Православная инквизиция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:35, реферат

Описание работы

Всем знакомо со школьной скамьи, что инквизиция возникла в начале XIII в. и основана была монахами доминиканского ордена. Одним из этих монахов был Фома Аквинский. Он заявлял о нежелательности проливать кровь осужденных, поэтому рекомендовал сжигать их заживо. Начиная со второй половины XIIIв. Костры запылали во многих европейских странах. Но ведь и в России православная церковь жестоко наказывала тех, кто смел, идти против воли божьей, а по-другому против воли церкви. Можно ли сравнить эту деятельность с европейской и считать, что в России тоже была инквизиция?

Содержание работы

Введение
Глава 1. Определение инквизиции католической и православной……..4
Глава 2. Мнение историков и церковных деятелей о существовании инквизиции в России………………………………………………………..6
Глава 3. История возникновения православной инквизиции……………8
Глава 4. Структура инквизиционного аппарата в России………………16
Заключение

Файлы: 1 файл

Православная Инквизиция в России.1.doc

— 902.00 Кб (Скачать файл)

В 1654 году Никон устраивает собор, на котором в результате давления на участников добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». Однако равнение шло не на старые образцы, а на современную греческую практику. В неделю православия 1656 года в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами.

Резкость и процедурная  некорректность (так, Никон однажды  публично избил, сорвал мантию, а затем  без соборного решения единолично лишил кафедры и сослал противника богослужебной реформы епископа Павла Коломенского) проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, которое питалось также личной неприязнью к отличавшемуся нетерпимостью и амбициозностью патриарху. В дальнейшем в силу государственной поддержки церковной реформы, имя Русской церкви было закреплено исключительно за принявшими решения Соборов 1666 и 1667, а приверженцев богослужебных традиций (староверов) стали называть раскольниками и преследовать.Все эти изменения повлекли за собой массовые волнения народа, а впоследствии восстания сторонников старой веры. Под лозунгом защиты «чистоты» православной церкви объединились все силы государства. Начало кровавого похода против раскольников как врагов государства и церкви было связано с именем патриарха Никона, который не останавливался перед суровыми мерами, чтобы «задушить» в самом начале новое движение. Современники говорили о Никоне, что он, как разбойник, грабил церкви и монастыри, захватывал вотчины бояр и служилых людей. Этому патриарху принадлежало свыше 25 тысяч крестьянских дворов. Крестьяне, жившие на патриарших землях, подвергались тягчайшей эксплуатации. Никон своих крестьян «тяжкими трудами умучил». Он беспощадно расправлялся также с не угодившими ему церковниками. За малейшие провинности их заключали в монастыри, отправляли в ссылку. Его называли «лютым волком», «жестоким истязателем»13.

Начав поход против сторонников старой веры, Никон подвергал пыткам наиболее активных представителей раскола. Им резали языки, руки, ноги, сжигали на кострах, растягивали на дыбах. При Никоне инквизиторские костры запылали во многих городах. Протопоп Аввакум писал, что Никон епископа Павла Коломенского мучил и сжег в новгородских пределах; протопопа Даниила уморил в земляной тюрьме в Астрахани; священнику Гавриилу в Нижнем приказал отрубить голову; старца Иону Казанцева в Кольском остроге на пять частей разрубить приказал; в Холмогорах сожгли Ивана Юродивого, а в Боровске – священника Полиевкта и с ним 14 человек.  Много народу посжигал Никон. А с Аввакумом, сидело в тюрьме еще 60 человек, и всех Никон мучил и бил и проклинал15.


  1. Викторовский С.К. «История смертной казни в России». 2002. Стр. 19
  2. Грекулов Е.Ф. « Православная инквизиция в России».1964 . Стр.19

После низложения Никона в 1666г. Государством расследовалась деятельность Никона. Царским указом предписывалось выяснить, кому Никон  чинил наказание, но пытанных и казненных было настолько много, что установить число казненных и причину их мучений не удалось. Но после низложения Никона преследования старообрядцев не прекратились. Церковный собор 1667 года во главе с патриархом, сменившим Никона, оправдал инквизиционные действия против раскольников.  Так же на этом соборе было принято решение о суровом наказании противников официальной церкви не только церковным, но и гражданским судом. Церковные иерархи добивались, чтобы светская власть безоговорочно принимала к суду и розыску раскольников, которых ей посылали представители церкви. Они добились издания в 1672г. указа об усилении репрессий по отношению к противникам официальной церкви, то есть к раскольникам. Но и на этом ужесточение репрессий не закончилось. В 1681 году вновь собирают церковный собор во главе с патриархом Иоакимом. Этот собор решил казнить огнем первых расколоучителей и применять самые жестокие меры к их последователям. 1 апреля 1681 года в срубе на площади Пустозерска сожгли в срубе расколоучителей протопопа Аввакума, Лазаря, Епифания и Никифорова, томившихся в здешней тюрьме. Царской грамотой 1682г. «о повсеместном сыске и предании суду раскольников» епископы получили новые полномочия в борьбе со староверами. В церковных застенках раскольников пытали и жестоко мучили, затем духовные власти вершили суд над ними, а эти решения беспрекословно исполнялись светской властью16

Примером суда над раскольниками была расправа над 3 псковскими раскольниками –  Иваном Меркурьевым, Мартином Кузьминым  и монастырским крестьянином. Этих раскольников судили в 1683 году псковский метрополичий приказ по распоряжению митрополита Маркелла.


