Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 02:21, реферат
Цель работы: рассмотреть правовой статус студентов России в конце XIX начале XX века.
Задачи:
1. Рассмотреть общие положения о высшем образовании в России в конце XIX начале XX века, для того чтобы понять общественно-политическую ситуацию того времени;
2. Раскрыть образ русского студента конца XIX начала XX века, его социально-правовой статус.
3. Рассмотреть какими правовыми актами, и каким образом регулировалось получение высшего образования в России в конце XIX начале XX века;
4. Рассмотреть общественно-политические и социально-экономические студенческие организации, выяснить цель их создания и порядок функционирования.
Введение 3
1. Общие сведения о высшем образовании в России конца 19- начала 20 вв. 4
1.1 Развитие системы высшего образования в царской России. 4
1.2 Правовое регулирование высшего образования после октябрьского переворота 1917 г. 5
2. Студенческие организации в конце 19- начала 20 вв. 8
2.1 Реакционные студенческие организации 8
2.2 Студенческие кооперативы 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Постепенно университеты становились самостоятельной общественной силой. Студенты видели себя кем угодно, но только не будущими госслужащими. А повальная мода на политическую деятельность превращала университеты скорее в политические клубы, чем в готовящие чиновников учебные заведения. Университетами были недовольны все – и студенты, и преподаватели, и полиция. При этом одни сетовали на отсутствие университетских свобод, а другие – на их избыток. Вообще споры об университетских реформах больше имели отношение к политике, чем к науке или же образованию. Так, например, в 1881 году граф Н.П. Игнатьев направил министру внутренних дел М.Т. Лорис-Меликову записку, в которой говорилось, что три четверти государственных преступников и почти все цареубийцы обучались в университетах. Н.П. Игнатьев объяснял это тем, что многие поступали в высшие учебные заведения лишь для того, чтобы пожить несколько лет за счет государства, обладая массой прав, но не имея обязанностей [4, с. 188].
Единственным способом борьбы с университетской крамолой государство считало ограничение самоуправления и повышение платы за обучение. Принятый в 1884 году университетский устав придал университетам характер государственных учреждений. Это означало, что вся администрация теперь назначалась, а не выбиралась. Теперь все студенты должны были платить за занятия по 5 рублей за полугодие (в 1885 году эта сумма выросла до 25 рублей). Кроме того, студент платил так называемые гонорарные деньги преподавателям из расчета 75 копеек за недельный час на медицинском факультете и 1 рубля на остальных. Эти гонорары должны были повысить доходы популярных преподавателей, но выиграли лишь те преподаватели, которые читали общеобязательные курсы.
В начале XX века студенты не столько учились, сколько бастовали. После того, как в марте 1899 года прошла общероссийская студенческая забастовка, правительство издало временные правила, позволяющие отдавать бунтующих студентов в солдаты. В начале 1901 года защищать родину отправились 183 студента Киевского и 27 студентов Петроградского университета. Ответом на это стали массовые студенческие выступления. Во всех университетских городах произошли демонстрации и «забастовки сочувствия», при этом один из исключенных студентов эсер Карпович убил министра народного просвещения Боголепова. В марте на площади перед Казанским собором в Петербурге состоялась манифестация, в которой приняли участие тысячи молодых людей. Вот как описывала эти беспорядки социал-демократическая «Искра»: «Ровно в 12 часов в воскресенье из собора, который был полон народу, все демонстранты вышли на паперть. Вся площадь перед собором представляла море голов… Был пущен шар и подняты на площади два знамени, белое и красное… В публике разбрасывались тучи прокламаций, в разных концах читались вслух листовки… На площадь выехала кавалькада казаков на крупных горячих лошадях и прямо поехала на середину… Казаки ехали с нагайками в руках; когда толпе нельзя было отступать и сжиматься, они подъехали вплотную и разом начали хлестать всех, кто были перед ними… Многие студенты повырывали нагайки, отломали куски шашек и защищались ими…» [5, с. 346].
Нетрудно догадаться, что радикальные партии всячески поддерживали студенческие выступления. Второй съезд РСДРП принял специальную резолюцию «Об отношении к учащейся молодежи», в которой призывал «оказать политическое содействие этой молодежи в ее стремлении организоваться». В 1905 году в университетских аудиториях проходили массовые антиправительственные митинги.
Университетские митинги и забастовки практически не прекращались, притом постепенно в них втягивались и преподаватели. В 1911 году только из Московского университета демонстративно уволились 130 профессоров, а к концу года из-за массового ухода профессоров по России было вакантно 146 из 443 университетских кафедр [5, с. 341].
Стоит ли удивляться тому, что правительство изо всех сил противилось открытию новых рассадников крамолы. На одном из докладов министра народного просвещения Николай II начертал такую резолюцию: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и специальных школах, но с нее вполне достаточно существующих университетов» [5, с. 354].
