Правление Василия Шуйского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:15, реферат

Описание работы

Но было бы неверно именовать «Смутой» промежуток времени исключительно с 1598 по 1613 год. Смута, как скрытая болезнь, задолго до эпохи самозванцев подтачивала силы. То, что происходило в стране в первые два десятилетия XVII века, навсегда врезалось в ее историческую память. Борьба за власть (после смерти Ивана IV “Грозного”), смена династий, всплеск насилия, иностранная интервенция поставили Россию на грань национальной катастрофы. Никогда раньше политическая борьба за власть в государстве не становилась обыденным делом рядовых дворян и тем более социальных низов. Никогда раньше ожесточение схваток за первенствующие позиции в обществе не доходило до систематического преследования, а временами — истребления верхов низами.

Содержание работы

Введение ---------------------------------------------------------------------------- 2
Факторы, способствовавшие наступлению «смутного времени» ------- 4
3. Правление Василия Шуйского, нарастание гражданского противо-
стояния, начало иностранной интервенции --------------------------- ----- 8
3.1 Восхождение на престол и правление Шуйского -------------------------- 8
3.2 Восстание Ивана Болотникова------------------------------------------------- 12
3.3 Лжедмитрий II -------------------------------------------------------------------- 15
3.4 Начало открытой интервенции ------------------------------------------------ 19
4. Заключение------------------------------------------------------------------------- 19
5. Список использованных источников и литературы ----------------------- 21

Файлы: 1 файл

творческая работа.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, причин к бурным событиям начала XVII века было несколько: династический кризис, разорение народа, природные катаклизмы, но главной из них была попытка насильственного насаждения абсолютизма – системы государственной власти, к которой общество еще не было готово. Следствием этого стали драматические события начала XVII века, известные как «Смутное время», когда все признаки национальной катастрофы были налицо:

- кризис власти и отсутствие претендента с твердыми правами на престол, появление самозванцев.

- тяжелейший экономический кризис: неурожай, голод, тысячи людей, обреченных на голодную смерть.

- народные бунты и восстания ослабление и распад государства; иностранная интервенция. По сути своей это был тяжелейший кризис государственности, но именно в этот период страны появилась альтернатива: отказаться от самодержавной власти восточного типа и, развивая ростки гражданского общества, вернуться на путь развития прогрессивный европейской цивилизации. Однако шанс этот был упущен.

 

3. Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.): нарастание гражданского противостояния, начало иностранной интервенции.

 

3.1 Восхождение на престол и правление Шуйского.

 

Во время похода Лжедмитрия I (1604-1605), Шуйский сначала принял участие в борьбе против него, затем, после смерти Бориса Годунова, в июне 1605 г. перешёл на сторону самозванца. Дважды возглавлял заговор против ставшего царем в1605г. Лжедмитрия: в результате первого заговора был приговорен к смертной казни, но помилован, итогом второго стало убийство 17 мая 1606 г.  Лжедмитрия.

Русского престола стали добиваться двое бояр: князья Василий Шуйский и Василий Голицын. За Шуйского стояла малочисленная, но сильная партия московских бояр, они и «выкрикнули» Шуйского царем 19 мая 1606 г., в результате чего он был избран на русский престол. Но избрание его совершилось без собора. Он был возведен только партией своих приверженцев. Мало популярный в народе, новый царь хорошо сознавал непрочность своего положения и с большой поспешностью принялся всеми средствами укреплять его. В грамотах, разосланных по городам сейчас же по воцарении (начиная с 20 мая), Василий объявлял, что вступил на престол «по коленству своему», но вместе с тем, говоря заведомую неправду, присовокуплял, что его молили «быти на Московском государстве государем» высшие духовные и светские чины и дворяне и «всякие люди Московского государства».

