Право Древней и Средневековой Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:09, доклад

Описание работы

До начала VII в. в Японии господствовало обычное право, не зафиксированное никакими памятниками. Его предписания были не только юридическими, но и религиозными, этическими правилами. Многое в японском праве той эпохи было перенесено из более древних правовых систем Китая и Кореи. Собственно юридические нормы появились в обычном праве с выделением среди религиозных и моральных запретов особых представлений о наказании. Наказание было как бы следствием «греховности» людей и настигающего их Божьего суда. Первые понятия о преступном также были еще взаимосвязаны с религией и существовали в виде представлений о «семи небесных грехах» (тяжких) и «восьми небесных грехах» (менее тяжких). За их совершение обычно полагались кара и очищение – как правило, коллективные.

Содержание работы

1.Право Древней Японии
1.1.Влияние Древнего Китая
1.2.Обычное право
1.3.Письменное право
1.4. Кодекс «Тайхо-рицурё». Характеристика его норм
2.Право Средневековой Японии
2.1.Источники права
2.2.Уголовное право
2.3.Регулирование имущественных отношений
2.4.Брачно-семейное право
2.5.Судебный процесс

Файлы: 1 файл

Право Японии.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему «Право Древней и Средневековой Японии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили: Аникин Валентин

Евсеенко Диана

1 курс 10 группа

План:

1.Право Древней  Японии

1.1.Влияние Древнего  Китая 

1.2.Обычное право

1.3.Письменное  право

1.4. Кодекс «Тайхо-рицурё». Характеристика его норм

2.Право Средневековой  Японии

2.1.Источники права

2.2.Уголовное право

2.3.Регулирование имущественных отношений

2.4.Брачно-семейное право

2.5.Судебный процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Право Древней Японии

1.1. Японцы многие века жили, практически не вступая в контакт с остальным миром. Японцы благоговейно почитали своих императоров, которые считались прямыми потомками богини солнца Аматэрасу. Правление первого императора Дзимму относят к 660 г. до н. э. На самом деле императорский клан вышел на авансцену истории гораздо позднее, и Япония выбралась из каменного века только в первом столетии до н. э.

Большое влияние на развитие древней Японии оказывал Китай. Несмотря на сильное влияние китайской цивилизации, японцы сумели создать свою собственную самобытную культуру. Пытаясь завоевать Корею в IV-VII вв. н. э., Япония открыла для себя и многое взяла у высокоразвитой цивилизации Китая. Именно оттуда через Корею на острова пришел буддизм, который постепенно затем стал господствующей религией японцев, и конфуцианство, а вместе с ним китайские идеи централизованного государства. Однако самым важным приобретением стала письменность. Переняв китайское иероглифическое письмо, японцы приспособили его к родному языку, и еще долгие века признаком образованности считалось владение и, более того, сочинение стихов на китайском языке.

1.2.До начала VII в. в Японии господствовало обычное право, не зафиксированное никакими памятниками. Его предписания были не только юридическими, но и религиозными, этическими правилами. Многое в японском праве той эпохи было перенесено из более древних правовых систем Китая и Кореи. Собственно юридические нормы появились в обычном праве с выделением среди религиозных и моральных запретов особых представлений о наказании. Наказание было как бы следствием «греховности» людей и настигающего их Божьего суда. Первые понятия о преступном также были еще взаимосвязаны с религией и существовали в виде представлений о «семи небесных грехах» (тяжких) и «восьми небесных грехах» (менее тяжких). За их совершение обычно полагались кара и очищение – как правило, коллективные.

1.3.Формирование письменного права в Японии началось не путем записи обычного права, а путем создания особого законодательства о системе и деятельности органов государственного управления – своего рода государственно-административных кодексов. Закономерно, что при создании такой своеобразной сферы права широко использовался опыт более древней административной традиции Китая. В этом заключается одна из важнейших особенностей формирования древнего японского права.

Первые законы были составлены в Японии в начале VII в. Это были Законы 17 Статей (604–622), в которых содержались в большей степени моралистические пожелания в духе конфуцианства, чем строго юридические предписания.

В конце VII в. под влиянием административных преобразований, начатых с переворотом Тайка, для одной из провинций Оме был составлен свод административных правил – Оми-ре (661-672). Свод был записан по образцу китайского «Уголовного и административного кодекса» середины VII в. . В нем регламентировались обязанности администраторов, устанавливалась вводимая в японском государстве система рангов и в общей форме фиксировались взаимоотношения жителей с новой, государственной властью. Позднее Оми-ре был пересмотрен и превратился в «Уголовный и административный кодекс государева двора» – Киемигахара-ре (681-683). Состоял он из 22 глав и, по-видимому, включал, кроме административных правил, и нормы ответственности чиновников.

