Правление Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

В истории России конец XVII – XVIII веков принято считать временем утверждения абсолютной монархии. В переводе с латинского absolutus означает неограниченный, безусловный. Абсолютные монархии существовали в Европе во время перехода стран от феодального, сословного общества к капиталистическому, гражданскому. Их нельзя, однако, смешивать с более ранними формами деспотий или с более поздними формами тоталитарной и авторитарной государственности. Не совсем тождественны и понятия абсолютизм и самодержавие. Именно этим термином пользовались русские историки, определяя природу абсолютной монархии в России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика правления Петра I
1.1. Начало самостоятельного правления Петра I
Глава 2. Государственные реформы Петра I
2.1. Военная реформа
2.2. Финансовая реформа
2.3. Реформа центрального управления
2.4. Реформа местного управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

история (2).docx

— 32.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Общая характеристика правления Петра I

1.1. Начало самостоятельного правления Петра I

Глава 2. Государственные  реформы Петра I

2.1. Военная реформа

2.2. Финансовая реформа

2.3. Реформа центрального  управления

2.4. Реформа местного управления

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории России конец  XVII – XVIII веков принято считать временем утверждения абсолютной монархии. В переводе с латинского absolutus означает неограниченный, безусловный.

Абсолютные монархии существовали в Европе во время перехода стран  от феодального, сословного общества к капиталистическому, гражданскому. Их нельзя, однако, смешивать с более ранними формами деспотий или с более поздними формами тоталитарной и авторитарной государственности. Не совсем тождественны и понятия абсолютизм и самодержавие. Именно этим термином пользовались русские историки, определяя природу абсолютной монархии в России.

Первые предпосылки абсолютизма  в России стали проявляться уже  при Иване Грозном. Но форсированное  оформление его пришлось на копен  XVII – первую четверть XVIII веков.

Связано оно было с политикой  меркантилизма в экономике и торговле, которую проводил Петр I, с формированием новой идеологии и культуры, с расширением этнотерриториальных пределов Российского государства, с укреплением и расширением крепостнических порядков. Все это требовало сосредоточения всей полноты власти в руках монарха.

Цель данной работы –  анализ содержания и проведения реформ Петра I в области государственного управления.

 

Глава 1. Общая  характеристика правления Петра  I

 

После смерти в 1682 году Федора Алексеевича развернулась борьба различных  группировок у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра – сына Алексея Михайловича от второй жены – Н. К. Нарышкиной, или 16-летнего  слабого здоровьем Ивана –  сына царя от первой жены – М. И. Милославской. Группировка Милославских во главе  с энергичной и властолюбивой  Софьей Алексеевной в итоге добилась утверждения на троне сразу двух братьев (случай невиданный в истории  Московского государства, свидетельствующий  о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом  регентстве Софьи. Ее правительством руководил  фаворит царевны В.В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым  сведениям предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных. (Вероятно, расстановка политических сил, зыбкость его положения и  определенная мягкость характера, несоответствующая  духу времени, не позволили развернуться его реформаторскому потенциалу, хотя, не исключено, что его планы  могли стать альтернативой петровской реформе).

1.1 Начало самостоятельного правления Петра I.

Борьба за власть. В начале 1689 года Петр женился на Евдокии  Лопухиной, что означало его совершеннолетие  и давало все права на самостоятельное  правление. Отношения между Петром и Софьей обострились, регентша вновь  попыталась опереться на стрельцов, но, в итоге, вынуждена была уступить сводному брату. Ее поражение было обусловлено  рядом факторов:

– Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового «государя» различных послаблений и улучшений жизни;

– патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства;

– неудачи Крымских походов возлагались на Софью и ее фаворита – В. В. Голицына.

Однако непосредственная власть находилась в руках родственников  Петра – Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о  своих интересах.

Это правление, по словам Б. И. Куракина, было «весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная» .

Царь Иван V, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 году.

Азовские походы. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации  в 1695 году первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав  причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря  действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 году взять  Азов.

«Великое посольство». Для  развития успеха и осуществления  прорыва в Черное море, Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того он организовал в 1697 году «Великое посольство» в Европу. Целями посольства являлись:

– укрепление и расширение антитурецкого союза;

– приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения;

– личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые «православный царь», покинул, правда, инкогнито под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на «нечистую» землю иноземцев.

