Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:14, реферат
Составляя приблизительный план своего реферата, я сразу же определился с тем, что в нем надо обязательно упомянуть про ярославских декабристов, хотя тема этой задачи напрямую не ставит. По моему мнению, нам, ярославцам, надо знать людей, сыгравших не последнюю роль в истории России.
Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Предпосылки восстания. Особенности декабристского
движения………………………………………………………………………..…5
Раздел 2. Формирование декабристкой идеологии…………………………….7
Раздел 3. Декабристские организации………………………………………....16
Раздел 4. Восстание декабристов. Итоги и причины поражения………….19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Национальные по своим задачам и способам их решения конституционные проекты первых русских революционеров впитали лучшие достижения передовой для того времени буржуазной философской мысли, ее антифеодальную, антимонархическую направленность Нечкина М.В. Декабристы. - М., 1975. С. 71..
Идея торжества разума, примата закона, народного суверенитета, ненависть к деспотизму пропитывают конституцию Никиты Муравьева и "Русскую правду" Пестеля. Особенно большое воздействие на политические взгляды Пестеля и Никиты Муравьева, как и на воззрения некоторых других декабристов, оказали произведения Монтескье. Обоснованный им буржуазный принцип разделения властей, а также созданная им схема форм правления (республика, монархия, деспотия) были использованы в политических проектах, вышедших из-под пера декабристов. Интересный конспект сочинения Монтескье "О духе законов" был сделан декабристом В.Ф. Раевским, ведшим пропаганду среди солдат, хотя он и не считал себя "безусловным чтителем французского мыслителя", однако внимательно изучил его труд. Он обратил особое внимание на критику деспотизма в этом произведении, выделил парадокс, отмеченный Монтескье: "Все люди равны в республиканском правлении; они все равны и в деспотическом правлении; в первом - оттого, что они составляют все, во втором - оттого, что они ничего не значат". Делал выписки из этого знаменитого труда Монтескье также К.Ф. Рылеев. Поэт-декабрист обратил особое внимание на разработку французским мыслителем вопросов прав и обязанностей народа (подданных) и правительства, отношений между ними. "Не должно, чтобы правительство для удовлетворения мнимых своих нужд отнимало у народа потребное для удовлетворения нужд действительных", - отметил Рылеев мысль Монтескье. Продолжая штудировать сочинение философа, он записал далее: "Ничто с такой мудростию и благоразумием не должно управляться, как та часть, которую берут у подданных, и та, которую им оставляют". Привлекали многих декабристов также атеистические воззрения просветителей. Сохранилась записная книжка члена Южного общества Н.А. Крюкова с выписками из сочинений Дидро, Гольбаха и других философов. Крюков составил краткий конспект русского перевода знаменитой "библии материализма" - труда Гольбаха "Система природы". Декабрист оставил философские рассуждения, где он предстает прямым последователем выдающихся философов материалистов XVIII в. В показаниях на следствии он ярко описал эволюцию своего мировоззрения к свободомыслию под воздействием чтения антирелигиозной литературы XVIII в. и собственных размышлений: "Пылая любовью к человечеству, но нетвердый в христианской религии, я смело шел вперед. Во-первых, отверг многие богослужебные обряды, как нелепые обычаи, питающие лишь суеверие. Потом стал сомневаться в ипостасной троице, как неудобопостижимой для ума человеческого". С помощью чтения Гольбаха, Кондильяка и других философов Крюков, по его словам, он "утвердился еще более в прежних мнениях". "Надежда на будущую жизнь, - думал декабрист, - отвращает от просвещения, питает эгоизм, способствует угнетению и мешает людям видеть, что счастье может обитать на земле" Щеголев П. Е. Первенцы русской свободы. М., 1987. С. 30. .
Критика философии религиозной покорности и невежества непосредственно вела к атеизму и политическому вольнодумству. "Долго не решался я отвергнуть бога, - заключает Крюков, - наконец, оживотворив материю, потушил едва мелькавший свет чистой религии". Такой путь философских исканий проделал не один декабрист. Большим авторитетом в передовых кругах русского общества пользовался Дидро. Его отдельные высказывания в качестве афоризмов, любопытных наблюдений широко цитировались членами тайных обществ, в переписке, дневниках. Рылеев предполагал коснуться пребывания Дидро в Петербурге при описании двора Екатерины II в одном из задуманных, но неосуществленных произведений о движении украинских казаков.
