Преобразование государственных и политических институтов Российской Федерации в 90-е годы XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 11:09, доклад

Описание работы

С конца 1991г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская федерация . В её составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание нового государства. В числе первоочерёдных было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформулировать российскую государственность.

Содержание работы

Введение 3
1 Политический кризис в стране 4
2 Формирование политических институтов новой России 12
3 Принципы внешней политики России 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

doklad Istoriya Rossii.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

В ходе обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше 500 поправок, которые значительно улучшили текст Конституции. В проекте появилось около 40 принципиально новых норм. Таким образом, почти все статьи были так или иначе изменены.

12 июля 1993 г. проект был одобрен совещанием и после этого направлен в субъекты РФ для обсуждения или одобрения. Однако этим должны были заняться высшие представительные органы власти субъектов РФ, а они получили также и проект, составленный конституционной комиссией. В соответствии с действующим законодательством и решением IX съезда Конституцию должен был принять следующий, X съезд. В этих условиях Ельцин пошел на ликвидацию съезда как политического института.

21 сентября 1993 г. президент принял указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». По этому указу парламент распускался, на декабрь назначались выборы в новый парламент и референдум по новой Конституции, проект которой был одобрен конституционным совещанием. В соответствии с действовавшей Конституцией в ответ на это Верховный Совет отстранил президента от власти и назначил исполняющим обязанности президента вице-президента А. В. Руцкого. Неконституционность действий Ельцина подтвердил Конституционный суд. Однако резиденция парламента — Белый дом — была блокирована силовыми структурами, верными Б. Н. Ельцину и мэру Москвы Ю. М. Лужкову. На улицах произошли столкновения между милицией и демонстрантами — сторонниками Верховного Совета.

3 октября 1993 г. десятки тысяч сторонников парламента прорвали заслоны милиции и подошли к Белому дому. Сторонники парламента и верные президенту части вступили в вооруженный конфликт в районах Белого дома и телецентра «Останкино». 4 октября 1993 г. здание Белого дома было расстреляно танками. Вышедшие из горящего здания лидеры оппозиции, в том числе Руцкой и Хасбулатов, были арестованы. В октябрьских беспорядках погибло более 140 человек5.

Победа в вооруженном столкновении позволила Ельцину и его сторонникам добиться принятия нового Основного Закона. 12 декабря 1993 г. был проведен референдум по проекту Конституции. В нем приняли участие 54,8 % избирателей, из которых за принятие Конституции высказались 58,4 %, против — 41,6 %6. Референдум не проводился в Татарстане, Чечне и Челябинской области. Поддержанная более чем четвертью граждан Конституция вступила в силу.

Эта Конституция передавала исполнительную власть в руки президента и правительства, а законодательную — Федеральному собранию (парламенту), состоящему из двух палат — Совета Федерации, формируемого из представителей регионов, и Государственной думы, избираемой на всеобщих выборах. Президент наделяется правом принимать указы, имеющие силу закона, но Дума впоследствии может их не утвердить. Дума должна утверждать председателя правительства — и в случае отказа может быть распущена президентом. Судебная власть осуществляется системой судов, важнейшими из которых являются Верховный и Конституционный. Конституция гарантировала основные гражданские свободы и права, широкую автономию регионов и их территориальную целостность.

Одновременно с референдумом по Конституции прошли первые выборы в новую Государственную думу. Часть депутатов избиралась по пропорциональной системе, часть — в одномандатных округах. В парламент прошли (в порядке убывания процента голосов) националистическая Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, партия «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром, КПРФ во главе с Г. А. Зюгановым, либеральная партия «Яблоко» во главе с Г. А. Явлинским, Демократическая партия, список которой возглавил известный режиссер С. С. Говорухин. В одномандатных округах сторонники действующей власти получили больше мест, чем по пропорциональной системе, и «Выбор России» стал крупнейшей фракцией Думы. Итоги выборов показали, что большинство избирателей выступают за перемены, но против радикальных либеральных реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ НОВОЙ РОССИИ.

 

В политической элите нарастал раскол. Многие выступали за возврат к СССР. Верховный совет во главе с Р.И. Хазбулатовым все активнее вмешивался в дела исполнительной власти, требуя отставки Б.Н. Ельцина. В апреле 1993 г. в разгар конфликта между президентом и Верховным Советом по настоянию Б.Н. Ельцина был проведен референдум о доверии президенту. На референдум были вынесены четыре вопроса: 1) доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину? 2) Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом и Правительством Российской Федерации с 1992 года? 3) Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? 4) Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? Кремль призвал голосовать «да-да-нет-да», а Верховный Совет – «нет-нет-да-да». В референдуме приняло участие 64% избирателей. За доверие высказалось 68% избирателей («да» по первому и второму вопросу). Но по третьему и четвертому вопросу большинство ответило «нет». Но итоги референдума не способствовали преодолению кризиса.

