Причины феодальной раздробленности. Основные земли и княжества
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 23:05, реферат
Описание работы
Представленный реферат посвящен теме «Складывание государственности у восточных славян. Русь в IX-XIII веках». Целью работы является изучение этой темы, анализ прочитанного и законспектированного материала. Цель работы включает в себя ряд задач - изучение отдельных вопросов по данной теме реферата, а именно: Восточные славяне, их быт, занятия, верования. Проблемы государственности у восточных славян. Норманнская теория. Государственное устройство и социальное деление в Киевской Руси. Крещение Руси и его историческое значение. Причины феодальной раздробленности. Основные земли и княжества. Нашествие Батыя на Русь. Татаро-монгольское иго.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………2 Восточные славяне в древности……………………………………….. 3 Государственное устройство и социальное деление в Киевской Руси. Крещение Руси и его историческое значение…………………………8 Причины феодальной раздробленности. Основные земли и княжества………………………………………………………………...12 Нашествие Батыя на Русь. Сущность татаро-монгольского ига……..14 Заключение………………………………………………………………………....17 Список литературы:………………………
Государственное
устройство и социальное деление в Киевской
Руси.
Крещение
Руси и его историческое значение…………………………8
Причины
феодальной раздробленности. Основные земли и княжества………………………………………………………………...12
Нашествие
Батыя на Русь. Сущность татаро-монгольского
ига……..14
Заключение………………………………………………………………………....17
Список литературы:………………………………………………………………..18
Введение.
Представленный
реферат посвящен теме «Складывание государственности
у восточных славян. Русь в IX-XIII веках».
Целью работы является изучение этой темы,
анализ прочитанного и законспектированного
материала. Цель работы включает в себя
ряд задач - изучение отдельных вопросов
по данной теме реферата, а именно:
Восточные славяне, их быт, занятия, верования.
Проблемы государственности у восточных
славян. Норманнская теория.
Государственное устройство и социальное
деление в Киевской Руси. Крещение Руси и его
историческое значение.
Причины феодальной раздробленности.
Основные земли и княжества.
Нашествие
Батыя на Русь. Татаро-монгольское иго.
Этим вопросам
посвящено множество работ, монографий.
В основном материал, изложенный в учебной
литературе, носит общий характер, а в
многочисленных монографиях по данной
тематике рассмотрены вопросы более узко.
При изучении
данной темы была использована литература
следующих авторов: А.А.Горский, В.А.Кучкин,
Г.Б. Поляк, А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Б.Рыбаков,
и другие.
Реферат имеет
традиционную структуру и включает в себя
введение, основную часть, в которой рассмотрены
четыре вопроса, заключение и список литературы.
I.Восточные
славяне в древности.
Славяне, как
считает большинство историков, обособились
из индоевропейской общности в середине
II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних
славян (праславян), по археологическим
данным, была территория к востоку от германцев
- от реки Одер на западе до Каспийских
гор на востоке.
Предполагаемая
максимальная территория расселения предков
славян на западе доходила до Эльбы (Лабы),
на Севере до Балтийского моря, на востоке-до
Сейма и Оки, а на юге их границей была
широкая полоса лесостепи, шедшая от левого
берега Дуная на восток. На этой территории
обитало несколько сот славянских племен.
В VI в. Из единой
славянской общности выделяется восточно-славянская
ветвь (будущие русский, украинский, белорусский
народы). Приблизительно к этому времени
относится возникновение крупных племенных
союзов восточных славян. Племенные союзы
– это этап на пути складывания государственности
восточных славян. Летопись сохранила
предание о княжении в Среднем Поднепровье
братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди
и об основании Киева. Такие же княжения
были и в других племенных союзах, включающих
в себя100-200 отдельных племен.(1)
Наиболее развитыми
и культурными среди восточно-славянских
объединений были поляне. К северу от них
проходила своеобразная граница, за которой
племена жили “ звериным образом”. По
данным летописца « земля полян также
носила название “ Русь”». Одно из объяснений
происхождение термина “Русь”, выдвигаемых
историками, связано с названием реки
Рось, притока Днепра, давшей имя племени,
на территории которого жили поляне.
Великий водный
путь « из варяг в греки » был своеобразной
« столбовой дорогой», связывающей Северную
и Южную Европу. Наиболее развитые земли
славянского мира – Новгород и Киев - контролировали
северный и южный участки Великого торгового
пути. Это обстоятельство дало основание
ряду историков вслед за В.О.Ключевским
утверждать, что торговля мехом, воском
и медом была главным занятием восточных
славян, т. к. путь «из варяг в греки» был
« главным стержнем экономической, политической,
а потом и культурной жизни восточного
славянства».(10)
Основным занятием
восточных славян было земледелие. Это
подтверждается археологическими раскопками,
обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница,
ячмень, просо) и огородных культур ( репа,
капуста, свекла, морковь, редька, чеснок
и др.). С природно-климатическими условиями
тесно связаны основные системы земледелия.
