Предмет курса "История" и его основные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе поставлена цель изучить следующие вопросы: раскрыть содержание курса « История», охарактеризовать его основные задачи. Рассмотреть основные типы древних цивилизаций, дать их характеристику и изучить основные особенности. Изучить основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы XIX века и сформировать собственные выводы о значимости данных событий и процессов.
Изучить главные причины и последствия феодальной раздробленности на Руси, а также обосновать свои выводы. И решить практическую задачу – установить соответствие между временным промежутком и определенным историческим фактом.

Содержание работы

Введение
1. предмет курса «История» и характеристика его основных задач.
2. основные типы древних цивилизаций и их специфика.
3. основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XIX в.
4. главные причины и последствия феодальной раздробленности на Руси.
5. Практическая задача
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Вариант № 4.docx

— 34.92 Кб (Скачать файл)

Вариант № 4

 

 

 

Содержание

Введение

  1. предмет курса «История» и характеристика его основных задач.
  2. основные типы древних цивилизаций  и их специфика.
  3. основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XIX в.
  4. главные причины и последствия феодальной раздробленности на Руси.
  5. Практическая задача

Заключение

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В данной контрольной работе поставлена цель изучить следующие вопросы: раскрыть содержание курса « История», охарактеризовать его основные задачи. Рассмотреть основные типы древних цивилизаций, дать их характеристику и изучить основные особенности. Изучить основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы XIX века и сформировать собственные выводы о значимости данных событий и процессов.

Изучить главные причины  и последствия феодальной раздробленности  на Руси, а также обосновать свои выводы. И решить практическую задачу – установить соответствие между  временным промежутком  и определенным историческим фактом.

Предмет курса «История» и характеристика его основных задач.

История – важнейшая общественная наука. Это наука о прошлом  человеческого общества и о его  настоящем, о достоверностях развития общественной жизни в конкретных формах, пространственно- временных  измерений. Содержанием истории  служит исторический процесс, который  раскрывается в явлениях человеческой жизни. В соответствии с многообразием явлений история – наука многоотраслевая, состоит из ряда самостоятельных отраслей исторических знаний: экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и.т.д. К историческим наукам относится также этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным источникам. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом, история континентов, история отдельных стран. История одна из наиболее древних из двух тысяч существующих наук. Она тесно связана с древними науками: психологией, социологией, юриспруденцией, экономической теорией и др. В отличие от них она рассматривает процесс развитие общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все стороны их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Задачами истории являются – реконструирование и описание прошлого в наиболее достоверном виде:

- Выяснение причин развития  исторических событий; 

- Определение закономерностей  исторического процесса развития  общества.

Основные типы древних цивилизаций  и их специфика.

 Науке известно множество  (около ста) определений понятия  «цивилизация». Под цивилизацией  большинством исследователей понимается  качественная специфика (своеобразие  материальной, духовной, социальной  жизни) той или иной группы  стран, народов на определенном  этапе развития. Любая цивилизация  характеризуется не только специфической  общественно- производственной технологией,  но и соответствующей культурой.  Мир древних цивилизаций включает  как общеизвестные и лучше  изученные, так и менее известные  цивилизации. К первым относится: 

- Цивилизация Древнего  Египта 

- Цивилизация Месопотамии 

- Цивилизация Древнего  Китая 

- Цивилизация Древней  Индии 

- Древнегреческая цивилизация 

- цивилизация эллинизма 

- Цивилизация Древнего  Рима 

- Цивилизация Средней  Азии 

- Цивилизация Закавказья 

-Цивилизация скифов.

Ко вторым можно отнести:

- Цивилизация Африки южнее  Сахары и Южной Аравии 

- Цивилизации Древней  Малой Азии 

- Цивилизации Древнего  Ирана 

- Цивилизация Древнего  Афганистана 

- Древние цивилизации  Юго-Восточной Азии 

- Древне-японская цивилизация 

-Цивилизация Нового Света. 

