Прекарные отношения и их роль в формировании класса феодально - зависимого крестьянства во Франкском королевстве VI-IX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

) Эдикт короля Хильперика от 575 г. Хильперик (561-584) – король Нейстрии, внук Хлодвига. Хильперик I (около 539 — 27 сентября 584) — король франков, правил в 561 — 584 годах, из династии Меровингов. Сын короля Хлотаря I и Арнегунды. Имя Хильперик происходит от старо-германского «Могучий защитник». Хильперик I правил 23 года. В историю вошёл один из эдиктов Хильперика I, поскольку он изменил главу «Салической правды» «Об аллодах» и установил, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но не община или соседи-общинники, то есть право наследования было признано и за потомками женского пола. Земля превратилась в аллод

Содержание работы

1 Анализ используемых источников.
2 Введение.
3 Разложение «большой семьи» у франков.Ранний и поздний аллоды.
4 Образование крупной земельной собственности. Переворот в аграрных отношениях.
5 Причины массового обезземеливания крестьянства.
6 Основные формы прекариев.
7. Формы зависимости крестьянства в средневековье.
8. Вывод.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории средних веков.docx

— 44.83 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

Благовещенский  государственный педагогический университет

 

 

 

 

Контрольная работа

По средним  векам

 

 

ПРЕКАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И  ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КЛАССА ФЕОДАЛЬНО-ЗАВИСИМОГО КРЕСТЬЯНСТВА ВО ФРАНКСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ  VI-IX ВВ.

 

 

 

 

                                               Выполнила: студентка 2-го курса  ОЗО

                                                  Историко-филологического факультета

                                                 Матафонова Наталья Петровна

                                                            Проверила: Бархатова Ольга Николаена

 

 

Благовещенск

2011

План

 

  1 Анализ используемых источников.

  2 Введение.

  3 Разложение «большой семьи» у франков.Ранний и поздний аллоды.

  4 Образование крупной земельной собственности. Переворот в аграрных  отношениях.

5  Причины массового обезземеливания  крестьянства.

6 Основные формы прекариев.

7. Формы зависимости крестьянства  в средневековье.

8. Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для разработки данной темы использовались следующие источники:

 

1) Эдикт короля Хильперика от 575 г. Хильперик (561-584) – король Нейстрии, внук Хлодвига. Хильперик I (около 539 — 27 сентября 584) — король франков, правил в 561 — 584 годах, из династии Меровингов. Сын короля Хлотаря I и Арнегунды. Имя Хильперик происходит от старо-германского «Могучий защитник». Хильперик I правил 23 года. В историю вошёл один из эдиктов Хильперика I, поскольку он изменил главу «Салической правды» «Об аллодах» и установил, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но не община или соседи-общинники, то есть право наследования было признано и за потомками женского пола. Земля превратилась в аллод. Её можно было завещать, дарить, а затем и продавать. Права общины распространялись теперь только на земли альменды.Для ознакомления с источником использовался Практикум по истории средних веков, выпуск первый; М:1988 г.(стр.62).

2) «Салическая правда». Принадлежит к числу варварских Правд. Представляет собой запись судебных обычаев салических т.е. приморских, франков, расселившихся в IV-V вв. на территории Северной Галлии и создавших затем обширное Франкское государство. Древнейший текст «Салической правды» (не сохранившийся и дошедший до нас в рукописях VIII-IXвв.) был составлен и записан, по всей вероятности, между 507 и 511 гг., т.е. в последний период царствования короля Хлодвига. Судебник записан по распоряжению государственной власти. Последняя еще не была в состоянии уничтожить обычаи, возникшие еще в период родового строя, но она вносит в судебник и новые правовые постановления, отражающие интересы все более усиливающейся франкской знати. Поэтому «Салическая правда» является важным источником, который дает возможность изучить переходный период от первобытнообщинного строя к феодальному. Для ознакомления с этим источником использовался Практикум по истории средних веков, выпуск первый; М:1988 г.(стр. 45-70).

 

3) «Прекарные и престарные грамоты »- это грамоты, регистрирующие определенные сделки.  Поскольку прекарий представлял собой двустороннюю сделку, сохранившиеся грамоты называются либо прекарными, если они составлены от имени лица, который просит предоставить ему прекарий, либо престарными, если они составлены от имени земельного собственника, передающего прекарий. Для ознакомления с источником использовался Практикум по истории средних веков, выпуск первый; М:1988 г. (стр. 87-104).

 

4 ) «Капитулярии Карла Великого 811г» .Капитулярии — указы и распоряжения франкских королей в VIII—IX вв. Они касались многих сторон социально-экономической жизни Франкского государства, в частности и вопроса об угнетении крестьян феодалами. При анализе капитуляриев, я показывала, какими приемами пользовались крупные светские и церковные собственники, чтобы принудить крестьян передать им землю или право собственности на нее, либо ограничить их личную свободу. Для ознакомления с источником использовался Практикум по истории средних веков, выпуск первый; М:1988 г.(стр. 95-105).