Лишенной родительской помощи и государственной финансовой поддержки (стипендии и льготы по оплате за обучение были ничтожно малы), той части учащейся молодежи – «пролетариям умственного труда» – не оставалось ничего иного, как уповать на филантропическую помощь общественности (куда более весомую, нежели государственная) или же положиться на собственные силы и предприимчивость. После первой русской революции уставшее от перенапряжения политической жизни и борьбы студенчество, притом не только его материально бедствующая часть, но и средне-обеспеченное, количественно преобладавшее среди студентов высшей школы, с энтузиазмом, свойственным молодежи, переключилось на собственное материально-бытовое обустройство. Коллективные его усилия на этом поприще корпоративной жизни обрели очертания движения по созданию всевозможных организаций «самопомощи» [3, с. 273].
Их круг, наряду с уже привычными землячествами, биржами (бюро) труда, кассами и обществами взаимопомощи, студенческими столовыми, в основном возникшими в 60–90-е гг. XIX в., расширился за счет новых для студенческого быта начала XX в. организаций «самопомощи», возникших в основной массе после 1907 г. По своей организационной форме они напоминали учреждения кооперативного типа – потребительские общества, лавочки, магазины, издательства учебных пособий. Как всякое новое явление, студенческая кооперация вызвала широкое разномыслие в оценке ее значимости для поддержания материально-бытовой жизни учащейся молодежи и в академической среде (студенчество и профессура), и в кругах, причастных к российскому кооперативному движению в лице его методологов В.Ф. Тотомианца и профессора И.Х. Озерова. При этом достоинства студенческих организаций нового типа в сравнении с землячествами были очень заметны, хотя такая форма объединения и была более распространенным и популярным типом хозяйственно-культурной организации товарищеской взаимопомощи студентов [5, с. 154].
Главное преимущество студенческой кооперативного образца организации перед землячествами ее адепты видели в более крепкой внутренней связи и в большем, не ограниченном только земляческой общностью, объединительном потенциале, способном превратить студенчество в «мощную корпорацию» [6, с. 102].
Деятельность студентов на ниве кооперации для И.Х. Озерова являлась новой созидательной формой общественной жизни студенчества, постоянно втягиваемого в разрушительную для высшей школы политическую борьбу. «Далеко не всем доступна политическая жизнь даже по складу характера, – писал он. – Экономические же вопросы – ближе всем. Люди здесь будут учиться единению,… совместной работе, а при всяком таком деле разногласие неизбежно; и мы будем учиться уважать мнение противников, а это весьма важно особенно у нас, при нашей нетерпимости» [5, с. 166].
Тотомианцу кооперативные студенческие ассоциации также представлялись социальным амортизатором, способным более эффективно, нежели землячества, смягчать жесткие, сопутствовавшие крепнущему капитализму условия выживания, нейтрализовать порождаемую ими политическую разноустремленность учащихся высшей школы. Он утверждал что кооперация, в особенности потребительская, может преуспеть только при условии изгнания всякой политики и является в сущности блестящим образчиком сотрудничества классов. И что историческая миссия русского студенчества еще не кончилась. Отдав дань политическому движению, оно должно принять участие и в экономическом возрождении родины, а это возрождение без кооперации немыслимо [6, с. 84].
Эти надежды были созвучны многим публикациям в студенческой и общероссийской прессе о смене ориентира социального поведения студенчества после первой русской революции, его идейной эволюции от политики в сферу гораздо более узких профессионально-академических нужд и интересов.
Наиболее распространенным типом студенческого кооператива были торгово-закупочные предприятия (магазины и лавочки), снабжавшие студентов предметами первой необходимости по льготным, в сравнении с общерыночными, ценам. Рентабельность этих предприятий зиждилась на так называемой скидочной системе (определение И.Х. Озерова), т.е. закупке необходимых студентам товаров у фирм по благотворительным ценам. Для ведения самостоятельной лавки, – писал Озеров, – нужна известная опытность в торговом деле, умение выбирать благоприятный момент для приобретения нужных товаров, и этой опытности у студентов, конечно, нельзя предполагать, что и может легко привести к краху лавки, и здесь предварительное введение скидочной системы могло бы в известной степени познакомить с торговым делом, с ценами и т.д.» [6, с. 93].
Примером типичного студенческого кооперативного торгово-закупочного «предприятия» был Потребительский кружок при Петербургском политехническом институте, созданный в 1906 г. Главным фондообразующим элементом кружка стала лавочка, торговавшая предметами первой необходимости. Ее стартовый капитал образовался от продажи 100 фунтов чая, приобретенного у чаеторговцев по льготной цене. И в дальнейшем фирмы-поставщики предоставляли для лавочки товары по «скидочным» ценам. Поэтому студентам они продавались с существенной скидкой: чай от фирмы К. и С. Поповых – на 28%, табак от фирмы Андреева – на 10–20, парфюмерия от фирмы Келер и Брокар – на 25–30, конфеты, шоколад – на 25%. За время существования (7 месяцев) лавочкой было продано товара на 8 190 руб., тогда как его реальная общерыночная цена равнялась 10 200 руб. Прибыль лавочки в 140 руб. при цене товара без скидки могла бы возрасти до 1,5–2 тыс. руб. [5, с. 45].
