Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа
) Эдикт короля Хильперика от 575 г. Хильперик (561-584) – король Нейстрии, внук Хлодвига. Хильперик I (около 539 — 27 сентября 584) — король франков, правил в 561 — 584 годах, из династии Меровингов. Сын короля Хлотаря I и Арнегунды. Имя Хильперик происходит от старо-германского «Могучий защитник». Хильперик I правил 23 года. В историю вошёл один из эдиктов Хильперика I, поскольку он изменил главу «Салической правды» «Об аллодах» и установил, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но не община или соседи-общинники, то есть право наследования было признано и за потомками женского пола. Земля превратилась в аллод
1 Анализ используемых источников.
2 Введение.
3 Разложение «большой семьи» у франков.Ранний и поздний аллоды.
4 Образование крупной земельной собственности. Переворот в аграрных отношениях.
5 Причины массового обезземеливания крестьянства.
6 Основные формы прекариев.
7. Формы зависимости крестьянства в средневековье.
8. Вывод.
Из капитулярия 811г.
… приманивая блаженством небесного царства, устрашая вечными муками ада и воимя божие богатых и бедняков, несведущих…простецов лишая имущества, а законных наследников – их наследства, тем самым из – за оскудения их…[1,с 100].
Основные формы прекариев.
Наиболее распространенной формой установления зависимости разоряещегося бедняка от крупного землевладельца была практика так называемых прекариев, известная еще с римских времен и распространенная в Франском государстве со времен Меровингов. Прекарий , что дословно означает «переданное по просьбе», есть условное земельное держание , которое крупный земельный собственник передавал либо во временное, либо в пожизненное держание безземельному или малоземельному бедняку с обязательством последнего нести в пользу собственника те или иные повинности или оброки.
Существовали три вида прекариев:
1)Прекарий данный. Когда держатель земли получал ее всю от собственника (precaria data). Передавалось такое условное держание человеку, у которого было недостаточно или вовсе небыло земли [2,с 98].
Прекарная грамота (прекарий данный)
Вестготская формула №36, VII в.
Постоянному господину моему такому-то такой-то. Испытывая повседневную нужду, разыскивая повсюду и не будучи в состоянии найти заработка, прибегнул я к благочестию вашего могущества, дабы вы дали мне в качестве прекария земли для обработки в поместье вашем таком-то. Ваше могущество согласилось выполнить мою просьбу...[1,с 88].
2) Прекарий возвращенный. Когда он отдавал свою собственную землю крупному землевладельцу и получал её же обратно, но уже не как свою собственную, а как уступленную ему землевладельцем с обязательством несения барщины и оброка; смысл этой операции заключается в том, что, отдавая свою землю,бедняк получал от крупного землевладельца покровительство и в случаях нужды – помощь против других сильных людей [2,с 98].
Прекарная грамота (прекарий возвращенный).
( салическая формула Меркеля №34 конец VIII).
Достопочтенному моему господину и во Христе отцу такому-то, аббату монастыря такого-то святого и всей братии, там обитающей, мы, во имя божие, такой-то и сын мой такой-то, обратились к вам с тем, чтобы, согласно нашей просьбе и вашему и вашей братии соизволению, вы предоставили нам для обработки и для пользования по вашей милости, пожизненно, имущество ваше в местечке таком-то, в округе таком-то, в сотне такой-то; так вы и сделали, именно [предоставили] означенное имущество с землями, домами... А за это пользование вашим имуществом мы дали вам в пользу означенного святого другое наше имущество, наше законное наследственное достояние, в селении таком-то, округе таком-то, сотне такой-то... с землями, домами... на том, однако, условии, чтобы в обоих селениях нам принадлежало пожизненное держание и пользование. И мы обещаем платить вам за этот прекарий в праздник такого-то святого ежегодный чинш, сколько между нами установлено. Если же мы не заплатим или же замедлим с уплатою этого чинша, должны дать вам соответствующее обязательство и не утрачивать вышеназванного имущества в обоих селениях. И если кто из нас переживет другого, тому пусть останется названный прекарий для владения и обработки, но мы отнюдь не будем иметь права что-либо продавать, дарить, обменивать, расточать, кроме того, что полагается по закону. После же смерти нас обоих [имущество] пусть переходит в обоих селениях к монастырю со всеми улучшениями и застройками без всякого противодействия со стороны кого бы то ни было и наследников наших.[1,с.88].
