Преступления и наказания в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Римское законодательство выработало и применяло на практике понятие степени наказания в зависимости от тяжести преступления. Вместе с тем кодекса, определявшего, какие деяния являются преступными и каких наказаний они требуют, в Древнем Риме не существовало.
В конкретных случаях вид и способ применения наказания устанавливался по-разному: или определённым законом, или правовой традицией, или судейским усмотрением с учётом качества преступления, личности преступника и существующих прецедентов.

Файлы: 1 файл

Преступления и наказания в Древнем Риме.docx

— 47.65 Кб (Скачать файл)

Преступления и наказания  в Древнем Риме

 

1 Крупнейшим государством древности являлось Римское государство. Хотя оно сложилось позже других государств древности, которые к моменту начала римской истории насчитывали уже многие века со времени своего возникновения, и обладали сравнительно высоким культурным наследством, однако оно достигло весьма значительных результатов.

История Древнего Рима - последний  этап в развитии древнего мира. Из всех древних государств римское выделяется еще и тем, что начало и конец  его истории можно назвать  с точностью не только до одного года, но даже до одного дня. Началом  истории Рима считается 21 апреля 754/753 гг. до н.э.  традиционная дата основания  Города Ромулом и Ремом. Концом римской  истории считается 23 августа 476 г., когда  германский полководец на римской службе Одоакр сверг с престола последнего императора Западной Римской империи  Ромула Августула. В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VIII - III вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в III в до н.э. - II в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для III в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в IV-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Современный город Рим  является столицей Итальянской республики, одним из крупнейших городов Западной Европы. Однако в древности в слово  «Рим» вкладывалось другое содержание. В древности Рим – это не только название одного города: это одновременно цивилизованное общество и государство, возникшее на территории Апеннинского полуострова, а позднее включившее в свои границы все Средиземноморье. Рим превратился в мировую империю, в которой эксплуатация огромных масс рабов и покоренных народов приводила к острым конфликтам и социальным потрясениям. Право, выработанное Римом, римское право, явилось наиболее развитой и законченной системой права рабовладельческого общества.

Римское право надолго  пережило своего создателя - античное общество. Оно непосредственно или  опосредованною легло в основу гражданского (и отчасти уголовного и государственного) права многих феодальных и буржуазных государств. Римское право вполне отвечало интересам буржуазных отношений, зародившихся в недрах феодального  строя. Оно нужно было купцам, стремившихся к тому, чтобы сделать частную  собственность свободной и оградить ее от каких-либо феодальных ограничений. В римском праве были заинтересованы не только купцы и городское сословие, но в нем нашла опору и королевская  власть, которая в союзе с городами боролась с феодальной раздробленностью, боролась за политическое объединение  всей страны.

 

2  Преступление

2.1  Понятие преступления, его основные характеристики

Сравнительно с другими, историческими или современными, системами права, римское право  в наибольшей степени отмечено началом индивидуализма, сосредоточенности на регуляции свободного и самостоятельного в хозяйственном и гражданском отношении положения индивида, признанного обществом и государством за полноправного субъекта. Индивидуальная гарантированность соответствующей правовым началам общежития деятельности, индивидуальная же и правовая ответственность за нарушение этих начал составили основу римского права.

В общем виде преступления по римскому публичному праву разделялись  на традиционные (crimen ordinaria) и нетрадиционные, или чрезвычайные (crimen extraordinaria). Различие было не содержательным, а формально историческим: первые, традиционные, были предусмотрены старым правом (jus vetus) и прежде всего законами в строго определенных наименованиях, а все дальнейшие дополнения в понимании данного преступления или аналогичного действия не должны были выходить за рамки первоначальных определений, иногда весьма случайных. Вторые, чрезвычайные, были в юридическом смысле созданы постановлениями императоров и не придерживались каких бы то ни было строгих формальных категорий, эти преступления допускали смягчение или отягчение ответственности в зависимости от разного рода обстоятельств. Другое основание для различия этих классов преступлений заключалось в том, что традиционные преступления предполагали в качестве наказания только ту меру, какая была предписана древним законом, где впервые устанавливалась наказуемость данного действия. Преступления чрезвычайные предполагали свободное усмотрение судьи в вынесении меры наказания, следуя общим предписаниям права: «В настоящее время тому, кто разбирает crimen extraordinaria, разрешается выносить такой приговор, какой он хочет – или более тяжкий, или более легкий – с тем, чтобы не выйти за пределы умеренности». Тем самым этот класс преступлении предполагал более сложную оценку наказуемого действия – не только по факту преступления, но по совокупности субъективных и объективных обстоятельств его совершения.

