Правовая политика государства в военный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

Политический режим, существовавший в Советской России в 30 – 50 е гг. ХХ в. принято считать тоталитарным.
Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...………………3
1. Правовая политика государства в военный период………………….…4
1.1.Изменения в государственном аппарате……………………………….5
и в послевоенный период………………………………….….…………….9
Заключение…………………………………………………………………12
Список используемой литературы……….………………………………14

Файлы: 1 файл

курсовая по истории.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Трудовое право.

Для обеспечения работы предприятий и замены ушедших  на фронт работников вводились чрезвычайные меры. Уже Указ от 22 июня 1941 г. "О  военном положении" предоставил  право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ.

Указ от 22.06.1941 г. допускал применение трудовой повинности на срок до 2 месяцев для выполнения различных  оборонных работ. К трудовой повинности привлекались лица в возрасте от 16 до 55 лет - мужчины, женщины - в возрасте от 16 до 50 лет. Были разрешены сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день. Дополнительные отпуска предоставлялись только подросткам в возрасте до 16 лет. Семьям погибших военнослужащих выдавались пособия и назначались пении.

Указ от 26июня 1941 г. "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время" директорам предприятий было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР сверхурочные работы до 3 часов в день (кроме беременных женщин начиная с шестого месяца и кормящих матерей). Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Отменялись отпуска (кроме как по болезни, беременности и родам, работникам в возрасте до 16 лет), они заменялись денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы как замороженные на время войны вклады.

Указом от 13 февраля 1942 г. вводилась мобилизация трудоспособного  городского населения (мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 16 до 45 лет) на период военного времени для работы на производстве и строительстве. От мобилизации  освобождались учащиеся, поступавшие в школы ФЗО и ремесленные училища, а также матери грудных детей (или детей до 8 лет, если некому было за ними ухаживать). Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждан сроком до 2 месяцев.

Колхозное право

Колхозное право расширило системы дополнительной оплаты труда, и в то же время на время войны был повышен обязательный минимум трудодней в году до 100 в Московской и других специально указанных областях и до 120 - в остальных районах СССР. Подростки в возрасте от 12 до 16 лет, обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году.

Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимума трудодней  в сезон работ, карались по суду исправительными  работами в колхозах на срок до 6 месяцев  с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели колхозов за уклонение от предания суду колхозников, не выработавших минимума трудодней, сами привлекались к судебной ответственности. Трактористам и ряду других механизаторов вводилась дополнительная оплата натурой или деньгами. В страду в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы привлекались горожане, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих, учащиеся и студентов с оплатой в трудоднях и сохранением по месту работы 50% оклада, а студентам стипендии.

Уголовное право.

Война повысила общественную опасность многих преступлений, потребовала  усиления ответственности за их совершение. Появились новые составы преступлений. Особую опасность представляли государственные  преступления, такие как измена, шпионаж, диверсия.

В уголовном праве  широко применялся закон от 7 августа 1937 года при квалификации хищений  как государственного, так и личного  имущества. Осуществлялась борьба со спекуляцией, со злоупотреблениями в торговле. В уголовном порядке наказывалось нарушение правил Противовоздушной обороны.Лица, которые уклонялись от обязательного обучения военному делу, привлекались к уголовной ответственности.

 Положение о военных  трибуналах установило новый  порядок рассмотрения уголовных дел (в течение 24 часов после получения копии обвинительного заключения). Приговор о высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало никаких сообщений от лиц, которые обладали данной компетенцией. Были сокращены сроки следствия по отдельным категориям уголовных дел.

В годы Великой Отечественной  войны органами правосудия были Военные  трибуналы и общие суды (Верховный  суд СССР) краевые, народные, областные  суды, Верховные суды автономных республик. Деятельность военных трибуналов осуществлялась в соответствии с "Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах действий". На основании ст.57 закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик действуют военные трибуналы:

а) при военных округах, фронтах, военных флотилиях;

б) при армиях, при корпусах, военных флотилиях.

Линейные суды железнодорожного, водного транспорта, реорганизуется в военных трибуналы.

Подсудность дел военным  трибуналам осуществлялась по персональному признаку.

 ВТ дивизии - до  командира роты и приравненных  к нему по должностному положению  лиц.

 ВТ корпуса до  командира батальона включительно.

ВТ армии до помощника  командира полка.

