Преступления и наказания в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Римское законодательство выработало и применяло на практике понятие степени наказания в зависимости от тяжести преступления. Вместе с тем кодекса, определявшего, какие деяния являются преступными и каких наказаний они требуют, в Древнем Риме не существовало.
В конкретных случаях вид и способ применения наказания устанавливался по-разному: или определённым законом, или правовой традицией, или судейским усмотрением с учётом качества преступления, личности преступника и существующих прецедентов.

Файлы: 1 файл

Преступления и наказания в Древнем Риме.docx

— 47.65 Кб (Скачать файл)

В конкретных случаях вид  и способ применения наказания устанавливался по-разному: или определённым законом, или правовой традицией, или судейским  усмотрением с учётом качества преступления, личности преступника и существующих прецедентов.

Это являлось бесспорным достоинством римской правовой системы, обеспечивающим её гибкий подход к совершённому правонарушению, к личности подсудимого и к  условиям исполнения наказаний. Однако те же свойства создавали почву для  произвола при их назначении и  применении, приводя порой к несоразмерности  наказаний и совершённых преступлений, а часто – и к самочинным палаческим расправам над невинными людьми.

И сами способы наказаний, и процедура их исполнения нередко  носили у римлян, особенно в древности, обрядово-символический характер.

Система карательных мер  у римлян, как и во всех древних государственных образованиях, была далеко не безразличной к сословному делению общества. Социальные верхи, в которых шла неустанная борьба за обладание властью и богатством, при всей звериной жестокости этой схватки, ревностно заботились о своём привилегированном положении при определении наказаний. Эта особенность нашла своё прямое выражение в древнеримском законодательстве и широко применялась на практике.

Основное место занимали наказания, которыми преступник тем или иным способом должен был подвергнуться общественному осуждению со стороны равных, лишен привилегий, связанных с принадлежностью к римскому сообществу, лишен возможности в дальнейшем посягать на интересы и правопорядок сообщества.

 

3.2.1 Смертная казнь (poena capitis).

Этот вид наказаний  назначался либо ввиду особой общественной опасности, особой дерзости преступлений, либо при посягательстве на священные устои римского общества.

По степени жестокости и неотвратимости (критерии которых, впрочем, далеко не бесспорны) традиционные древнеримские казни можно разделить  на разряды: обычные; квалифицированные; умеренные; смягчённая; психологическая казнь.

3.2.1.1  Обычные казни

а) Обезглавливание (animadversio = decollatio) имело две технические разновидности:

    • обезглавливание мечом (animadversio gladio);
    • обезглавливание секирой, топором (percussio secūri).

Круг правонарушений, которые  карались обезглавливанием, в источниках по истории римского права не очерчен.

По свидетельству античных историков, умерщвление топором  высших сановников считалось в Древнем Риме позорной казнью, так как топор применялся ими для умерщвления жертвенных животных.

б) Закалывание мечом, кинжалом, ножом. Закалывание мечом производилось намного реже, чем обезглавливание таким же оружием. Объясняется это, по-видимому, тем, что закалывание мечом обычно применялось в ходе боевых действий, а гибель в бою, лицом к лицу с врагом была не только не позорной, как смерть от рук палача, но зачастую и почётной. Приговорённый, которого пронзали мечом, тем самым невольно возвышался и в собственных глазах, и в глазах общественности.

в)     Перерезание горла.

г) Удушение (strangulatio) имело две главные технические разновидности:

    • удушение петлей в тюрьме без подвешивания казнимого;
    • казнь удушением на виселице.

Состав преступлений, которые  карались удушением, в источниках по истории римского права не определён. Что касается личностей приговорённых  к удушению, то казнь через повешение  обычно применялась господами к  рабам. При принципате казнь через  удушение была запрещена.

д)   Сбрасывание с Тарпейской скалы.

Тарпéйская скала – отвесный утес над пропастью в городе Риме с западной стороны Капитолийского холма.

Своё название скала получила, вероятнее всего, от Капитолийского холма, который в древности именовался Тарпейским. Согласно же преданию, название происходит либо от имени Луция Тарпея, сброшенного с утёса за непокорность царю Ромулу, либо от имени дочери начальника Капитолийской крепости Спурия Тарпея – предательницы Тарпеи, которая впустила сабинян на Капитолий.

Сбрасывание с Тарпейской скалы применялось к римским гражданам за инцест (incestum) и лжесвидетельство (testimonium falsum), а к рабам – за кражу с поличным (furtum manifestum).

