Прекарные отношения и их роль в формировании класса феодально - зависимого крестьянства во Франкском королевстве VI-IX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

) Эдикт короля Хильперика от 575 г. Хильперик (561-584) – король Нейстрии, внук Хлодвига. Хильперик I (около 539 — 27 сентября 584) — король франков, правил в 561 — 584 годах, из династии Меровингов. Сын короля Хлотаря I и Арнегунды. Имя Хильперик происходит от старо-германского «Могучий защитник». Хильперик I правил 23 года. В историю вошёл один из эдиктов Хильперика I, поскольку он изменил главу «Салической правды» «Об аллодах» и установил, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но не община или соседи-общинники, то есть право наследования было признано и за потомками женского пола. Земля превратилась в аллод

Содержание работы

1 Анализ используемых источников.
2 Введение.
3 Разложение «большой семьи» у франков.Ранний и поздний аллоды.
4 Образование крупной земельной собственности. Переворот в аграрных отношениях.
5 Причины массового обезземеливания крестьянства.
6 Основные формы прекариев.
7. Формы зависимости крестьянства в средневековье.
8. Вывод.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории средних веков.docx

— 44.83 Кб (Скачать файл)

 

Из  капитулярия 811г.

 

… приманивая блаженством небесного  царства, устрашая вечными муками ада  и воимя божие богатых и  бедняков, несведущих…простецов лишая  имущества, а законных наследников  – их наследства, тем самым из – за оскудения их…[1,с 100].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные формы прекариев.

 

Наиболее распространенной формой установления зависимости разоряещегося  бедняка от крупного землевладельца была практика так называемых прекариев, известная еще с римских времен и распространенная в Франском государстве со времен Меровингов. Прекарий , что дословно означает «переданное по просьбе», есть условное земельное держание , которое крупный земельный собственник передавал либо во временное, либо в пожизненное держание безземельному или малоземельному бедняку с обязательством последнего нести в пользу собственника те или иные повинности или оброки.

 

Существовали  три вида прекариев:

 

1)Прекарий данный. Когда держатель земли получал ее всю от собственника (precaria data). Передавалось такое условное держание человеку, у которого было недостаточно или вовсе небыло земли [2,с 98].

 

Прекарная грамота (прекарий данный)

Вестготская формула №36, VII в.

 

        Постоянному господину моему такому-то такой-то. Испытывая повседневную нужду, разыскивая повсюду и не будучи в состоянии найти заработка, прибегнул я к благочестию вашего могущества, дабы вы дали мне в качестве прекария земли для обработки в поместье вашем таком-то. Ваше могущество согласилось выполнить мою просьбу...[1,с 88].

 

       2) Прекарий возвращенный.  Когда он отдавал свою собственную землю крупному землевладельцу и получал её же обратно, но уже не как свою собственную, а как уступленную ему землевладельцем с обязательством несения барщины и оброка; смысл этой операции заключается в том, что, отдавая свою землю,бедняк получал от крупного землевладельца покровительство и в случаях нужды – помощь против других сильных людей [2,с 98].

 

Прекарная грамота (прекарий возвращенный).

( салическая формула  Меркеля №34 конец VIII).

 

Достопочтенному моему господину и во Христе отцу такому-то, аббату монастыря такого-то святого и всей братии, там обитающей, мы, во имя божие, такой-то и сын  мой такой-то, обратились к вам  с тем, чтобы, согласно нашей просьбе  и вашему и вашей братии соизволению, вы предоставили нам для обработки  и для пользования по вашей  милости, пожизненно, имущество ваше в местечке таком-то, в округе таком-то, в сотне такой-то; так вы и сделали, именно [предоставили] означенное имущество с землями, домами... А за это пользование вашим имуществом мы дали вам в пользу означенного святого другое наше имущество, наше законное наследственное достояние, в селении таком-то, округе таком-то, сотне такой-то... с землями, домами... на том, однако, условии, чтобы в обоих селениях нам принадлежало пожизненное держание и пользование. И мы обещаем платить вам за этот прекарий в праздник такого-то святого ежегодный чинш, сколько между нами установлено. Если же мы не заплатим или же замедлим с уплатою этого чинша, должны дать вам соответствующее обязательство и не утрачивать вышеназванного имущества в обоих селениях. И если кто из нас переживет другого, тому пусть останется названный прекарий для владения и обработки, но мы отнюдь не будем иметь права что-либо продавать, дарить, обменивать, расточать, кроме того, что полагается по закону. После же смерти нас обоих [имущество] пусть переходит в обоих селениях к монастырю со всеми улучшениями и застройками без всякого противодействия со стороны кого бы то ни было и наследников наших.[1,с.88].

 

3)Прекарий с вознаграждением. В некоторых случаях, особенно когда крупным землевладельцем была церковь или монастырь, бедняк, отдавший свою землю своему будущему господину, получал обратно не только её, но и некоторые прибавление в виде лесного или заболоченного участка, который надо было превратить в участок, годный для посева (ргесапа remuneratoria).