3)Прекарий с вознаграждением. В некоторых случаях, особенно когда крупным землевладельцем была церковь или монастырь, бедняк, отдавший свою землю своему будущему господину, получал обратно не только её, но и некоторые прибавление в виде лесного или заболоченного участка, который надо было превратить в участок, годный для посева (ргесапа remuneratoria).
Письмо [о том,] если кто либо церковное
имущество в пользование
( Формула Маркульфа, кн. II, №39, ок 700 г.)
… Согласно нашей просьбе, ваше милосердие и благоваление определили, что бы некое [принадлежащее] вашей церкви местечко такое-то, находящиеся там-то … вы позволили на обрабатывать… пожизненно…; мы же, как было условленно, за означенное пользование, а так же для спасение души нашей, другое местечко такое-то, расположенное там-то, посмерти нас обоих вам и приемникам вашим для названной церкви пожертвовали, на том, однако условие, что бы, пока мы живы, вышеназванными местечками – и тем, что вы нам предоставили, и тем, что мы для спасения души нашей пожертвовали названной церкви…, владели на правах пользования…[1,с. 90-91].
Во Франкском королевстве
преобладала форма прекариев
– прекарий возвращенный. Потому, как
в силу разных остоятельств, иногда
обмана или даже применения силы, со
стороны более влиятельных
Престарная грамота.(прекарий возвращенный)
( Грамота Сен – Галленского монастыря, 838 г.)
…с согласия нашей братии и фогта нашего Пуатона порешили мы вернуть в качестве прекария Вольвину то владение, которое он принес нам в дар, все то, что имеется в тех местах с домами, лесами…так мы и сделали и притом с тем условием, чтобы это владение он получил и платил за него ежегодный чинш…[2,с 92]. Система прекариев предполагала зависимость отдельных крестьян от отдельных местных землевладельцев, причем форма и степень зависимости устанавливалась каждый раз индивидуально. Были, однако такие формы, которые распостранялись сразу и на многих, ставили в зависимость от крупного землевладельца целые деревни и даже несколько деревень[2,с 104].
Формы зависимости крестьянства в средневековье.
.
Итак, основная масса крестьян в средние века состояла из несвободных или крепостных крестьян. Но сказать так – это значит дать лишь самую общую характеристику правового положения крестьян. Средневековые юристы различали три вида подчинения крестьянина сеньеру, причем собственно крепостным считался человек, который зависел от одного и того же сеньера сразу во всех трех отношениях. Это - личная, поземельная и судебная зависимость. Для раннего средневековья было не столь характерно существование людей, зависимых во всех отношениях от одного и того же сеньера, но для поздних форм зависимости, такое положение было почти всеобщим.
Каждый из этих видов зависимости отличался как по своему происхождению, так и по тем специфическим формам повинностей, которые были с ним связаны.
Вывод.
Процесс феодализации, в ходе которого возникли формы поземельной, личной и судебно-административной зависимости, шел как путём «снизу», стихийно, так и путём «сверху». «Снизу», путем захвата крупными земельными собственниками крестьянских наделов, а «сверху» при непосредственном вмешательстве королевской власти. Прекарные отношения характеризуют первый путь[1,с 11]. Само собой разумеется, что раз попав в такого рода зависимость [взяв землю в пользование, в форме прекария] бедняки мало по - малу теряли и свою личную свободу; через несколько поколений они были уже в большинстве своем крепостными[1,с 99].
