Преступления и наказания
в Древнем Риме
1 Крупнейшим государством
древности являлось Римское государство.
Хотя оно сложилось позже других государств
древности, которые к моменту начала римской
истории насчитывали уже многие века со
времени своего возникновения, и обладали
сравнительно высоким культурным наследством,
однако оно достигло весьма значительных
результатов.
История Древнего Рима - последний
этап в развитии древнего мира. Из всех
древних государств римское выделяется
еще и тем, что начало и конец
его истории можно назвать
с точностью не только до одного
года, но даже до одного дня. Началом
истории Рима считается 21 апреля 754/753
гг. до н.э. традиционная дата основания
Города Ромулом и Ремом. Концом римской
истории считается 23 августа 476 г., когда
германский полководец на римской службе
Одоакр сверг с престола последнего
императора Западной Римской империи
Ромула Августула. В ее развитии следует
выделить определенные периоды. В VIII -
III вв н.э. происходил процесс становления
раннего римского рабовладельческого
общества; в III в до н.э. - II в н.э имеет место
его дальнейшее развитие из маленькой
общины на Тибре в сильнейшую италийскую
и затем средиземноморскую державу. Для
III в н.э. характерно наступление экономического,
социального, политического кризиса Римского
государства, который в IV-V вв н.э. сменился
периодом продолжительного упадка.
Современный город Рим
является столицей Итальянской республики,
одним из крупнейших городов Западной
Европы. Однако в древности в слово
«Рим» вкладывалось другое содержание.
В древности Рим – это не только
название одного города: это одновременно
цивилизованное общество и государство,
возникшее на территории Апеннинского
полуострова, а позднее включившее в свои
границы все Средиземноморье. Рим превратился
в мировую империю, в которой эксплуатация
огромных масс рабов и покоренных народов
приводила к острым конфликтам и социальным
потрясениям. Право, выработанное Римом,
римское право, явилось наиболее развитой
и законченной системой права рабовладельческого
общества.
Римское право надолго
пережило своего создателя - античное
общество. Оно непосредственно или
опосредованною легло в основу гражданского
(и отчасти уголовного и государственного)
права многих феодальных и буржуазных
государств. Римское право вполне
отвечало интересам буржуазных отношений,
зародившихся в недрах феодального
строя. Оно нужно было купцам, стремившихся
к тому, чтобы сделать частную
собственность свободной и оградить
ее от каких-либо феодальных ограничений.
В римском праве были заинтересованы
не только купцы и городское сословие,
но в нем нашла опору и королевская
власть, которая в союзе с городами
боролась с феодальной раздробленностью,
боролась за политическое объединение
всей страны.
2 Преступление
2.1 Понятие преступления,
его основные характеристики
Сравнительно с другими,
историческими или современными,
системами права, римское право
в наибольшей степени отмечено началом
индивидуализма, сосредоточенности на
регуляции свободного и самостоятельного
в хозяйственном и гражданском отношении
положения индивида, признанного обществом
и государством за полноправного субъекта.
Индивидуальная гарантированность соответствующей
правовым началам общежития деятельности,
индивидуальная же и правовая ответственность
за нарушение этих начал составили основу
римского права.
В общем виде преступления
по римскому публичному праву разделялись
на традиционные (crimen ordinaria) и нетрадиционные,
или чрезвычайные (crimen extraordinaria). Различие
было не содержательным, а формально историческим:
первые, традиционные, были предусмотрены
старым правом (jus vetus) и прежде всего законами
в строго определенных наименованиях,
а все дальнейшие дополнения в понимании
данного преступления или аналогичного
действия не должны были выходить за рамки
первоначальных определений, иногда весьма
случайных. Вторые, чрезвычайные, были
в юридическом смысле созданы постановлениями
императоров и не придерживались каких
бы то ни было строгих формальных категорий,
эти преступления допускали смягчение
или отягчение ответственности в зависимости
от разного рода обстоятельств. Другое
основание для различия этих классов преступлений
заключалось в том, что традиционные преступления
предполагали в качестве наказания только
ту меру, какая была предписана древним
законом, где впервые устанавливалась
наказуемость данного действия. Преступления
чрезвычайные предполагали свободное
усмотрение судьи в вынесении меры наказания,
следуя общим предписаниям права: «В настоящее
время тому, кто разбирает crimen extraordinaria,
разрешается выносить такой приговор,
какой он хочет – или более тяжкий, или
более легкий – с тем, чтобы не выйти за
пределы умеренности». Тем самым этот
класс преступлении предполагал более
сложную оценку наказуемого действия
– не только по факту преступления, но
по совокупности субъективных и объективных
обстоятельств его совершения.