На севере, в районе таежных лесов, господствующей
системой была подсечно-огневая. В первый
од деревья подрубали. На второй год высохшие
деревья сжигали и, используя золу как
удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок
давал высокий урожай, потом земля истощалась
и приходилось переходить на новый участок.
Основными орудиями труда были топор,
а также мотыга, соха, борона-суковатка
и заступ. Серпами собирали урожай. Размалывали
зерно каменными зернотерками и ручными
жерновами.
В южных районах
ведущей системой земледелия был перелог.
При наличии большого количества плодородных
земель участки засевали в течение нескольких
лет, а после истощения почвы переходили
на новые участки. В качестве основных
орудий использовали рало, соху, деревянный
плуг с железным лемехом. Плужное земледелие
было более эффективным и давало более
высокие и стабильные урожаи.
С земледелием
было тесно связано скотоводство. Славяне
разводили свиней, коров, мелкий рогатый
скот. В качестве рабочего скота использовали
на юге волов, в лесной полосе – лошадей.
Из других занятий славян следует назвать
рыболовство, охоту, бортничество (сбор
меда диких пчел).
Низкий уровень
производительных сил при ведении хозяйства
требовал огромных затрат труда. Трудоемкие
работы, которые надо было осуществлять
в строго определенные сроки, мог выполнить
только большой коллектив, поэтому большую
роль в жизни древнерусской деревни приобретала
община.
К моменту образования
государства у восточных славян на смену
родовой общине пришла территориальная,
или соседская, община. Общинников теперь
объединяло прежде всего не родство , а
общность территории и хозяйственной
жизни. Каждая такая община владела определенной
территорией, на которой жили несколько
семей. В общине было две формы собственности
- личная(дом, приусадебная земля, скот,
инвентарь) и общественная(пахотная земля,
луга, леса, водоемы).
В результате
передачи князьями права на владение землей
феодалам часть общин попала под их власть.
Общины, не попавшие од власть феодалов,
обязаны были платить подати государству,
которое по отношению к этим общинам выступало
и как верховная власть, и как феодал.
Крестьянские
хозяйства и хозяйства феодалов имели
натуральный характер. И те и другие стремились
обеспечить себя за счет внутренних ресурсов
и еще не работали на рынок. С появлением
излишков стало возможным обменивать
продукты земледелия на ремесленные товары;
начали складываться города как центры
ремесла, торговли и обмена и одновременно
как опорные пункты власти феодалов и
обороны от внешних врагов.
Город, как правило,
строился на холме, на месте слияния двух
рек, так как это обеспечивало надежную
оборону от нападения врагов. Центральная
часть города, окруженная валом и крепостной
стеной, называлась кремлем или детинцем.
Как правило, со всех сторон кремль был
окружен водой, так как реки, при слиянии
которых строился город, соединялись рвом,
наполненным водой. К кремлю примыкали
слободы - поселения ремесленников. Эта
часть города называлась посадом.
В большинстве
случаев города строились на торговых
путях («из варяг в греки», Волжский торговый
путь, связывавший Русь со странами Востока).
Древние славяне
были язычниками. На ранней ступени своего
развития они верили в злых и добрых духов.
Сложился пантеон славянских богов, каждый
из которых олицетворял разнообразные
силы природы или отражал социальные и
общественные отношения того времени.
Важнейшими богами славян были Перун-бог
грома, молнии, войны, Сварог- бог огня,
Велес- покровитель скотоводства, и др.
Особо почитался бог солнца, который у
разных племен назывался по-разному: Даждьбог,
Ярило, Хорос.
Особыми обрядами
сопровождались важнейшие события в жизни
человека- рождение, свадьба, смерть. Погребение
мертвых было также действием священным
между языческими славянами.
Образование
государства у восточных славян явилось
закономерным итогом длительного процесса
разложения родоплеменного строя и перехода
к классовому обществу. (4)
Процесс имущественного
и социального расслоения среди общинников
привел к выделению из их среды наиболее
зажиточной части. Родоплеменная знать
и зажиточная часть общины, подчиняя себе
рядовых общинников, нуждалась для поддержания
своего господства в государственных
структурах. (4)
Зародышевую
форму государственности представляли
собой восточнославянские племенные союзы,
которые объединялись в суперсоюзы, правда,
непрочные. Одним из таких объединений
был союз племен во главе с князем Кием.
Новгородское летописание сообщает о
старейшине Гостомысле, возглавлявшем
в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода.
