Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 00:02, контрольная работа
В первой половине 9 в. у восточных славян возникает и формируется раннефеодальное государство – Киевская Русь. Происходит значительное расширение её границ.
Первоначально правящая киевская верхушка во главе с князем Владимиром Святославовичем (княжил в 980 – 1015 гг.) приняла решение провести общегосударственную централизацию язычества.
В 988 г. восточное христианство было провозглашено государственной религией Киевской Руси. Это событие имело в целом позитивные последствия. Во-первых, Русь объединилась в единое феодальное государство. Оно было укреплено писаниями, законами, более развитой религией. Во-вторых, значительное развитие получили экономика и культура Руси. Возрос её международный авторитет. В-третьих, укрепляя государственность, христианство тем самым утверждало законность, создавало условия большинству населения для реализации творческих возможностей.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Время и обстоятельства первоначального распространения христианства на территории Древней Руси………………………………4
1.1. Социально-политические и духовно-идеологические предпосылки принятия христианства………………………………………...4
1.2. «Выбор веры» его ведущие мотивы……………………………..5
2. Крещение Руси. Распространение христианства на сопредельных территориях……………………………………………………………………5
3. Формирование и развитие церковной организации…………………..6
3.1. Имущественное и правовое положение церкви в Древнерусском государстве……………………………………………………………………..7
4. Общекультурное значение принятия христианства………………….8
Заключение……………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………………………12
4. Общекультурное значение принятия христианства
С ростом влияния христианства в различных социальных группах населения усиливается его роль в жизни древнерусского общества и государства. Оно способствует смягчению нравов, что находит отражения в прекращении ритуальных убийств и кровной мести. Постепенно, хотя и не без сопротивления, преодолевается многоженство. Зарождается практика благотворительности и милосердия в отношении неимущих, увечных, больных. Эту миссию выполняют прежде всего монастыри.
Христианство утверждает
новые представления о
Единая вера способствовала
преодолению межплеменных различий,
интеграции племён в единую древнерусскую
народность, выработке единого
С принятием христианства Русь преодолела локальную культурную ограничённость, соприкоснулась с библейскими и эллинистическими традициями – источниками европейской культуры.
Письменность на Руси появилась еще в начале 10 в. и применялась в юридических документах, в международных договорах, в частной переписке, однако книжная культура возникла лишь в последнее десятилетие 10 в. Появление рукописной книги – это настоящая культурная революция. До того времени культура слова существовала лишь в устной форме – мифы и легенды, обрядовая поэзия, сказки, «плачи» и «славы», т.е. в форме фольклора. Вместе с христианством на Русь из Болгарии, Чехии, Византии пришла литература: Священное Писание, жития святых, творения Отцов Церкви, т.е. книги сугубо религиозного характера. Но уже в 11 – 12 вв. появляются переводы светской античной литературы – роман Псевдокаллисфена «Александрия» и «Иудейская война» Иосифа Флавия.
В начале 12 в. создается «Повесть временных лет» - первое из дошедших до нас летописное произведение на Руси, принадлежащее монаху Киево-Печёрского монастыря Нестору. Принципиальное своеобразие этой русской летописи, как и последующих, состоит в том, что рассказ о событиях в стране ведется в их временной последовательности, по годам, а не по периодам правления императоров, как это делалось в византийских хрониках, т.е. в русских летописях представлена история страны, а не князей. В них включались предания и былины, законодательные акты и дипломатические документы.
К началу 12 в. относятся жития князей Бориса и Глеба, убитых в 1015 г. их братом Святополком и ставших первыми святыми Русской церкви, а также «Поучение» Владимира Монаха (1113 – 1125).
С принятием христианства началось и «учение книжное», необходимое прежде всего для подготовки священников. Когда по указанию князя Владимира для этого стали отбирать молодых людей из семей киевской знати, по словам летописца, «матери плакали по ним, как по мертвым». Школьное образование приняло организованный вид при Ярославе Мудром. В Новгороде, где он первоначально княжил, одновременно обучалось до 300 человек. В Киеве, в Софийском соборе, при нём было положено начало собиранию книг, т.е. по существу первой библиотеке на Руси. Сам Ярослав, как свидетельствует летописец, читал книги «и день, и ночь».
Распространение христианства по территории Руси Явилось стимулом к широкому развёртыванию храмового строительства, причём не только деревянного, но – в крупных городах- и каменного. В Киеве, на холме, где недавно стоял идол Перуна, Владимир повелел вознести церковь во имя святого Василия, чьё имя он принял при крещении. В 996 г. сооружена Десятинная княжеская церковь Рождества Богородицы. Дело храмоздания продолжил Ярослав. При нём были построены три собора, посвященные Софии – Премудрости Божией, - в Киеве, Новгороде и Полоцке Храм был не только местом молитвы. Вокруг него сосредоточивалась вся общественная жизнь. Здесь собирались сходы для решения общинных дел; здесь совершались сделки, торги; позднее при храме создавались приходские школы и богадельни.
Принявшая христианство Русь вошла на равных в семью европейских народов. Великокняжеский род был связан династическими браками практически со всеми правящими домами европейских государств. Уже Владимир Святославич добился женитьбы на византийской принцессе Анне, его сын Ярослав Мудрый был женат на шведской королевне Ингегерде (её христианское имя – Ирина), дочери Ярослава были замужем за королём Франции Генрихом 1, принцем норвежским Гарольдом Смелым, за королём Венгрии… В дальнейшем традиция династических браков продолжилась.
Заключение
Конец 10 в. – один из важнейших рубежей в истории нашего Отечества, ознаменованный принятием христианства в качестве государственной религии Руси. Это событие оказало глубокое влияние на все последующее развитие страны – её государственности, геополитической ориентации, культуры.
Список использованной литературы
История религий. История религий в России: учеб. / М.А. Трофимчук; под ред. О.Ю. Васильева. – М.: РАГС, 2006. – С. 299 – 311.
Религиоведения: учеб. / О.Г. Данильян, В.Н. Тараненко. – М.: ЭКСМО, 2005. – С. 85 – 103.
История России с древнейших времён до наших дней: учеб. / Н.Л. Клименко, В.Г. Кошкидько, С.В. Пронкин; под ред. А.В. Сидорова. – М.: Проспект, 2008. – С. 3 – 39.
1 Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988.
2 Иаков Мних. Память и похвала князю русскому Владимиру // Златоструй: Древняя Русь 10-13 веков. М., 1990. С.130.
3 Там же. С. 77, 177.
4 Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т.1. Ч.2. С.552-553.
5 Российское законодательство 10 – 20 веков: В 9 т.Т.1. М., 1984. С. 139-140,168-170.
6 Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси 10 – 13 вв. М., 1989. С.97-123.
Информация о работе Предпосылки и последствия на Руси единой религии