Иногда такая казнь  применялась и за другие преступления. Сбрасывали со скалы даже сенаторов, находившихся в оппозиции к правящему  режиму, не всегда людей сбрасывали по одному, иногда сбрасывали группами, например, захваченных перебежчиков.

е)    Утопление (poenа aquаlis).

Не обнаружены сведения о  составе преступлений, которые карались утоплением. Римскими историками утопление  обычно описывается в общих чертах. Казнимых утоплением нередко связывали или сковывали по рукам и ногам, а также привязывали к ним тяжёлый груз. Особой разновидностью утопления было насильственное погружение осуждённого в воду и удержание его под слоем воды до тех пор, пока он не захлебнётся. В домашних условиях топили в колодце рабов. Топили и покойников. Рассказывается, что, убив прославившегося своей изобретательной жестокостью императора Гелиогабала (Элагабала), воины-преторианцы сбросили его тело с моста в Тибр, привязав к нему груз, «чтобы он не всплыл на поверхность и никогда не мог быть похоронен».

ж) Умерщвление ядом. В отличие от остальных казней производилось негласно и коварно. Тайное отравление служило ходовым средством устранения господствующего или влиятельного политического противника и поэтому применялось, судя по обследованным источникам, преимущественно в высшем свете.

Существовало две разновидности  такой казни:

  • умерщвление быстродействующим ядом; по своей форме было, как правило, явным и бесспорным проявлением расправы над политическим противником, поэтому применялось не часто.
  • умерщвление ядом медленного действия; в сознании древних римлян применение ядов было не только необычным и тайным, но вполне банальным действием.

3.2.1.2  Квалифицированная казнь – это особо суровая казнь за особо опасное преступление. В Древнем Риме такая казнь, сверх того, считалась особенно позорной.

В традиционный перечень древнеримских  квалифицированных казней входят 6 видов:

а)  Сожжение (crematio).

Как проявление равного возмездия (talio) применялось особенно за поджигательство. В более позднее время огню стали предавать перебежчиков и других правонарушителей. Свободных граждан сжигали на костре, рабов римляне живьём сжигали в печи или в просмолённой одежде.

б) Растерзание зверями (objicеre bestiis). На потеху охочей до человечины публике эта казнь в римских амфитеатрах (первоначально – на форуме) применялась обычно к рабам и военнопленным. Растерзание дикими зверями иногда служило заменой утопления в кожаном мешке.

в) Распятие на кресте (damnatio in crucem) применялось преимущество к рабам (supplicium servile) и к пленным мятежникам, а прежде, в частности, – к соблазнителям весталок; во времена Империи – также к выходцам из низших общественных слоёв (humiliores).

Распятие считалось самой  позорной казнью. На приговорённых  к нему нередко надевали шейную колодку (patibulum), заковывали в цепи и, прежде чем распять, бичевали и пытали.

Крупнейшей по числу осуждённых была казнь распятием пленных  рабов после подавления восстания  Спартака: в назидание непокорным на несколько месяцев вдоль Аппиевой дороги по приказу Марка Лициния  Красса было вкопано шесть тысяч  крестов с висевшими на них  телами казнённых.

г) Умерщвление на фурке. Фýрка (furca) – орудие пытки и казни, применявшееся для бичевания, распятия, и повешения осуждённых. Представляло собой устройство в виде вертикально поставленной вилки, к которой пригвождался осуждённый. Умерщвлению на фурке подвергались, в частности, перебежчики.

д) Утопление в кожаном мешке (poena cullei). Этой казни подвергались лица, совершившие убийство своего отца (parricidium), другого предка, ближайших родственников или того, кто пользовался неприкосновенностью. К утоплению в кожаном мешке приговаривались также и те, кто лишь замышлял такое убийство или был только соучастником этого преступления. Приговорённому надевали на голову волчью шкуру, на ноги – деревянные башмаки, нещадно секли его розгами, затем вместе с обезьяной, змеёй, петухом и собакой живьём зашивали в кожаный мешок и бросали в реку или в море.

Набор сопутствующих животных был иногда сокращённым: обезьяна и  змея или только одна обезьяна. Сокращали  набор, по-видимому, не из гуманных побуждений, а из-за нехватки соответствующего зверья во время подготовки к казни.

е) Закапывание живьём в землю (supplicium more majorum) применялось к весталкам за нарушение обета целомудрия.

