Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 02:21, реферат
Цель работы: рассмотреть правовой статус студентов России в конце XIX начале XX века.
Задачи:
1. Рассмотреть общие положения о высшем образовании в России в конце XIX начале XX века, для того чтобы понять общественно-политическую ситуацию того времени;
2. Раскрыть образ русского студента конца XIX начала XX века, его социально-правовой статус.
3. Рассмотреть какими правовыми актами, и каким образом регулировалось получение высшего образования в России в конце XIX начале XX века;
4. Рассмотреть общественно-политические и социально-экономические студенческие организации, выяснить цель их создания и порядок функционирования.
Введение 3
1. Общие сведения о высшем образовании в России конца 19- начала 20 вв. 4
1.1 Развитие системы высшего образования в царской России. 4
1.2 Правовое регулирование высшего образования после октябрьского переворота 1917 г. 5
2. Студенческие организации в конце 19- начала 20 вв. 8
2.1 Реакционные студенческие организации 8
2.2 Студенческие кооперативы 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «Полоцкий государственный университет»
Кафедра отечественной и всеобщей истории
РЕферат
по дисциплине «История России и Украины»
на тему:
«Правовой статус студентов в конце XIX- начале XX вв.»
Выполнил:
студент группы 12-ИС
Поляков В.О.
Проверил:
старший преподователь кафедры
отечественной и всеобщей истории
Глазырин Е.В.
Полацк, 2014
Содержание
Введение 3
1. Общие сведения о высшем образовании в России конца 19- начала 20 вв.4
1.1 Развитие системы высшего образования в царской России.4
1.2 Правовое регулирование
2. Студенческие организации в конце 19- начала 20 вв.8
2.1 Реакционные студенческие
2.2 Студенческие кооперативы9
Заключение14
Список использованной литературы15
Введение
Система образования в России строилась в основном по западноевропейским, преимущественно немецким образцам. Высшую школу составляли университеты, высшие женские курсы (своеобразные женские университеты), военные академии (генерального штаба, морская, медицинская, инженерная, юридическая), четыре духовные академии, академии художеств и консерватории, а также специальные технологические и политехнические институты.
Тема правовой статус студентов в конце XIX начала XX века весьма актуальна, так как этим периодом охватывается переломное время в истории России, когда студенчество стало движущей силой революции. По большому счету бесправная, бедная интеллектуальная элита России стремилась к высшим демократическим ценностям, и чем больше подавлялись эти стремления, тем сильнее было желание изменить существующие порядки в обществе. Все это должно послужить уроком современным чиновникам стоящим у власти ведь провести параллель между студентами того периода и современными не представляет сложности.
Цель работы: рассмотреть правовой статус студентов России в конце XIX начале XX века.
Задачи:
К концу царствования Александра II в России было 8 университетов: в Петербурге, Москве, Киеве (университет св. Владимира), Харькове, Казани, Юрьеве (бывший Дерптский), Одессе (Новороссийский) и Варшаве. В 1888 г. в Сибири был открыт Томский университет. В 1909 г. открыт университет в Саратове, а в 1916 г. – в Перми. Варшавский университет, эвакуированный во время войны в 1915 г., продолжал деятельность в Ростове-на-Дону. Все эти университеты были государственными и носили титул «императорских». Особняком стоял университет в Гельсинфорсе (первоначально основанный в 1640 г. в городе Або), где преподавание велось на финском языке [1, с. 181].
В 1908 г. в Москве на средства отставного генерал-майора и крупного золотопромышленника А.Л. Шанявского был открыт вольный или Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского, состоявший в ведении московской городской думы. Туда принимались лица обоего пола вне зависимости от национальности и вероисповедания. При этом не требовался даже аттестат о среднем образовании. Народные университеты были образованы также в Томске (1915 г.), Нижнем Новгороде (1916 г.). В конце XIX в. в университетах России училось около 16 тыс. студентов. Перед войной ежегодно в университеты поступало около 8 тыс. человек, общее число студентов превысило 40 тыс. Они составляли примерно треть всех учащихся высших учебных заведений.