  1. Грекулов Е.Ф. «Православная инквизиция в России». 1964. Стр.19

 

Их обвиняли в «непристойных словах» против церкви, в «богохульном расколе» и распространении писем, содержащих критику официальной церкви. После суда всех обвиняемых бросили в тюрьму Печерского монастыря, где жестоко пытали огнем и клещами. Вырвав нужные признания и дав им еще по 100 ударов плетьми, раскольников отправили в застенок псковского воеводы Бориса Шереметьева, где по настоянию митрополита Маркелла их вновь жестоко пытали. Затем Ивана Муравьева как главного зачинщика отправили на костер, а остальных в Печерский монастырь для содержания «под крепким началом»17.

Пытки и многочисленные казни усилили массовое бегство  крестьян и посадских жителей. Они  оставляли свои деревни и слободы  и бежали на Дон, на Урал, за рубеж, где  организовывали раскольнические центры со своей хозяйственной жизнью. Для сыска беглых посылали карательные отряды во главе с представителями духовенства. Но не везде крестьяне безропотно переносили гонения. Нередко они с оружием в руках защищали свое добро, право молиться по старым обычаям. Примером такого сопротивления была Заонежская область, куда был направлен отряд стрельцов во главе с Львом Ивановым, этот отряд был обстрелян раскольниками, многие из отряда были убиты. Так же свойственны были и нападения на церкви и духовенство. Так Стародубского священника Якова Хончинского крестьяне вытащили из алтаря и избили.

До 1905 года старообрядцы по всей России именовались, как «раскольники». И только после революционных  действ 1917 года российское патриаршество  смягчилось в вопросе «раскольничества». Но лишь в Поместный Собор 1971 г. снял «клятвы» заложенные еще патриархом


  1. Грекулов Е.Ф. «Православная инквизиция в России».1964. стр.20

Никоном. Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев с поместными Православными Церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской Патриархии как инославную.

 

Глава 4.Структура инквизиционного аппарата в России.

Расследованиям  дел российская инквизиция обычно не занималась, установленного процесса судопроизводства у нее не было. Инквизиция сама определяла сущность преступления против веры, сама выносила приговоры, а затем передавала обвиняемых светской власти для приведения приговоров в исполнение. Из всех видов наказания инквизиция предпочитала смертную казнь. В России еретиков судили по «градскому» закону, но это по словам Н.М. Карамзина – было лишь одной пристойностью.  Одним из основателей православной инквизиции считается Иосиф Волоцкий. Позже (при Петре 1) у инквизиции появились и специальные органы, созданные для расследования дел против религии и церкви – Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами. Приказ инквизиторских дел вел следствие по делам « интересным» и «безгласным». Он имел большой штат инквизиторов, как в Москве, так и на местах; возглавлял его протоинквизитор, архимандрит московского Данилова монастыря Пафнутий. В распоряжении приказа инквизиторских дел были свои подьячие, своя охрана и собственная тюрьма. Настоящим инквизиторским застенком являлась и раскольническая контора, существовавшая до 1764 года. С организацией духовных консисторий (1744г) дела о религиозных преступление перешли в их ведение. Консистории  производили розыск по делам против веры и церкви, сажали в свои тюрьмы обвиняемых, чинили над ними суд и расправу. Наиболее важные дела вел непосредственно Синод. Он применял такие инквизиционные методы воздействия, как другие церковные организации. Монастырские власти вели следствие над неугодными правительству и церкви людьми, держали их в жестоком тюремном заключении. По настоянию церкви делами против религии занимались и светские следственные органы – сыскной приказ, Тайная канцелярия, Преображенский приказ. Туда поступали дела в тех случаях, когда обвиняемого требовалось подвергнуть пыткам. Но и здесь духовное ведомство продолжало наблюдать за ведением процесса, получало допросные листы. Если светский суд не проявлял должного достаточной оперативности или отказывался пытать обвиняемых, посланных церковниками, те жаловались на ослушников уже светским властям18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


18.Грекулов Е.Ф. «Православная инквизиция в России».1964. Стр.37

 

Заключение.

В ходе изучения исторической литературы, сравнения  мнений авторитетных исторических деятелей я пришла к выводу, что вопреки суждениям православной церкви в России, на протяжении веков, существовал скрытый инквизиционный аппарат, который не уступал по своей жестокости и изощренности европейскому аналогу. 
Православная инквизиция заимствовала большую часть инквизиционных канонов Европы, но имела и определенные особенности, проявлявшиеся в зависимости от личных качеств того или иного православного «инквизитора».  
С середины XVII века в России появилось народное еретическое движения, за счет которого инквизиционные методы борьбы Православной церкви стали наиболее отчетливо проявляться. Но благодаря стараниям «церковников» попытки обличения столь жестокого орудия борьбы с инакомыслием были всячески пресечены, а исторические деятели отлучены от церкви, более того понесли тяжелейшие наказания.

В настоящее  время споры о существовании  «Православной Инквизиции» практически  не ведутся, но этот вопрос все еще  остается не решенным среди исторических кругов. 
Список литературы:

  1. Барсов Н.И.  Существовала ли с России инквизиция? 1962г.
  2. Викторовский С.К. История смертной казни в России. 2002г.
  3. Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России. 1964г.
  4. Волков А. «Ведьмы и инквизиция». 1972г.
  5. Прохоров А.М. « Большой энциклопедический словарь». 2002г.
  6. Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка». 2004г. 

 

Приложение.1 Инквизиционные орудия пыток.

Ведьмино кресло

Дыба

Колыбель Иуды.

Ручная пила

Испанский сапог


Информация о работе Православная инквизиция в России