21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин издал указ о  поэтапной конституционной реформе, в котором объявил о роспуске  съезда и Верховного Совета, проведении 12 декабря того же года референдума  по новой конституции и выборов  в двухпалатное Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет  Федерации). Формально указ президента  противоречил ряду статей действующей  конституции, однако оставлял оппозиции  реальный шанс пойти на выборы  и демократическим путем решить  вопрос о власти7.

Оппозиция отвергла легитимный вариант развития событий. В ночь на 23 сентября 1993 г. чрезвычайный 10 съезд народных депутатов, на котором не было кворума, принял постановление, объявлявшее действия Б.Н. Ельцина государственным переворотом, и отстранил его от должности. Новым исполняющим обязанности президента стал вице-президент А.В. Руцкой. 3 октября в Москве начали массовые беспорядки, организованные оппозицией (штурм «Останкино»). В этих условиях Б.Н. Ельцин отдал приказ о вводе в Москву танковой дивизии и блокаде здания Верховного Совета. В результате последовавшего затем штурма, оппозиция была разогнана, а ее лидеры арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную  Думу. Не проводились на территории  Татарстана и Чечни, находившихся  во власти сепаратистских настроений. Наибольшее число мест получила  пропрезидентская партия «Выбор  России» – 76, ЛДПР – 63, аграрии  – 55, КПРФ – 45.

Одновременно всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Согласно Конституции Россия являлась федеративной демократической республикой с президентской формой правления. Президент являлся гарантом Конституции, главой государства, Верховным главнокомандующим. Он назначал правительство страны, которое несло ответственность только перед Президентом, Президент обладал правом отлагательного вето, издавать указы, имеющие силу закона. Президент имел право роспуска Думы, в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом. Территориально в состав РФ вошли 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. По сути, конституция вводила сверхпрезидентский режим (правда, с определенной правовой основой и демократической формой), сводя к минимуму возможности общества влиять на политический процесс.

В 1991–1993 гг. судьба российской государственности во многом определялась противостоянием федеральной власти и республиканских властей. 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Согласно договору земля, недра, природные ресурсы провозглашались фактически совместной собственностью федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации. Субъекты Федерации получали право распоряжения своими природными богатствами, но федеральные органы власти должны были контролировать их международную и внешнеэкономическую деятельность. Признавался государственный суверенитет субъектов Федерации, но они не имели права выхода из состава России8.

Большинство республик удовлетворилось частичными уступками центральных властей – договор был подписан всеми автономиями, за исключением Татарстана и Чечни. Президент Татарстана М.Ш. Шаймиев добился подписания (февраль 1994 г.) отдельного договора, предоставившего вопросы пользования землей, природными ресурсами, предприятиями в распоряжение местных властей9.

Наиболее острые формы конфликт принял в Чечне. В августе 1991 г. в Чечено-Ингушской республике начались массовые митинги и демонстрации с требованием отставки Верховного Совета Чечено-Ингушетии. Правительство России первоначально расценило эти выступления как борьбу демократических сил против коммунистического правительства, поддержавшего ГКЧП. Верховный Совет был распущен, новое руководство Чечни заявило о независимости ее от России. Президентом стал генерал Д. Дудаев, который провозгласил создание независимой чеченской республики Ичкерия.

До 1994 г. российское правительство практически не занимались чеченскими проблемами. В 1994 г. федеральные власти попытались использовать внутреннюю борьбу между различными политическими силами в Чечне, заняв позицию поддержки группировки, ориентированной на союз с Россией. С этой целью в декабре 1994 г. для наведения конституционного порядка были введены войска. Их ввод привел к полномасштабной войне, продолжавшейся до августа 1996 г. Причинами неудач российских войск стали просчеты командования и неспособность сосредоточить достаточное количество войск, чтобы контролировать территорию и подавить сопротивление, но также – слабая подготовка самих войск. Летом 1996 г. секретарь Совета безопасности А.И. Лебедь начал переговоры с начальником штаба вооруженных формирований Чечни А. Масхадовым, возглавившим чеченское сопротивление после гибели Д. Дудаева. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Дагестан) было подписано совместное заявление о прекращении военных действий в Чечне. Согласно ему вопрос о статусе Чечни должен быть решен до 31 декабря 2001 г.