Военным трибуналам предоставлялось  право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Военные трибуналы рассматривают уголовные дела в составе 3 постоянных членов. Общие суды рассматривали дела не отнесенные к компетенции военных трибуналов. Приговоры военного трибунала кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены в порядке надзора. Военным Советам округов, фронтов и армий было предоставлено право приостанавливать исполнение приговора о высшей мере наказания с одновременным исполнением приговора, сообщением по телеграфу Председателю Военной Коллегии Верховного Суда СССР о дальнейшем направлении дела. Военная прокуратура во главе с главным военным прокурором объединяла и направляла деятельность военных прокуратур. Главный военный прокурор был непосредственно подчинен Прокурору СССР. Довоенные нормы уголовного права были дополнены. Так, распространение ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату содержавших ее документов должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет. Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, с них снималась судимость. В 1943 г. была введена уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Тогда же в уголовное право были введены новые виды наказаний - смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок до 20 лет за преступления, совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками.

Депортации  народов.

Во время перестройки  одна из сильных идеологических кампаний была связана с проведенными накануне и во время войны депортациями (переселением) поляков, немцев, крымских татар, чеченцев и ряда других народов Кавказа. Было введено правовое понятие репрессированных народов. Главное обвинение Советскому государству касалось не степени обоснованности этих репрессий, а их несовместимости с принципами правового государства. Более сложный вопрос - депортация как наказание. Современное право не признает коллективного наказания. Депортация была наказанием народа на солидарной основе (на принципе круговой поруки) за вину части мужчин. Применяя такое наказание, государство отказывалось от выяснения индивидуальной вины и преследования отдельных личностей. Это - вид наказания, свойственный традиционному обществу. Необычность этого наказания видна уже из того, что при депортации не ликвидировались партийные и комсомольские организации. Так, среди чеченцев было более 1 тыс. членов ВКП(б) и около 900 комсомольцев, сотни офицеров Красной армии. При депортациях происходили эксцессы, жестокости и преступления.

Заключение.

Война с Германией  обернулась для Советского Союза  очень тяжелыми испытаниями. За внешним  фасадом победных мероприятий скрывалось немало тяжелых ран, язв и пороков, которые сказались на последующем развитии страны. Громадными были людские потери. Фактически каждый седьмой житель страны сгинул в годы войны, а на территориях, подвергшихся оккупации, — каждый четвертый. Советский Союз выходил из войны с десятками тысяч разоренных городов и сел, с деформированной экономикой, с однобоким развитием военно-промышленного комплекса, с нарушенной социальной структурой общества, с еще более ущербной, чем до войны, социальной сферой. Многие утраты были невосполнимыми. Следовало также ожидать, что поколения людей, воевавших на фронте, будут рассчитывать на признание своих заслуг, на более значительное место в обществе, на продвижение по ступенькам власти и управления, а опыт, приобретенный ими в военные годы, так или иначе скажется на формах и методах управления страной, образе жизни и традициях населения.Главный итог Великой Отечественной войны состоит в том, что советский народ добился всемирно-исторической победы над блоком фашистских государств. Эта победа спасла народы всего человечества от угрозы фашистского порабощения. В ходе войны наша социально-политическая и экономическая система выдержала тяжелейшие испытания, победоносно вышла из войны. Во-вторых, победа СССР во второй мировой войне открыла путь многим народам для демократического развития, что явилось проявлением интернациональной солидарности с трудящимися всех стран. В- третьих, победа Советского Союза в войне значительно укрепила его международное положение. Она привела к созданию нового соотношения и расстановки сил в Европе и во всем мире, обеспечила возрастающую роль Советского государства в демократическом разрешении международных проблем.

 

Список литературы.

История государства  и права России.//www.humanities.edu.ru

Мальченко В. П. Перестройка  жизни и страны в период Великой  отечественной войны. М., 1998.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1948. № 31.

Глава 7.Советское государство  и право в период Великой Отечественной  войны. Сеpгей Каpа-Муpза. Учебник для вузов « Истоpия советского госудаpства и пpава.» //www.humanities.edu.ru

Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие/Под. ред. А.К. Соколова. - М.: Высш. шк., 1999. - 414 с.

Глава 16. Вторая мировая  война. СССР в годы Великой Отечественной  войны. Козьменко В.М. Учебник для  вузов «История России IX-XX вв.».// www.humanities.edu.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 29.

2 Мальченко В. П. Перестройка жизни и страны в период Великой отечественной войны. М., 1998.

3Подробнее см.: Сеpгей Каpа-Муpза. Истоpия советского госудаpства и пpава .Глава 7. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны


Информация о работе Правовая политика государства в военный период