Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Появление земских соборов в системе политической власти не было явлением случайным или временным. Они стали велением времени наряду с реформами середины XVI в., которые энергично проводила Ближняя Дума или «Избранная Рада» при непосредственным участием Ивана IV .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России:
а. Социально-экономические изменения
б. Политический строй
2. Высшие органы власти и управления: Земские соборы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 40.43 Кб (Скачать файл)

Инициатива созыва Земского собора исходила от царя, а в условиях между царствования – от Боярской думы или патриарха. Определенных сроков не было, Собор созывался по мере надобности. Процедура выборов тоже не была четко разработана. Известно, что обычно на места посылалась царская грамота, в которой указывалось число вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось избирать в «депутаты» «лучших, средних и молодых» людей (а не «худых»). Существовал и своего рода нравственный ценз – в требовании избирать людей «крепких, разумных, добрых, постоятельных», то есть знающих народные нужды и умеющих о них рассказать. Это были люди, которым «государевы и земские дела за обычай».

Общее число членов Земского собора колебалось от 195 до 450. Избранные  получали от своих избирателей наказы – инструкции (с указанием насущных нужд) и запас (содержание). Впрочем, дворянство получало за свою работу в Соборе и жалованье из казны.

Заседания проходили в  царских палатах в 3 главных формах: 1 – открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи излагалась цель созыва Собора и ставились вопросы для обсуждения. Вторая часть работы – обсуждение поставленных вопросов и выработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т.е. по палатам. Третий акт – свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась).

Прерогативы Земского собора: утверждение новых законов, решение  вопросов о войне и мире, введение новых налогов, избрание царей и  пр. Следует подчеркнуть также, что  Земские соборы помогали государственной власти в лице царя блюсти интересы всех классов в обществе, знание их нужд и пожеланий лучшего управления способствовало сближению ее с народом. Это знание находило свое отражение в узаконениях и распоряжениях, многие из которых начинаются так: «Ведомо нам учинилось, что в городах воеводы и приказные люди всяким людям чинят насильства и убытки, и продажи великие, и посулы и кормы емлют многие», после чего следовал приказ не давать взяток и даровой прислуги воеводам, не пахать на них пашни, провести в случае необходимости судебное расследование и пр.

Органы центрального управления. Дворцово-вотчинная система управления не отвечала потребностям единого государства, но она явилась основой формирования новых органов центрального управления. В дворцовом ведомстве, находившемся под руководством дворецкого и его тиунов, казначеев, дьяков, выделились поначалу особые хозяйственные комплексы (или пути): сокольничий, конюший, стольничий, чашничий, ловчий, постельничий, судный. Их возглавляли путные бояре. Естественно, они распространяли свои властные полномочия и за пределы дворца.

Кроме «путей» уже в XV в. стали выделяться особые отрасли  управления (дела), которые в каждом конкретном случае поручались (приказывались) какому-нибудь дьяку или боярину, и те самостоятельно, независимо от путных бояр, исполняли поручение (приказ), привлекая к делу других людей, создавая свою канцелярию и делопроизводство. Так возникли приказы – новые органы управления. Уже Судебник 1497 г., говоря об особых людях, которым «люди приказаны ведати», свидетельствует об их существовании. По мере усложнения хозяйственных и административных функций особые дьячьи избы (новые отделы) выделяются и в системе дворцового управления. Они тоже получают название «приказов». (Казенный – ведавший личным имуществом великого князя, его казной; Дворцовый; Конюшенный; Посольский – ведомство иностранных дел и пр.).

Как видим, новые органы центрального управления – приказы – возникли без законодательной основы, спонтанно, по мере надобности. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, другие дробились на отделы, превращавшиеся в самостоятельные приказы. На протяжении XVII в. зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Не существовало и строгого разграничения функций между приказами (в Посольском приказе, к примеру, пытали участников восстаний, брали у них «распросные» и «пыточные» речи). Все приказы, ко всему прочему. являлись не только административными учреждениями, но и судебными (приказных людей называли судьями). Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновников, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. Подьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся, в свою очередь, на столы и повытъя по ветвям управления.

В XVI в., в княжение Василия III, стали создаваться дьяческие семейства с наследственной профессиональной ориентацией. И хотя смена политического курса в государстве нередко сопровождалась «перетряской» дьяческого состава, к XVII в. приказные служащие составляли уже вполне замкнутую общественную группу. В 1640 г. было запрещено принимать в штат приказов лиц из других сословий, кроме дворян и детей приказных служащих. При Петре I приказы были заменены коллегиями,

М. Ф. Владимирский-Буданов классифицировал в своё время приказы по роду дел, которыми они занимались, по классам лиц и по территориям, которыми они управляли, на 6 групп. Первую группу составляли органы дворцово-финансового управления: уже упомянутые Дворцовый (или приказ Большого Дворца) – ведомство бывшею дворецкого, управлявший людьми и территориями, обслуживавшими дворец; Приказ Большой Казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Конюшенный; Ловчий и др. Вскоре к ним добавились ещё 2 важных приказа: Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие деньги), и Приказ счетных дел – своеобразное контрольное ведомство.

Вторую группу составляли органы военного управления: Разрядный  приказ, ведавший служилым населением, который разделился вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и др. В третью группу необходимо включить органы судебно-административные, для которых судебная функция была главной: Поместный приказ (распределение и перераспределение поместий и вотчин, тяжбы по имущественным делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной) уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский осуществлял полицейское и судебное руководство населением Москвы.

