Правление Николая I. Апогей самодержавия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматривается период правления Николая I.
Особое внимание уделяется углубленному изучению внутренней и внешней политики, основных политических реформ при Николае I, о его историческом вкладе в развитие Российской империи.
Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России.

Содержание работы

Введение.
1. Начало вступления на престол Николая I.
2. Основные направления внутренней политики.
2.1 Централизация власти.
2.2 Систематизация российского законодательства.
2.3 Крестьянский вопрос при Николае I.
2.4 Е. Ф. Канкрин и денежная реформа.
2.5 Политика правительства в области просвещения, печати, религии.
3. Внешняя политика Николая I.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Правление Николая 1. Апогей самодержавия..docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

8

собственная типография, в которой  печатались подготовленные тома "Полного

собрания законов Российской империи". В течение 1828—1830 гг. было издано 45 объемистых томов и 3 тома указателей и приложений к ним. Они составили "Первое собрание", в которое вошли 31 тыс. законодательных актов за 1649—1825 гг. Кроме того были изданы еще 6 томов законов, вышедших с конца

1825 по 1830 гг., — этими томами  начиналось "Второе собрание", включавшее законы, изданные в  царствования Николая I и Александра II. Законы, изданные в царствования  Александра III и Николая II, составили  "Третье собрание". В общей  сложности все три "собрания" составили 133 тома, в которые вошли 132,5 тыс. разного рода законодательных актов с 1649 по 1913 гг. Это — важный источник по истории российского законодательства, внутренней и внешней политики России.

 Одновременно на основе "Полного  собрания законов" готовился  и "Свод законов Российской  империи". При его составлении  изымались законы, утратившие силу  или замененные последующими  актами. Проводилась и текстовая  обработка статей "Свода". При  этом все исправления, а тем  более дополнения, делались только  с санкции императора, контролировавшего  весь ход кодификаций. Подготовленный "Свод законов" предварительно  рассматривался в особой сенатской  комиссии, затем его отдельные  части рассылались по министерствам.  В 1832 г. он был издан в  15 томах, заключавших в себе 40 тыс. статей.

19 января 1833 г. Николай возложил  на Сперанского ленту ордена  Святого

 Андрея Первозванного. Государственный  совет одобрил "Свод". В царствование Николая I он с необходимыми дополнениями издавался в 1834, 1839 и 1842 гг.

 Кроме того, были изданы подготовленные  Сперанским "Свод военных постановлений" (12 томов), "Свод законов Остзейских  и Западных губерний"

и "Свод законов Великого княжества Финляндского". При Николае I были изданы также "Полное собрание духовных узаконении в России со времени учреждения

 Святейшего Синода", "Собрание  морских узаконении от 1845 по 1851 гг. " и

9

"Свод законов кочевых инородцев Восточной Сибири".

 Кодификационный план Сперанского  не был выполнен на завершающем  и самом существенном его этапе  — подготовки и издания "Уложения  Российской империи". Николай I отверг третий этап кодификации, предусматривавший внесение "новшеств".

 Кодификация законов, проведенная  при Николае I, несомненно упорядочила российское законодательство. Вместе с тем она нисколько не меняла политической и социальной структуры самодержавно-крепостнической России, ни самой системы управления, не устраняла произвол, волокиту и коррупцию чиновников, достигшие именно в николаевское царствование особого расцвета.

 Развитие бюрократии вело  к бумажному делопроизводству, протекавшему  бесконтрольно в канцелярской  тайне. Резко возрос чиновничье-бюрократический  аппарат управления: за первую  половину XIX в. численность чиновников  увеличилась с 16 тыс. до 74,3 тыс.  Николай I видел пороки бюрократии, сетовал на то, что "империей  управляет столоначальник", однако  устранить эти пороки в условиях  абсолютистского режима было  невозможно.

2.3 Крестьянский вопрос при Николае I.

