Презентация по "Готическим соборам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:59, доклад

Описание работы

Собор Парижской Богоматери - географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.
В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском.

Файлы: 1 файл

Готический собор -.ppt

— 2.49 Мб (Скачать файл)

Gothic cathedral  

  Собор - это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять.  Портал готического собора – это Библия.

                        Марсель Пруст

 

Собор Парижской Богоматери 
(Notre-Dam de Paris)

 

        

        Собор Парижской Богоматери - географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском.

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Св. Капеллы. Умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.

Шартрский собор 
(Cathédrale Notre-Dame de Chartres)

 

Шартрский собор — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры .

Возведение собора началось в 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения — романского собора, сгоревшего в этом же году — в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, никогда не реставрировался и не перестраивался.

Собор Амьенской Богоматери 
(Cathédrale Notre-Dame d'Amiens)

 

 Амьенский собор — кафедральный собор католической епископии с центром в городе Амьен (Франция). По своему объему (200 000 м³) он превосходит все готические соборы Франции.

Собор считается эталоном чистейшей готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода — 42,30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа).

Строительные работы по возведению собора начались в 1220 году. Около 1236 г. был закончен неф, а в 1243 г. — башни фасада.

В строительстве собора принимали участие следующие архитекторы: Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и, наконец, его сын Рено де Кормон.

Кёльнский собор 
(Kölner Dom)

 

Жемчужина Кёльна и шедевр готической архитектуры, Кёльнский собор Святых Петра и Марии поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе. Западный фасад собора поднимается на высоту 175 метров. Длина собора составляет 140 метров, ширина - 83 метра. Все его детали, вся конструкция подчинены стремлению ввысь - абсолютное господство вертикали.

В XIII столетии перед горожанами  Кёльна, одного из самых богатых  и могущественных городов Священной  Римской Империи, встала задача  сооружения нового городского  кафедрального собора, который должен  был затмить все остальные  храмы. 15 августа 1248 года архиепископ  Кёльна Конрад фон Хохштаден  заложил первый камень в основание  Кёльнского собора, положив тем  самым начало самому затянувшемуся  европейскому «долгострою» - окончательно  собор был завершен только  в 1880 году. Строительство собора  продолжалось шестьсот тридцать  два года и два месяца . Впрочем, работы в соборе не прекращались  никогда и продолжаются до  сих пор. Существует легенда, что  как только последний камень  ляжет в кладку стен строительства, собор рухнет. Может быть поэтому  в соборе постоянно ведутся  реставрационные работы.

Собор Антверпенской Богоматери 
(Onze-Lieve-Vrouwekathedraal)

 

Собор Антверпенской Богоматери — римско-католическая приходская церковь в Антверпене (Бельгия). Принадлежит епархии Антверпена. Собор Антверпенской Богоматери был заложен в 1352 году, и хотя первый этап был закончен в 1521 году, строительство собора по сей день считается «незавершённым». Спроектирован в готическом стиле архитекторами Жаном и Петером Амелями. Содержит ряд значительных работ известнейшего художника в стиле барокко Питера Пауля Рубенса, а также картины таких художников, как Отто ван Веен, Якоб де Бакер и Мартин де Вос.

Здание сильно пострадало  во время пожаров 1434 и 1533 годов, иконоборчества  в Западной Европе (Иконоборческое  восстание в Нидерландах 1566 года), а также от обстрелов в годы  Великой Французской революции. В настоящее время необходима  его реставрация.

Кафедральный собор Кёнигсберга 
(Königsberger Dom)

 

Кафедральный собор Кёнигсберга — главная церковь Кёнигсберга и главный исторический символ Калининграда. Собор, построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России.

Кафедральный собор был выстроен на острове Кнайпхоф, возведенном 6 августа 1327 года в ранг города хохмайстером ордена Вернером фон Урселем. Впервые собор упоминается в летописях 13 сентября 1333 года – эта дата считается днем его основания. План собора составлен епископом Иоханесом Кларе. Первоначально предполагалось строительство собора-крепости, но магистр ордена Лютгер фон Брауншвейг отверг этот план. При строительстве высота стен собора составляла 24 кульмских локтя (6,91 м), глубина фундамента – 4 м. Первоначально собор был выстроен без башен, как и все храмы ранней готики, с оголенными, тяжелыми стенами, покрытыми серой штукатуркой с голубыми полосами вокруг окон. Позже к собору пристроили башни с двускатными крышами. В северной башне повесили колокол весом 4,2 тонны, дали ему имя Иоханес в честь епископа строителя собора. Продолжал строительство епископ Барталамеус, в основном за счет денег, полученных от продажи индульгенций. Постройка была закончена в 1380 году.