К четвертой группе отнесем  органы областного управления, создававшиеся по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская, Дмитровская. Рязанская четверти (четвертные приказы – по числу 4), в XVII в. их число увеличилось до 6 и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский.

Органы специальных ветвей управления могут быть объединены в  пятую группу: Посольский, Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный (со времен Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный (государственная печать) и др. Наконец, последнюю, шестую, группу составляли ведомства государственно-церковного управления: Патриарший двор. Приказ церковных дел, Монастырский приказ.

Созданием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Эта же тенденция – увеличение роли государства с опорой на формирующееся третье сословие – прослеживается и в реформе местного управления.

Земские местные власти выполняли  финансово - административные и судебные функции. Земские органы осуществляли и некоторые полицейские функции, следили за сохранением спокойствия. В своей деятельности земские  органы были ответственны перед царем, Боярской думой и приказами. Существование  земских органов должно было обеспечить исправность внесения населением государственных  податей и выполнение государственных  повинностей, а подчинение этих учреждений центральным финансовым органам  способствовало централизации государственных  финансов. Все преобразования, происходившие  в государстве (Земские соборы, приказы, органы местного самоуправления) говорят о новом витке в развитии России. Сословно представительная монархия - закономерный этап в развитии феодального государства, которая наступила после феодальной раздробленности. Во второй половине XVII в. произошло постепенное становление абсолютной монархии - новой форме правления господствующего класса дворян.

Таким образом, Земские соборы не были представительными органами всех сословий, а носили узкоклассовый  характер. Ведущая роль в них принадлежала дворянству. Порядок организации  и деятельности Земских соборов  регламентировался правительством. Оно рассылало на места воеводам призывные грамоты , в которых указывало, по какому поводу собираются выборные, и количество депутатов от данной местности.

       Падение роли земских  соборов  тесно  связано  с  глубокими  социально-

экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к середине  17 века . Восстановление экономики страны  и дальнейшее  развитие  феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй  России  с  самодержавной монархией , бюрократическим аппаратом приказов и воевод.  Правительство  уже не нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих  внутриполитических  и внешнеполитических  начинаний.   Удовлетворённое   в   своих   требованиях окончательного закрепощения  крестьян  ,  поместное дворянство  охладело  к земским соборам . С 60-х годов 17 века земские соборы переродились  в  более узкие по составу сословные совещания .

 

 

 

 

Заключение.

 

Столетие с середины XVIв. до середины XVII в. Знаменуется существенным расширением территории Российского государства, преимущественно на Востоке. Россия становится все более многонациональной. Мероприятия правительства по централизации управления приводят к укреплению государства.

Данный период характеризуется  заметными сдвигами в общественном строе.  Развертывающаяся борьба между феодальной аристократией и основной массой класса феодалов приводит к укреплению позиций дворянства.

Для положения класса эксплуатируемых  характерно окончательное закрепощение крестьян, а также все большее  сближение статуса крестьян и  холопов.

Вступление феодализма в  стадию зрелости соответствует и  изменение. Формы государства, которое становится сословно-представительная монархия. Власть монарха укрепляется, что находит свое внешнее отражение в новом титуле. Вместе с тем, царь все же не может обойтись без специальных органов, которые выражают волю сословий. Важнейшим из них является Земские соборы. Роль Боярской думы постепенно уменьшается. Новой форме государства соответствует и новые местные органы. На смену системе кормления приходит система земского самоуправления, что заметно ущемляет политические и экономические интересы боярства и привлекает к управлению широкие массы дворянства и верхушку  посада.

 Большие сдвиги происходили  в развитии права. Создаются  крупнейшие законодательные акты,  активно развивается текущее  законодательство. Институт землевладения характеризуется сближением правового режима вотчин и поместий. Поместье как форма землевладения приобретает черты земельной собственности, поскольку право распоряжается им со стороны помещика расширяется. Существенно расширяется систематика преступлений и наказаний. Все более часто используется террористические формы ведения процесса.

Российское государство  готовится вступить в высшую и  последовательную стадию феодализма –  абсолютизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.“История государства и права России” 1996 г. Исаев И. А.

2.“История государства и права СССР” (сборник документов) ч. 1, 1968 г.

3.“Сословно - представительная монархия в России”, 1987 г. Титкова С. С.

4. Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник для вузов. - М.: Теис, 1995. 263 с.

5. Конституция РФ. - М.: Буквица, 1996. 78 с..

6.Федеральный закон РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / / СЗ РФ. -1995. № 32. ст.3121.

7. Ключевский В.О. Боярская Дума Древней Руси. - СПб., 1919. 419 с.

8. Торке Х.Й. Так называемые Земские соборы в России // Вопросы истории. - 1991. - № 11. - С. 3-10.

9.Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в Древней Руси. - М., 1993. 695 с.

10.Верт Н. История советского государства 1900-1991. - М.: Прогресс-Академия, 1992. 478 с.

11.Страницы истории советского общества: факты, пробемы, уроки. - М., 1989. 447 с.

12.Долуцкий И.И. Отечественная история XX в. - М., 1994. 445 с.

13.Образование и падение сословно-представительной монархии в России. – М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 240 с.: ил. Цв.вкл. 16 с. – «История России).

14.Земские соборы. -– М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 256 с.: ил. Цв.вкл. 24 с. – «История России).

 


Информация о работе Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России