Быстрее числа университетов росло в России количество специальных учебных заведений, находившихся в ведении различных министерств. Были открыты: технологические институты в Харькове – в 1885 г., Томске – 1896 г., политехнические институты в Киеве – в 1898 г., С.-Петербурге (прекрасно оборудованный, любимое детище министра финансов СЮ. Витте) – в 1902 г.; Донской политехнический институт в Новочеркасске – в 1907 г. [1, с. 194].
В 1891 г. техническое училище в С.-Петербурге было преобразовано в электротехнический институт, в 1902 г. открылся лесной институт под Петербургом. На базе высшего горного училища в 1912 г. был создан горный институт в Екатеринославе. В 1899 г. открылся Восточный институт во Владивостоке. Из-за политической неблагонадежности в 1891 г. была закрыта Петровская земледельческая и лесная академия под Москвой, но вместо нее через два года был открыт Московский сельскохозяйственный институт. В 1913 г. учрежден сельскохозяйственный институт в Воронеже. В «третьедумскую эпоху» получили права правительственных учебных заведений частные коммерческие институты в Москве и Киеве. В 1907 г. в Петербурге, благодаря неустанным усилиям В.М. Бехтерева, был открыт Психоневрологический институт и частный университет при нем [2, с. 106].
Государственная высшая школа России не допускала совместного обучения студентов разного пола до 1915 г. – за исключением краткого периода 1906–09 гг., когда на лекции допускали вольнослушательниц. Тем не менее, высшее женское образование было широко развито. Женские университеты – «высшие женские курсы», где преподавали университетские профессора по университетским программам, стали открываться с 1872 г. в Москве, Петербурге, Киеве, Варшаве, Екатеринославе, Харькове, Казани, Одессе, Томске, Тифлисе. Женские медицинские институты и курсы были учреждены в Петербурге, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Харькове. Педагогические институты были созданы в Петербурге, Москве, Киеве и других городах. Число слушательниц высших женских учебных заведений к 1 сентября 1915 г. превысило 24 тыс. из общего числа более 117 тыс. студентов. В отношении высшего женского образования Россия шла впереди многих стран [1, с. 202].
Относительно общего числа населения число учащихся высших учебных заведений России быстро догоняло уровень ведущих стран того времени, как явствует из следующего сравнения.
В 1915–16 гг. под руководством министра народного просвещения П.Н. Игнатьева шла работа по подготовке перспективного плана развития высшей школы, учитывающего спрос на выпускников различной квалификации. Соответственный проект был в июне 1916 г. представлен Николаю II, но в декабре Игнатьев был уволен, заменен одним из бывших сотрудников Л.А. Кассо, и проект не получил дальнейшего развития [2, с. 115].
Основными видами средней школы, дававшей подготовку к высшему образованию, были 8-классные классические гимназии с углубленным изучением классических языков и гуманитарных дисциплин; 7-классные реальные училища с уклоном к математике и естествознанию, а также женские гимназии, в которых греческий язык и латынь были необязательны. Другими видами средней школы были кадетские корпуса с 8-классной программой, в которых учащиеся жили на казарменном положении, и духовные семинарии с общежитиями для иногородних. Наконец, были женские «институты» с пансионом, где воспитывались, главным образом, дворянские дочери. Неполное среднее образование давали 4-летние мужские и женские прогимназии. Специализированное обучение давали сельскохозяйственные, коммерческие, медицинские, промышленные и педагогические средние школы, а также ремесленные училища [2, с. 120].
В Советской России большевики поначалу не вмешивались в дела высшей школы. Летом 1918 г. очередь дошла и до нее. В октябре 1918 г. был принят декрет, который отменял научные степени, определял порядок увольнения профессоров и преподавателей, проработавших в должности 10 и более лет, и объявлял на освободившиеся места всероссийский конкурс.
Идея о том, что можно в кратчайшие сроки дать всем желающим высшее образование, относилась к числу тех утопий, которые пытались реализовать в первые послереволюционные годы. Уже летом 1918 года СНК выпустил такое постановление: «Поручить Народному комиссариату по просвещению подготовить немедленно ряд постановлений и шагов для того, чтобы в случае, если число желающих поступить в высшие учебные заведения превысит обычное число вакансий, были приняты экстренные меры, обеспечивающие возможность учиться для всех желающих и никаких не только юридических, но и фактических привилегий для имущих классов не могло быть. На первое место безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии». Одновременно с этим было запрещено проводить вступительные экзамены [3, с. 326].
