Правовой режим основных форм землевладения в Соборном Уложении 1649г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Уложение как кодекс феодального права защищает право частной собственности, и прежде всего, собственность на землю. Основными видами собственности феодалов на землю были вотчины (ст.13,33,38,41,42,45 главы 17) и поместья (ст.1-3,5-8,13,34,51 главы 16). Уложение делает серьезный шаг в направлении приравнивания правового режима поместий к режиму вотчин, это касалось широких кругов феодалов, в особенности мелких. Не случайно глава о поместьях стоит раньше в законе главы о вотчинах.

Файлы: 1 файл

История отечества.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Что касается местных  совнархозов, при облисполкомах  могли бы быть такие хозяйственные  органы под тем или иным названием. Они, эти органы, должны объединять определенные группы предприятий: ширпотреба, металлообрабатывающие, стройматериалов, пищевые и тому подобное - с тем, чтобы они удовлетворяли значительную часть потребностей населения. Они сыграли бы важную роль в территориальном кооперировании предприятий, например изготовлении деталей для машин, в частности автотранспорта, и вообще сократили бы дальние и встречные перевозки. Эти органы (совнархозы или под другим наименованием) должны быть подчинены облисполкомам, Советам, они должны быть прибыльными и повышать уровень жизни населения, в первую очередь своих рабочих.

Можно предположить, что  здесь была цель получить "побочный", а может быть, и главный эффект - перешерстить, перелопатить или, говоря по-троцкистски, перетряхнуть кадры министерств и их местных органов и заменить "неблагонадежных" и неверных новому руководству другими, своими кадрами. Сомнительно, чтобы это дало желаемые результаты, а вред народному хозяйству эта "великая" хрущевская реорганизация принесла.

Особенно несуразной, противоречащей основам нашего партийного строительства, явилось проведенное  по его предложению разделение руководящих  областных парторганов на промышленные и хозяйственные. Вред такого новшества  настолько очевиден, что доказывать это и не требуется.5

Организация совнархозов  дала некоторый эффект, выражающийся в том, что сократились бессмысленные  встречные перевозки грузов, закрылась  масса мелких предприятий из различных  министерств дублировавших друг друга. Высвободившиеся площади и средства были использованы для организации новых производств. Ускорился процесс технической реконструкции предприятий: за 1956-1960 год было введено в строй в 3 раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенно сокращение административного аппарата на предприятиях.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики  не произошло. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. До предприятия, до рабочего места реформа не дошла. И не могла дойти, так как не была сориентирована на это.

Вместо поисков материальной заинтересованности работника в  результатах своего труда, были проведены  изменения в нормировании и оплате. Результатом этого стало значительное сокращение рабочих, трудившихся на основе сдельной оплаты и рост числа рабочих получающих оплату по количеству проработанных часов. И без того низкие стимулы к труду стали резко снижаться. Стала получать распространение подгонка зарплаты до определенного уровня всем без исключения.

Все более активную роль стали играть моральные стимулы. Возникло новое движение — бригады  коммунистического труда. Члены  этих бригад, как и члены бригад ДИП ( догнать и перегнать ) в начале 30-х, старались внедрить коммунистические методы в свою повседневную жизнь, проводить вместе свободное время, повышать свой общеобразовательный, культурный и технический уровень. Данное движение не могло быть массовым, но профсоюзные организации в погоне за цифрами пытались вовлечь в него как можно больше людей. Любовь бравурных фраз, лозунгов, и скороспешных решений были типичными признаками того времени, где истинные новации переплетались с пустозвонством и невежеством.

Реформы, произведенные  перемены привели к замешательству в управленческом аппарате и сбоями в выполнении шестого пятилетнего плана. Однако правительство не стало это признавать и заменило пятилетний план — семилетним. В качестве оправдания этой меры приводились доводы о том, что изменились масштабы хозяйствования и требуются долгосрочные перспективы развития народного хозяйства.

Хотя в семилетнем плане явно говорилось о необходимости  сделать капитальный рывок в  обеспечении народа жилищем, его  идеи сводились в форсированному развитию капиталоемких отраслей группы “А”. Ставились явно нереальные задачи полной механизации в строительной индустрии.

В соответствии с решениями  сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС 2 октября 1965 года ВС СССР принял Закон "Об изменении системы органов управления промышленностью". СНХ были упразднены. Для управления промышленностью стали создаваться ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств.

Принцип отраслевого  и межотраслевого управления было закреплено Конституцией 1977 г.

Совнархозы не дали ожидавшегося Хрущевым эффекта от более эффективного использования местных ресурсов. Экономическая самостоятельность совнархозов сочеталась с отсутствием таковой у предприятий, а ориентация на сугубо региональные интересы приводила к деформациям технической политики в ряде ключевых для НТР отраслей. Расформированные министерства воспроизводились уже как подразделения Госплана или научно-технических комитетов. Центр пошел на увеличение числа контрольных органов (не приведшее к более высокому уровню подконтрольности совнархозов) и на укрупнение совнархозов с сокращением их числа до 48 в 1962 г., лишавшим власти тысячи партийных функционеров. Интересам местного партийного чиновничества противоречило и предложенное в 1962 г. Хрущевым деление обкомов и крайкомов партии на промышленные и сельскохозяйственные. Неудача административно-хозяйственных реорганизаций усугубила диспропорции в советской экономике.