 В первые годы своего царствования Николай I не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими странами — в том числе и в военном отношении.

Разрешение крестьянского вопроса  предполагалось вести постепенно и  осторожно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении  должна была стать реформа управления государственной деревней.

В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое  возглавил П. Д. Киселев. Это был  боевой генерал и деятельный администратор  с широким кругозором. В 1837—1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер. Проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение  крепостных крестьян; так был введён запрет ссылать на каторгу крестьян,

10

продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. Была проведена  реформа управления государственной  деревней и подписан «указ об обязанных  крестьянах», ставшие фундаментом  отмены крепостного права. Однако полного освобождения крестьян при жизни императора не состоялось.

Вместе с тем, историки указывали  на три существенных изменения в  данной области, произошедшие в царствование Николая I:

1) Впервые произошло резкое сокращение  численности крепостных крестьян  — их доля в населении России, по разным оценкам сократилась  с 57-58 % в 1811—1817 гг. до 35-45 % в 1857—1858 г.Очевидно, немалую роль сыграло прекращение практики «раздачи» государственных крестьян помещикам вместе с землями, процветавшей при прежних царях, и начавшееся стихийное освобождение крестьян.

2) Улучшилось положение государственных  крестьян, численность которых ко  второй половине 1850-х гг. достигла около 50 % населения. Так, всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вспомогательные кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая. В результате этих мер не только выросло благосостояние госкрестьян, но и доходы казны с них увеличились на 15-20%.

3) Значительно улучшилось положение  крепостных крестьян. С одной  стороны, был принят ряд законов,  улучшавших их положение. Так,

помещикам было строго запрещено продавать  крестьян (без земли) и ссылать  их на каторгу (что ранее было обычной  практикой); крепостные получили право  владеть землей, вести предпринимательскую  деятельность и получили относительную  свободу передвижения.

Указанные изменения в положении  крестьян вызвали недовольство со стороны  крупных помещиков и вельмож, которые увидели в них угрозу сложившемуся порядку.

Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее

11

недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался  провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы и точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все социальные группы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: “Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным”.

Реформа управления государственной  деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе  за все 30-летнее царствование Николая I.

 

2.4 Е. Ф. Канкрин и денежная реформа.

К концу царствования Александра I внешний долг России достигал 102 млн. рублей серебром. Страна была наводнена  бумажными ассигнациями, которые  печатало правительство, пытаясь покрыть  военные расходы и платежи  по внешнему долгу. Стоимость бумажных денег неуклонно падала.

Незадолго до своей кончины Александр I назначил на пост министра финансов известного ученого-экономиста Егора Францевича Канкрина.

Убежденный консерватор, Канкрин не ставил вопрос о глубоких социально-экономических реформах. Но он трезво оценивал возможности экономики России и считал, что правительство должно исходить именно из этих возможностей. Канкрин стремился ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом и придерживался системы протекционизма, облагая высокими пошлинами ввозимые в Россию промышленные товары. Это приносило доход государственной казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.

Главной своей задачей Канкрин считал наведение порядка в денежном

12

обращении. В 1839 г. его основой стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было свободно обменивать на серебро. Канкрин следил за тем, чтобы количество находившихся в обращении кредитных билетов в определенной пропорции соответствовало государственному запасу серебра (примерно шесть к одному).

Денежная реформа Канкрина (1839—1843) оказала благоприятное влияние на экономику России. Упорядочилось денежное обращение, выросла торговля. Кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами и денежная реформа — таковы основные достижения николаевского царствования. С их помощью Николаю I к концу 30-х гг. XIX в. удалось укрепить свою империю.

 

2.5 Политика правительства в области просвещения, печати, религии.

 Политика в области просвещения  становилась все более консервативной. В 1828 г. была проведена реформа  низших и средних специальных  учебных заведений.

Разные ступени школы были оторваны друг от друга и предназначались  для разных сословий:

сельские приходские училища - для  крестьян;

уездные училища - для городских  обывателей;

гимназии - для дворян.

