Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:14, реферат
Составляя приблизительный план своего реферата, я сразу же определился с тем, что в нем надо обязательно упомянуть про ярославских декабристов, хотя тема этой задачи напрямую не ставит. По моему мнению, нам, ярославцам, надо знать людей, сыгравших не последнюю роль в истории России.
Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Предпосылки восстания. Особенности декабристского
движения………………………………………………………………………..…5
Раздел 2. Формирование декабристкой идеологии…………………………….7
Раздел 3. Декабристские организации………………………………………....16
Раздел 4. Восстание декабристов. Итоги и причины поражения………….19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Введение.
Декабристы.… Произнося это слово, каждый человек вкладывает в него свой смысл. Любой из нас может рассказать про этих людей, кто-то больше, кто-то меньше. И рассказы эти будут разнообразны, т.к. каждый человек даст свою оценку поступкам декабристов. Но в одном, как мне кажется, их взгляды сойдутся – все происходившие события были на редкость «красивы». «Красивы» не по внешнему исполнению (там, где кровь и смерть, красоты мало), а по внутреннему содержанию. Все получилось как в хорошем романе: героические поступки, предательства, внезапная развязка, мысли о вечной борьбе против угнетения народа и передача их из поколения в поколение. Я помню, как еще в школе на одном из семинаров по Первой Мировой войне у выступающего и зала произошел диалог примерно такого содержания: «С чем у вас ассоциируется Вторая Мировая война?», - спрашивал он. В ответ ему слышались фразы про блокаду Ленинграда, огромные людские потери и т.д. Тогда он спросил: «А с чем Первая Мировая?». В ответ приводили забавные факты про то, как французы, попав в Москву, практически уничтожили винные запасы горожан, про встречу Кутузова, пьющего чай, с голодным французским генералом. Практически ничего не было сказано про боевые действия, разве что упомянули про Бородино. После этого семинара у меня произошла переоценка истории, координальным образом изменились понимание и трактовка событий. И все из-за одной фразы докладчика про Первую Мировую войну: «Это было красиво». Для себя я определил временные рамки «романтического» периода в истории начиная с годов правления Петра I, и заканчивая серединой 19 века. Любое событие, произошедшее в этот период, для меня в какой-то мере красиво. Мне гораздо приятнее писать реферат про героический поступок декабристов, чем про кошмары войны, даже если эта тема последней меньше по объему. Здесь вступают в действия чувства, борясь с которыми очень сложно добиться хорошего результата. Гораздо легче им повиноваться. И, я считаю, что желание исследовать эту тематику и сыграло основную роль в том, что я остановился на ней.
Выбирая именно эту тему для своего реферата, я основывался, еще и на том, что эта тема мне очень хорошо знакома. Ещё в средних классах школы я по-настоящему заинтересовался этой исторической проблемой, много читал, узнавал интересные факты, неизвестные штрихи к характерам и судьбам декабристов, знакомился с точками зрения историков. К окончанию школы у меня сложилось своё понимание этой исторической тематики, можно даже сказать независимое. Моя точка зрения во многом не совпадает с точкой зрения главного, как мне кажется, исследователя движения декабристов М.В.Нечкиной. По моему мнению, её позиция слишком идеалогизирована, и в некоторых моментах она даёт крайне субъективную оценку.
В своей работе я попытался провести плавную линию, начиная с первых собраний революционеров – декабристов и заканчивая, скорее всего, июлем 1826 г. (именно летом закончилось следствие по делу декабристов). Хочется отметить, что из этой плавности ещё не следует то, что все происходившие события явились результатом целенаправленной работы революционеров, т.к. пик движения – восстание на Сенатской площади явился, в какой – то мере, неожиданностью для заговорщиков. Подробнее об этом будет сказано позже.
Составляя приблизительный план своего реферата, я сразу же определился с тем, что в нем надо обязательно упомянуть про ярославских декабристов, хотя тема этой задачи напрямую не ставит. По моему мнению, нам, ярославцам, надо знать людей, сыгравших не последнюю роль в истории России.
В конце работы я привёл не только оценки историков, но и свою оценку итогов и причин поражения декабристов.
Крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости, которая все более унижала патриотические чувства духовной элиты. Его ликвидация осознавалась передовыми русскими дворянами как самая насущная задача, открывающая стране дорогу к прогрессу.
Война 1812 г. продемонстрировала огромные потенциальные возможности России, патриотизм, моральные достоинства народа, крестьянства. В ходе походов русские дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, были поражены уровнем жизни простых людей в Европе. Вот почему, возвратившись, они так болезненно стали воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян, которые спасли страну от иноземного тирана, но которых “продолжали тиранить господа”. Таким образом, с одной стороны, желание помочь народу, победившему лучшую в мире французскую армию, а с другой - предотвратить возможность повторения “пугачевщины”, угрожающей “островкам” европейской цивилизации в России, толкали часть дворян к активным действиям. Неслучайно декабристы называли себя “детьми 1812-го года”. Политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, перемежающийся попытками возвратиться к политике реформ. Угасание последних надежд в царе-реформаторе вызвало сплочение передовых людей эпохи, решившихся воплотить в жизнь то, что так и не сумел совершить император.
