Правовое регулирование деятельности ВУЗа в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:40, реферат

Описание работы

Основными задачами данного реферата являются:
- анализ теоретических аспектов развития правового положения ВУЗов;
- исследование особенностей правового положения ВУЗов;
- рассмотрение перспектив правового положения ВУЗов в настоящее время. Цель – определить формирование понимания правового положения ВУЗов как юридических лиц и рассмотреть дальнейшие перспективы развития такого понимания в современный период. В связи с этим можно проследить исторические тенденции формирования и развития правового статуса высших образовательных учреждений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………3
Глава 1. Правовое положение высшего учебного заведения (ВУЗа) в действующем российском законодательстве………………………………..……...4-5
Глава 2. Проблематика правового статуса ВУЗа
2.1 Проблемы определения понятия и видов ВУЗов……………………..…5-6
2.2 Развитие норм о правовом статусе ВУЗа………………………….…....6-10
Глава 3. Перспективы развития законодательства в сфере определения правового положения ВУЗов…………………………………………………...….10-11
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованных источников………………………………...……...…

Файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО.docx

— 38.31 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

«Орловский государственный  университет»

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Правовое регулирование деятельности ВУЗа в РФ».

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка юридического факультета

3 курса 302 группы

Емелина Н. С.

Проверила:

старший преподаватель

Конышева Ю. Е.

 

 

 

 

 

Орел – 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3

Глава 1. Правовое положение высшего учебного заведения (ВУЗа) в действующем российском законодательстве………………………………..……...4-5

Глава 2. Проблематика правового  статуса ВУЗа

2.1 Проблемы определения  понятия и видов ВУЗов……………………..…5-6

2.2 Развитие норм о правовом  статусе ВУЗа………………………….…....6-10

Глава 3. Перспективы развития законодательства в сфере определения  правового положения ВУЗов…………………………………………………...….10-11

Заключение………………………………………………………………………12

Список использованных источников………………………………...……...…13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Образовательные учреждения, являясь некоммерческими организациями, выступают в настоящее время достаточно активными субъектами различных по характеру общественных отношений. Причем весьма значительная их часть составляет организационно-экономическую основу деятельности образовательных учреждений, предмет которых вызывает известные трудности в их регулировании, предполагающем применение норм различных отраслей права.

  Наличие несвойственных учреждениям совокупности прав коммерческих организаций, отдельных правовых режимов у юридических лиц в образовательной сфере объясняется особым правовым статусом таких учреждений, определенными законодательными принципами регулирования их деятельности. Между тем в практике функционирования образовательных организаций отдельные их права трактуются различно, что требует, в целях соблюдения законодательства в сфере деятельности образовательных учреждений, учета их фактической правоспособности с позиции судебных органов.

  В связи с этим, в настоящее время достаточно актуальными представляются рассмотрение правовых аспектов характеристики ВУЗов как юридических лиц.

  Объектом настоящего исследования является характеристика правового положения ВУЗов как самостоятельной правовой категории.

  Основными задачами данного реферата являются:

- анализ теоретических  аспектов развития правового  положения ВУЗов;

- исследование особенностей  правового положения ВУЗов;

- рассмотрение перспектив  правового положения ВУЗов в  настоящее время.

  Цель – определить формирование понимания правового положения ВУЗов как юридических лиц и рассмотреть дальнейшие перспективы развития такого понимания в современный период.

 В связи с этим  можно проследить исторические тенденции формирования и развития правового статуса высших образовательных учреждений.

 

Глава 1. Развитие правового  регулирования правового положения  образовательных учреждений

1.2 Правовое положение  высшего учебного заведения (ВУЗа) в действующем российском законодательстве

 

Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее  статус юридического лица и реализующее  в соответствии с лицензией образовательные  программы высшего профессионального  образования.1

 Правовое регулирование деятельности ВУЗов в Российской Федерации основывается на общих нормах, регламентирующих деятельность учреждений, а также на законодательстве в сфере образования. При этом содержание законодательства об образовании в РФ должно отвечать требованиям развитого капиталистического общества, которое строится в нашей стране. Нынешнему поколению выпало жить в двух переходных периодах. Первый период начался в 1985 г. и - независимо от планов "архитекторов перестройки" - закончился в 1993 г. переходом от социализма к капитализму, созданием нового общества и государства, свидетельством рождения которого стала Конституция РФ 1993 г. Второй переходный период начался в 1993 г. и, видимо, будет продолжаться до середины XXI в2.

