.

Российская империя имела зарубежную службу, которая обслуживала её внешнеполитические интересы, по своей структуре и выполняемым функциям, аналогичную соответствующим службам других европейских государств. При этом представительства первого ранга, то есть посольства, имелись только в великих державах, и то не в течение всего рассматриваемого периода. Численный состав представительств определялся на основе долгой практики. Миссии и консульства имели такое количество чиновников, которое было необходимо для качественного выполнения стоящих перед ними задач. 
Помимо решения своих прямых обязанностей, российские миссии и  консульства выполняли некоторые функции, которые были не свойственны  им. Они занимались сбором разведывательных данных, способствовали развитию отечественной внешней торговли и мореплавания. 
Поэтому можно сделать вывод, что российские власти использовали свои представительства за рубежом с максимальной отдачей для получения различных сведений из-за рубежа. 
Министерству иностранных дел Российской империи того времени приходилось работать в трудных условиях, потому что все великие державы того времени не были заинтересованы во внешнеполитических успехах России и  стремились поставить самые различные препоны в достижении целей упомянутыми российскими ведомствами. И необходимо отметить, что в этом ведомствах служили истинные патриоты своего государства, потому что, зачастую, не получая денежного вознаграждения за свой труд, так как государственная казна находилась в скуднейшем состоянии приличный период времени, они трудились с полной отдачей сил в своём служении Отечеству.

 

                                                   Министерство внутренних дел

  Создано по манифесту Александра I «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 года. Позднее Министерство Полиции было присоединено к Министерству внутренних дел. В течение ряда лет Министерство претерпевает ещё ряд изменений. 

3 июля 1826 года (в период правления Николая 1) издан императорский указ «О присоединении Особой канцелярии Министра внутренних дел к Собственной Его Величества канцелярии».  В 1832 году вся строительная часть Министерства передана в Главное управление путей сообщения.

В целях реструктуризации и совершенствования, 20 декабря 1834 года были утверждены новые штаты Министерства внутренних дел:

- канцелярия Министра (51 служащий), 
- статистическое отделение (9), 
- департамент полиции исполнительной (42), 
- департамент духовных дел (25), 
- хозяйственный департамент (48), 
- медицинский департамент (44), 
- чиновники по особым поручениям (20).

Департамент полиции являлся основным подразделением Министерства. Особый корпус жандармов, созданный в 1836 году, был подчинён шефу жандармов и, одновременно, начальнику 3-его отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

 На долю Министерства внутренних дел, а, также, жандармского корпуса,  в период правления Николая, выпала нелёгкая пора.  За это время в России произошло более 500 крестьянских волнений, которые необходимо было усмирять,  с каждым разом осуществлять это было всё сложнее, доходило дело и до кровопролитий. А это уже была прямая угроза национальной безопасности. И над этим нужно было работать в непростых условиях, что было очень непросто.

 

                                         Министерство финансов

При Николае 1, при уточнении функций министерств, после ряда проведённых мероприятий, повысилась роль Министерства финансов. Вызвано это было тяжёлым финансовым положением в стране. Деятельность Министерства находилась под пристальным наблюдением императора и Государственного Совета. Само Министерство являлось высшим финансовым органом государства.

Главной задачей Министерства было ведение государственных доходов, покрытие расходов, управление горным, соляным, монетным, лесным казённым хозяйством и землями, наблюдение за деятельностью остальных банков. Министерство занималось проверкой и анализом отчётов всех других министерств и высших государственных учреждений и ведомств.

В этот период была осуществлена централизация кассового дела России. В Министерстве финансов были сосредоточены казначейские ведомства и распоряжение всей наличностью. В 1828 году департамент мануфактур был переведён из Министерства внутренних дел в финансовое ведомство и реорганизован в Мануфактурный совет, осуществляющий контроль над деятельностью государственных и негосударственных мануфактур.

В 1829 году в составе Министерства был создан Коммерческий совет по содействию внутренней и внешней торговле, что являлось ощутимым источником пополнения государственной казны. Были увеличены пошлины на ввозимые в страну товары, что, также, существенно пополняло казну.

В 1830-х годах, с развитием в стране казённого хозяйства, которое было подконтрольно министерству финансов, было выведено из структуры Министерства и передано Министерству государственных имуществ.

Финансовое положение страны, ко времени правления Николая 1, было катастрофическим. Требовалась жёсткая экономия и денежная реформа, что и предстояло выполнять Министерству Финансов.

Реформа была предпринята и в целях облегчения торговых отношений, от ненадлежащего состояния  которых было тяжело в стране всем. Курс рубля постоянно колебался, в ходу были различные денежные единицы, как металлические (серебряные и золотые), так и бумажные без определённого курса.

В результате ряда проведённых мероприятий, был издан закон о совершении всех сделок и торговых операций в расчёте на серебро. Главной денежной единицей был установлен серебряный рубль. Ассигнации имели хождение, но курс раз и навсегда был установлен в 350 копеек за серебряный рубль. В результате этого были прекращены махинации при сделках, искоренена даже возможность обмана поставщиков и простонародья. Через некоторое время в государстве были выпущены депозитки 25-рублёвого достоинства.  Они выдавались тем, кто вносил в казну металлические деньги, неудобные в обращении, и слитки золота и серебра, которые хранились в казначействе и выдавались по первому требованию владельца. На депозитки вскоре был объявлен большой спрос. Всего за несколько месяцев казна пополнилась более, чем на 25 миллионов металлических (золотых и серебряных) рублей, в следующем году было внесено в казну ещё более 12 миллионов. В течение двух лет казначейство смогло выпустить более 40 миллионов рублей новых бумажных денег, курс которых равнялся курсу серебра.