Он поторопился, даже не выждав избрания патриарха, освятить свою власть венчанием  на царство (1(11) июня 1606 г.). Стараясь уничтожить еще жившую в народе веру, что царь Дмитрий — действительно сын Грозного, и опровергнуть уже бродившие слухи о спасении его, Шуйский в грамотах определенно называл своего предшественника самозванцем Гришкой Отрепьевым и рассказывал всю его историю, кончая гибелью его. Чувствуя, очевидно, что ему, столько раз менявшему свои показания о Дмитрии, не окажут должного доверия, царь прилагал к своим грамотам покаянные признания матери царевича, что только угрозы заставили ее объявить Самозванца своим сыном.

Он рассылал компрометирующие Самозванца документы, частью найденные после его гибели, частью сфабрикованные, и не всегда умело, новым правительством. Пущены были в ход и литературные произведения, составленные дружественными Шуйскому авторами. Митрополит Филарет, Нагие и другие были посланы в Углич, чтобы отыскать и перенести в Москву останки царевича Дмитрия, который теперь, вопреки данным следствия, произведенного самим же Шуйским, был объявлен убитым клевретами Бориса и, как мученик, был причтен к лику святых. В народе иные не верили даже в чудеса от мощей нового святого, тем более — словам грамот; большинство недоумевало и волновалось, точно ожидая чего-то.

Сам Шуйский не особенно заботился  о соблюдении всех тонкостей для  волеизъявления «всей земли». Его более беспокоила позиция Боярской думы. Чтобы привлечь ее, новый царь пошел навстречу притязаниям аристократии, давно мечтавшей оградить себя от самодержавного произвола целым рядом обязательств, которые возлагал на себя монарх. Шуйский дал крестоцеловальную запись, в которой обещал соблюдать феодальную законность: не налагать ни на кого опал и не казнить без суда, не отнимать имущества у родственников осужденных, не слушать «ложных доводов», править вместе с Думой. Это означало возврат к старине, при котором боярство должно было снова получить участие в управлении. Но вместо признательности многие люди, знатные и незнатные, изъявили негодование и напомнили Василию правило, уставленное Иоанном III, что не Государь народу, а только народ Государю дает клятву. Но его слову нельзя было верить: при правителе Борисе Годунове Шуйский, глава следственной комиссии в Угличе, клялся, что царевич Дмитрий закололся сам; затем, при Лжедмитрии I, что царевич жив и, значит, Годунов – узурпатор; наконец, что царевич был заколот людьми Годунова и царь Дмитрий – самозванец. Сверх того, подобное избрание не предвещало прочности его царствованию. Этот человек не был способен остановить развал государственности и преодолеть раскол социальный. Воцарение Василия Шуйского не прекратило «смуту». Новый царь опирался на узкий круг близких ему людей. Даже внутри Боярской думы у него были недоброжелатели, сами претендовавшие на престол (Романовы, Голицыны, Мстиславские). Не был популярен Шуйский и у дворянства, которое сразу признало его «боярским царем». Народные массы не получили никакого облегчения. Василий Шуйский отменил даже налоговые льготы, данные самозванцем населению южных уездов. Началось преследование бывших сторонников «царя Дмитрия», что еще больше накалило обстановку. В народе продолжал упорно держаться слух о чудесном спасении Дмитрия, о том, что, вновь воцарившись в Москве, он облегчит ее положение.

Уже в конце мая было обнаружено в Москве какое-то движение в пользу передачи престола Мстиславскому. Глава  Романовской группы, митрополит Филарет, предназначавшийся в патриархи, был удалён обратно в Ростов, да и другие члены кружка внушали Шуйскому подозрение.

Уже первый его посол  в Польше говорил тайком, что бояре  недовольны царем Василием и хотели бы видеть на его месте Владислава или самого Сигизмунда. Верных слуг Самозванца Шуйский, опасаясь измены в Москве, неосмотрительно разослал по городам, где они вели интриги против него; иные прямо распускали слухи о спасении Дмитрия.