Декабристы, как и их передовые современники, понимали отличительную черту своей эпохи, "дух времени", характеризовавшийся распространением революционных мыслей, огромной ролью общественного мнения, направленного против старых порядков. Вспомним характеристику времени, сделанную Пестелем: "Имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями...". Формулировка Пестеля поразительно созвучна мыслям Дидро, высказанным им в письме к Е.Р. Дашковой в 1771 г.: "У каждого века есть свой отличительный дух. Дух нашего времени - дух свободы". Многие члены тайных обществ декабристов переводили сочинения философов-материалистов. Так, П.И. Борисов занимался переводом трудов Вольтера и Гельвеция, Н.А. Крюков - Кондильяка и Гольбаха. Затем с этими переводами они знакомили товарищей.
Проблема распространения и популяризации сочинений просветителей занимала не только декабристов, но и близких им по духу людей, не входивших формально в тайные общества. Так, в 1822 г. у П.А. Вяземского появилась мысль издать сборник произведений французских просветителей в переводе на русский язык со сведениями об авторах. "Вот материалы, которые я взялся бы поставить, - писал он В.А. Жуковскому, - несколько писем Вольтера, отрывков из Энциклопедии, разумеется, из статей литературных и философических, из Даламберта лучшие места, из «Essai sur les gens de lettres» или все сполна, потому что оно недлинно и занимательно". Распределяя возможную будущую работу для составителей и переводчиков, Вяземский продолжал в том же письме: "А я, грешный, взял бы на себя французов, которых я очень люблю в лицах Вольтерово, Даламбертово, Дидеротово и многих других". Идея издания подобного сборника, популяризовавшего взгляды просветителей, вполне отвечала курсу декабристов на создание в стране передового общественного мнения. Однако замышляемый труд не увидел света. В настоящее время установлено, что Вяземский перевел для планируемого издания отрывки из сочинений Руссо, Дидро и некоторых других авторов. В этих переводах осуждался абсолютизм, подчеркивалось преимущество "просвещенной государственности". Записные книжки Вяземского, которые он вел много лет, также включают многочисленные выписки из сочинений Дидро, Вольтера, Монтескье. Вяземский отразил в записных книжках главные положения "Духа законов" Монтескье, упомянул о сочинениях Вольтера: тираноборческой трагедии "Брут" и "Опыте об эпической поэзии", с одобрением процитировал высказывания Дидро из его сочинений "Прибавления к философским мыслям", "Письма о глухих и немых", "О драматической поэзии" и других трудов. Цитаты, приведенные Вяземским, очень выразительны; они касались как общих мировоззренческих вопросов, так и сущности монархической власти, прав народа, значения революций. Вяземский восхищался глубиной мыслей Монтескье: "Душа республиканского правления: добродетель; монархического: честь; деспотического: страх. Светозарное разделение Монтескье. Здесь глубокомыслие кроется под остроумием. Сначала пленишься им, а после убедишься". Автору записных книжек были близки атеистические мысли Дидро: "Ты будешь рождать в муках, сказал бог согрешившей женщине. А что ему сделали самки животных, которые тоже рождают в муках?". Продолжая цитировать Дидро, Вяземский записывал далее: "О, христиане! Итак, у вас два различных понятия о благости и злобе, истине и лжи. Вы, следственно, нелепейшие из догматистов" Декабристы. Избр. соч. В 2-х т. - М.,1987. С. 10.. Выписки, сделанные Вяземским, свидетельствуют о его сочувствии идеям французских просветителей. Влияние взглядов одного из них - Руссо - ощущается также в весьма расплывчатых идейных установках "Общества независимых", существовавшего в Одессе в 1822-1824 гг. Не связанное формально с движением первых русских революционеров, это дружеское объединение, где преобладали в основном "купеческие сыновья", сливалось с декабризмом в едином антифеодальном русле. Закон "Общества независимых", как формулировал его один из членов, - "следовать природе. Монаршей власти не признавать, а быть всем равными, признавать натуру творцом всего". Декабристы, изучая произведения просветителей, невольно обращали внимание также на издателей этих сочинений в России. Так, в поле зрения членов тайных обществ в Москве и Петербурге попали известные книгоиздатели - купцы С.О. Селивановский и В.А. Плавильщиков. Оба отличались передовыми воззрениями, издавали помимо книг русских авторов переводы сочинений Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо, других известных философов и экономистов. Оба издателя содержали при типографиях библиотеки новейшей литературы, где имелись труды французских просветителей.