Восточные историки рассказывают о существовании
накануне образования Древнерусского
государства трех крупных объединений
славянских племен: Куябы, Славии и Артании.
Куябой, тогда называлась область вокруг
Киева. Славия занимала территорию в районе
озера Ильмень. Ее центром был Новгород.
Месторасположение Артании- третьего
крупного объединения славян- точно не
установлено.
Согласно “повести
временных лет”, русская княжеская династия
берет свое начало в Новгороде в 859г. Северные
славянские племена, платившие тогда дань
варягам, или норманнам (по мнению большинства
историков, выходцев из Скандинавии), изгнали
их за море. Однако вскоре после этих событий
в Новгороде началась междоусобная борьба.
Чтобы прекратить столкновения, новгородцы
решили пригласить варяжских князей как
силу, стоящую над противоборствующими
группировками. В 862г. князь Рюрик и его
два брата были призваны на Русь новгородцами,
положив начало русской княжеской династии.(4)
Легенда о призвании
варяжских князей послужила основанием
для создания так называемой норманнской
теории возникновения Древнерусского
государства. Авторами ее были приглашенные
в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер,
Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории
подчеркивали полное отсутствие предпосылок
для образования государства у восточных
славян. Научная несостоятельность норманнской
теории очевидна, так как определяющим
в процессе образования государства является
наличие внутренних предпосылок, а не
действия отдельных, пусть даже и выдающихся
личностей.(4)
Если варяжская
легенда не вымысел (так считает большинство
историков), рассказ о призвании варягов
свидетельствует лишь о норманнском происхождении
княжеской династии.
Датой образования
Древнерусского государства условно считается
882г., когда князь Олег, захвативший после
смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые
летописцы называют его воеводой Рюрика),
предпринял поход на Киев. Убив княживших
там Аскольда и Дира, он впервые объединил
северные и южные земли в состав единого
государства. Так как столица была перенесена
из Новгорода в Киев, это государство часто
называют Киевская Русь.
II.Государственное
устройство и социальное деление Киевской
Руси. Крещение Руси и его историческое
значение.
Процесс формирования
в Киевской Руси основных классов феодальных
обществ слабо отражен в источниках. Наличие
в хозяйстве различных экономических
укладов дает основание ряду специалистов
оценивать Древнерусское государство
как раннеклассовое, в котором феодальный
уклад существовал наряду с рабовладельческим
и патриархальным.
Большинство
ученых поддерживают мысль академика
Б.Д.Грекова о феодальном характере Древнерусского
государства, так как развитие феодальных
отношений стало с IX в. ведущей тенденцией
в социально-экономическом развитии Древней
Руси.
Феодализм характеризуется
полной собственностью феодала на землю
и неполной на крестьян, по отношению к
которым он применяет различные формы
экономического и внеэкономического принуждения.
Зависимый крестьянин обрабатывает не
только землю феодала, но и свой земельный
участок, который он получил от феодала
или феодального государства, и является
собственником орудий труда, жилища и
т.д.
Класс феодалов
возникал также путем выделения из общины
наиболее зажиточных ее членов, которые
превращали в собственность часть общинных
пахотных земель. Расширению феодального
землевладения способствовали и прямые
захваты общинных земель со стороны родоплеменной
знати.
Однако в Киевский
период оставалось довольно значительное
количество свободных крестьян, зависимых
лишь от государства. Сам термин “крестьяне”
появился в источниках лишь XIV в. Источники
периода Киевской Руси называю зависимых
от государства и великого князя общинников
людьми или смердами.(2)
Основной общественной
ячейкой земледельческого населения продолжала
оставаться соседская община- вервь. Она
могла состоять из одного большого села
или из нескольких небольших поселений.
Члены верви были связаны коллективной
ответственностью за уплату дани, за преступления,
совершенные на территории верви, круговой
порукой.
С развитием
феодального землевладения появляются
разнообразные формы зависимости земледельческого
населении я от землевладельца. Распространенным
названием временно зависимого крестьянина
был закуп. Так называли человека, получившего
от землевладельца купу-помощь в виде
участка земли, денежной ссуды, семян,
орудий труда или тяговой силы и обязанного
вернуть или отработать купу с процентами.
Другой термин, относящийся к зависимым
людям - рядович, т.е. человек, заключивший
с феодалом определенный договор - ряд
и обязанный выполнить различные работы
согласно этому ряду.
В Киевской
Руси наряду с феодальными отношениями
существовало патриархальное рабство,
не игравшее, однако значительной роли
в экономике страны. Рабы назывались холопами
или челядью. В рабство прежде всего попадали
пленники, также существовало временное
долговое холопство, которое прекращалось
после уплаты долга.