В настоящий момент нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере  образования в Российской Федерации, включает сотни правовых актов различной  юридической силы. Несмотря на наличие  двух системообразующих законов - Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" и Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", действующее  законодательство Российской Федерации  продолжает оставаться по существу несистематизированным. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, наличием среди нормативных  правовых актов большого количества актов, принятых еще в советский период и продолжающих действовать до настоящего времени. Во-вторых, отнесением общих вопросов образования и воспитания к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) 3. В-третьих, комплексным характером самого законодательства об образовании, которое регулирует не только собственно образовательные отношения, но и гражданские, трудовые, административные и другие отношения, возникающие в сфере образования. В-четвертых, активным нормотворчеством на международном уровне. На сегодняшний день так называемое международное образовательное право объединяет свыше 150 разного рода международно-правовых актов, принятых ООН, ЮНЕСКО, Международной организацией труда (МОТ), Советом Европы и другими международными организациями. Кроме того, нынешнее состояние нормативно-правовой базы образования в Российской Федерации напрямую связано с несовершенством юридической техники (системы средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов).

 

Глава 2. Проблематика правового  статуса ВУЗа

2.1 Проблемы определения  понятия и видов ВУЗов

 

Особенности правового статуса  для каждого субъекта раскрываются применительно к отрасли права, определяющей сферу правоотношений, участником которых тот или иной субъект становится, реализуя при  этом ту или иную группу субъективных прав и обязанностей.

В юридических исследованиях  существуют различные, хотя в целом  и схожие точки зрения относительно определения компонентов административно-правового  статуса вузов, где за основу берется  административно-правовая характеристика статуса организации. Выделяют такие  основные компоненты статуса вуза, как программный - цели и задачи; правовые основания организации  вуза; функции, права и обязанности  и его ответственность; правовой режим управления вузом, структура  и функции его администрации. В дополнение к перечисленным компонентам указывают также гарантии реализации прав, организационно-правовую форму, наличие государственной аккредитации, вид высшего учебного заведения.4

В такую структуру могут  быть включены и иные элементы в  зависимости от характеристики конкретного  высшего учебного заведения, роли и  места вузов во взаимодействии с  иными субъектами административного  права, особенностей их участия в  административных правоотношениях.

Учитывая характер, многообразие вузов, выполняющих реализацию общезначимых публичных функций в социальном аспекте, в структуру их административно-правового  статуса, на наш взгляд, необходимо включать следующие элементы: место  вуза в системе федеральных (региональных) и местных органов власти: подведомственность (подчиненность) конкретному публичному органу либо иной вид юридической  связи с публичными органами; общие  и специальные цели создания и  деятельности вуза; публичные задачи, решение которых возлагается  на вуз; публичные функции, выполняемые  вузом; права (полномочия) вуза; обязанности  вуза; компетенция вуза; публичная  юридическая ответственность вуза за совершенные им в рамках правоотношений правонарушения.5

 

2.2 Развитие норм о правовом  статусе ВУЗа

 

Национальная доктрина образования  в Российской Федерации была принята  Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751. Доктрина - основополагающий государственный документ, устанавливающий  приоритет образования в государственной  политике, стратегию и основные направления  его развития.

Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством  государственной политики в области  образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г.

Общественные отношения  в сфере образования: по обучению, по воспитанию, трудовые, имущественные, управленческие, земельные, управленческие, экологические, финансовые и другие - регулируются законодательством об образовании - комплексной отраслью законодательства, имеющей сложную структуру6.

Ядром законодательства об образовании является образовательное  законодательство - самостоятельная  отрасль законодательства, регулирующая отношения по обучению и воспитанию. Основными видами этих отношений  являются отношения, возникающие между  образовательным учреждением и  обучающимся; педагогом и обучающимся; родителями (осуществляющими семейное образование) и детьми.

Кроме образовательного, в  законодательство об образовании входят нормы и институты других отраслей права: конституционного, административного, гражданского, трудового, финансового, земельного и др.