Уголовная квалификация преступления
предполагала выяснение совокупности
обстоятельств, в равной степени важных
для признания действия преступным: повод,
личность, место, время, свойство, объем
содеянного, последствия. В общем виде
личность преступника (или субъект преступления)
не обязательно идентифицировалась с
человеческой личностью: преступления
не могли совершать только боги. Могли
быть преступления, совершенные животными,
но уже отдельный вопрос составляло дальнейшее
применение наказания. В узком смысле
при оценке личности преступника следовало
иметь в виду, «мог ли он совершить преступление,
не совершал ли преступлений в прошлом,
действовал ли сознательно и в здравом
уме». Иначе, главное внимание уделялось
фактически содеянному и отношению преступника
к этому содеянному, а также тому, представлял
ли преступник общественно опасную личность
вообще. Среди других обстоятельств оценки
преступления качество и общественная
опасность действия также представлялись
наиболее существенными для уголовной
квалификации и вынесения последующего
наказания.
2.2 Основные группы и виды преступлений
Классификация преступлений в римской
юридической культуре предопределялась
в основном объектом преступного посягательства.
Поскольку в общем виде для того, чтобы
действие было признано как преступление,
необходимо было предполагать, что совершается
посягательство на правопорядок «публичных
дел», то критерием для спецификации объекта
– и соответственно для отнесения действия
к той или другой группе (от чего зависело
и предполагаемое возможное наказание)
– была важность объекта посягательства
в общей иерархии «публичных дел». В зависимости
от этой важности можно выделить следующие
группы преступлений.
- Преступления против всего сообщества (versus rei publicae). Субъектом этого класса преступлений мог быть только римский гражданин, причем в отдельных видах – с дополнительной квалификацией. Важнейшими видами в этой группе преступлений были:
- наказуемое сотрудничество с врагом (воинская измена, дезертирство при военных действиях, сдача врагу города, области, поджог города или обороняемого объекта в условиях боевых действий и т.п.) – субъектом этого вида преступлений были только военные лица, т.е. римские граждане в момент прохождения ими воинской службы;
- ниспровержение конституции, или публично-правового порядка (заговор с целью изменения формы государственного строя или изменения полномочий учреждений, действия с целью передачи власти неуправомоченному лицу и т.п.) – в этих преступлениях предполагалось, что преступником может быть только полноправный римский гражданин, который мог оказать реальное влияние на отправление государственных полномочий;
- посягательство на магистратские и жреческие обязанности и их исполнение
(корыстное использование полномочий для изменения публично-правового порядка и прав римского народа) – субъектом этих преступных действий также могли быть только особые лица: магистраты, жрецы;
- пренебрежение гражданскими обязанностями (отказ от несения воинской службы гражданином, неисполнение воинских порядков и службы, восстание с любой целью, т.е. участие в нем);
- небрежение гражданско-религиозными обязанностями – в этих преступлениях субъектом могли быть и женщины-римлянки, особенно причастные исполнению религиозных церемоний;
- покушение на личность должностного лица
(покушение на магистрата, попытка убить, неудавшееся убийство государя и т.п.).
- Преступления против религии. К этой группе относились три вида:
- посягательства на порядок, установленный для государственной церкви, и на отправление церковных служб (формы нарушений порядка определялись не законами, а церковными уставами и трактовались распространительно);
- посягательства на неприкосновенность храмов (кража в церкви, нарушение храмовой территории, святотатство по отношению к культовым предметам и т.п.);
- преступные формы иноверия (ересь, язычество, выход из христианства). Субъектом этой группы преступлений мог быть не только римский гражданин, но вообще любой индивид, любой сословной принадлежности, даже рабского состояния, любого возраста и пола, причем здесь не действовали даже ограничения, связанные с условным определением вменямости лица; такого рода преступления могли быть совершены и животными.
- Убийство и приравненные к нему преступления. Эта группа преступлений римского права наиболее точно выражает специфичность вообще конструкции преступного действия. Во-первых, далеко не всякое убийство рассматривалось как уголовно наказуемое, но только в тех ситуациях, где усматривалось посягательство не на личность, а на ее специфический статус как римского гражданина, носителя части полномочий римского народа. Во-вторых, особой квалификации подлежали связанные с убийством действия, которые свидетельствовали о подготовке, обдуманности и злостном характере посягательства на правила публичного правопорядка. Из числа вполне наказуемых убийств исключались: убийство раба, ребенка, убийство в случае необходимости, на войне, совершенное вне римской территории, убийство перебежчика, приговоренного к смерти, убийство нарушителя святости брака отцом потерпевшего. Все прочие виды убийств расценивались равно и рассматривались как тяжкое преступление. С точки зрения последствий действия все прикосновенные к убийству квалифицировались едино как сообщники. Дополнительно квалификации подлежали: убийство оружием и при совершении разбоя, убийство родственников, изгнание плода или неродившегося ребенка. Специально квалифицировались (как намерение совершать убийство): приготовление ядов и «любовных» зелий, кастрация, магия и «волхование», злостный поджог на корабле. Приравнивание этих преступлений к убийству вызывалось презумпцией наступления наиболее возможных и наиболее опасных последствий.