После ряда осуществлённых финансовых мероприятий, все денежные единицы (металлическая, депозитки и ассигнации) заменили одной формой кредитных билетов, курс которых оставался неизменным.

В результате проведённой денежной реформы, в государстве образовался огромный запасный фонд.  Стало возможным выделять средства на поддержку сельского хозяйства, на развитие технических знаний, на культуру и прочие острые нужды страны.

 

                     

                                      

                                   Министерство юстиции

Министерство юстиции было создано ещё в период правления Александра 1, в 1811 году. Продолжало функционировать при Николае 1, пройдя ряд частичных реорганизаций.

На Министерство возлагалась обязанность управления всей системой суда и прокуратуры: назначение, перемещение, увольнение всех лиц судебного ведомства, учреждение и упразднение судов, контроль над их деятельностью.

Аппарат Министерства состоял  из министра, его товарища, Совета (осуществлявшего консультации), Канцелярии министра и одного департамента.  Свой пост министр совмещал с исполнением должности генерал-прокурора, также, в его обязанности входило  возглавлять Верховный уголовный суд.

В начале правления Николая 1, Министерству очень непросто было осуществлять судопроизводство. Российское законодательство состояло из множества несистематизированных законов, которые часто противоречили друг другу. Срочно требовалось совершенствование законодательства. Была выполнена вышеописанная кодификация, которой руководил Сперанский М.М..  Судопроизводство теперь могло осуществляться без тех нарушений, которые наблюдались ранее. Такого Свод законов был очень удобен и необходим.

  Для решения задач, которые были поставлены  перед Министерством юстиции, нужно было готовить достойные кадры юристов. Поэтому в 1835 году в России было открыто весьма привилегированное Училище правоведения, которое выпустило из своих стен немало выдающихся людей своего времени.

Но сколько не  совершенствовалась государственная система управления, чиновничий бюрократизм продолжал процветать даже в Министерстве юстиции. По собственному ведомству в 1831 году числилось 2 млн. 800 тысяч нерассмотренных дел. Когда, через 17 лет, Николай 1 спросил о состоянии дел, ему ответили, что теперь в Министерстве их уже скопилось 3 млн. 300 тысяч. Над совершенствованием системы ведомства требовалось работать ещё много, а так как император желал контролировать все дела в государстве, у него не всегда до всего “доходили руки”, и это были уже упущения самой структуры управления государством, которая была несовершенна.

 

                             Министерство народного просвещения

Существовало в период правления Николая 1. До этого (ещё в период правления Александра 1) в 1817—1824 годах находилось в составе Министерства духовных дел и народного просвещения, как департамент. Был реорганизован в период правления Николая 1 и выделен в самостоятельное Министерство.

Вопрос народного просвещения был для императора важным вопросом государственной жизни. Он считал, что народное просвещение так надо поставить в стране, чтобы оно давало людям нужное правительству направление умов. Учреждения образования должны были воспитывать в учениках верных слуг государству. И чтобы данное образование не подрывало устоев государства. Николай 1 считал, что образование должно быть построено на разделении по сословиям, чтобы у низших сословий не было желания переходить в более высокие сословия.  Он считал необходимым ограничивать образование крестьянских детей.

Для достижения этого, министру народного образования был спущен рескрипт в 1827г. Впоследствии, в мае 1828 году был создан особый комитет для пересмотра уставов и программ  всех низших и средних училищ. В декабре этого же года устав был выработан. Уездные училища и гимназии в достижении образования были оторваны друг от друга, тогда как ранее училища были низшей ступеней к гимназии. Теперь уездные городские училища являлись низшими учебными заведениями с законченным курсом, для средних сословий (мещан и купцов) - трехклассные уездные училища. В гимназиях теперь могли учиться только дети дворян и чиновников.

Были запрещены вольные учителя и репетиторы, так как в памяти у Николая 1 были свежи воспоминания о том, что декабристов взрастили домашние учителя – французы и прочие репетиторы.

Охранительное направление в системе просвещения было выдержано весь период правления Николая 1. Он считал, что образование не должно будоражить умы, и учреждения образования не должны выпускать бунтовщиков. Проводником таких мыслей императора в жизнь был министр просвещения  Уваров С.С.  Оба они считали, что вооружать нацию необходимыми знаниями надо лишь в той мере, в какой это необходимо для технических нужд государства.

В особом комитете 1826 года, при пересмотре уставов средних и низших училищ, были заложены упомянутые идеи. В гимназиях и уездных училищах были введены новые программы обучения. Количество гимназий в стране увеличилось. Также росло количество и училищ, но качество преподавания в них снизилось. Уменьшалось количество преподаваемых дисциплин (в 1844г. были устранены статистика, логика, в 1846- сокращен курс математики и т.д.).

По уставу 1835г. были перестроены университеты, их положение резко изменилось. Ограничена доля самостоятельности. В университетах и других высших учебных заведениях была отменена выборность ректоров, проректоров и профессоров. Их теперь назначало только Министерство народного просвещения. Попечители университетов назначались, в основном, из числа военных, чтобы следовать жёстким мерам. Прием студентов ограничен,  введена плата за обучение. Обязательными были преподавание богословия, церковной истории и церковного права. Признано ненужным преподавание философии, как вредное и ненужное.

Но  в университетах ещё сохранилась забота о лучшей подготовке профессоров. Молодые учёные посылались для стажировки за границу, что приводило к положительным результатам. В стране также возросло число университетов. Но при выборе методик преподавания в них, заранее определялся их тон и направление. Так была построена система  народного образования при  Николае 1.

                               Министерство государственных имуществ

Информация о работе Правление Николая 1