Реакционный внешнеполитический курс, направленный на реставрацию феодально-монархических режимов в Европе и подавление там революционных выступлений.
Влияние идей европейского Просвещения(теории
народного суверенитета, парламентаризма,
демократии, социальной справедливости,
разделения властей) и особенно его революционного
направления. Влияние опыта американской
и Великой французской революций, революционного
движения в Испании, Италии, Греции; Демократическая
традиция русской общественной мысли,
связанная с именами Новикова и Радищева.
Психологическая атмосфераначала XIX в.
Русские дворяне этой эпохи принимали
активное участие в исторических событиях
мирового масштаба. Вернувшись же после
победоносной войны с Наполеоном к светской
жизни и казарменной обыденности, они
начали испытывать чувство неудовлетворенности
и дискомфорта, пытались заполнить образовавшийся
духовный вакуум идейными спорами, общественной
деятельностью, направленной на благо
страны.
Особенности
декабристского движения
Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия - дворянства, а не лишенные политических и многих социальных прав мещане, крестьяне и купцы.
Феномен дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествамипередовой части русского дворянства, а также осознанием того, что понятия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в его духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом. Декабристские организации состояли из офицеров, а их выступление имело форму военной революции. Декабристы не опирались на какой либо социальный слой и не стремились найти поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа. В отечественной историографии, наряду с этими, есть и другие оценки движения декабристов. Так П. Н. Зырянов характеризует само их восстание как ненасильственное по форме и чисто нравственное по содержанию выступление.
Движение декабристов, порожденное, прежде всего, объективными потребностями развития России, находилось в тесной связи с общим ходом исторического процесса XVIII-XIX вв. Большое значение не только для идеологической подготовки Великой Французской революции, но и для развития общественного сознания в других странах имела, как известно, деятельность выдающихся французских просветителей XVIII в. Влияние их произведений на умы оказалось длительным, и сохранялось оно не одно поколение: "Имена знаменитых французских публицистов были в России так же популярны, как и у себя на родине", - писал декабрист Н.И. Тургенев. Французские просветители, по его словам, "как будто предприняли политическое воспитание европейского континента".
В XVIII в. интерес в России к идеям западноевропейской просветительской философии был велик. Теории общественного договора, естественного права, равенства всех перед законом, суверенитета народа, вера в силу общественного мнения, в право каждого человека на свободу проникали в общественное сознание русских людей. Распространению трудов просветителей в России в начале XIX в. способствовало известное ослабление цензуры в первые годы царствования Александра I. В это время печатались переводы сочинений Руссо, Монтескье, Вольтера, А. Смита, Беккария, Д. Рейналя. Труды этих авторов можно было приобрести и в оригиналах, поступавших в Россию разными путями. Так, декабрист Н.Р. Цебриков вспоминал о своем знакомом капитан-лейтенанте Лермонтове, который "премного" привез "либеральных" сочинений из Портсмута. Будущие декабристы и их единомышленники были в числе увлеченных читателей произведений западноевропейских просветителей. Эти сочинения были широко представлены в библиотеках членов тайных обществ, во многих случаях унаследованных от родителей. Таковы библиотеки П.И. Пестеля, Никиты Муравьева, Ф.П. Шаховского, Н.И. Тургенева, братьев Бестужевых и других. Большое число каталогов подобных собраний не сохранилось.
Весьма характерны библиотеки вождя и идеолога декабристов П.И. Пестеля. Далеко не полный каталог библиотеки Пестеля, составленный после его казни, содержит названия собраний сочинений Монтескье, Гельвеция; указан сборник произведений публицистов XVIII в., в том числе Дидро, Вольтера, Руссо, вышедший в Париже в 1814 г. Библиотека Пестеля была обширна, "во всю длину его немногих комнат, - вспоминали впоследствии его товарищи, - тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания и всевозможные конституции". Формированию вольномыслия Пестеля в молодые годы способствовало чтение французских книг из богатой библиотеки его родителей. Впоследствии эти книги перешли к сестре декабриста С.И. Пестель. Открывается каталог библиотеки полным французским изданием "Энциклопедии" Дидро и Д'Аламбера; в библиотеке имелись многотомные сочинения Руссо, Монтескье, Мармонтеля и других западноевропейских просветителей. Наличие такого книжного собрания в доме крупного чиновника (отец декабриста был московским почт-директором, а затем в течение тринадцати лет сибирским генерал-губернатором), имевшего весьма консервативные взгляды, само по себе показательно.