Общественное значение деятельности Селивановского и Плавильщикова хорошо сознавалось декабристами. Они считали, что Селивановский, не являясь членом тайного общества, "содействует оному изданием книг, к распространению свободных понятий служащих". Декабристы, отдаленные от века Просвещения двумя десятилетиями, могли в известной степени понять историческое значение деятельности просветителей, идейно подготовивших Великую Французскую революцию. Это не могло не вдохновлять первых русских революционеров.
Еще в 1807 г. восемнадцатилетний Николай Тургенев назвал философов эпохи Просвещения особенными. Будущий декабрист пришел к пониманию последствий их деятельности; они, по его выражению, были "причинами французской революции". Спустя много лет в сибирской ссылке другой декабрист, М.А. Фонвизин, подчеркнет "необыкновенное вольномыслие» в решении самых важных философских, нравственных и политических вопросов французских энциклопедистов Вольтера, Д'Аламбера, Дидро". Дружинин Н.М. Революционное движение в России в XIX в. - М.,1985. С. 48. Таким образом, правомерно говорить не о заимствовании, а о критическом осмыслении декабристами идеологии Просвещения, использовании ее применительно к конкретным задачам политических и социально-экономических преобразований в России.
Артель офицеров Семеновского полка (1815 г. ), созданная Н. М. Муравьевым, была малочисленной организацией (15-20 чел) с аморфными и неясными целями. По указанию Александра I она была распущена, но ее члены продолжали собираться и после роспуска, благодаря чему артель стала колыбелью декабристского движения. "Союз спасения" (1816-1818 гг. ). Первая тайная офицерская организация во главе с полковником Генерального штабаА. Н. Муравьевым. У ее истоков стояли также князь С. П. Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин - все участники Отечественной войны. После прихода в организацию П. И. Пестеля в 1817 г. организация была переименована в "Союз истинных и верных сынов Отечества", что подчеркивало ее патриотическую направленность. Численность общества составляла всего около 30 человек.
Целью организации было введение конституции
и гражданских свобод, что означало ликвидацию
крепостничества и ограничение самодержавия.
Обсуждалась идея цареубийства во время
посещения царем Москвы в сентябре 1817
г. , но план был отклонен по нравственным
соображениям. К тому же стало известно,
что Александр дал указание разработать
проекты конституции и освобождения крестьян.
Малочисленность и отсутствие опоры в
обществе, неопределенность средств достижения
цели, а также ожидание реформ сверху приводят
к изменению тактики и организационных
форм деятельности.
"Союз благоденствия" (1818-1821 гг. )
Структура и деятельность. Общество было организовано теми же лицами, что и “Союз спасения”. Они образовалиКоренную управу, которой подчинялись местные управы в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе. Эта организация была более многочисленной (около 200 человек) и открытой. Так “Союз”, оставаясь нелегальной организацией, помимо пропаганды в армии и великосветских салонах, осуществлял и легальную деятельность. Под его влиянием находились легальные литературные общества: "Зеленая лампа", "Измайловское общество", а также “Общество для распространения ланкастерских училищ" (для взаимного обучения).
