Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:35, реферат
Всем знакомо со школьной скамьи, что инквизиция возникла в начале XIII в. и основана была монахами доминиканского ордена. Одним из этих монахов был Фома Аквинский. Он заявлял о нежелательности проливать кровь осужденных, поэтому рекомендовал сжигать их заживо. Начиная со второй половины XIIIв. Костры запылали во многих европейских странах. Но ведь и в России православная церковь жестоко наказывала тех, кто смел, идти против воли божьей, а по-другому против воли церкви. Можно ли сравнить эту деятельность с европейской и считать, что в России тоже была инквизиция?
Введение
Глава 1. Определение инквизиции католической и православной……..4
Глава 2. Мнение историков и церковных деятелей о существовании инквизиции в России………………………………………………………..6
Глава 3. История возникновения православной инквизиции……………8
Глава 4. Структура инквизиционного аппарата в России………………16
Заключение
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-
Дисциплина: история
Православная инквизиция в России.
Студент группы 16-С-1
Павлова Д.С.
Руководитель:
Канд. ист. наук., доцент
Роденков В.Н.
г. Санкт-Петербург
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава 1. Определение инквизиции католической и православной……..4
Глава 2. Мнение историков и церковных деятелей о существовании инквизиции в России………………………………………………………..6
Глава 3. История возникновения православной инквизиции……………8
Глава 4. Структура инквизиционного аппарата в России………………16
Заключение
Приложения……………………………………………………
Введение.
Всем знакомо со школьной скамьи, что инквизиция возникла в начале XIII в. и основана была монахами доминиканского ордена. Одним из этих монахов был Фома Аквинский. Он заявлял о нежелательности проливать кровь осужденных, поэтому рекомендовал сжигать их заживо. Начиная со второй половины XIIIв. Костры запылали во многих европейских странах. Но ведь и в России православная церковь жестоко наказывала тех, кто смел, идти против воли божьей, а по-другому против воли церкви. Можно ли сравнить эту деятельность с европейской и считать, что в России тоже была инквизиция?
В дореволюционной исторической литературе высказывалась, правда очень робко, мысль, что православная церковь, так же как и католическая, использовала инквизиционные методы расправы с теми, кто выступал против религиозной идеологии и феодального гнета, и имела для этого особый аппарат. Видные церковные историки по поручению Синода выступали в печати с опровержением таких попыток. Они утверждали, что православная церковь в России не знала инквизиции.
Вопрос о
существовании Русской
Глава 1. Определение инквизиции католической и православной.
В начале XVIIв. В Мюнхене среди обвиненных была одна очень уважаемая семья. Отец умер в тюрьме, мать, после того, как ее подвергли испытанию на дыбе одиннадцать раз, призналась во всем, в чем ее обвинили. (Считалось, что женщины более подвержены влиянию сатаны и чаще всего являются ведьмами). Дочь Агнесса, двадцати одного года, стоически перенесла испытание на дыбе с дополнительным весом, но не признавала своей вины, и только говорила о том, что она прощает своих палачей и обвинителей. Лишь через несколько дней непрекращающихся испытаний в камере пыток, ей сказали о полном признании ее матери. После попытки суицида она призналась во всех ужасных преступлениях, включая сожительство с Дьяволом с восьмилетнего возраста, в пожирании сердец тридцати человек, участии в шабашах, в том, что вызывала бурю и отрекалась от Господа. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре.1
Как и в Европе, в России жертвами в большей мере были женщины. По церковным представлениям женщины легче вступали в сношения с дьяволом, их обвиняли в том, что они портят погоду, посевы, что именно они виновницы неурожаев и голода. Так в 1647 году при царе Алексее Михайловиче в Шацке по навету церковных «доказчиков» в колдовстве обвинили женку Агафьицу, по указу царя несчастную вывели на площадь, где сказали о ее « богомерзком деле», затем посадили в сруб, обложили соломой и сожгли2.
Так что же это такое? На западе это – святая инквизиция, но может быть и в России тоже?
В Большом Энциклопедическом словаре говорится, что (от лат . inquisitio –
розыск), в католической церкви в 13-19 вв. особые суды церковной
юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В
основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Сложился т. н. инквизиционный процесс с особой системой доказательств, с совмещением судьи и следователя в одном лице. Широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16-17 вв. одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании3.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова дается такое определение. Судебно-полицейская организация в католической церкви, отличавшаяся крайней жестокостью в борьбе и расправе с врагами церкви . Изощренное до жестокости издевательство, пытка4.
В целом можно сказать, что авторы близки в формулировках. Но в этих в определениях сделан акцент на то, что инквизиция это все-таки орган Католической церкви, но судя поформулировке, и в Православной церкви была инквизиция, т.к. РПЦ тоже преследовала инакомыслящих и еретиков, применяла к ним всяческие довольно жестокие пытки. Так же как и европейская инквизиция, православная церковь посылала на костры еретиков и ослушников собственной властью, иногда же использовала и более изощренные методы казни, участь еретиков так же разделяли чародеи, ведьмы и другие ослушники церкви. А при Петре I был образован и специальный орган для преследования еретиков – приказ инквизиторских дел. Во главе которого, стоял протоинквизитор – архимандрит московского Данилового монастыря5.
Глава 2. Мнения историков и церковных деятелей о существовании инквизиции.