Результаты посольства. В  условиях подготовки европейских стран  к войне за «испанское наследство»  Петру не удалось решить главную  дипломатическую задачу и предотвратить  подписание сепаратного мира Австрии  с Турцией. Но в ходе поездки :

– он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции;

– сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение;

– обогатился новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 году после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.

Импульсы реформ. К концу 90-х годов у Петра сложились  мировоззренческие и психологические  установки, подтолкнувшие его к  преобразованиям.

В первую очередь – это  рационалистическое представление  о монархе как первом слуге  государства, пришедшее на смену  теологической идее божественной природы  царской власти. Служению государству  Петр подчинил всю свою деятельность. Своим же отношением к делу («то  академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник»  – по словам А. С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких  ему людей за «нерадение» на службе, а тем более – за государственные  преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.

Главную задачу служения государству  Петр I видел в воплощении идеи «общего  блага». Ее суть заключалась в обеспечении  богатства государства путем  развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. При этом на деле он не отделял себя от государства и считал, что лишь один знает как добиться «общего блага», а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. «Наш народ, – писал он в одном из указов, – яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают...» .

Восприятие Петром насилия  как единственного средства, с  помощью которого, по его мнению, возможно было преобразовать отсталую Россию. По словам А. И. Герцена «Петр  внедрял Европу как варвар». Это  объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В  человеке он видел, в первую очередь, непосредственного исполнителя  своих служебных обязанностей, а  в соответствии с этим и относился  к нему.

К концу века русские традиции, «старина» стали ассоциироваться  у царя не только с отсталостью  страны, но и со стрелецкими бунтами, представляющими непосредственную опасность не только его планам, но и его жизни.

Патриотизм Петра I. После  возвращения из поездки по странам  Западной Европы необходимость реформ он стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек любящий  свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее национальной безопасности.

Обновление страны диктовалось  также напряженной международной  обстановкой и сложной общественно-политической ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственные  реформы Петра I

 

Преобразования Петра 1 начались на рубеже двух веков и продолжались до его смерти в 1725 году, неожиданно прервавшей исполнение задуманных им планов. В своей реформаторской деятельности Петр 1 опирался на европейский опыт (Швеции, Германии, Франции, Голландии),но действовал, исходя из практических потребностей, не имея строгой систе-мы и программы преобразований. Реформы начались в армии в связи с войной за выход в Балтийское море (1700 год), за ними последовали другие.

2.1. Военная реформа

В ходе военной реформы  все прежние роды войск были заменены одной регулярной армией, скроенной  по европейскому образцу. С 1705 года стала  вводиться рекрутская система, в  соответствии с которой в армию  посредством регулярных наборов  призывались мужчины в возрасте от 17 до 32 лет (сначала 1 от 20, затем 1 от 100 дворов ежегод¬но). От службы освобождалось  лишь духовенство, все остальные  сословия подлежали призыву с  той лишь разницей, что дворянство служило на офицерских должностях. Служба продолжалась 25 лет, выбывшие из ар-мии (убитыми, ранеными или отслужившими срок) замещались новыми рекрутами. Регулярная армия делилась на дивизии, бригады, полки, роты и т.д., сохранившиеся  до сего дня. Появились новые виды артиллерийских соединений (полковые, полевые и др.), введена была единая военная фор-ма. К 1725 году сухопутная армия, одна из самых мощных в Европе, насчи¬тывала около 300 тыс. солдат (в  пехотных, драгунских, артиллерийских и казачьих полках).

За годы войны был создан морской флот (около 150 кораблей на Бал¬тике и до 100 судов на Каспии), который  обслуживали около 30 тыс. мат¬росов  и офицеров. Обучение солдат и матросов проводилось по утвер-жденным уставам, неявка на службу сурово наказывалась, практиковалось обучение «навигацкому», артиллерийскому и другим военным делам за границей: в Италии, Испании, Голландии и др. странах. В армии и на флоте вводилась строгая дисциплина, шпицрутены в качестве наказаний, запреты жениться дворянским недорослям, пока не окончена учеба. Все выслужившие офицерские звания, согласно Табели о рангах (1722 год), по¬лучали дворянство. В лице Воинского (1716) и Морского (1720) уставов была создана законодательная база регулярной армии.