 

Письмо [о том,] если кто либо церковное  имущество в пользование получит  и свою собственность за это даст (прекарий с вознаграждением).

( Формула Маркульфа,  кн. II, №39, ок 700 г.)

 

… Согласно нашей просьбе, ваше милосердие и благоваление определили, что бы некое [принадлежащее] вашей церкви местечко такое-то, находящиеся там-то … вы позволили на обрабатывать… пожизненно…; мы же, как было условленно, за означенное пользование, а так же для спасение души нашей, другое местечко такое-то, расположенное там-то, посмерти нас обоих вам и приемникам вашим для названной церкви пожертвовали, на том, однако условие, что бы, пока мы живы, вышеназванными местечками – и тем, что вы нам предоставили, и тем, что мы для спасения души нашей пожертвовали названной церкви…, владели на правах пользования…[1,с. 90-91].

Во Франкском королевстве  преобладала форма прекариев  – прекарий возвращенный. Потому, как  в силу разных остоятельств, иногда обмана или даже применения силы, со стороны более влиятельных землевладельцев, крестьянин отказывался от права  владения землею, в пользу влиятельных  людей или церкви. И впоследствии был вынужден брать ее обратно, но уже в форме прекария.             Сделка оформлялась письменно: земельный собственник получал от крестьянина заполненную прекарную грамоту и выдавал ему престарную грамоту. Название грамоты происходит от латинского слова praesto — «предоставляю». Это документ, по которому земля или имущество передавалось в чье-либо пользование.

 

Престарная грамота.(прекарий возвращенный)

( Грамота Сен – Галленского  монастыря, 838 г.)

…с согласия нашей братии и фогта нашего Пуатона порешили мы вернуть в качестве прекария Вольвину то владение, которое он принес нам в дар, все то, что имеется в тех местах с домами, лесами…так мы и сделали и притом с тем условием, чтобы это владение он получил и платил за него ежегодный чинш…[2,с 92].         Система прекариев предполагала зависимость отдельных крестьян от отдельных местных землевладельцев, причем форма и степень зависимости устанавливалась каждый раз индивидуально. Были, однако такие формы, которые распостранялись сразу и на многих, ставили в зависимость от крупного землевладельца целые деревни и даже несколько деревень[2,с 104].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы зависимости крестьянства в средневековье.

.

Итак, основная масса крестьян в средние века состояла из несвободных  или крепостных крестьян. Но сказать  так – это значит дать лишь самую  общую характеристику правового  положения крестьян. Средневековые  юристы различали три вида подчинения крестьянина сеньеру, причем собственно крепостным считался человек, который зависел от одного и того же сеньера сразу во всех трех отношениях. Это -  личная, поземельная и судебная зависимость. Для раннего средневековья было не столь характерно существование людей, зависимых во всех отношениях от одного и того же сеньера, но для поздних форм зависимости, такое положение было почти всеобщим.

Каждый из этих видов  зависимости отличался как по своему происхождению, так и по тем  специфическим формам повинностей, которые были с ним связаны.

  1. Личная зависимость вела, по – видимому, свое происхождение от рабства. Холоп (а таких было много среди барской челяди), посаженный на землю, оставался сервом, со всеми вытекавшими из этого факта юридическими последствиями, хотя как самостоятельный хозяин на господской земле он фактически был уже не рабом, а крепостным. Юридическими признаками серважа были следующие права господина : серв не имел права передавать по наследству свой надел кому бы то ни было, не уплатив своему сеньеру особого взноса – mortuarium, состоящего либо из части имущества (лучшая голова скота, венчальное украшение или платье его жены и т.д.), либо, в более поздние времена – из определенной суммы денег ; он выплачивал «поголовный» налог – capatikum; запрещались браки между лицами, зависимыми от разных сеньеров, и за разрешение на такой брак требовался особый взнос, forismaritagium, так как он считался сервом, т.е. юридически рабом; все прочие повинности не были фиксированы и взимались по воле синьера, когда, где и сколько угодно.
  2. Поземельная зависимость вытекала из факта принадлежности крестьянского надела сеньеру. В силу чего крестьянин должен был нести разнообразные повинности – в форме барщины или оброков, обычно пропорционально размерам надела и сообразно тем обычаям, которые были закреплены традицией и были точно перечислены в кадастрах вотчины. Крестьянин периодически должен был «признавать», что земля его надела – не его земля, а сеньера, и тем самым признавать себя обязанным уплачивать традиционные повинности.
  3. Судебная зависимость непосредственных производителей средних веков вытекала из иммунитетных прав сеньера и выражалась в большом количестве разнообразных повинностей. Иммунитетная грамота давала феодалу осуществлять суд на территории, в ней указанной, территории часто выходившей за пределы собственно вотчины иммуниста. Эта зависимость выражалась в том, что население должно было судиться в суде иммуниста, а все судебные штрафы, ровно как и те повинности, которые шли раньше королю или его представителям за отправление имисудебных и административных функций, шли уже не королю, а в пользусеньера. Наиболее распостраненными были баналитеты печи, мельницы и виноградного процесса. Лица, зависимые от сеньера в судебном отношении, обязаны были печь хлеб только в его печи, специально указанной сеньером или принадлежащей ему, обязаны давить вино только под прессом сеньера и молоть зерно только в его мельнице. С судебно административными правами сеньера было связано также право требовать барщину по починке дорог, мостов и т.д. Так же сеньер имел право на пошлины рыночные, дорожные, паромные, мостовые и т.д.[2,с. 106-108].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Процесс феодализации, в  ходе которого возникли формы поземельной, личной и судебно-административной зависимости, шел как путём «снизу», стихийно, так и путём «сверху». «Снизу», путем захвата крупными земельными собственниками крестьянских наделов, а «сверху» при непосредственном вмешательстве королевской власти. Прекарные отношения характеризуют первый путь[1,с 11]. Само собой разумеется, что раз попав  в такого рода зависимость [взяв землю в пользование, в форме прекария] бедняки мало по - малу теряли и свою  личную свободу; через несколько поколений они были уже в большинстве своем крепостными[1,с 99].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы.