Оба свода VII в. не сохранились, и о содержании их ничего не известно.

 

1.4.Первым известным по содержанию памятником древнего японского права стал кодекс «Тайхо-рицурё» (702). Он как бы юридически оформил государственные реформы Тайка. Для его составления в 700 г. была образована комиссия из императорских приближенных: «Государь повелел царевичу Восакабэ, Фудзивара Фубито, Авата Мабито и другим отобрать уголовные и гражданские законы».

После его опубликования  работа была продолжена. Составленный кодекс подвергался изменениям. В  итоге была составлена новая редакция свода под названием  
«Еро рицурё»(718г.). Однако в действие новые законы ввели с большим запозданием – только в 757 г. Переработанная редакция в большей степени отражала заимствования из китайского права. Тогда как основная – Тайхо-рицурё – содержала правила японского происхождения и отражала основные черты древнего японского права.

Законы Тайхо обладали высокой степенью обобщения, в них не было типичных для древнего законодательства казусных норм. Однако, вероятно, это было вызвано тем, что в законах почти не было правил для собственно бытовой юстиции. В большинстве они устанавливали взаимные обязанности и права чиновников и власти, населения и чиновников. Тем самым создавался своеобразный правовой строй, составляющий особенность древнейшего периода японского государства. Он является ярким свидетельством специфической цивилизационной черты Японии, умения японцев заимствовать достижения других культур, но не слепо, а трансформируя их, приспосабливая к историко-культурным, национальным особенностям своей страны. В Своде законов Тайхо нет деления права на частное и публичное. Нет здесь и четкого деления на отрасли права. Если обратиться к содержанию "Тайхо Ёро рё", то кодекс содержит нормы как гражданского, брачно-семейного, уголовного, так и административного права, касаясь, однако, таких преступлений, которые в силу сословной принадлежности преступника или потерпевшего или иных причин не влекли за собой одного из пяти тяжких уголовных наказаний (от смертной казни до битья палками).

Уголовные законы из свода почти не сохранились.

Административные законы дошли полностью. Они разделены на 30 книг, каждая посвящалась особой законодательной теме:

-рангам и штатам  чиновников (кн. 1-5)

Так, Закон I "Тайхо Ёро рё" носит название "О постах и рангах". Он содержит табель о рангах "от министров до писцов", деля их на "благородных" и "неблагородных", а посты на "высокие"и"низкие".

-положению священнослужителей (кн. 6-7)

Закон VII "О буддийских монахах и монахинях" (свидетельствующий  о высшем государственном надзоре  над буддийскими религиозными организациями, храмами и духовенством

-положению крестьян, наделам и налогам (кн.8-10)

Примером является Закон VIII особенно ярко свидетельствующий  о социально-экономических отношениях в это время, говорит о  крестьянском дворе как о хозяйственной, организационной, военно-учетной и, главное, податной (фискальной) единице.

-продвижению чиновников (кн. 11-15)

Закон XIII "О преемственности  и наследовании" содержит нормы  о наследовании звания глав знатных  домов, от чиновника до императора (правила  престолонаследия), а также об условиях законности заключаемых ими браков.

Большой круг уголовно-правовых норм включен в Закон XIV "О проверке и аттестации", посвященный организации  и деятельности чиновничьего корпуса, в частности говорящий о преступлениях  и проступках чиновников, а также  об особой системе наказаний за них.

-особому положению дворца, его служб и вооруженным силам (кн. 16-24)

Закон XVII "О воинах и  пограничниках" содержит правила  об организации вооруженных сил, в том числе и о воинских преступлениях.

- особым обстоятельствам службы (кн. 25-27)

-уголовному судопроизводству (кн. 28-29).

Особое значение для рассмотрения правовой системы Японии этого времени  имел Закон XXIX "О тюрьмах", касающийся широкого круга норм уголовно-процессуального  права.

- Последняя, 30-я книга

включала разные положения, в том числе о единых мерах и даже обязательствах.

Из содержания Свода явствует, что нормы конфуцианской морали оказали бесспорное влияние на его содержание. Об этом свидетельствует ряд норм, в том числе и зафиксированное в нем общее конфуцианское положение, требующее наказания за любой проступок, "который не следовало совершать".

Вместе с тем свод - правовое произведение, а не собрание моралистических наставлений более позднего периода. Он был призван стать законодательной опорой правящего режима, укрепить его основы с помощью детально разработанной единой для Японии правовой системы. С этой целью и был проведен многосторонний пересмотр, унификация, систематизация обычно-правовых и ранее созданных законодательных норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Право Средневековой  Японии

 

2.1.Источники права

Для раннесредневекового  права Японии было характерно повсеместное распространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся сословной группе.