Такие поступки нового царя ясно показывали, что он не намерен  сдерживать данные обещания. Это восстановляло против него бояр, смотревших на него как на своего ставленника. Поляки — друзья и слуги Самозванца — были посажены в Москве под стражу, потом разосланы по городам; даже послы были задержаны и жили под строгим надзором. В Польшу было послано посольство (в июне) с объяснениями и обвинениями короля и панов-рады в пособничестве Самозванцу. Рокош помешал Сигизмунду объявить сейчас же войну в отмщенье за убитых в Москве и за задержание послов, но негодование поляков скоро нашло выход в иной форме. В мае, июне и июле в Москве неоднократно возникали народные волнения, настолько опасные, что иногда Кремль приводили в боевую готовность.

К лету 1606 г. Василию Шуйскому удалось укрепиться в Москве, однако окраины страны продолжали бурлить. Политический конфликт, порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Народ, окончательно потеряв веру в улучшение своего положения, вновь выступил против властей. В народе также продолжал упорно держаться слух о чудесном спасении царевича Дмитрия. В Новгород-северском на юго-западной окраине России объявился его «посланник» — Иван Болотников, который осенью 1606 г. поднял народное восстание, охватившее не только юго-запад, но и юг России, Среднее и Нижнее Поволжье.

 

3.2 Восстание Ивана Болотникова

 

Летом 1606 г. под лозунгом восстановления на троне чудесно спасшегося от заговора царя Дмитрия началось  восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова. В рядах повстанцев было немало казаков, холопов и беглых крестьян. Болотников, хотя и был холопом, относился к среде обедневшего служилого дворянства. Он призывал восставших «побивать своих бояр», отнимать их поместья и делить их между собой, в чем ярко проявилась возросшая ненависть низов общества к его верхам. Болотников был личностью с темным прошлым. Известно, что некогда он служил в войске у князя А. Телятевского. Однажды он попал в плен, и, возвращаясь из Турции кружным путем через Европу, встретил некоего Михаила Молчанова, ранее бывшего в окружении Лжедмитрия. Молчанов наделил Болотникова   воеводской властью и дал вооруженный отряд. Истинным же вдохновителем восстания стал князь Григорий Шаховской, который руководил Болотниковым из своей ставки в Путивле.

Социальный состав движения был очень противоречив и разнообразен. Практически он почти не отличался от состава сил, поддержавших Лжедмитрия I: дворяне, прежде всего с юго-запада страны, посадские люди, холопы, казаки, крестьяне, участие которых, правда, стало более заметным. Притом в движение втягивались и владельческие крестьяне центральных уездов.

В то же время, значительно реже в войске Болотникова можно было встретить аристократов: князей и бояр. Увеличилась роль казаков, представлявших собой главную военную силу движения.

Почти год продолжались бои между верными Шуйскому войсками и силами Болотникова. Сначала в районе Кром и Ельца повстанцы объединились в две большие рати, насчитывавшие по десять тысяч человек. Нанеся удар по войску Шуйского, восставшие двинулись в Рязанскую землю. Одновременно восстание охватило Нижегородский край и Муромскую волость, где в ряды недовольных вошли многие местные дворяне, служилые люди и дворцовые крестьяне. Начавшись на окраинных территориях, военные действия охватили почти весь центр страны. В октябре 1606 г. отряды повстанцев под водительством сотников Истомы Пашкова и Прокопия Ляпунова двинулись на Москву, разбили царские войска под Коломной и встали у города. Со стороны Калуги к Москве вскоре подошли толпы Болотникова. Началась полуторамесячная осада.

В то время как повстанцы  стояли у стен Москвы, в их руководстве  назревал конфликт, завершившийся переходом на сторону Шуйского рязанских дворян во главе с Ляпуновым. Позже и сотник Пашков увел свои отряды из-под столицы. В решающем бою в декабре 1606 г. повстанцы потерпели поражение и рассеялись по разным местностям, собирая новые силы.