Столь существенная скидка возможна была и потому, что помещение для торговли предоставлялось бесплатно институтским общежитием (его закрытие привело к банкротству лавочки). Два служащих общежития за 30 руб. ежемесячно торговали в лавочке. При ней была организована комиссионная распродажа учебных пособий. Заведовал же лавочкой студент-политехник за ежемесячное жалованье в 15 руб. Все торговое дело потребительского кружка велось правлением из 4 студентов, избранных на общем собрании его членов. В сущности под названием «кружок» скрывалось обыкновенное торговое предприятие, работавшее только за наличные, без членских и паевых взносов, кредитных «заборных книжек» и дивидендов. Оно обслуживало всех студентов без деления на «членов» и «нечленов» [6, с. 98].
На более совершенных началах действовало Общество потребителей Донского политехнического института в Новочеркасске.
На физико-математическом факультете Петербургского университета все кооперативно-торговые дела среди студентов вела касса взаимопомощи. Ее комитет занимался организацией скидок в пользу своих членов при покупке товаров у торговых предприятий (булочных, писчебумажных магазинов и т.д.), а также при обслуживании их в городских прачечных и парикмахерских. Им также предоставлялась возможность пользования бесплатным телефоном, а на время летних вакаций – еще и безвозмездной камерой хранения личных вещей [4, с. 95].
Предпринимались также попытки (правда, безуспешные) организовать общегородские студенческие кооперативы. Так, в 1915 г. в Петербурге планировалось учредить студенческое потребительское общество «Просвещение» со своими столовыми и торговыми лавками. Предполагалось, что его уставный капитал составит около 7 тыс. руб. Вступить в кооператив намеревались более 1 200 человек: 667 универсантов, 400 слушательниц Бестужевских высших женских курсов, 140 студентов-горняков. Устав, выработанный представителями этих высших учебных заведений, прошел экспертизу таких видных экономистов, как М.И. Туган-Барановский, профессор А.А. Кауфман, а также членов Петербургского отделения Комитета попечения о сельских сcудо-сберегательных и промышленных товариществах Н.В. Чайковского и В.Ф. Пекарского. По рекомендации последних, уставная комиссия проектируемого общества «Просвещение» при разработке своего основного нормативного акта опиралась на действующий устав потребительских обществ с коррективами «соответственно специальному назначению студенческого кооператива» [6, с. 118].
Проект устава общества был утвержден в Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел, в ведомствах народного просвещения, торговли и промышленности. Но его отверг Департамент полиции на том основании, что «кооператив может быть использован левыми студенческими группами и послужит объединению учащихся на политической почве». Министр внутренних дел Б.В. Штюрмер согласился с этим мнением, отложив создание общества «Просвещение» до принятия новых законов о кооперативах и университетского устава, которые позволят легализовать студенческие кооперативные организации [5, с. 235].
Наиболее рентабельным в первое время видом кооперативного студенческого предприятия профессор И.X. Озеров считал книжную торговлю.
Издателями же были студенческие кооперативные издательства, появившиеся во многих высших учебных заведениях после первой русской революции. Быстрота, с которой они возникали, объясняется сложившейся еще до них традицией студенческого самообеспечения учебными пособиями из-за их дороговизны на книжном рынке [6, с. 132].
Для обеспечения студентов доступным по цене набором читаемых профессорами курсов лекций требовался издательско-производственный подход. Этим и занимались многочисленные студенческие издательско-книготорговые предприятия, которые конкурировали с букинистической торговлей, взвинчивавшей цены на учебно-научную книгу до запредельных для среднестатистического студента размеров. Торговали своей продукцией студенческие издательства через собственные книжные склады, которые также и рекламировали ее [5, с. 246].
К наиболее распространенным в высшей школе производственным кооперативам относились студенческие столовые. До 1905 г. они находились под эгидой благотворительных обществ вспомоществования нуждающимся студентам, действовавших при всех высших учебных заведениях, жестко контролируемых администрацией. Управлялись столовые комитетами этих общественных организаций (отсюда и их название – «комитетские»), а субсидировались частично администрацией, частично из благотворительных средств и сумм, «составляемых платой за обеды». Это были бездоходные предприятия, оборотные средства которых шли исключительно на организацию бесплатных и дешевых обедов для студентов. В 1905–1906 гг. столовые обществ вспомоществования повсеместно закрываются полицией из-за превращения их в политические клубы антиправительственно настроенных студентов. Так, например, случилось и с «комитетской» столовой им. О.Ф. Миллера Петербургского университета, закрытой в 1905 г. Ее деятельность возобновилась только в 1908 г. по-прежнему на правах «комитетской» при обществе вспомоществования нуждающимся студентам и под наблюдением членов его комитета профессоров Ф.А. Брауна и В.В. Бахтина, получая от университетского правления ежегодно по 8 тыс. руб. субсидии. Персонал столовой получал более 2 тыс. руб. в качестве зарплаты в год и пользовался бесплатной квартирой от университета (данные за 1910/1911 учебный год).
Информация о работе Правовой статус студентов конца 19- начала 20 вв.