Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 12:06, курсовая работа
Появление земских соборов в системе политической власти не было явлением случайным или временным. Они стали велением времени наряду с реформами середины XVI в., которые энергично проводила Ближняя Дума или «Избранная Рада» при непосредственным участием Ивана IV .
ВВЕДЕНИЕ
1. Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России:
а. Социально-экономические изменения
б. Политический строй
2. Высшие органы власти и управления: Земские соборы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Инициатива созыва Земского собора исходила от царя, а в условиях между царствования – от Боярской думы или патриарха. Определенных сроков не было, Собор созывался по мере надобности. Процедура выборов тоже не была четко разработана. Известно, что обычно на места посылалась царская грамота, в которой указывалось число вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось избирать в «депутаты» «лучших, средних и молодых» людей (а не «худых»). Существовал и своего рода нравственный ценз – в требовании избирать людей «крепких, разумных, добрых, постоятельных», то есть знающих народные нужды и умеющих о них рассказать. Это были люди, которым «государевы и земские дела за обычай».
Общее число членов Земского собора колебалось от 195 до 450. Избранные получали от своих избирателей наказы – инструкции (с указанием насущных нужд) и запас (содержание). Впрочем, дворянство получало за свою работу в Соборе и жалованье из казны.
Заседания проходили в царских палатах в 3 главных формах: 1 – открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи излагалась цель созыва Собора и ставились вопросы для обсуждения. Вторая часть работы – обсуждение поставленных вопросов и выработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т.е. по палатам. Третий акт – свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась).
Прерогативы Земского собора: утверждение новых законов, решение вопросов о войне и мире, введение новых налогов, избрание царей и пр. Следует подчеркнуть также, что Земские соборы помогали государственной власти в лице царя блюсти интересы всех классов в обществе, знание их нужд и пожеланий лучшего управления способствовало сближению ее с народом. Это знание находило свое отражение в узаконениях и распоряжениях, многие из которых начинаются так: «Ведомо нам учинилось, что в городах воеводы и приказные люди всяким людям чинят насильства и убытки, и продажи великие, и посулы и кормы емлют многие», после чего следовал приказ не давать взяток и даровой прислуги воеводам, не пахать на них пашни, провести в случае необходимости судебное расследование и пр.
Органы центрального управления.
Дворцово-вотчинная система
Кроме «путей» уже в XV в. стали выделяться особые отрасли управления (дела), которые в каждом конкретном случае поручались (приказывались) какому-нибудь дьяку или боярину, и те самостоятельно, независимо от путных бояр, исполняли поручение (приказ), привлекая к делу других людей, создавая свою канцелярию и делопроизводство. Так возникли приказы – новые органы управления. Уже Судебник 1497 г., говоря об особых людях, которым «люди приказаны ведати», свидетельствует об их существовании. По мере усложнения хозяйственных и административных функций особые дьячьи избы (новые отделы) выделяются и в системе дворцового управления. Они тоже получают название «приказов». (Казенный – ведавший личным имуществом великого князя, его казной; Дворцовый; Конюшенный; Посольский – ведомство иностранных дел и пр.).
Как видим, новые органы центрального управления – приказы – возникли без законодательной основы, спонтанно, по мере надобности. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, другие дробились на отделы, превращавшиеся в самостоятельные приказы. На протяжении XVII в. зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Не существовало и строгого разграничения функций между приказами (в Посольском приказе, к примеру, пытали участников восстаний, брали у них «распросные» и «пыточные» речи). Все приказы, ко всему прочему. являлись не только административными учреждениями, но и судебными (приказных людей называли судьями). Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновников, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. Подьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся, в свою очередь, на столы и повытъя по ветвям управления.
В XVI в., в княжение Василия III, стали создаваться дьяческие семейства с наследственной профессиональной ориентацией. И хотя смена политического курса в государстве нередко сопровождалась «перетряской» дьяческого состава, к XVII в. приказные служащие составляли уже вполне замкнутую общественную группу. В 1640 г. было запрещено принимать в штат приказов лиц из других сословий, кроме дворян и детей приказных служащих. При Петре I приказы были заменены коллегиями,
М. Ф. Владимирский-Буданов классифицировал в своё время приказы по роду дел, которыми они занимались, по классам лиц и по территориям, которыми они управляли, на 6 групп. Первую группу составляли органы дворцово-финансового управления: уже упомянутые Дворцовый (или приказ Большого Дворца) – ведомство бывшею дворецкого, управлявший людьми и территориями, обслуживавшими дворец; Приказ Большой Казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Конюшенный; Ловчий и др. Вскоре к ним добавились ещё 2 важных приказа: Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие деньги), и Приказ счетных дел – своеобразное контрольное ведомство.