Нидаросский собор 
(Nidarosdomen)

 

Нидаросский собор  — лютеранский собор в Нидаросе (Тронхейме) в Норвегии, исторически наиболее значимая церковь Норвегии, место коронации норвежских монархов.

Возведение собора началось в 1070 году на месте захоронения Олафа Святого, павшего в битве при Стикластадире (1030 год). Строительство было завершено приблизительно к 1300 году. Собор неоднократно страдал от пожаров, в результате чего несколько раз перестраивался. Последняя крупная реставрация началась в 1869 и официально завершилась лишь к 2001 году.

Собор выполнен в готическом и романском стиле. Его западный фасад декорирован фигурами монархов, святых и изображениями Христа, а интерьер украшают витражи, установленные в XX веке. В храме также находятся два органа и мощи святого Эйстейна Ерлендссона. Сегодня собор является популярной туристической достопримечательностью Тронхейма: ежегодно его посещают более 40 000 туристов со всего мира.

Солсберийский собор  
(Salisbury Cathedral)

 

 Солсберийский собор — готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, который, будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается чистейшим образцом английской готики. Он был заложен в 1220 году, освящён в 1258 году и окончательно достроен в начале XIV века.

123-метровый шпиль собора в Солсбери — самый высокий в Англии, а клуатр —  самый протяжённый. Соборные часы, созданные в  1386 году, считаются старейшим работающим часовым механизмом в  мире. В храме хранится один из четырёх уцелевших экземпляров «Великой хартии вольностей».

Собор Св. Вита, Вацлава и Войтеха  
(Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha)

 

Собор Святого Вита — готический католический собор в Пражском Граде (Чехия), местопребывание архиепископа Пражского. В соборе находится усыпальница королей Богемии и хранилище коронационных регалий.

Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Эрнест из Пардубице и Карл IV, король Чехии. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле французской готики (переходная базилика, аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

Строительство продолжил Петер Парлер. Работая над собором, Питер так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1397 году, были закончены лишь хор и часть трансепта.

 Работу Парлера закончили его сыновья — Вензел и Йоханс, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.

В 1929 году, после 600 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.

Миланский собор 
(Duomo di Milano)

 

Миланский кафедральный собор  –  наиболее значительный памятник готического стиля в Италии. Строительные работы начались в 1386 под покровительством миланского герцога Висконти, который привлек к работе немецких мастеров, что вызвало немало раздоров и частую смену архитекторов (до 1402 более 50 человек). Именно архитекторы из Германии придали сооружению его наиболее характерные черты, хотя ажурный шпиль над средокрестием приписывают флорентийскому архитектору Филиппо Брунеллески. Строительство этого центрального звена сооружения началось уже после 1481.

Это один из крупнейших средневековых храмов, построен преимущественно из белого мрамора. В обрамлении его оконных проемов, пинаклей и парапетов кровли использованы изысканные кружевные орнаменты. Многие элементы ажурного декора столь тонки, что их пришлось собирать из кусков камня, скрепленных соединительными железными стержнями.

Величественный Миланский собор является настоящей сокровищницей мраморной скульптуры. Одних только резных фигур на фасадах насчитывается свыше двух тысяч.

Витражи

 

 

        Внутреннее пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создает образ небесного мира.

      Можно представить себе – аналогии с детальной разработкой иконографии порталов и всего скульптурного декора, – что и в разработке сюжетов витражей не будет ничего случайного. И действительно, продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь, на уровне этого вида художественной деятельности старых мастеров, мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой мы уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.

Скульптура

 

 

       Порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей («химерами»). Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.

Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мира. Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора, с его знаменитым «Благословляющим Христом» на колонне простенка, воспетым множеством поколений как «Le Beau Dieu» (Прекрасный Бог).

Музыка

 

 

Особая тема в рассказе о готическом соборе как образе мира – музыка.

Возведение в Париже собора Нотр-Дам (1163 - 1235) совпало с учреждением при нем Певческой школы, во главе которой стоял Леонин, а его преемником стал Перотин; за ними последовали Роберт де Сабильон, Пьер де Ла Круа, Иоанн де Гарландия, Франко Кельнский. Сейчас все это хорошо известные имена, и истинное наслаждение испытает тот, кому посчастливится оказаться во французском готическом соборе, в тот момент, когда он залит светом, льющимся сквозь его витражи, и наполнен звучанием творений этих композиторов.

Информация о работе Презентация по "Готическим соборам"