2.2. Финансовая реформа

Создание и содержание армии потребовали ог¬ромных  финансовых затрат. «Деньги – суть артерии войны», – говорил Петр I. Деньги требовались и для обеспечения  огромного бюрократиче¬ского аппарата, созданного Петром, который получал  жалование из госу¬дарственного  бюджета. Появилась государственная  роспись доходов и расходов. С 1718 года в России стали проводиться  регулярные переписи на¬селения, па основе которых вводилась подушная подать. Все необходимые для содержания армии средства были поделены на число  ревизских душ (т.е. учтенных переписью  лиц мужского пола), включая холопов, и уста¬новлена 74-копеечпая подать, которая, увеличившись и размере, дожила до времени Александра III. За больных, умерших, выбывших и пр. вплоть до следующей  ревизии платили общины (ревизии  проводились через 20–25 лет). Подушная подать увеличила бюджет России почти  на 50 %.

При Петре I неизмеримо выросло  число косвенных налогов и  разного рода чрезвычайных сборов и  повинностей (в 4–5 раз). Косвенными налогами, в изобретении которых изощрялись специальные люди при-быльщики, облагалось практически все: бани, гробы, причалы  и перевозы, гербовая бумага и одежда, бороды. Право носить бороду стоило 1 коп. для крестьян, 60 рублей для  дворян, 100 рублей для купечества и 30 рублей для прочих граждан.

Тяжесть налогового гнета  вызвала бурный рост недоимок и бегство  крестьян и посадских людей на окраины. В целях противодействия  побе-гам была введена паспортная система. Паспорта выдавались на срок до 3 лет с указанием всех основных характеристик личности: рост, лицо, осо-бые приметы, которые заменяли фотографии.

2.3. Реформа центрального  управления

Около 1700 года Петр I упразднил  Боярскую думу, заменив ее Конзилией  министров в составе 8–14 (в разные годы) своих ближайших сподвижни¬ков. Орган этот назывался еще Ближней  Канцелярией, которая ведала де¬лами  во время многочисленных отлучек  Петра из столицы. В 1711 году с от¬бытием  на фронт Петр издал указ об учреждении Правительствующего Сената, 9 членов которого были назначены царем. Им поручалось руко¬водство страной в его отсутствие. Чуть позже определились и функции  Сената: ведать торговлей, комплектованием  армии, сбором налогов, су¬дом, установлена  строгая процедура обсуждения вопросов и принятия решений (на основе единогласия). Позднее Сенат расширил свой состав: в него стали входить президенты коллегий, с 1722 года – только основных 4, а также по 2 «комиссара» от каждой губернии.

Сенат являлся по сути высшим законодательным, судебным и кон-трольным органом империи. Он издавал указы  по всем вопросам внешней и внутренней политики, являлся судом первой инстанции  для высших должностных лиц и  рассматривал дела по апелляции нижних судов, реви-зовал деятельность губернского  начальства, осуществлял контрольные  функции. Для исполнения последней  при Сенате учреждалась тайная должность  фискала, который имел штат подчиненных  и должен был «тайно проведывать» и «доносить» о злоупотреблениях должностных лиц, получая при  этом четвертую часть обнаруженных у казнокрадов и взяточ-ников  сумм. Институт фискалов вскоре разросся, под руководством на-значаемого царем  генерал-фискала трудились обер-фискал, фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в го-родах.

Функции полицейского надзора  вменялись и в обязанность  генерал-прокурора, чья должность  была учреждена в 1722 году. Задуманная как «полиция над администрацией»  должность быстро обросла необходимым  штатом (обер-прокуроры, прокуроры при  коллегиях и надворных судах) и превратилась в недремлющее  «око государя». Полицейские функции  по отношению к населению возлагались  на администрацию всех рангов, обя-занную контролировать на только общественную, но и частную жизнь подданных. С 1718 года введена и должность  полицмейстера в городах, ему  подчинялись местная администрация  и старосты.

Информация о работе Правление Петра 1