Уголовная квалификация преступления предполагала выяснение совокупности обстоятельств, в равной степени важных для признания действия преступным: повод, личность, место, время, свойство, объем содеянного, последствия. В общем виде личность преступника (или субъект преступления) не обязательно идентифицировалась с человеческой личностью: преступления не могли совершать только боги. Могли быть преступления, совершенные животными, но уже отдельный вопрос составляло дальнейшее применение наказания. В узком смысле при оценке личности преступника следовало иметь в виду, «мог ли он совершить преступление, не совершал ли преступлений в прошлом, действовал ли сознательно и в здравом уме». Иначе, главное внимание уделялось фактически содеянному и отношению преступника к этому содеянному, а также тому, представлял ли преступник общественно опасную личность вообще. Среди других обстоятельств оценки преступления качество и общественная опасность действия также представлялись наиболее существенными для уголовной квалификации и вынесения последующего наказания.

 

2.2  Основные группы и виды преступлений

Классификация преступлений в римской юридической культуре предопределялась в основном объектом преступного посягательства. Поскольку в общем виде для того, чтобы действие было признано как преступление, необходимо было предполагать, что совершается посягательство на правопорядок «публичных дел», то критерием для спецификации объекта – и соответственно для отнесения действия к той или другой группе (от чего зависело и предполагаемое возможное наказание) – была важность объекта посягательства в общей иерархии «публичных дел». В зависимости от этой важности можно выделить следующие группы преступлений.

  1. Преступления против всего сообщества (versus rei publicae). Субъектом этого класса преступлений мог быть только римский гражданин, причем в отдельных видах – с дополнительной квалификацией. Важнейшими видами в этой группе преступлений были:
  • наказуемое сотрудничество с врагом (воинская измена, дезертирство при военных действиях, сдача врагу города, области, поджог города или обороняемого объекта в условиях боевых действий и т.п.) – субъектом этого вида преступлений были только военные лица, т.е. римские граждане в момент прохождения ими воинской службы;
  • ниспровержение конституции, или публично-правового порядка (заговор с целью изменения формы государственного строя или изменения полномочий учреждений, действия с целью передачи власти неуправомоченному лицу и т.п.) – в этих преступлениях предполагалось, что преступником может быть только полноправный римский гражданин, который мог оказать реальное влияние на отправление государственных полномочий;
  • посягательство на магистратские и жреческие обязанности и их исполнение (корыстное использование полномочий для изменения публично-правового порядка и прав римского народа) – субъектом этих преступных действий также могли быть только особые лица: магистраты, жрецы;
  • пренебрежение гражданскими обязанностями (отказ от несения воинской службы гражданином, неисполнение воинских порядков и службы, восстание с любой целью, т.е. участие в нем);
  • небрежение гражданско-религиозными обязанностями – в этих преступлениях субъектом могли быть и женщины-римлянки, особенно причастные исполнению религиозных церемоний;
  • покушение на личность должностного лица (покушение на магистрата, попытка убить, неудавшееся убийство государя и т.п.).
  1. Преступления против религии. К этой группе относились три вида:
  • посягательства на порядок, установленный для государственной церкви, и на отправление церковных служб (формы нарушений порядка определялись не законами, а церковными уставами и трактовались распространительно);
  • посягательства на неприкосновенность храмов (кража в церкви, нарушение храмовой территории, святотатство по отношению к культовым предметам и т.п.);
  • преступные формы иноверия (ересь, язычество, выход из христианства). Субъектом этой группы преступлений мог быть не только римский гражданин, но вообще любой индивид, любой сословной принадлежности, даже рабского состояния, любого возраста и пола, причем здесь не действовали даже ограничения, связанные с условным определением вменямости лица; такого рода преступления могли быть совершены и животными.
  1. Убийство и приравненные к нему преступления. Эта группа преступлений римского права наиболее точно выражает специфичность вообще конструкции преступного действия. Во-первых, далеко не всякое убийство рассматривалось как уголовно наказуемое, но только в тех ситуациях, где усматривалось посягательство не на личность, а на ее специфический статус как римского гражданина, носителя части полномочий римского народа. Во-вторых, особой квалификации подлежали связанные с убийством действия, которые свидетельствовали о подготовке, обдуманности и злостном характере посягательства на правила публичного правопорядка. Из числа вполне наказуемых убийств исключались: убийство раба, ребенка, убийство в случае необходимости, на войне, совершенное вне римской территории, убийство перебежчика, приговоренного к смерти, убийство нарушителя святости брака отцом потерпевшего. Все прочие виды убийств расценивались равно и рассматривались как тяжкое преступление. С точки зрения последствий действия все прикосновенные к убийству квалифицировались едино как сообщники. Дополнительно квалификации подлежали: убийство оружием и при совершении разбоя, убийство родственников, изгнание плода или неродившегося ребенка. Специально квалифицировались (как намерение совершать убийство): приготовление ядов и «любовных» зелий, кастрация, магия и «волхование», злостный поджог на корабле. Приравнивание этих преступлений к убийству вызывалось презумпцией наступления наиболее возможных и наиболее опасных последствий.
  1. Половые преступления. Субъект этой группы преступлений различался в зависимости от внутренних видов: в преступлениях против норм брачно-семейного права (инцест, запрещенные браки, прелюбодеяние, неравный или бесчестный брак, двоеженство) мог быть обвинен только полноправный гражданин, причем в специальных случаях (бесчестный брак) только особого сословного статуса; в преступлениях в собственном смысле половых (похищение женщин, педерастия, сводничество) могло быть обвинено любое лицо, причем в некоторых случаях для собственно римских граждан предполагалась извинительность таких действий.
  2. Преступления против собственности. К этой группе относится немного преступлений, и главным образом кража с дополнительно квалифицирующими признаками; имущественные посягательства одних римских граждан против других считались главнейшим из частных деликтов и не влекли уголовных наказаний. Вторым особо квалифицированным видом краж была кража имущества с элементами посягательства на публичный порядок (супружеская кража, кража государственного и священного имущества, урожая целиком, кража наследства). При краже также безразличен был момент прикосновенности: соучастие или пособничество, один или несколько – важен был только свершившийся результат действия.
  3. Покушение на неприкосновенность личности. Если не содержалось деликта – личной обиды в результате действия, и если не было более тяжкого последствия, то сам факт намерения причинить это был преступным. Наказывалось любое лицо, даже уличенное только в попытке нанести личное повреждение, тем более совершить убийство.