Право в это время еще не выделилось из религиозных и этических норм. Становление писаного права происходило в Японии под сильным влиянием религиозно-правовой идеологии, норм китайского права. Японские государственные и правовые институты не потеряли, однако, своей специфики.

Первые записи правовых норм, как это имело место, например, в Конституции Сётоку-тайси 604 года, носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам.

Введение надельной системы  в VII в., строгое деление общества на ранги привело к появлению  законодательных документов, получивших, как и в Китае, название "кодекс". Кодексы содержали нормы, регулирующие поземельные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного (рицу) и административного (рё) права, хотя между ними четкие различия провести в праве Японии крайне трудно. Первым кодексом был кодекс "Тай-хо рё". Над составлением кодекса, как свидетельствует древняя летопись 720 года, работала комиссия из 18 человек во главе с принцем Осакабэ и представителем дома Фудзивара Фубито. В 701 году он был составлен, а в 702 году вступил в силу. Работа над кодексом продолжалась и в дальнейшем. В 718 поду он появился под новым названием "Еро рицу рё" и состоял из 953 статей (уголовный и административный кодекс годов Ёро). Введен же кодекс в действие в связи с политической нестабильностью был лишь в 757 году.

Две версии кодекса "Тайхо" и "Ёро" представлены в исторической науке в качестве единого свода, содержащего богатейший материал о раннефеодальном государстве Японии, о нормах японского традиционного права, формально сохранивших свое значение до эпохи Мейдзи (XIX в.). Он является ярким свидетельством специфической цивилизационной черты Японии, умения японцев заимствовать достижения других культур, но не слепо, а трансформируя их, приспосабливая к историко-культурным, национальным особенностям своей страны.

Вместе с кодексами  среди источников права этого  периода широко было представлено текущее  нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Первые имели более самостоятельный характер, вторые издавались в развитие административных и уголовных законов, как их практическое осмысление.

Указы объединялись в сборники. Например, в 927 году был создан Сборник  постановлений годов Энги, вступивший в действие в 967 году. Указы все больше стали со временем оттеснять кодексы на второй план. Резкие изменения в правовой сфере Японии происходят после установления сёгуната под влиянием развала единого правового пространства.

"Рицу" и "рё" как  государственные императорские  предписания теряют свой общеяпонский нормативный характер, так как на первый план выходят морально-правовые обыкновения, гири, исходящие из соображений приличия, которые регулируют поведение индивида во всех случаях жизни: отношения отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника. А вне семьи — отношения собственника и арендатора, заимодавца и должника, торговца и клиента, старшего чиновника и подчиненного.

Это было связано с децентрализацией и общим ослаблением государственной  власти, падением ее легитимности, когда  в условиях военной диктатуры  бакуфу перестали существовать общепризнанные административно-судебные органы, и Министерство юстиции (наказаний), и высшая апелляционная инстанция в лице императора. Действовал прямой приказ, предписание высших низшим, в лучшем случае — норма обычного права. Эти новые порядки нашли в Японии подготовленную почву. Их идеологической базой стало конфуцианство, которое, как известно, считало право одиозным, отвергало его вместе с категоричностью судебного решения.

Гири же соблюдались автоматически, под страхом осуждения со стороны  общества "нарушений приличия", различные критерии тяжести которых были тесно связаны с сословной принадлежностью индивида.

Так, особый кодекс норм "приличия", "кодекс чести" (букэ-хо) окончательно формируется в это время для самурайского сословия. Он был основан на требованиях абсолютной личной преданности вассала своему сюзерену, исключал саму идею прав и обязанностей юридического характера. Отношения вассала-воина и его сюзерена строились не на договорной основе, а на псевдородственных семейных началах, как отношения отца и сына. Вассал при этом не имел никаких гарантий против произвола своего господина. Сама мысль об этом считалась оскорбительной. Любое бесчестие самурая кончалось самоубийством.

Гири иногда скреплялись  и законодательным путем, как  это имело место в 1232 году, когда  в период 1 сёгуната было создано Уложение годов Дзёэй. Закрепляя нормы самурайского "кодекса чести", уложение предусматривало жестокие наказания за мятежи и заговоры феодалов, за незаконный' захват ими земель. Упорядочивая существующие поземельные отношения, уложение устанавливало общий порядок наследования земли, в частности правило первородства.

Информация о работе Право Древней и Средневековой Японии