Цели и средства их достижения. В уставе (“Зеленой книге”) говорилось, что “Союз” “распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения” будет “споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия”. Однако наряду с мирными задачами в тайной, второй части устава, известной лишь ядру общества, ставились более радикальные цели - введение конституции и ликвидация крепостничества. Вместо самодержавия предполагалось утверждение конституционной монархии, а в 1820 г. выносится предложение об установлении республики. Методами же достижения поставленной цели провозглашались пропаганда, просвещение, формирование общественного мнения в духе просветительских идей, что, как рассчитывали руководители общества, и позволит лет через 10-20 провести мирную революцию.
Направления. В ходе деятельности в "Союзе" выделилось три идейно-политических направления: либеральное - против крайностей царизма, за реформы, просвещение, порядок в стране; умеренное- за ликвидацию крепостничества, конституционную монархию, против республики и революционной диктатуры; республиканское- за радикальное решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей за счет помещиков, за республику.
Роспуск “Союза”. Реорганизация общества, проведенная в 1821 г. , привела к отстранению крайних сил и победе умеренных (И. Якушкин, П. Граббе, М. и И. Фонвизины). Между тем становилось очевидным, что правительство отказалось от проведения ожидаемых обществом реформ, а это требовало изменений в тактике, программе и организации оппозиционных сил. К тому же власти, как стало известно членам “Союза”, располагали информацией о его деятельности. В итоге в конце 1821 г. на тайном съезде было принято решение о самороспуске, позволившее всем умеренным и колеблющимся отойти от политической борьбы, а сторонникам активных действий перегруппировать свои силы.
"Южное общество" (1821-1825 гг. ) во главе с П. И. Пестелем, С. Волконским, С. И. Муравьевым-Апостолом, А. П. Юшневским действовало на Украине. Общество в своей структуре имело три управы (Тульчинская, Каменская, Васильковская). Программным документом общества стала "Русская Правда", написанная Пестелем и включавшая следующие положения: уничтожение самодержавия и установление республики; уничтожение сословий, равноправие всех граждан: введение суда присяжных для всех граждан; введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий; Россия остается единым унитарным государством (а не федерацией). Только Польша получает право на автономию; вводится разделение властей на законодательную власть - Народное вече (парламент), исполнительную - Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) - Верховный Собор; уничтожается крепостное право; земля делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок земли, определенного размера; введение в действие “Русской правды” должно произойти декретом Временного революционного правительства, обладающего диктаторской властью.
Планы заговорщиков. Южное и Северное общества вели переговоры о координации действий и установили контакты с Польским патриотическим обществом и Обществом объединенных славян. Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели. Выступление намечалось на лето 1826 г. Однако 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти брату покойногоКонстантину, т. к. у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константинтайно отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшинству брату - Николаю. Не зная об отреченииКонстантина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягуНиколаю, которого из-за его личных качеств (мелочности, солдафонства, мстительности и пр. ) не любили в гвардии. В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью гвардии к престолонаследнику. Учитывалось и то, что некоторые высшие сановники заняли выжидательную позицию по отношению к Николаю и были готовы поддержать активные действия, направленные против него. Кроме того, стало известно, что в Зимнем дворце знали о заговоре и вскоре могли начаться аресты членов тайного общества, которое фактически перестало быть тайным.
Декабристы планировали в сложившейся ситуации поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат “добром” или под угрозой оружия издать “Манифест к русскому народу”, в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Временного правительства, политические свободы и пр. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью, планировалось захватить и Петропавловскую крепость. Кроме того, П. Г. Каховскийвзял на себя задачу перед началом выступления убить Николая, но так и не решился ее выполнить. Руководителем восстания (“диктатором”) был избран князьС. П. Трубецкой. Ход восстания. С раннего утра 14 декабря офицеры-члены “Северного общества” вели агитацию среди солдат и матросов, убеждая их не присягать Николаю, а поддержать Константина и “его жену “Конституцию””. Им удалось вывести часть Московского, Гренадерский полки и Гвардейский морской экипаж на Сенатскую площадь (всего около 3, 5 тыс. чел. ). Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой, наблюдая за выполнением всех частей плана, увидел, что он полностью срывается и, убедившись в обреченности военного выступления, не явился на площадь. Это в свою очередь вызвало замешательство и медлительность действий.
Информация о работе Предпосылки восстания. Особенности декабристского движения