- Половые преступления. Субъект этой группы преступлений различался в зависимости от внутренних видов: в преступлениях против норм брачно-семейного права (инцест, запрещенные браки, прелюбодеяние, неравный или бесчестный брак, двоеженство) мог быть обвинен только полноправный гражданин, причем в специальных случаях (бесчестный брак) только особого сословного статуса; в преступлениях в собственном смысле половых (похищение женщин, педерастия, сводничество) могло быть обвинено любое лицо, причем в некоторых случаях для собственно римских граждан предполагалась извинительность таких действий.
- Преступления против собственности. К этой группе относится немного преступлений, и главным образом кража с дополнительно квалифицирующими признаками; имущественные посягательства одних римских граждан против других считались главнейшим из частных деликтов и не влекли уголовных наказаний. Вторым особо квалифицированным видом краж была кража имущества с элементами посягательства на публичный порядок (супружеская кража, кража государственного и священного имущества, урожая целиком, кража наследства). При краже также безразличен был момент прикосновенности: соучастие или пособничество, один или несколько – важен был только свершившийся результат действия.
- Покушение на неприкосновенность личности. Если не содержалось деликта – личной обиды в результате действия, и если не было более тяжкого последствия, то сам факт намерения причинить это был преступным. Наказывалось любое лицо, даже уличенное только в попытке нанести личное повреждение, тем более совершить убийство.
3 Наказания
3.1 Цель наказания и общие принципы
ответственности
Признание действия уголовно
наказуемым ставило юридический
вопрос о наложении на лицо уголовного
наказания – роеnа. Термин был греческого
происхождения и выражал исходное представление
об очищении общины, сообщества, от преступника
и предоставлении его во власть богов
карающих.
По своей социально-правовой
цели наказание должно иметь превентивно-профилактический
смысл. «Наказание должно исправлять людей».
Этому же должна служить и неотвратимость
наказания за преступление: в интересах
общества «не оставлять преступника
безнаказанным с тем, чтобы и
другой не думал совершать его».
Причем неотвратимость римская юстиция
трактовала именно в этом ключе целесообразности,
а не правовой справедливости, воздаваемой
личности в виде наказания. Социальная
целесообразность наказания может
доминировать перед чисто правовыми
критериями: «Иногда наказание усиливается
в интересах государства... ». Наказание
может быть наложено и исключительно
по принципу правовой целесообразности:
«Хотя наказание иногда накладывается
без вины, но никогда без причины».
По своей юридической обоснованности
наказание должно быть в некоей условной
мере соответственным преступлению. Вообще
вопрос о соответствии наказания преступлению
представляет одну из кардинальных и труднейших
проблем уголовной юриспруденции, и опыты
ее разрешения были всегда обусловлены
общим пониманием смысла и цели наказания
вообще. Римская юстиция начало соответственности
трактовала в узко практическом смысле:
как соответствие формы наказания общественной
опасности и тяжести преступного действия.
«Наказание за любое преступление должно
быть соразмерным». С точки зрения материального
содержания соответственности наказания
преступлению следствия этого принципа
были более сложными. Во-первых, это приводило
к безусловному признанию связанности
формы наказания качеством преступления:
где преступление, там и ответственность
(ibi esse poenam, ubi et nox est). Во-вторых, наказание
и преступление должны быть связаны местом
и временем: не может быть наказания, назначенного
за преступление, совершенное в другом
месте. В-третьих, сама форма наказания
должна иметь какое-то отношение к качеству
преступления. В частности, это приводило
к тому, что римское право исключало из
возможных наказаний тюремное заключение
(«Задача тюрем не в том, чтобы карать,
а чтобы содержать под стражей»), а также
полную конфискацию имущества.
3.2 Виды наказаний
Римское законодательство выработало
и применяло на практике понятие
степени наказания в зависимости
от тяжести преступления. Вместе с
тем кодекса, определявшего, какие
деяния являются преступными и каких
наказаний они требуют, в Древнем
Риме не существовало.