Нетрудно догадаться, что подавляющее большинство новых студентов нуждалось в начальном, а не в высшем образовании. А исключить за неуспеваемость рвущегося к знаниям пролетария было нельзя. В итоге пришлось, как это делалось в XVIII веке, учить студентов самым элементарным вещам. И в 1919 году стали открываться рабочие факультеты (рабфаки), где рабочие могли получить элементарное образование, позволяющее учиться в вузе.
Советская система высшего образования, сложившаяся в послереволюционный период, исходила из следующих основных принципов: 1) классовый подход к подготовке специалистов во всех областях, 2) как следствие этого – пересмотр учебных программ и планов в сторону расширения общественных дисциплин в соответствии с теоретическими установками марксизма, 3) ликвидация университетской автономии и введение государственного контроля за высшей школой [3, с. 331].
Законодательно подобную основу работы высших учебных заведений закрепил устав высшей школы, утвержденный советским правительством в сентябре 1921 г. Он определял три главные задачи, стоящие перед советской высшей школой «в связи с изменившимися социально-политическими условиями». Таковыми являлись: 1) подготовка кадров специалистов по различным отраслям народного хозяйства и научных работников вузов и научно-исследовательских учреждений, 2) развитие научно-исследовательской работы, 3) превращение высших учебных заведений в центры по распространению научных знаний среди народных масс, интересы которых во всей деятельности высших учебных заведений должны стать приоритетными.
Зимой 1918/19 гг. власти закрыли юридические факультеты университетов и юридические отделения историко-филологических факультетов, где наиболее сильной была оппозиция большевикам. Их заменили факультетами общественных наук [3, с. 342].
В ноябре 1920 г. СНК издал декрет «О реорганизации преподавания общественных наук в высших учебных заведениях РСФСР», в котором предложил Наркомпросу «ускорить замену на факультете общественных наук Московского университета устаревших лекционных курсов, установить более точное соответствие новых учебных планов отделений факультета функциям тех наркоматов, для которых готовились специалисты». Университет обязывался разослать новые программы на отзыв заинтересованным наркоматам. В феврале 1921 г. ЦК РКП(б) указал Наркомпросу на необходимость разработки программ «учебных заведений основных типов, а затем курсов, лекций, чтений, собеседований, практических занятий». Таким образом, полностью ликвидировалась автономия вузов в составлении учебных программ, и эта работа передавалась в ведение Наркомпроса [3, с. 366].
4 марта 1921 г. В.И. Лениным был подписан декрет «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР». В соответствии с этим декретом в учебные планы вузов в обязательном порядке включались общественные дисциплины: 1) развитие общественных формаций (тем самым утверждался формационный подход в оценке исторического развития общества), 2) исторический материализм, 3) пролетарская революция (исторические предпосылки революции, включая империализм, его формы и история в контексте истории XIX–XX вв. вообще и рабочего движения в частности), 4) политический строй РСФСР, 5) организация производства и распределения в РСФСР. В общий научный минимум по личному указанию Ленина был включен курс по плану электрификации.
Этот минимум по общественным наукам являлся обязательным для всей высшей школы независимо от профиля и специализации. На факультетах общественных наук предметы, входившие в минимум, изучались в расширенном объеме [4, с. 173].
Студентам запрещалось создавать организации, но многие состояли в неформальных «землячествах» – группах выходцев из одного города или губернии. Землячества устраивали выступления в случае конфликтов с администрацией. После 1905 г. землячества, кассы взаимопомощи, кружки, художественные и научные, были разрешены. Порой они становились прикрытием для нелегальных политических организаций. Так в Харьковском университете в 1907–10 гг. члены партии эсеров составляли кружок «по изучению аграрного вопроса», а социал-демократы другой – «по изучению политической экономии» [4, с. 180].
Информация о работе Правовой статус студентов конца 19- начала 20 вв.