 

1.Практикум по истории средних  веков. Выпуск первый/ М:1988 г. Источники  :«Эдикт короля Хильперика» от 575 года(с. 62).

«Салическая правда»( с.45-70).

«Прекарные и престарные грамоты»(с.87-104).

«Капитулярии» Карла Великого от 811г(с. 95-105)

 

2. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. М., 1968г.Жанр: монография, медиевистика.Издательство: Издательство Московского Университета.Количество страниц: 378 
       Описание: (Из предисловия) Данная книга возникла в результате многократного чтения специального курса по истории средневекового крестьянства для студентов и аспирантов исторического факультета Московского университета. Этим обстоятельством определяется характер работы. Как и всякий курс лекций, особенно если дело идет о специальном курсе, посвященном частной тематике, настоящий курс ставит себе целью подвести итоги тому, что сделано вообще по данной теме как за рубежом, так и в советской литературе, которая, как известно, много занималась и продолжает заниматься проблемами, связанными с историей трудовых масс. Само собой разумеется, что лишь часть материала есть результат исследовательской работы самого автора. Во многих вопросах автор опирается на труды своих коллег — советских медиевистов (Е. А. Косминского, А. И. Неусыхина и др.), которые являются базой ддя-собстввшшхзыводов автора. Много взято из работ буржуазных авторов, ибо буржуазная наука накопила громадный материал фактов и сделала немало полезных обобщений.

Сказкин Сергей Данилович родился в Новочеркасске, там же учился в кадетском корпусе, затем приехал в Москву и поступил в университет. Здесь его учителями были известные ученые А. Н. Савин, Р. Ю. Виппер, Д.М. Петрушевский. С 1920 г., сдав магистерские экзамены, Сказкин становится преподавателем университета. В 1934 г., когда в МГУ был создан исторический факультет, С. Д. Сказкин стал профессором кафедры истории средних веков; с 1949 г. и до последних дней жизни он возглавлял эту кафедру.           Ученый преподавал или читал лекции в самых различных вузах и учреждениях Москвы, но основным местом его работы был Институт истории (ныне - Институт мировой истории Российской Академии наук), где с 1962 г. С. Д. Сказкин возглавлял сектор истории средних веков. 
         С. Д. Сказкин был человеком удивительной культуры, многосторонней образованности, ученым-энциклопедистом. Он писал книги, статьи, учебники, заметки для словарей и энциклопедий, составлял хрестоматии по своей основной специальности - истории средневековой Западной Европы. Но круг его интересов этим не ограничивался.  
 
Его работы посвящены также генезису (возникновению) феодализма и капитализма, международным отношениям, дипломатии, аграрной истории и истории крестьянства, истории религии. В огромном архиве ученого основную часть составляют рукописи по истории средневековой культуры, хотя при жизни он почти ничего не публиковал по этой теме. Правда, он долгие годы читал лекции о культуре средневековья.  
         Известный историк С. О. Шмидт вспоминал, что эти лекции 'пленяли самой манерой изложения - он как бы размышлял вместе со студентами, вводя их в лабораторию своей мысли, вел путями и тропами интеллектуального поиска. И получалось это как-то удивительно просто, ненавязчиво'. Ученый намеревался издать свой спецкурс в виде учебника для студентов, но ему все время казалось, что надо еще что-то исправить, уточнить, сопоставить с другими исследованиями. Ученики С. Д. Сказкина оформили и издали на этой основе несколько его статей, однако основная часть материала так и осталась в архиве.       Но и то, что ученый успел опубликовать при жизни (более 200 работ), является значительным вкладом в историческую науку. 
Ученики С. Д. Сказкина работают практически в каждом крупном научно-исследовательском обществоведческом институте, преподают на исторических факультетах университетов и вузов нашей страны.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Прекарные отношения и их роль в формировании класса феодально - зависимого крестьянства во Франкском королевстве VI-IX вв