С 1832 г. министром народного просвещения  стал С.С. Уваров. Он стал

автором знаменитой формулы "православие, самодержавие, народность", которая  утверждала, что эти три силы являются основой русского государственного строя и обеспечивают порядок  и гармонию в обществе. Уваровская триада была создана в противовес революционной Франции, в которой в основу государственного, общественного и даже семейного устройства пытались положить принципы свободы, равенства и братства. При министре просвещения С.С. Уварове образование и воспитание российского юношества основывалось на уважении к православию, самодержавию и народности. В 1835 г. вышел новый университетский устав, по которому

13

автономия университетов резко  сокращалась. Была проведена проверка деятельности Казанского, Петербургского, Московского университетов. Ряд  профессоров, пропагандировавших революционные идеи, был отдан под суд. Была повышена плата за образование, сокращен набор студентов, пересматривались учебные программы. Устав 1835 г. упразднил в университетах кафедры философии, политэкономии, естественного права и статистики. В то же время в 1835 г. было основано Императорское училище правоведения - элитарное учебное заведение для подготовки служащих министерства юстиции и Сената. За границу в целях повышения квалификации был отправлен в командировку ряд преподавателей. При министре С.С. Уварове наступил "золотой век" Московского университета, в это время в нем работали такие блестящие профессора как Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Г. Редкин и др. В 1832 г. был открыт университет в Киеве.

В 1826 г. был установлен строгий цензурный  устав, который отныне должен был  стоять на страже нравственных устоев общества, религиозных традиций и  должен был выполнять функцию  защиты государственных интересов.

Николаю I были неведомы религиозные "шатания" старшего брата. Он считал себя сыном Русской Православной Церкви. На его взгляд, вся русская  история подтверждала право первородства Православной Церкви по сравнению с  другими церквями. Поэтому его  религиозная политика была направлена на поддержку авторитета официального православия. Вновь

стали подвергаться гонениям старообрядцы и сектанты. Государство стало 

поддерживать миссионерскую деятельность Православной Церкви на востоке империи.

Правление Николая I ознаменовалось появлением в 1833 г. первого официального национального  гимна "Боже, Царя храни". Слова  английского гимна "Боже, храни  короля" поэт В.А. Жуковский перевел  на русский язык, а композитор А.Ф. Львов написал к ним мелодию.

В социальной политике проводились  мероприятия, направленные на укрепление сословного строя и позиций дворянства в обществе. В 1832 г. правительство  ввело новое сословие "почетных граждан". "Почетными

14

гражданами" могли стать крупные  предприниматели, купцы 1 гильдии, ученые, художники, чиновники, лица, окончившие высшие учебные заведения и т.д. Правительство беспокоило дробление и ослабление материального положения дворян. В целях недопущения измельчания имений вводятся заповедные имения, которые мог наследовать только один сын, без дробления между другими наследниками. В 1845 г. был издан указ о порядке приобретения дворянства, который затруднял получение дворянского статуса по чинам и орденам.

  1. Внешняя политика Николая I.

Важной стороной внешней политики Николая I явился возврат к принципам Священного союза. Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы». Так, по просьбе Австрийской империи Россия приняла участие в подавлении венгерской революции, направив 140-тысячный корпус в Венгрию, пытавшуюся освободиться от гнёта со стороны Австрии; в результате был спасён трон Франца Иосифа. Последнее обстоятельство не помешало австрийскому императору, опасавшемуся чрезмерного усиления позиций России на Балканах, вскоре занять недружественную к Николаю позицию в период Крымской войны и даже угрожать ей вступлением в войну на стороне

враждебной России коалиции, что  Николай I расценил как неблагодарное  вероломство; русско-австрийские отношения  были безнадёжно испорчены вплоть до конца существования обеих монархий.

Информация о работе Правление Николая I. Апогей самодержавия