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

В ранее средневековье  деревня была единственной формой поселения  и вместе с тем единственной организационной формой мелкого экономически независимого хозяйства непосредственного производителя. Деревенскую общину в Западной Европе, мы застаем в виде либо «большой семьи», либо соседской общины варварский правд с большими или меньшими пережитками родовых отношений…В период феодального способа производства, европейская деревня уже знает по крайней мере в основной части земли – пашней…[3,с 65].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разложение «большой семьи» у франков.Ранний и поздний аллоды.

 

А. И. Неусыхин на основании  тщательного анализа Салической и других Варварских правд пришел к выводу, что такими кровнородственными группами были большие семьи, включавшие в себя, как показывает счет родства  по Салической правде три поколения  родичей и ведущие свое происхождение от одного предка[2,с 88].

В случае отсутствия сыновей  земля переходила в распоряжение общины.

Салическая Правда. LIX. Об Аллодах

 

§ 5. Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям[1,с 61].

 

Малые, индивидуальные семьи  исключались из наследования земли. Это ясно видно из эдикта короля Хильперика (561— 584), который во изменение вышеназванной главы «Салической правды» устанавливал, что в случае отсутствия сыновей землю должны наследовать дочь или брат и сестра умершего, но «не соседи» (как это было, очевидно, раньше).

 

Из эдикта государя Хильперика короля.

 

§3. Равным образом соизволили и постановили, чтобы если кто, имея соседей, оставит после свой смерти сыновей или дочерей, пусть сыновья, пока живы, владеют землёю, согласно Салическому закону. Если же сыновья  умрут, дочь подобным же образом получает эти земли, как получили бы их сыновья, если бы остались живы, А если умрёт  брат, другой же останется в живых, брат пусть получает земли, а не соседи. И если брат,умирая, не оставит в  живых брата, тогда сестра пусть  вступает во владения этой землёю…..[1,с 62].

 Однако, большая семья у франков находится  в процессе разложения и образования индивидуальных семей. Салическая Правда уже знает случаи отказа от родства и всех тех прав и обязанностей, которые связаны с родством (участие в оплате виры и получение части виры, право наследования, соприсяжничество). Эти обязанности(например уплата виры)  были тогда настолько тяжелы, что разоряли франка – члена такого союза родственников, и поэтому, вполне вероятно, что многим свободным франкам, особенно зажиточным, такой отказ казался выгодным..[2,с 88].

 

Салическая Правда. LX. О желающем отказаться от родства

 

§ 1. Он должен явиться в судебное заседание перед лицо тунгина и там сломать над своею головою три ветки, мерою в локоть…И если потом кто – нибудь из его родственников или будет убит, или умрет, он совершенно не должен учавствовать в наследстве или уплате виры, а наследство его самого должно поступить в казну [1,с 61].

Его отказ от родства  в пределах большой  семьи приводил, естественно к к образованию  малой индивидуальной семьи, со всеми  вытекающими последствиями, из которыхсамым главным было установление наследственного  владения на землю, т.е. аллода…[2,с 88]. В «Салической правде», этим термином обозначалось всякое наследство: применительно к движимости аллод в ту пору понимался как собственность, но применительно к земле — только как наследственный надел, которым нельзя свободно распоряжаться. Уже упоминавшийся выше эдикт короля Хильперика, значительно расширив право индивидуального наследования общинников, по существу, отнял у общины право распоряжаться надельной землей ее членов. Она становится объектом завещаний, дарений, а затем и купли-продажи, т. е. превращается в собственность общинника. Это изменение носило принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению[2, 89].

В 596 году по эдикту короля франков Хильдеберта было разрешено  передавать земельную собственность  родственникам, как мужчинам так и женщинам и даже ее дробить( так называемый поздний аллод).Концентрация земельных владений происходит теперь не только в результате королевских пожалований, но и путем обогащения одной части общинников за счет другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование крупной земельной  собственности.Переворот в аграрных отношениях.

 

При изучении вопроса феодализации первым вопросом является вопрос об образованиив «варварских» обществахкрупной земельной собственности, а с него и класса крупных земельных собственников –будующих феодалов.

Энгельс говорит: «Аллодом создана была не только возможность, но и необходимисть превращения первоначального равенства земельныхвладений в его противоположность… С момента установления аллода… земля стала товаром..С того момента, как возник аллод, свободно отчуждаемая земельная собственность как товар, возникновение крупной земельной собственности стало лишь вопросом времени..».

