Причины феодальной раздробленности. Основные земли и княжества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 23:05, реферат

Описание работы

Представленный реферат посвящен теме «Складывание государственности у восточных славян. Русь в IX-XIII веках». Целью работы является изучение этой темы, анализ прочитанного и законспектированного материала. Цель работы включает в себя ряд задач - изучение отдельных вопросов по данной теме реферата, а именно:
Восточные славяне, их быт, занятия, верования. Проблемы государственности у восточных славян. Норманнская теория.
Государственное устройство и социальное деление в Киевской Руси. Крещение Руси и его историческое значение.
Причины феодальной раздробленности. Основные земли и княжества.
Нашествие Батыя на Русь. Татаро-монгольское иго.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2
Восточные славяне в древности……………………………………….. 3
Государственное устройство и социальное деление в Киевской Руси.
Крещение Руси и его историческое значение…………………………8
Причины феодальной раздробленности. Основные земли и княжества………………………………………………………………...12
Нашествие Батыя на Русь. Сущность татаро-монгольского ига……..14
Заключение………………………………………………………………………....17
Список литературы:………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………2

    1. Восточные славяне в древности……………………………………….. 3
    2. Государственное устройство и социальное деление в Киевской Руси.

Крещение Руси и его историческое значение…………………………8

    1. Причины  феодальной раздробленности. Основные земли и княжества………………………………………………………………...12
    2. Нашествие Батыя на Русь. Сущность татаро-монгольского ига……..14

Заключение………………………………………………………………………....17

Список литературы:………………………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Представленный реферат посвящен теме «Складывание государственности у восточных славян. Русь в IX-XIII веках». Целью работы является изучение этой темы, анализ прочитанного и законспектированного материала. Цель работы включает в себя ряд задач - изучение отдельных вопросов по данной теме реферата, а именно:

  1. Восточные славяне, их быт, занятия, верования. Проблемы государственности у восточных славян. Норманнская теория.
  2. Государственное устройство и социальное деление в Киевской Руси. Крещение Руси и его историческое значение.
  3. Причины феодальной раздробленности. Основные земли и княжества.
  4. Нашествие Батыя на Русь. Татаро-монгольское иго.

Этим вопросам посвящено множество работ, монографий. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены вопросы более узко.

При изучении данной темы была использована литература следующих авторов: А.А.Горский, В.А.Кучкин, Г.Б. Поляк, А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Б.Рыбаков, и другие.

Реферат имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, в которой рассмотрены четыре вопроса, заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

I.Восточные славяне в древности.

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Каспийских гор на востоке.

Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на Севере до Балтийского моря, на востоке-до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

В VI в. Из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Племенные союзы – это этап на пути складывания государственности восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье  братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя100-200 отдельных племен.(1)

Наиболее развитыми и культурными среди восточно-славянских объединений были поляне. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили “ звериным образом”. По данным летописца « земля полян также носила название “ Русь”». Одно из объяснений происхождение термина “Русь”, выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Великий водный путь « из варяг в греки » был своеобразной « столбовой дорогой», связывающей Северную и Южную Европу. Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев - контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В.О.Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, т. к. путь «из варяг в греки» был « главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».(10)

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур ( репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.).  С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия. На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой была подсечно-огневая. В первый од деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ. Серпами собирали урожай. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, соху, деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот.  В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел).

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив, поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников теперь объединяло прежде всего не родство , а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности - личная(дом, приусадебная земля, скот, инвентарь) и общественная(пахотная земля, луга, леса, водоемы).

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Общины, не попавшие од власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы - поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

В большинстве случаев города строились на торговых путях («из варяг в греки», Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока).

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун-бог грома, молнии, войны, Сварог- бог огня, Велес- покровитель скотоводства, и др. Особо почитался бог солнца, который у разных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос.

Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека- рождение, свадьба, смерть. Погребение мертвых было также действием священным между языческими славянами.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. (4)

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе рядовых общинников, нуждалась для поддержания своего господства в государственных структурах. (4)

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские племенные союзы, которые объединялись в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был союз племен во главе с князем Кием. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Месторасположение Артании- третьего крупного объединения славян- точно не установлено.

Согласно “повести временных лет”, русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде в 859г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцев из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.(4)

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся личностей.(4)

Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в состав единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

 

II.Государственное устройство и социальное деление Киевской Руси. Крещение Руси и его историческое значение.

Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодальных обществ слабо отражен в источниках. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д.Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.

Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства,  и является собственником орудий труда, жилища и т.д.

Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати.

Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин “крестьяне” появился в источниках лишь XIV в. Источники периода Киевской Руси называю зависимых от государства и великого князя общинников людьми или смердами.(2)

Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община- вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой.

С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населении я от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу-помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тяговой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям - рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор - ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.

В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство прежде всего попадали пленники, также существовало  временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга.

Информация о работе Причины феодальной раздробленности. Основные земли и княжества