Этот факт является характерной чертой "духа времени" и свидетельствует о степени распространения просветительской философии в России. Ценные сведения о характере воздействия трудов просветителей на членов тайных обществ 20-х годов XIX в. содержат материалы процесса декабристов. На следствии в 1826 г. почти каждому из них задавался традиционный вопрос: "С которого времени и откуда заимствовали вы свободный образ мыслей, то есть от сообщества ли или внушений других или от чтения книг или сочинений в рукописях и каких именно?". Большинство декабристов в числе разных факторов отмечали определенное влияние на формирование их воззрений произведений французских публицистов. Иногда это общие формулировки о чтении "политических книг" или "французских книг" - таковы показания И.И. Пущина, Е.П. Оболенского, П.Г. Каховского, А.А. Бестужева, М.Ф. Митькова, С.И. Муравьева-Апостола, Д.А. Искрицкого, С.Н. Кашкина, А.О. Корниловича, А.И. Черкасова, И.В. Киреева, П.Ф. Выгодовского, В.М. Голицына. "Чтение некоторых французских сочинителей нечувствительно разливало во мне яд вольномыслия", - писал Ф.Ф. Вадковский. "Все, что касается до составления и управления общества вообще, все это я пожирал с умом жадным и любопытным", - замечал А.В. Поджио. Чаще же в следственных делах встречаются указания на конкретных авторов и их труды.
Круг мыслителей, объединенных Дидро вокруг издания "Энциклопедии", был особенно близок декабристам. А.М. Муравьев, по его словам, был "прельщен", читая Руссо, Вольтера, Монтескье. М.А. Фонвизин, А.Н. Муравьев, М.П. Бестужев-Рюмин, Н.А. Крюков, Н.П. Репин, П.П. Беляев, П.А. Бестужев, П.Н. Свистунов, И.А. Анненков, М.Д. Лаппа, М.А. Назимов, А.И. Сабуров, Г.А. Перетц, П.Ф. Громнитский писали о воздействии на них произведений тех же авторов. Пестель внушал товарищам мысль о необходимости чтения Вольтера и Гельвеция, "рассуждающих о возвышенных обязанностях человека-гражданина", подчеркивал, что без их понятий нельзя быть полезным "ни себе, ни обществу, ни отечеству". Список имен русских авторов и западных просветителей, способствовавших "развитию либеральных понятий", составил В.И. Штенгель. "Я читал Княжнина «Вадима» (даже печатный экземпляр), - писал декабрист, - Радищева «Поездку в Москву», сочинения Фонвизина, Вольтера, Руссо, Гельвеция, из рукописных разные сочинения Грибоедова и Пушкина"; "всей душою предан был энциклопедистам" С.М. Семенов. Декабристы. Избр. соч. В 2-х т. - М.,1987. С. 37. Для С.Г. Волконского в 1815 г. истины, содержавшиеся в сочинениях Кондильяка и Мабли, представлялись "слишком бесспорными". И.Д. Якушкин посвятил в своих воспоминаниях несколько строк члену Северного общества Н.П. Репнину. "Воспитанный под руководством своего дяди адмирала Карцева, отъявленного вольтерианца", Репнин "в молодых еще летах ознакомился с французскими писателями осьмнадцатого века и принял их общие воззрения на предметы", - писал Якушкин. Увлекался чтением Вольтера, Руссо, энциклопедистов А.П. Беляев. Особенно подействовала на него статья Вольтера о фанатизме.
В записке, составленной в 1826 г. III Отделением Собственной его императорского величества канцелярии об известном литераторе, члене Союза благоденствия и Военного общества П.А. Катенине, указывалось: "Вышедши на 14 году в свет, с умом быстрым и пылким характером, с страстью к литературе и чтению, он бросился на философический словарь Вольтеров и все творения энциклопедистов, а имея необыкновенную память, испестрил ум свой блестками и мишурою, которые казались драгоценными предметами молодым офицерам". Высокую оценку деятельности просветителей оставил А.А. Бестужев. "Вольтер с дружиною энциклопедистов, - отмечал писатель-декабрист, - был трибуном своего века, представителем своего народа". Документы свидетельствуют, что среди первых русских революционеров, внимательно изучавших произведения французских мыслителей XVIII в., были и руководители движения, и рядовые члены тайных обществ. Отдавали должное выдающимся умам века Просвещения также прогрессивные украинские общественные деятели, тесно связанные с декабристами. Классик украинской литературы И.П. Котляревский "трактовал Вольтера", а в библиотеке его широко были представлены "философы XVIII века". Известный украинский просветитель, противник крепостничества Г.С. Винский вспоминал: "Первый Вольтер заохотил меня читать и рассуждать. Ежели когда-нибудь настанут времена правды, тогда великие умы XVIII столетия, истинные благодетели рода человеческого, получат все им принадлежащую честь и признательность". Служивший воспитателем в дворянских семьях Г.С. Винский обучал своих учеников французскому языку на сочинениях энциклопедистов. По его словам, одна из его учениц "через два года понимала столько французский язык, что труднейших авторов, каковы Гельвеций, Мерсье, Руссо, Мабли - переводила без словаря".
Информация о работе Предпосылки восстания. Особенности декабристского движения