Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:01, контрольная работа
История государства и права Древнего Китая представляет особый интерес резким противостоянием двух идеологических направлений в государственности - конфуцианства и легизма. В столкновении конфуцианства и легизма вырисовывается кардинальной важности проблема государственности (одна из первых и в наше время) - роль стихийного, традиционного и рассудочного (осознанно направляемого) в строительстве государства и права.[1, с. 41-42]
В отличие от государства, древнекитайское право прошло в своем развитии три этапа. Выделение данных этапов связано с различным пониманием роли права в механизме социального регулирования, его соотношением с другими социальными нормами. Разное отношение к праву было сформулировано в конфуцианстве и легизме, которые стали государственными идеологиями древнекитайского общества и определили его правосознание на разных этапах политической истории.
Введение
3
1. Особенности формирования древнекитайского права
4
2. Институты и нормы уголовного права Древнего Китая
8
3. Брак и семья
13
4. Регулирование имущественных отношений
16
5. Судебный процесс
20
Заключение
21
Список использованной литературы
Включение тех или иных противоправных действий в список преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния тех или иных правовых концепций: конфуцианских или легистских. Этот список носил крайне дробный и неопределенный характер. Уголовному преследованию, например, подвергались невыплатившие долг должники.
Уже чжоусскому законодательству, как сообщают источники, были известны 500 видов преступлений. Неизменно в этом списке особое место стали занимать государственные преступления — измена императору, бунт и др. В царстве Цинь одним из тяжких государственных преступлений считалось хранение запрещенной литературы конфуцианского толка.
В IV—III вв. до н.э. в пособиях для чиновников содержались такие примеры рассмотрения уголовных дел, как кража из храма, кража предметов культа, нанесение ранений, клевета, дезертирство из армии. Рано выделились в соответствии с канонами конфуцианской морали и такие преступления, как непочтение к отцу, к старшим в семье. Еще в древности была введена ставшая традиционной ответственность вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновника, совершившего ошибку или проступок по службе. В III в, до н.э. была введена и ответственность чиновников, знавших о вине своего коллеги и не донесших на него.
Наказания. Термин "бао" использовался в Древнем Китае в значении воздаяния за совершенное преступление. Живучесть представления о наказании как о воздаянии по принципу талиона, берущего свое начало с первобытнообщинного строя, определила длительное существование в Китае обычая кровной мести, с которым безуспешно боролись китайские правители.
Окончательное утверждение традиционной системы наказаний в V—IV вв. до н.э. было связано с ее философским осмыслением на основе использования сакральной у древних китайцев цифры "пять". Шкала наказаний включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Она дополнялась другими наказаниями — битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращением в рабство, штрафом. Крайняя жестокость наказаний, особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, уравновешивалась в определенной мере возможностью применения символическихуголовных санкций. Еще шаньско-иньскому Китаю, например, была известна' особая система символических наказаний ("сян"), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, смертная казнь — ношением холщовой рубахи и пр. Общество тем самым пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение.
Пережитки символических наказаний встречались и в период Чжоу. Определенные попытки возродить эту систему предпринимались и в ханьском Китае, когда в 167 году до н.э. Сяо Вэнь специальным указом отменил телесные наказания и заменил их символическими. Эта попытка оказалась безуспешной, так как она противоречила воззрениям конфуцианцев, что тяжесть наказания должна соответствовать силе нарушения "ли", ибо всякое несоответствие нарушает гармонию, порождает ненависть. На тех же основаниях конфуцианцами велась борьба с логистами и против тяжких наказаний за легкие преступления. Своеобразным напоминаем "сян" в праве последующих столетий стало сохранение татуировки в качестве одного из наказаний.
Традиционным институтом китайского права, против которого конфуцианцы вели безуспешную борьбу с логистами, был институт коллективной ответственности родственников преступника. В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки. [2, с. 34]
Наказание, таким образом, преследовало сугубо устрашающие цели. Некоторое смягчение наказания под влиянием конфуцианизации права на третьем этапе его развития выразилось во временной отмене наказания невиновных родственников преступника и в утверждении нормы о безнаказанности укрывательства родственниками (детьми, женами, внуками) близких лиц, совершивших преступление. Наказание неизменно отражало сословно-классовое положение преступника и потерпевшего. Карательная политика в отношении рабов менялась. В 1 в. до н.э. была запрещена распространенная ранее практика безнаказанного убийства частных рабов, отменен закон о смертной казни раба, ранившего свободного.
Конфуцианские
каноны тесно связывали традици
Для заключения
брака было необходимо
С глубокой древности сохранилось также правило, что жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать родственные семьи. Однако скудность семейных фамилий в китайском обществе предопределила постепенное утрачивание важности этого правила[4]
Возраст брачного совершеннолетия в кодексах не закреплялся. Как правило, он варьировался вокруг цифр 15 – 16 лет для мужчин и 14 – 15 лет для женщин. Однако были зафиксированы верхние пределы брачного возраста: для мужчин – 30, а для женщин – 20 лет, как бы фиксировавшие пределы терпения предков на непочтительного потомка. В соблюдение данных пределов было вовлечено и государство, следившее за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью, по свидетельству упомянутой ранее "Чжоу ли", особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы все тридцатилетние мужчины брали себе в жены девушек, достигших 20 лет. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей.
Развод в
китайском традиционном праве,
в отличие от большинства
Возможности
женщины оставить своего мужа
или наоборот, протестовать против
развода, были незначительны.
Согласно древним правилам, жена
должна была оставаться с
Глава семьи
выступал в роли ее властителя,
хозяина имущества.
4. Регулирование имущественных отношений
Нормы частного права не получили самостоятельного развития в праве Китая, хотя глагол "ю" в значении "иметь собственность" был известен в Китае еще в IV в. до н.э.
Земля в
Китае рано стала продаваться
и покупаться, дробиться на мелкие
участки или концентрироваться
в крупные наделы, но, какие бы
превращения землепользование н
Верховная государственная собственность на землю сосуществовала в Древнем Китае с общинным землевладением крестьян. Действовала система "общественных полей", при которой общинная земля обрабатывалась сообща и девятая часть урожая отправлялась в виде ренты-налога на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды.
В III в. до
н.э. в Китае уже складывается
система частного
Рост крупного
частного землевладения,
В 780 г. н.э. надельная система была отменена и была введена "двухразового" налога, при котором налогом облагались частные землевладельцы соответственно размерам землевладения. Одновременно были сняты запреты с продажи земли, которые были введены в действие вместе с реформами 485 г., что привело к новому росту частного землевладения. Вместе с ним растет и число арендаторов, прикрепленных к земле.
Пресечь чрезмерный рост частного землевладения пытался своими реформами в империи Сун в XI в. император Ван Анши. Стремясь остановить "поглощение" крестьянских земель, он упорядочил налоговую систему, усилил государственный контроль за продажей земли. Все акты продажи земли, рабов и скота в это время подлежали регистрации органами государственной власти. Только регистрация сделки в местной администрации означала, что акт купли-продажи завершен. При этом взималась государственная пошлина в размере от 4% до 6% покупной стоимости. Землю мог продавать только лично землевладелец, глава семьи. Преимущественным правом покупки пользовались родственники и соседи. При продаже оговаривалось, что продавец не имеет права востребовать землю обратно.
В результате всех этих реформ к XII в. в Китае стали выделяться три формы землевладения: семейное (частное), общинное и казенное. Общественными были выпасы для скота, а также леса, болота и озера. К особой категории, наряду с землями казны, относились земли императорского двора.
Китайское
право очень рано стало