Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:30, реферат
- Предпосылки Петровских преобразований;
- Реформы Петра Великого;
- Внешняя политика России второй четверти ХVIII века;
- Личность Петра и оценка его преобразований.
Тест для самоконтроля
Правление Петра I (1689—1725) было не просто царствованием, но переломной эпохой в жизни страны. В исторической науке и исторической литературе прочно укоренились термины «эпоха Петра», «эпоха петровских преобразований». В результате петровских реформ новое появлялось повсюду — в экономике и науке, в культурной жизни и в быту, в структуре государственного аппарата и управления, создании новой армии и флота, во внешней политике. Россия в ходе петровских реформ превратилась в одну из сильнейших европейских держав.
Качественному скачку, совершенному в первой четверти XVIII века, Россия обязана была трудовым и ратным подвигам простых людей, но в центре всей реформаторской деятельности находился Петр — личность необыкновенная, с его огромным умом, разносторонними дарованиями и железной волей.
Время показало удивительную жизнеспособность многих институтов, созданных Петром. Сенат просуществовал в России более двухсот лет; подушная подать, введенная в 1724 году, была отменена лишь 163 года спустя. Последний рекрутский набор состоялся в 1874 году, спустя 170 лет после первого. Синодальное управление православной церкви оставалось неизменным почти двести лет. Поэтому понятно то восхищение, которое вызывал и вызывает великий реформатор России.
Рассматривая петровские
преобразования, необходимо отметить,
что спор об их закономерности, прогрессивности
и даже целесообразности идет в исторической
науке почти со времен самих реформ.
При этом высказывались две
Эта мысль С.М. Соловьёва была поддержана В.О. Ключевским, который в курсе своих лекции отмечал, что «реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур».
1. Предпосылки петровских преобразований.
Россия к концу XVII века
была обширным государством, занимавшим
большую часть Восточно-
к Азовскому и Черному морям запирали две турецкие крепости — Азов и Очаков. Балтийское побережье находилось под властью Швеции. Единственным морским портом был Архангельск, но он слишком удален от центра и на несколько месяцев в году замерзал.
Население России в конце XVII века насчитывало около 13 млн человек. Основная масса людей размещалась в центре Европейской равнины на малоплодородных землях, черноземы Причерноморья и Кубани еще не были освоены. Продолжался отток части населения из обжитых районов центра на окраины страны. Россия в те годы оставалась отсталой страной. Ее отсталость определялась не только неблагоприятными почвенно-климатическими условиями и отсутствием удобного выхода к морским берегам, но и последствиями татаро-монгольского ига.
Отсталой экономике
Тем не менее, новые явления,
хотя и медленно, но пробивали себе
путь. В экономике постепенно нарушался
натуральный характер хозяйства, развивалось
ремесло и мелкотоварное
Большое значение для развития производительных сил имело появление производства мануфактурного типа: тульские, каширские, олонецкие и другие железоделательные заводы. Под Москвой были построены стеклянный и кожевенные заводы, казенная полотняная мануфактура в Москве превратилась в крупное предприятие. На Урале предпринимались первые шаги по созданию крупных металлургических заводов. Все эти факты говорили о том, что государство и частные предприниматели начинали переход от ремесленных мастерских к крупным мануфактурам, основанным на применении машин, разделении труда и новых технологий в производственных процессах.
Постепенно усиливалось общественное и географическое разделение труда, что составляло основу складывающегося всероссийского рынка. Со второй половины XVII века увеличивается число городов в России, город все более отделяется от деревни.
Разделение труда отразилось
в выделении промысловых и
земледельческих районов. Около
Тулы, Каргополя, Устюжны складываются
ремесленные и кустарные
Развитие промыслов и ремесел, появление первых мануфактур, рост внутренней и внешней торговли — все это не могло не повлиять на экономическую политику российского правительства. Интересным документом того времени является Новоторговый устав, составленный под руководством боярина А.Л. Ордин-Нащокина в 1667 году. Уставом определялась единая таможенная политика, устанавливались тарифы и правила торговли, которые были выгодны для русских купцов. Новоторговый устав свидетельствовал о зарождении в России политики меркантилизма. Интересно отметить, что Ордин-Нащокин рекомендовал русским купцам организовывать торговые компании, чтобы защититься от произвола и конкуренции со стороны иностранных купцов.
Постепенно преодолевалась изолированность России от Западной Европы. Все шире распространялись элементы западноевропейской культуры и научных знаний. Устанавливались торговые и дипломатические связи, осуществлялся взаимный обмен опытом. В Москве открылась Немецкая слобода, чаще стали посещать Россию иностранцы, а русские люди — выезжать за границу.
Таким образом, к концу XVII
века в экономической жизни страны
наметились существенные изменения, прежние
натурально-хозяйственные
Во второй половине XVII века произошли перемены в системе государственного управления. Укреплялось самодержавие, осуществлялась государственная централизация. Шел процесс постепенного перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии. Регулярно созываемые прежде земские соборы, состоявшие из выборных от дворян и от городского населения, а также из числа членов Боярской думы и высшего духовенства, прекращают собираться. Последний Земский собор был созван в 1653 году.