Законодательство об образовании (система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере  образования) построено как пятиуровневая  система: международное законодательство, федеральное законодательство и  законодательство субъектов РФ, законодательство местного самоуправления, правовые акты, принимаемые образовательными учреждениями7.

Законодательство об образовании  за последние годы уверенно заняло место среди наиболее динамично  обновляющихся отраслей российского  законодательства. Частые и существенные изменения, затрагивающие основные источники образовательного права, позволяют утверждать, что реформа  образовательного законодательства в  России стремительно набирает обороты.

Темпы и масштабы этой реформы, помимо главной ее цели - оптимизации  и совершенствования нормативно-правового  регулирования отношений в сфере  образования, - обусловлены также  иными факторами: вовлеченностью России в Болонский процесс и участием в формировании единого европейского пространства; комплексным характером самого образовательного законодательства, находящегося в непосредственной зависимости от изменений, вносимых в гражданское, трудовое, бюджетное, административное и другие смежные отрасли российского законодательства; организационно-правовыми реформами в административной, бюджетной сфере, в сфере разграничения полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.8

Все сказанное об образовании  в целом относится в полной мере к высшему и послевузовскому  профессиональному образованию. В  основной источник права, регулирующий комплекс отношений в этой сфере, - Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" - было внесено более двадцати поправок с момента его принятия. При  этом десять "корректирующих" законов  было принято только в течение 2007 года. Комментируемый Закон неоднократно "подправлялся" федеральными законами о федеральных бюджетах на соответствующие  годы, а также вследствие принятия отдельных постановлений Конституционного Суда РФ. Если же к этому добавить многочисленные поправки, вносившиеся в Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", а также так называемые косвенные изменения, которые не находят отражения непосредственно в текстах законодательных актов, но присутствуют в подзаконных актах, регулирующих отношения в сфере образования, то совершенно очевидным становится вывод о необходимости упорядочения и систематизации действующего образовательного законодательства9.

Разработка и принятие Образовательного кодекса - задача, скорее, среднесрочной перспективы, текущей  же задачей является совершенствование  действующего образовательного законодательства, его "актуализация", скорейшее  приведение в соответствие с задачами государственной политики в сфере  образования, международно-правовыми  стандартами образования и вновь  принятыми нормами смежных отраслей российского законодательства. Таким образом, задача на ближайшую перспективу - работа с действующим законодательством, его развитие и совершенствование, дополнение новыми нормами, нацеленными на обеспечение реализации национального проекта в сфере образования, модернизацию экономики образовательного комплекса (именно в этом направлении движутся разработчики законопроектов в сфере образования из Федерального центра образовательного законодательства и Государственного университета - Высшей школы экономики). Обновленное образовательное законодательство должно стать нормативно-правовой базой продолжающейся образовательной реформы, по завершении которой и может ставиться вопрос о кодификации образовательного права 10. До тех пор пока законодательство об образовании остается несистематизированным, сохраняется потребность в его комментировании. Эта потребность становится очевидной в период интенсивной корректировки законодательной базы. В этом смысле 2007 год оказался особенно результативным для образовательного законодательства. И дело тут вовсе не в одном количестве принимаемых новых законов. Важны направления, по которым ведется работа по совершенствованию образовательного законодательства, ведь именно они и позволяют говорить о реформаторском характере принятых поправок. В течение только одного (2007) года приняты Федеральные законы о едином государственном экзамене, обязательности общего образования, двухуровневой системе высшего образования, интеграции образования и науки, разрешении работодателям вмешиваться в государственную политику в области профессионального образования. И это не считая поправок, принимаемых практически ежегодно и нацеленных на обеспечение более высокой степени социальной защищенности обучающихся, на совершенствование разграничения полномочий в области управления в сфере образования и т.д. 11.

Следует отметить, что Президентом  РФ 26 мая 2009 г. был подписан Указ N 599 "О мерах по совершенствованию  высшего юридического образования  в Российской Федерации" вступивший в силу со дня его подписания. Данный Указ принят в отношении одного из многих видов высшего профессионального  образования (ВПО) - юридического, что может свидетельствовать о неординарности, исключительности, критичности ситуации, сложившейся в этой сфере.12

Информация о работе Правовое регулирование деятельности ВУЗа в РФ