Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:59, доклад
Собор Парижской Богоматери - географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.
В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском.
Первым плодом деятельности Певческой школы было появление большого музыкального сборника песнопений для службы в новом соборе. Это была «Magnus libri organi» («Большая книга органумов»). Оригинал этого собрания давно исчез, но его копии, несколько отличающиеся одна от другой, обнаружены в разных частях Европы - в Испании, Англии и Италии, и это доказывает ее широкое распространение. Один анонимный английский автор называет ее автором Мастера Леонина, и можно предположить, что она была составлена между 1163 и 1182 годом. Ее стиль – так называемый органум. Поначалу это было двухголосное пение, в котором над выдержанными звуками главного (нижнего) голоса (vox principalis) располагались звуки дублирующего голоса – органалиса (vox organalis). Примерно к 1200 году песнопения этой книги были переработаны в новом стиле, выработанном благодаря применению ритмических модусов, разработанных в Париже ок. 1180 года. Постепенное развитие полифонической техники привело – в рамках готического стиля - к господству трехголосия. Не проанализирован еще в полной мере вклад музыки в становление готической тринитарной концепции. Увлекательным, как мне кажется, было бы сравнительное исследование развития принципов трехголосного органума и принципов тройного нефа готического собора, приемов модальной музыкальной ритмики и принципов членения архитектурного пространства в готике.
Итак, можно смело утверждать, что готический собор действительно есть образ мира и – больше того – являет собою целый мир. И хотя не каждый в состоянии вместить в себя весь этот мир, сам этот мир в состоянии вместить в себя каждого.