Невозможно дать подробное  описание мира древних цивилизаций. Попытаемся лишь разобраться в сущности сложившихся уже в древности  двух типов мировых цивилизаций  – восточного и западного. К первому  типу относятся почти все цивилизации  древности, ко второму – цивилизация  Древней Греции, эллинистических  государств и Древнего Рима. Следует  отметить, что особенности конкретного  типа цивилизации зависят от особенностей природных, в том числе и климатических  условий, от системы ведения хозяйства, духовных основ жизни общества, особенностей его социальной и политической организации. Поэтому, сравнивания развитие основных цивилизаций древности по всем этим параметра. Можно проследить своеобразное их «противостояние». Основные черты  развития западного и восточного типов цивилизации в древности  таковы:

1) Отсутствие ценности  личности, индивида на Востоке  (не случайно одним из наиболее  распространенных символов восточной  культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося «течению реки» - природе, государству) – ранее создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод на западе.

2) С стабильность восточной  цивилизации, чрезвычайно медленный  темп изменений(новые культуры не разрушают старые , а вписываются и распространяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют «традиционными обществами») – динамичный характер развития общества в цивилизации западной.

3) Общественная собственность  в восточном государстве на  средства производства, землю и  воду, признание за частным лицом  лишь прав владельца; отсутствие  на Востоке хозяйственной самостоятельности  частных лиц, бюрократический  контроль - преобладание в античном  государстве частнособственнических  интересов, ранняя ориентация  на рынок. 

4) Абсолютное преобладание  государства над обществом, регулирование  всего многообразия человеческих  отношений (на Востоке) - незначительное  вмешательство государства в  частную жизнь граждан (на Западе).

5) Регулирующая роль религии,  совокупности морально-этических  принципов в обществе восточном  - подчеркнутое уважение в обществе  западном к законам, в рамках  которых действуют ремесло и  торговля.

6) Деспотизм как общая  линия социально-политического развития  восточных цивилизаций - и появление  на Западе первого в истории  образца народовластия, демократии (хотя и ограниченной). Данное  противоречие представляет особый  интерес в наше время. 

Следует отметить, что цивилизация, по мнению многих заданных исследователей, проходит 3 основные стадии развития: 1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; 3) постиндустриальное общество. Древние цивилизации представляли собой аграрные общества, то есть общества, основанные на преобладании аграрного сектора в экономике, ручное труде и т.п. Но данная стадия развития в истории цивилизаций разных народов продолжалась до последних десятилетий ХVIII в. -начала XIX в. новой эры, когда в результате "промышленной революции" сформировалось индустриальное общество, в котором коренным образом изменились и взаимоотношения человека с природой. Распространявшаяся в таком обществе идеология технократизма стремилась перенести принципы управления производством даже на взаимоотношения человека о природой, результатом чего явились экологические кризисы, ставящие под угрозу существование цивилизации. Постиндустриальное общество, переход к которому начался в наиболее развитых странах и последней четверти XX столетия новой эры и был обусловлен новым этапом научно-технической революции, должно обеспечить и новый подход во взаимоотношениях человека с внешней средой.

Основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в XIX в.

Новое время — эпоха  становления и развития буржуазного  общества, зарождения и формирования индустриальной цивилизации. В этот насыщенный событиями исторический период утверждались капиталистические  порядки, значительно ускорялась динамика общественных процессов, создавались  колониальные империи, и формировалась  единая система мирового капиталистического хозяйства. Капитализм, ориентированный  на постоянные новации и прогресс служил мощным стимулом для развития общества и по своей сути противоречил духу традиционализма. В этой связи  уже на рубеже XV—XVI вв. обозначилась глубокая трансформация западноевропейского  общества, получившая название модернизация.

Модернизация — процесс  постепенного перехода от традиционного  к современному индустриальному  обществу и поступательной эволюции самого индустриального общества. Этот процесс имеет всеобъемлющий  характер и охватывает все сферы  жизнедеятельности общества. Модернизация включает в себя важнейшие явления — аграрную революцию (утверждение рыночных отношений в деревне, переход от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства); индустриализацию (механизация всего хозяйственного комплекса, создание системы машин и крупной промышленности); урбанизацию (бурный рост городов, экономическое преобладание города и широкое распространение городского образа жизни); трансформацию социальной структуры общества (утверждение экономического типа и классового характера социальной стратификации); демократизацию политической системы (становление правового государства и гражданского общества); секуляризацию (обмирщение сознания и утверждение научного мировоззрения, освобождение общества от влияния церкви). Выделяются два основных типа модернизации: органическая (первичная) и неорганическая (вторичная). Отмеченным вариантам модернизационных процессов соответствует понятие «эшелонов капитализма».