3.2.1.3  К умеренным казням относятся две разновидности:

  • присуждение к схватке с дикими зверями (damnatio ad bestias). Такую казнь можно считать умеренной, если осуждённый (bestiarius) отражал нападение львов, пантер, барсов или медведей (venatio) с лёгким оружием в руках.
  • присуждение к схватке с гладиаторами (damnatio in ludum).

3.2.1.4 Смягченная казнь (libеrа facultas mortis) применялась с разрешения правителя осуждённому на смерть самому покончить с собой. Под наблюдением официальных лиц ей подвергались только сановники или их близкие.

3.2.1.5 Посредством психологической казни (damnatio memoriae) подвергался забвению умерший римский император за свои недостойные деяния. Решение о такой каре принималось сенатом и предусматривало отмену законов и распоряжений императора, а также вычёркивание его имени из государственных документов

3.2.1.6  К особым казням относятся:

  • Побитие (побивание) камнями (lapidatio) римским законодательством не предусмотрено и если производилось, то в качестве самосуда толпы. На это обращал внимание Цицерон. Побитие камнями в Древнем Риме если и усложнялось, то лишь палочными ударами.
  • Отдача в актёры-смертники.

На потеху публике в  римских цирках разыгрывались людоедские представления, во всех подробностях воспроизводившие и смаковавшие страшные мифологические сюжеты, согласно которым, например, наказанный Зевсом Иксион вертелся на огненном колесе, привязанный к нему руками и ногами. Охотно разыгрывались исторические сюжеты, отмеченные крайней жестокостью  и невыносимыми страданиями. Актёрами в этих бесчеловечных спектаклях поневоле выступали приговорённых  к смерти лица.

  • Экзотические казни: перепиливание; растерзание толпой; разрывание тела; затаптывание; разбиение о стену; умерщвление голодом; растерзание хищными рыбами; подвешивание на крюке; растерзание собаками; насильственное кровопускание; умерщвление подстроенным кораблекрушением; казнь под корзиной; умерщвление банным паром и жарой; Метеллова казнь; умерщвление бессонницей; казнь в мешке с ядовитыми змеями; умерщвление под тяжестью статуй; умерщвление под колёсами повозок.

Казни как продолжение  и завершение истязаний (засечение  розгами и плетьми, забивание  насмерть палками, плетьми, цепями);

  • Децимáция (decimatio) – казнь каждого десятого солдата. Применялась обычно к воинам, проявившим в бою малодушие.
  • Ритуальные казни представляли собой человеческие жертвоприношения, совершавшиеся согласно древнеримской религиозной обрядности и религиозным представлениям.

 

3.2.2 Принудительные работы

К этому виду наказания могли  приговариваться как неримские граждане, так и римские, но для последних было предварительное условие в виде лишения прав гражданства, и поэтому они как бы карались рабскими, недостойными занятиями. Основных видов принудительных работ было два: приговаривание к работе на рудниках (за преступления против римского народа, за военные преступления), которые считались по тяжести следующим наказанием после смертной казни, и приговаривание к использованию в школе гладиаторов (инструктором, бойцом, «куклой» для тренировок); второй вид принудительных работ был несколько более благоприятным, поскольку давал потенциальную возможность при ремесленном успехе получить освобождение от рабства на удачно проведенном бою.

 

3.2.3 Лишение гражданского статуса

За очень многие виды преступлений, за должностные преступления, нарушения нравственных устоев общества т.п. законы предполагали лишение гражданина его статуса. Оно могло быть максимальным – в виде полного и окончательного лишения прав римского гражданина (путем изгнания из общины навсегда, путем продажи в рабство вовне римской территории) и могло быть частичным. Частичное лишение прав гражданства следовало либо после осуждения на лишение прав по римской семье (преступления против родственников, бесчестные поступки), либо после специального лишений прав гражданства через осуждение на изгнание (deportatio).

 

3.2.4 Заключение в тюрьму

Заключение в тюрьму как вид  наказания допускался только в отношении  рабов – за маловажные преступления, за ослушание господ, за отказ от свидетельских показаний и т.п. Тюрьмы в основном были или храмовые, или используемые не в точном своем назначении подземные помещения при цирках, школах гладиаторов, других общественных учреждениях. Какого-либо регулирования сроков заключения не было и, по-видимому, все зависело от административной практики по каждому случаю.

Информация о работе Преступления и наказания в Древнем Риме