Парламентские выборы в декабре 1994 г. прошли в спокойной обстановке, но отразили кризис доверия к государственной власти и полевения общественных настроений. На фоне волны фальсификаций и административного давления наибольшего успеха добилась КПРФ, получившая 158 мандатов, тогда как проправительственный блок «Наш дом – Россия» пришел только вторым. В парламент прошли также ЛДПР и «Яблоко» Г.А. Явлинского. Провал потерпел блок И. Рыбкина, равно как и Конгресс русских общин, созданный Ю. Скоковым и генералом А.И. Лебедем. Наконец, полной катастрофой оказались выборы для Е.Т. Гайдара и его сторонников. Население отвергло либерализм и «архитекторов реформ». Коммунисты пришли в Думу крупнейшей партией с президентскими амбициями. Однако значение парламентской победы в условиях дальнейшей деградации политического режима оказалось минимальным10.

В течение 1995–1996 гг. разворачивается скрытая борьба между олигархами за контроль над прессой и другими медиа-ресурсами, что позволило бы влиять на общественные настроения. Возникают мощные медиа-холдинги (например, группа «Медиа-Мост» В. Гусинского). Б.А. Березовский устанавливает контроль над ведущим телеканалом «ОРТ». Такая политизация средств массовой информации принесла свои плоды в деле «исправления» имиджа Б.Н. Ельцина вследствие неудачной войны в Чечне и общего ухудшения социально-экономической обстановки, начала тотального контроля медийного пространства с вытеснением оттуда политических оппонентов. Так, если в 1994–1995 гг. НТВ наиболее жестко критиковала Кремль, то в 1996 г. та же телекомпания стала главным рупором его пропаганды.

Основным соперником уходящего президента оказался Г.А. Зюганов. Однако коммунисты вели предвыборную борьбу крайне вяло и осторожно, доказывая свою приемлемость для новых элит. Со своей стороны администрация Б.Н. Ельцина с самого начала давала понять, что смены президента не допустит. Неожиданным стал успех независимого кандидата А.И. Лебедя, занявшего третье место по итогам выборов. Страх перед гражданской войной стал решающим фактором победы Б.Н. Ельцина на президентских выборах 1996 г.

Для политической ситуации президентские выборы 1996 г. имели ряд последствий: 1) серия поражений «партии власти» на выборах губернаторов в 1996–1998 гг.; 2) информационные войны между олигархами; 3) обострение противоречий внутри самих правящих кругов, сплотившихся вокруг Б.Н. Ельцина в 1996 г. Последнее следствие наглядно проявилось во время ситуации, связанной обсуждением в думе импичмента Б.Н. Ельцина, дефолтом в августе 1998 г. и формированием «розового правительства» во главе с Е.М. Примаковым11.

За несколько месяцев правительство Е.М. Примакова сумело смягчить остроту кризиса. Одновременно росла его популярность среди населения. Это стало вызывать опасения окружения Б.Н. Ельцина. 12 мая 1999 г. Е.М. Примаков был отправлен в отставку. Новым премьер-министром стал С.В. Степашин, а через три месяца его сменил В.В. Путин. В этот момент возникла иллюзия окончательной нормализации политической ситуации в стране, но в то же время стало очевидным, что возврат к прежней политике невозможен.

Летом 1999 г. развернулась очередная информационная война одновременно против объединения «Отечество», возглавляемого мэром Москвы Ю.М. Лужковым и Е.М. Примаковым, и против медиа-группы В. Гусинского и подконтрольного ему телеканала НТВ. На этом фоне некоторые западные издания опубликовали серию статей об огромных масштабах коррупции в Кремле, отмывании денег через американские банки и т.п. Внутри самого российского правящего класса произошел раскол на две группировки – т.н. «семью», окружение Б.Н. Ельцина, объединившегося вокруг его дочери Т. Дьяченко, Б.А. Березовского, Р.А. Абрамовича и аппарата президентской администрации, и лидеров местных элит, объединившихся вокруг Ю.М. Лужкова и блока «Отечество – Вся Россия».

Правящая элита искала выход из создавшегося тупика. В сентябре–октябре 1999 г. после серии терактов в Москве и Волгодонске, вторжения чеченских боевиков в Дагестан началась вторая Чеченская война, названная «контртеррористической операцией». Она сопровождалась мощной информационной кампанией в прессе, введением жесткой цензуры на освещение военных событий и изменением отношения общества к войне. В то же время операция российских войск в Дагестане и Чечне была использована Кремлем для консолидации правящего слоя и повышения рейтинга В.В. Путина.

Информация о работе Преобразование государственных и политических институтов Российской Федерации в 90-е годы XX в