Список источников и литературы.
1.Практикум по истории
«Салическая правда»( с.45-70).
«Прекарные и престарные грамоты»(с.87-104).
«Капитулярии» Карла Великого от 811г(с. 95-105)
2. Очерки по истории западно-европейского
крестьянства в средние века. М., 1968г.Жанр:
монография, медиевистика.Издательство:
Издательство Московского Университета.Количество
страниц: 378
Описание: (Из предисловия) Данная книга возникла
в результате многократного чтения специального
курса по истории средневекового крестьянства
для студентов и аспирантов исторического
факультета Московского университета.
Этим обстоятельством определяется характер
работы. Как и всякий курс лекций, особенно
если дело идет о специальном курсе, посвященном
частной тематике, настоящий курс ставит
себе целью подвести итоги тому, что сделано
вообще по данной теме как за рубежом,
так и в советской литературе, которая,
как известно, много занималась и продолжает
заниматься проблемами, связанными с историей
трудовых масс. Само собой разумеется,
что лишь часть материала есть результат
исследовательской работы самого автора.
Во многих вопросах автор опирается на
труды своих коллег — советских медиевистов
(Е. А. Косминского, А. И. Неусыхина и др.),
которые являются базой ддя-собстввшшхзыводов
автора. Много взято из работ буржуазных
авторов, ибо буржуазная наука накопила
громадный материал фактов и сделала немало
полезных обобщений.
Сказкин Сергей Данилович родился в Новочеркасске, там же учился
в кадетском корпусе, затем приехал в Москву
и поступил в университет. Здесь его учителями
были известные ученые А. Н. Савин, Р. Ю.
Виппер, Д.М. Петрушевский. С 1920 г., сдав
магистерские экзамены, Сказкин становится
преподавателем университета. В 1934 г.,
когда в МГУ был создан исторический факультет,
С. Д. Сказкин стал профессором кафедры
истории средних веков; с 1949 г. и до последних
дней жизни он возглавлял эту кафедру. Ученый
преподавал или читал лекции в самых различных
вузах и учреждениях Москвы, но основным
местом его работы был Институт истории
(ныне - Институт мировой истории Российской
Академии наук), где с 1962 г. С. Д. Сказкин
возглавлял сектор истории средних веков.
С. Д. Сказкин
был человеком удивительной культуры,
многосторонней образованности, ученым-энциклопедистом.
Он писал книги, статьи, учебники, заметки
для словарей и энциклопедий, составлял
хрестоматии по своей основной специальности
- истории средневековой Западной Европы.
Но круг его интересов этим не ограничивался.
Его работы посвящены также генезису (возникновению)
феодализма и капитализма, международным
отношениям, дипломатии, аграрной истории
и истории крестьянства, истории религии.
В огромном архиве ученого основную часть
составляют рукописи по истории средневековой
культуры, хотя при жизни он почти ничего
не публиковал по этой теме. Правда, он
долгие годы читал лекции о культуре средневековья.
Известный
историк С. О. Шмидт вспоминал, что эти
лекции 'пленяли самой манерой изложения
- он как бы размышлял вместе со студентами,
вводя их в лабораторию своей мысли, вел
путями и тропами интеллектуального поиска.
И получалось это как-то удивительно просто,
ненавязчиво'. Ученый намеревался издать
свой спецкурс в виде учебника для студентов,
но ему все время казалось, что надо еще
что-то исправить, уточнить, сопоставить
с другими исследованиями. Ученики С. Д.
Сказкина оформили и издали на этой основе
несколько его статей, однако основная
часть материала так и осталась в архиве. Но
и то, что ученый успел опубликовать при
жизни (более 200 работ), является значительным
вкладом в историческую науку.
Ученики С. Д. Сказкина работают практически
в каждом крупном научно-исследовательском
обществоведческом институте, преподают
на исторических факультетах университетов
и вузов нашей страны.