Правительство Шуйского стремилось стабилизировать положение  в стране и укрепить свою власть.

Главной своей задачей  Шуйский считал обеспечение поддержки  со стороны всего господствующего класса и вместе с тем стремился отколоть хотя бы часть холопов от Болотникова. К этой цели были направлены два закона, принятых в марте 1607 года. Указ 7 марта значительно смягчил положение добровольных холопов: вне зависимости от срока службы им разрешалось, если они не дали на себя кабалы, уходить от своих владельцев. 9 марта было принято вместе с Боярской думой и высшим духовенством уложение о крестьянах. Оно вводило 15 - летний вместо 5 - летнего срока исковой давности по делам о беглых; устанавливался жесткий режим расследования о беглых крестьянах. Вводились суровые денежные санкции для тех, кто принимает беглых крестьян. Однако неустойчивость власти Василия Шуйского, то обстоятельство, что во многих уездах считали царем по-прежнему «Дмитрия Ивановича», не дало на практики осуществить эти законы. Они имели скорее пропагандистское значение.

И служилые люди, и крестьяне  по-прежнему были недовольны правительством, хотя и по разным причинам. Дворяне видели неспособность Шуйского прекратить крестьянскую войну, крестьяне не принимали его крепостническую политику.

В самом центре Руси оказались, таким образом, десятки воинских отрядов, вобравших в себя мелких дворян, беглых крестьян, боевых холопов, военных людей из Речи Посполитой, запорожских, терских и донских  казаков и просто разбойников. За полтора года восстания Ивана Болотникова произошло пятнадцать крупных сражений и десять длительных осад городов, продолжавшихся более месяца. Налицо был грандиозный раскол общества на два лагеря. В огне восстания находились не только центральные земли, но и Поволжье, западные области. Чтобы нанести повстанцам решающее поражение при осаде Тулы в июне — октябре 1607 г., Василию Шуйскому пришлось пойти на полную мобилизацию всех военных ресурсов страны. Но только жестокий голод и угроза затопления города после постройки на реке Упе запруды вынудили мятежников сдаться.

Трудная победа над войсками Ивана Болотникова обещала царю Василию Шуйскому долгожданный покой, а стране — умиротворение.

Возвратившись в Москву, Шуйский в январе 1608 года женился  на княжне Марье Петровне Буйносовой-Ростовской, с которой обручился за несколько лет до этого. Однако предаваться тихим семейным радостям ему не довелось. Неустанные государственные заботы и бесконечные смуты в разных местах страны, вызванные объявлением там новых лжецаревичей, держали его в постоянной тревоге.

Летом 1608 года Шуйский  жестоко наказал Ивана Болотникова, сосланного в Каргополь: предводитель мятежников был ослеплен, а позже  его утопили. Однако это не остановило мятежей, которые по-прежнему возникали в разных частях страны. Здесь и там возникали все новые и новые «носители царского семени». Они возглавляли восстания против центральной власти Шуйского и боярства. Сразу восемь «сыновей Феодора Иоанновича» объявили о себе в малороссийских городах, в Астрахани явился «царевич Август» — сын Иоанна Грозного, заявил о себе Лаврентий, небывалый отпрыск сына Грозного — Иоанна. Самозваные «царевичи» исчезали так же быстро, как появлялись. Самым опасным среди всех оказался новый Лжедмитрий.

 

3.3 Лжедмитрий II

 

Царские войска еще осаждали Болотникова в Туле, а в Стародубе (на Брянщине) уже появился человек, объявивший себя спасшимся «царем Дмитрием». Его обещания «прежней вольности» приводят к самозванцу много новых повстанцев из русских простолюдинов. Снова они надеются с помощью «доброго царя Дмитрия» добиться заветной воли, освобождения от бояр. Народное движение на этом этапе, в 1608-м и последующие годы, сильно осложняется вмешательством иностранных интервентов и разгорающейся национально-освободительной борьбой.

Информация о работе Правление Василия Шуйского