Другим признаком формирования абсолютизма являлось изменение состава Боярской думы. В это некогда аристократическое учреждение стали проникать люди, чья карьера находилась в прямой зависимости от личных способностей, а не от происхождения. Боярская дума все больше становилась зависимой от царя.
Менялся и приказной строй, который все больше выявлял свои недостатки. Частичные усовершенствования уже не могли улучшить центральный аппарат управления, но они показательны в смысле отражения тенденции к централизации.
Некоторые нововведения начались и в военном деле. Вместо дворянского ополчения и стрелецкого войска в армии все большее значение приобретали полки нового строя — рейтарские, драгунские и солдатские, предвосхитившие регулярную армию начала XVIII века.
Изменения затронули и область культуры. Начинается «обмирщение» культуры, то есть проникновение в нее светских начал. Образованные слои горожан и дворянства все больше стали проявлять интерес к научным знаниям.
Передовые образованные вельможи
того времени уже стали понимать
необходимость реформ. К ним следует
отнести крупного деятеля 60-х годов
XVII века А.Л. Ордин-Нащокина. Главным
его занятием была дипломатия. Это
был дипломат первой величины, которого
уважали иностранцы. Как отмечал
В.О. Ключевский, из предложений и
проектов Ордин-Нащокина «впервые стала
складываться цельная преобразовательная
программа, не широкая, но довольно отчетливая
программа реформы
Другим видным деятелем конца XVII века был князь В.В. Голицын, влиятельный вельможа в период правления царевны Софьи. Он был образованным и умным человеком. Голицын мечтал о создании постоянного войска, об установлении подушной подати взамен подворной и, по словам В.О. Ключевского, «думал начать освобождение крестьян, предоставив им обрабатываемые ими земли».
По пути преобразований пошли Б.И. Морозов — дядька царя Алексея Михайловича; боярин А.С. Матвеев — человек образованный и начитанный, первый составитель исторических трудов, инициатор создания первого на Руси театра и театрального училища; Ф.М. Ртищев — ученый-богослов, основатель первых больниц и приютов.
Все это свидетельствовало о том, что в конце XVII века Россия стояла на пороге реформ. Но при царе Алексее Михайловиче, отце Петра I, было создано только «преобразовательное настроение». По образному выражению историка В.О. Ключевского, «царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту да так и остался в этом нерешительном переходном положении».
Таким образом, в умах передовых людей того мятежного века накопилось немало прогрессивных идей, которые в совокупности составляли довольно стройную преобразовательную программу: укрепление позиции России на Балтийском побережье, переустройство войска в регулярную армию, введение городского самоуправления, внедрение в практику подушной подати, освобождение крестьян от крепостничества и др.
В начало
2. Реформы Петра Великого.
Реформаторская деятельность Петра I отличалась невиданным размахом, новизной и смелостью в ломке отживших законов, учреждений, уклада жизни и быта. Действия его были не только решительны, но нередко и жестоки. Его указы, отмечал А.С. Пушкин, кажется, «писаны кнутом».
С давних времен у историков отсутствует единое мнение по вопросу о том, был ли у Петра заранее разработанный общий план реформ или они рождались под влиянием военной необходимости. Нужно признать тот факт, что сильнейшим стимулятором петровских реформ было неудачное начало Северной войны. Под Нарвой была потеряна вся артиллерия. Стало ясно, что придется заново создавать армию, обеспечить ее оружием, боеприпасами, обмундированием. Бурное создание мануфактур осуществлялось не ради развития экономики или получения прибыли, а было обусловлено жесткой необходимостью полностью удовлетворить нужды армии и флота. Сложившаяся ситуация заставила Петра осознать необходимость увеличения и перевооружения армии, определить характер и особенности всей экономической политики петровского правительства. Нельзя не согласиться с утверждением В.О. Ключевского о том, что «война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной».
Сущность преобразований Петра I заключалась в том, что они представляли собой классический пример радикальных принудительных реформ, проведенных государством «сверху». Инициатива, исходящая от общества, то есть «снизу», оказалась невостребованной. Основным инструментом проведения реформ было законодательное регулирование всех сторон жизни общества. Петр I мечтал создать свое рациональное, или, в его терминологии, «регулярное» государство, где исполняются дельные, толковые законы, ограждающие население от произвола бюрократии. Петровское законодательство охватывает буквально все сферы общественной жизни: регламентирование промышленности, внешней торговли, армии и флота, управления различными слоями населения. Однако идеал рационального государства, о котором мечтал царь, оказался утопией и на практике привел к установлению полицейского абсолютистского режима.
В области экономики петровские преобразования были направлены, прежде всего, на форсированное строительство казенных заводов по стратегически важным для государства производствам. Уже в связи с азовскими походами и строительством воронежского флота был расширен Боринский железоделательный завод, построены у Воронежской верфи Липецкий доменный и Кузьминский молотовый заводы. В Тульском округе были расширены и переоборудованы оружейные заводы, которые к концу царствования Петра изготовляли 15 тысяч ружей и тысячу пистолетов в год. На Оке выросли Дугненский доменный и Меньшовский орудийный заводы. С началом Северной войны Петр обращает внимание на развитие Олонецких заводов, которые должны были лить пушки и ковать якоря. Были основаны Пушечные дворы в Москве и Петербурге, Сестрорецкий оружейный завод, на котором производили оружие, проволоку, якоря.