Вторую группу составляли органы военного управления: Разрядный приказ, ведавший служилым населением, который разделился вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и др. В третью группу необходимо включить органы судебно-административные, для которых судебная функция была главной: Поместный приказ (распределение и перераспределение поместий и вотчин, тяжбы по имущественным делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной) уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский осуществлял полицейское и судебное руководство населением Москвы.
К четвертой группе отнесем органы областного управления, создававшиеся по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская, Дмитровская. Рязанская четверти (четвертные приказы – по числу 4), в XVII в. их число увеличилось до 6 и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский.
Органы специальных ветвей управления могут быть объединены в пятую группу: Посольский, Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный (со времен Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный (государственная печать) и др. Наконец, последнюю, шестую, группу составляли ведомства государственно-церковного управления: Патриарший двор. Приказ церковных дел, Монастырский приказ.
Созданием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Эта же тенденция – увеличение роли государства с опорой на формирующееся третье сословие – прослеживается и в реформе местного управления.
Земские местные власти выполняли
финансово - административные и судебные
функции. Земские органы осуществляли
и некоторые полицейские
Таким образом, Земские соборы
не были представительными органами
всех сословий, а носили узкоклассовый
характер. Ведущая роль в них принадлежала
дворянству. Порядок организации
и деятельности Земских соборов
регламентировался
Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально-
экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к середине 17 века . Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией , бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян , поместное дворянство охладело к земским соборам . С 60-х годов 17 века земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания .
Заключение.
Столетие с середины XVIв. до середины XVII в. Знаменуется существенным расширением территории Российского государства, преимущественно на Востоке. Россия становится все более многонациональной. Мероприятия правительства по централизации управления приводят к укреплению государства.
Данный период характеризуется заметными сдвигами в общественном строе. Развертывающаяся борьба между феодальной аристократией и основной массой класса феодалов приводит к укреплению позиций дворянства.
Для положения класса эксплуатируемых характерно окончательное закрепощение крестьян, а также все большее сближение статуса крестьян и холопов.
Вступление феодализма в стадию зрелости соответствует и изменение. Формы государства, которое становится сословно-представительная монархия. Власть монарха укрепляется, что находит свое внешнее отражение в новом титуле. Вместе с тем, царь все же не может обойтись без специальных органов, которые выражают волю сословий. Важнейшим из них является Земские соборы. Роль Боярской думы постепенно уменьшается. Новой форме государства соответствует и новые местные органы. На смену системе кормления приходит система земского самоуправления, что заметно ущемляет политические и экономические интересы боярства и привлекает к управлению широкие массы дворянства и верхушку посада.
Большие сдвиги происходили
в развитии права. Создаются
крупнейшие законодательные
Российское государство готовится вступить в высшую и последовательную стадию феодализма – абсолютизм.
Список используемой литературы:
1.“История государства и права России” 1996 г. Исаев И. А.
2.“История государства и права СССР” (сборник документов) ч. 1, 1968 г.
3.“Сословно - представительная монархия в России”, 1987 г. Титкова С. С.
4. Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник для вузов. - М.: Теис, 1995. 263 с.
5. Конституция РФ. - М.: Буквица, 1996. 78 с..
6.Федеральный закон РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / / СЗ РФ. -1995. № 32. ст.3121.
7. Ключевский В.О. Боярская Дума Древней Руси. - СПб., 1919. 419 с.
8. Торке Х.Й. Так называемые Земские соборы в России // Вопросы истории. - 1991. - № 11. - С. 3-10.
9.Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в Древней Руси. - М., 1993. 695 с.
10.Верт Н. История советского государства 1900-1991. - М.: Прогресс-Академия, 1992. 478 с.
11.Страницы истории советского общества: факты, пробемы, уроки. - М., 1989. 447 с.
12.Долуцкий И.И. Отечественная история XX в. - М., 1994. 445 с.
13.Образование и падение сословно-представительной монархии в России. – М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 240 с.: ил. Цв.вкл. 16 с. – «История России).
14.Земские соборы. -– М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 256 с.: ил. Цв.вкл. 24 с. – «История России).
Информация о работе Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России