Историческое мнение о появление инквизиции в России разделилось на три лагеря : одни ученые твердо утверждают о ее скрытом существование, основываясь на отдельных случаях описанных в летописях и целых цепочках инквизиционных преследований. Другие так же твердо отрицают существование инквизиции, обосновывая свое мнение тем, что инквизиционный процесс считался главным каноническим средством борьбы с ее врагами и не заменялся другими видами судопроизводства лишь в католической церкви, в древних же « правилах» православной церкви нет якобы сведений об особом трибунале, занимавшемся преследованием и осуждением еретиков - так известный церковный историк М. И. Горчаков говорил в статье6. А третья группа историков и не признает и не отрицает существование Православной Инквизиции.
Яркое выражение мнения первой группы историков, пытались скрыть и запретить, так в 1989 г. В.Г. Короленко в статье «Об инквизиции» (для журнала «Русское богатство»), писал об изуверстве и религиозном фанатизме, разжигавшемся церковными инквизиторами - католиками в г. Ковно, пытался разоблачить деятельность и православных инквизиторов в царской России. Но все же, эта статья была прочитана одним из служащих церкви и просто запрещенная цензурой. И лишь в начале XXв. прогрессивному историку А.С. Пругавину7 удалось ознакомить русское общество с инквизиционной деятельностью монастырских застенков.
Обратное же эти мнение в 1892 году высказал церковный историк Н. И. Барсов, он утверждал, что созданный Петром I приказ протоинквизиторских дел имел совершенно невинный характер8.
Историки считали, что начало инквизиции в восточной церкви было положено еще во времена императора Феодосия в Константинополе(IV в. Н. э.) Они доказывали так же, что в России инквизиторская деятельность была особенно распространена не только после церковной реформы Никона в 1654г., но и до этого она существовала в древней Руси9.
Уже в XI в. Князья и их суды сурово расправлялись с противниками церкви и требовали того же от светской власти. Еще при князе Владимире епископы благословляли князей на применение казни. «Ты поставлен от бога на казнь злым, а добрым на помилование», - говорили они10. Новгородского архиерея Луку Жидяту, жившего в XI в., летописец называет «звероядивым». Лука сурово расправлялся с неугодными церкви людьми, но и так же жестоко с принадлежавшими ему крестьянами10.
В XIIв. Немилостивым мучителем был владимирский епископ Федор. Он лишал своих противников сел, одних обращал в рабство, других заключал в тюрьмы, рубил им головы, выжигал глаза, резал языки, распинал на стенах. Владимирский епископ как крупный феодал не признавал власти киевского митрополита. Обвинив своих противников в еретичестве( тех кто пошел против его борьбы с киевским митрополитом), он через свой суд добился их смертной казни, добился конфискации имущества(в пользу церкви, а конкретно в свою пользу), а многих заключил в тюрьмы. В борьбе с киевским митрополитом Федор потерпел поражения, его обвинили в еретичестве и выдали на суд киевского митрополита, который оказался не менее жесток. Наказание Федора было столь же жестоко, как и его деяния: ему отрезали язык, затем отсекли правую руку, и вынули очи (ослепили)11.
Инквизиционные меры воздействия на еретиков применяли и церковные соборы - собрания видных представителей церкви, имевших большое влияние на церковные дела и светскую власть. Особенно жестоко соборы расправлялись с церковными врагами в XIV-XVII вв. Во второй половине XIV в. в Новгороде возникло антифеодальное движение, имевшее религиозную оболочку, известное под именем ереси стригольников. В ереси стригольников отразилась борьба против господствующей феодальной церкви; это был протест, хотя и пассивный, социальных низов против феодального гнета, против установившейся феодальной идеологии. В критике церковных догматов и обрядов были элементы рационализма. Во главе ереси стояли рядовые люди, а так же дьячество (низший слой духовенства). Церковь жестоко осудила новую ересь, направленную против церкви . Ересь назвали «прямой затеей сатаны», а ее участников- «развратителями христианской веры». Новгородские епископы настояли на том, чтобы дьякона Никиту, ремесленника Карпа и др. сбросили в 1375 г. В реку Волхов. Затем стали разыскивать и казнить остальных участников движения в Новгороде и Пскове. Физическое уничтожение еретиков одобрил и московский митрополит Фотий. В посланиях 1416-1425 гг. он благодарил Псковичей за расправу с еретиками и советовал применять к ним все средства уничтожения, однако без пролития крови12.
Позже с требованием смерти еретиков обратился к царю Ивану III и новгородский архиепископ Геннадий Гонзов, прозванный современниками «кровожадным устрашителем преступников против церкви». Геннадий был в восторге от испанских инквизиторов, особенно от его современника Торквемады, который за 15 лет совей инквизиторской деятельности, сжег на кострах и предал различным наказаниям многие тысячи человек.
Настаивая на казни еретиков, Геннадий писал в 1490 г. Московскому митрополиту Зосиме : «Смотри, франки по своей вере какую крепость держат! Сказывал мне при проезде через Новгород посол цесарский про шпанского короля, как он свою землю очистил, и я с тех речей и список тебе послал»13.
Во второй половине XVII в. В Московском государстве возникло широкое религиозное движение, известное под именем раскола (старообрядцы). Вызвано оно было религиозной реформой патриарха Никона в 1650х-1660х гг. Комплекс богослужебно - канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве. Направлены на изменение существовавшей обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Эта реформа вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.
Первым шагом Патриарха Никона на пути реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа греческих. Обнаружив расхождения между ними, Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода после вступления на патриарший престол. В начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.
По ходу реформы была проведена широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святого исключено слово «Истинного». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» была добавлена ещё одна буква, и оно стало писаться «Іисус».Так же Крёстные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь). Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).