ХVI—ХVIII вв. были переходным временем, подготовившим развитые западные страны к вступлению в индустриальную эпоху. В этот период первичная модернизация охватила страны т. н. «старого капитализма» или «первого эшелона» капиталистического развития (Голландию, Бельгию, Англию, Францию, Швейцарию, позднее США), в которых буржуазные отношения глубоко проникли во все сферы жизни общества. Для отмеченных стран модернизация носила естественный, объективный характер. Происходившие трансформации имели эволюционную природу, характеризовались органичностью и преемственностью в развитии общественных форм. Это обеспечило относительно гармоничное сочетание традиционных и индустриальных форм социально-экономических отношений.

На протяжении ХVI—ХVIII вв. модернизация, по сути, имела переходное содержание, она создавала основы для строительства будущего индустриального общества. В конце ХVIII—XIX в. модернизационный процесс вступает в зрелую фазу и приобретает уже комплексный, масштабный характер. Он развернулся в полную силу, значительно углубился и затронул более широкий круг европейских стран: Германию, Италию, отчасти Австрию, Россию. Эти страны «второго эшелона» капиталистического развития, вставшие на путь индустриализации только в XIX в., представляли собой уже другой неорганический, вторичный тип модернизации. Процесс утверждения капиталистических отношений носил здесь менее сбалансированный, во многом искусственный характер, осуществлялся «сверху», главным образом за счет реформ, ускоренного развития отдельных сфер индустриального производства. В этих условиях модернизация сопровождалась обострением противоречий между традиционными и привнесенными формами общественных отношений. Отмеченные черты предопределили более значительную роль государства в стимулировании процесса индустриализации. При этом страны «второго эшелона», вступив на путь модернизации позднее, имели возможность не только использовать уже накопившийся здесь опыт, но проводить у себя промышленную революцию и индустриализацию на более высокой технико-технологической основе.

Результатом модернизационного процесса стало формирование нового типа общественной модели — индустриальной цивилизации. Ее отличают такие важнейшие социально-экономические черты как машинизация и автоматизация производства и управления, приоритет науки и высоких технологий, массовое производство товаров на широкий рынок, развитая система разделения труда с высоким уровнем специализации, разветвленные системы транспорта и коммуникаций, высокая степень социальной мобильности и урбанизации, постоянный рост жизненного уровня населения и значительное повышение его социокультуры. С социально-политической стороны индустриальное общество характеризуется эволюцией политической системы в направлении демократизации, утверждения правового порядка и, вместе с тем, усилением государственного начала, а также наличием множества противоречий, проявляющихся, в частности, в обострении социальной напряженности, возрастании экологических проблем, кризисе духовной сферы. Индустриальная цивилизация — первая в истории человечества техногенная по своему характеру общественная система. В основе развития данного общества лежат факторы, связанные с производством, технико-технологическими процессами, экономической занятостью.

Индустриальная цивилизация  ведет отсчет с двух эпохальных событий, обозначивших переломный рубеж и  давших мощный толчок прогрессивным  изменениям в развитии западного  общества: промышленной революции —  технологического переворота, сопоставимого  по своим масштабам и значению с неолитической революцией, и  Великой французской революции, разрушившей основы феодального  порядка в Европе. Крупнейший современный британский историк Э. Хобсбаум обозначает эти события как «двойственную революцию», вызвавшую непрерывные революционные преобразования в западном обществе на протяжении первой половины XIX в.: «Великая революция 1789—1848 гг. явилась триумфом… капиталистической промышленности... экономики и государства в определенном географическом районе мира (части Европы и некоторых областях Северной Америки), центром которых были соседние государства — Великобритания и Франция. Преобразования 1789—1848 гг. стали по существу двойным переворотом, происшедшим в тех двух странах, и были распространены отсюда по всему миру.

Информация о работе Предмет курса "История" и его основные задачи