 

3 Наказания

3.1 Цель наказания и общие принципы ответственности

Признание действия уголовно наказуемым ставило юридический  вопрос о наложении на лицо уголовного наказания – роеnа. Термин был греческого происхождения и выражал исходное представление об очищении общины, сообщества, от преступника и предоставлении его во власть богов карающих.

По своей социально-правовой цели наказание должно иметь превентивно-профилактический смысл. «Наказание должно исправлять людей». Этому же должна служить и неотвратимость наказания за преступление: в интересах  общества «не оставлять преступника  безнаказанным с тем, чтобы и  другой не думал совершать его». Причем неотвратимость римская юстиция  трактовала именно в этом ключе целесообразности, а не правовой справедливости, воздаваемой  личности в виде наказания. Социальная целесообразность наказания может  доминировать перед чисто правовыми  критериями: «Иногда наказание усиливается  в интересах государства... ». Наказание  может быть наложено и исключительно  по принципу правовой целесообразности: «Хотя наказание иногда накладывается  без вины, но никогда без причины».

По своей юридической обоснованности наказание должно быть в некоей условной мере соответственным преступлению. Вообще вопрос о соответствии наказания преступлению представляет одну из кардинальных и труднейших проблем уголовной юриспруденции, и опыты ее разрешения были всегда обусловлены общим пониманием смысла и цели наказания вообще. Римская юстиция начало соответственности трактовала в узко практическом смысле: как соответствие формы наказания общественной опасности и тяжести преступного действия. «Наказание за любое преступление должно быть соразмерным». С точки зрения материального содержания соответственности наказания преступлению следствия этого принципа были более сложными. Во-первых, это приводило к безусловному признанию связанности формы наказания качеством преступления: где преступление, там и ответственность (ibi esse poenam, ubi et nox est). Во-вторых, наказание и преступление должны быть связаны местом и временем: не может быть наказания, назначенного за преступление, совершенное в другом месте. В-третьих, сама форма наказания должна иметь какое-то отношение к качеству преступления. В частности, это приводило к тому, что римское право исключало из возможных наказаний тюремное заключение («Задача тюрем не в том, чтобы карать, а чтобы содержать под стражей»), а также полную конфискацию имущества.

 

3.2  Виды наказаний

Римское законодательство выработало и применяло на практике понятие  степени наказания в зависимости  от тяжести преступления. Вместе с  тем кодекса, определявшего, какие  деяния являются преступными и каких  наказаний они требуют, в Древнем  Риме не существовало.

Информация о работе Преступления и наказания в Древнем Риме