Предполагалось, что эта  реформа станет основой насыщения  внутреннего рынка и обеспечит  выход на мировой рынок не только сырья, но и с конкурентоспособных  товаров. К этой аргументации примыкала и ленинская идеологическая посылка об отмирании государства и постепенном переходе к самоуправлению. Тем не менее, появились непримиримые противники идеи совнархозов.

Во-первых, наносился  сильный удар по столичной бюрократии. Во-вторых, самостоятельность приводила к тому, что экономика становилась впереди идеологии, согласно которой благосостояние народа жертвовалось ради всемирной победы коммунизма. Но самое главное сопротивление было со стороны идеологического аппарата, требовавшего полной концентрации государственной власти в руках Политбюро и консолидации всех ресурсов.

В соответствии с принятым Верховным Советом 10 мая 1957 г. законом "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" в каждом экономическом административном районе был образован Совет народного хозяйства (Совнархоз), подчиняющийся непосредственно Совету Министров союзной республики. Тем самым резко ограничивались возможности вмешательства местного партийного аппарата в хозяйственную деятельность, ограничивался объем его реальных властных полномочий. Было создано 105 совнархозов. Упразднялось 141 общесоюзное, союзно-республиканское, республиканское министерство.

Предприятия, находившиеся в их ведении, были переданы в непосредственное подчинение совнархозам. Проведение единой централизованной политики в развитии важнейших отраслей народного хозяйства, разработка текущих и перспективных планов и контроль за соблюдением государственной дисциплины поставок продукции оставались за Госпланом СССР. Для обеспечения научно-технического руководства отраслями промышленности в 1957 -1958 гг. при Совете Министров СССР был создан ряд государственных комитетов (по авиационной технике, по автоматизации и машиностроению, по радиоэлектронике, по судостроению, по химии и др.).

Реорганизация системы управления дала определенный импульс развитию экономики: в результате снятия ведомственных барьеров, обеспечения большей оперативности управления возросли темпы роста национального дохода, усилилась специализация и кооперирование в масштабах административно-экономических районов, ускорился процесс технической реконструкции производства. Была достигнута значительная экономия за счет удешевления управленческого аппарата. Но вскоре реформа стала давать сбои. Многие совнархозы неоднократно укрупнялись, а в центре создавались многочисленные отраслевые комитеты. В июне 1960 г. были образованы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства, в июне 1963 г. - Совет народного хозяйства СССР.

Усложнялась и система общегосударственного планирования народного хозяйства: в феврале 1959 г. был организован Государственный научно-экономический совет Совета Министров СССР; с декабря 1963 г. получил развитие механизм территориального планирования через плановые комиссии крупных экономических районов СССР. В конечном счете определяющей тенденцией стало восстановление ведомственно-отраслевой системы хозяйственного управления внутри территориальной. Вместе с тем на момент начала демонтажа созданная модель управления еще обладала значительным организационным потенциалом.

После снятия Хрущева со всех государственных и партийных постов в 1964 г. система территориального управления стала активно сворачиваться и к началу 70-х годов была полностью ликвидирована.

 

Библиографический список

 

  1. Веденеев Ю.А. Организация реформы государственного управления промышленностью в СССР. Историко-правовое исследование (1957-1987 гг.). М., 1990.
  2. Веснин В. Р. Эпоха застоя: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, «Проспект» , 2006. - 504 с.
  3. Зеленин И.Е. Аграрная политика И.С. Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история - 2000 №1.
  4. Зубкова Е.Ю. Реформа И.С. Хрущева: культура политического действия. — Свободная мысль 1993 - №9.
  5. Михеева И.В. Российские министерства в XIX в. : опыт нормотворческой деятельности. М., 2010.
  6. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. М., 2007.
  7. Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. М., 2009.

 

3.В ходе  рассмотрения в 1938г. в Верховном  Совете СССР вопроса об организации  государственного страхования возникли разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей. Решение Согласительной комиссии не удовлетворили  Совет Национальностей. Как будет преодолено разногласие, если при вторичном рассмотрении в палатах не будет достигнуто соглашение?

 

 В  Конституции Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г. стать 47 сказано: В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образованной на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет одну из палат, вопрос рассматривается вторично в палатах. При отсутствии согласного решения двух палат, Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы.

 

Библиографический список

 

  1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 5 декабря 1936года // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. 6 декабря.

1 Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. - М., Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 288 с.

2 Чистяков И.О. История отечественного государства и права. - М, 2006. – 422 с.

3 Веденеев Ю.А. Организация реформы государственного управления промышленностью в СССР. Историко-правовое исследование (1957-1987 гг.). М., 1990.

4 Веснин В. Р. Эпоха застоя: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, «Проспект» , 2006. - 504 с.

5 Михеева И.В. Российские министерства в XIX в. : опыт нормотворческой деятельности. М., 2010.


Информация о работе Правовой режим основных форм землевладения в Соборном Уложении 1649г