Концентрация земельной  собственности, говорит Энгельс, происходила  прежде всего в недрах самой общины – марки, путем обогащения одних общинников и обнищания других. Этому естественному процессу способствовало и помогало вмешательство государственой власти. Во - первых : после «варварских» завоеваний на территории бывшей Римской Империи сохранилось много поместий крупных римских землевладельцев, поместий, которые обрабатывались свободными или зависимыми поселенцами, платившими оброк; во вторых, к фиску «варварских» государств были присоеденины римские государственные земли, «народная земля» самих франков и конфискованные королями во время многочисленных гражданских войн земли бунтовщиков. Все эти колоссальные государственные земельные фонды так же быстро расстаяли, как и появились, розданные приближенным короля, его дружине (антрустионам) и церкви. Затем, началось массовое создание бенефициев, условных владений с обязательством несения военной службы королю – явление, которое Энгельс, говоря о франкском государстве ранних Каролингов, называет «переворотом в аграрных отношениях».

Оседание королевских  дружинников на землю, рост церковного землевладения, бенифициальная система, - вот те процессы, которые ускорили образование крупной земельной собствености. Целью этих пожалований королевской власти, как и целью тех лиц из бывших общинников, которым удавалось концентрировать в своих руках землю, было сосредоточие богатства и влияния[2,с 96].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины массового обезземеливания  крестьянства.

 

Те самые условия, которые  способствовали образованию крупного землевладения, приводили с необходимостью к тому, что массы свободных  общинников – аллодистов в определенном смысле теряли свою землю и превращались в безземельных, сначало свободных, а затем получивших землю, но потерявших свою свободу общинников.

Ускорению процесса утери  общинниками своих аллодов способствовали и общие неблагоприятные условия  времени : гражданские войны и  конфискацияи имуществ, а с другой стороны, уступки земель церкви, вынужденные  большей частью давлением обстоятельстви стремлением к безопасности. При таких обстоятельствах, терявший землю и разоряемый общинник, не находивший себе защиты ни у народных судебно – административных организаций, ни у королевской власти, вынужден был становиться под покровительство местных сильных людей, получая одновременно от них земельный участок, и часто даже средства производства, но теряя взамен этого свою свободу и превращаясь в зависимого или просто крепостного человека своего нового господина – сеньора [2,с 96].           К концу VIII и началу IX в. В самом крупном из «варварских» государств, во Франкском, «переворот в земельных отношениях» идет полным ходом, а вместе с ним создается тот социально – экономический строй, который мы называем феодальным. Мелкие непосредственные производители, общинники – аллодисты мало – помалу исчезают  и превращаются в держателей.

Мы не должны представлять себе дело так, что крестьянские земли  были подвергнуты экспроприации, а  самих крестьян сгоняли с земли, как это было, например в Англии XVI в. При низком уровне производительных сил того времени требовалось «много земли и много рабочих рук» для того, что бы получить достаточное для жизни количество продуктов сельского хозяйства. Господствующий класс был заинтересован не в захвате земли у крестьян, а, наоборот, в обеспечении земли в достаточной рабочей силы. Поэтому, как говорит Энгельс, не экспроприация земли, а апроприация её трудящемуся человеку  была характерна для средневековья. Сущность захвата земли в это время заключалась в том, что аллодист терял свое право собственности на эту землю и превращался в держателя на феодальном праве , т.е. становился обязанным платить за неё и нести повинности устанавливающиеся либо обычаем, либо соглашением.    Захваты крупными феодалами крестьянских наделов принимают особенно массовый характер к началу IX в. Это вынуждены были констатировать даже королевские капитулярии того времени. Так, в капитулярии Карла Великого 811г. говорится,- что «бедняки жалуются на лишение их собственности; одинаково жалуются на епископов, и на аббатов, и на попечителей, на графов и на их сотников». Крупные землевладельцы, в частности те из них, которые в качестве графов или других должностных лиц располагали средствами принуждения по отношению к местному крестьянскому населению, силой превращали его в зависимых людей.

           Разорению крестьянства способствовали, как уже отмечалось активная завоевательная политика Каролингов, особенно Карла Великого, требование от еще сохранявшихся, в основном в ref майских областях, свободных крестьян продолжительной военно службы, надолго отрывавшей их от хозяйства, а также «церковная десятина», тяжелые налоги, высокие судебные штрафы. Большую роль в обезземелении и втягивании в зависимость крестьянства играла церковь. Для расширения своих земельных владений наряду с прямым насилием она использовала религиозные чувства крестьянских масс, внушая верующим, что дарения в пользу церкви обеспечат им отпущение грехов и вечное блаженство в загробном мире. Церковные учреждения, отдельные прелаты и прежде всего сами папы широко практиковали подделку документов, чтобы утвердить свои права на те или иные земельные владения[2,с 94-96].

Информация о работе Прекарные отношения и их роль в формировании класса феодально - зависимого крестьянства во Франкском королевстве VI-IX вв