Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:56, контрольная работа
Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в кон. X века князем Владимиром Святославичем. Традиционно принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви. В более широком смысле - процесс распространения и укоренения православного христианства в Древнерусском государстве.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПЕРВЫЕ МУЧЕНИКИ
2. КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
2.1. ПРИНЯТИЕ ВЛАДИМИРОМ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
2.2. КРЕЩЕНИЕ РУСИ
3. ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
4. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
5. ПРОБЛЕМА «ВЫБОРА ВЕРЫ»
6. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Министерство образования и науки Российской Федерации
Читинский институт (филиал) ГОУ ВПО
«Байкальский государственный университет экономики и права»
Кафедра истории и политологии
Контрольная работа
По дисциплине: «Отечественная история»
Тема: «Причины и значение принятия христианства на Руси»
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. КРЕЩЕНИЕ РУСИ
6. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В 988 году происходит величайшее, переломное событие в нашей стране: Принятие Христианства Владимиром Красное Солнышко.
Принятие христианства на Руси сопровождалось огнём и мячом. Владимир Красное Солнышко крестил мячом, а его дядя Добрыня Никитич крестил огнём. Крещение было проведено насильно.
Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям.
Принятие на Руси христианства как
государственной религии
Христианство, как господствующая религия в средневековье, освящало классовое неравенство, отношение господства и подчинения, феодальную структуру общества, обожествляло государственную власть, что вполне соответствовало условиям Руси.
Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в кон. X века князем Владимиром Святославичем. Традиционно принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви. В более широком смысле - процесс распространения и укоренения православного христианства в Древнерусском государстве.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и латинство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.
Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает рассказ о следующем событии: Владимир после похода на ятвягов возвратился в Киев и приносил жертву кумирам вместе со своими людьми; старцы и бояре сказали: «Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву богам». В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и держал христианскую веру; был у него сын, прекрасный лицом и душою, на этого – то молодого варяга и пал жребий. Посланные от народа (об участии князя не говорится ни слова) пришли к старому варягу и сказали ему: «Пал жребий на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву». Варяг отвечал: «У вас не боги, а дерево; нынче есть а завтра сгинет, не едят, не пьют, не говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жизнь на земле; а эти боги что сделали? сами деланные; не дам сына своего бесам!» Посланные рассказали эти речи народу; толпа взяла оружие, пошла к варягову дому, и разломали забор вокруг него; варяг стоял на сенях с сыном. Народ кричал ему: «Дай сына своего богам». Он отвечал: «Если они боги, то пусть пошлют какого-нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочете?» Яростный клик был ответом толпы, которая бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их. Несмотря на то что смелый варяг пар жертвою торжествующего, по – видимому, язычества, событие это не могло не произвести сильное впечатление: язычеству, кумирам сделан был торжественный вызов, над ними торжественно надругались; проповедь была произнесена громко; народ в пылу ярости убил проповедника, но ярость прошла, а страшные слова остались: ваши боги – дерево; бог – один, которому кланяются греки, который сотворил все, - и безответны стояли кумиры Владимира перед этими словами, и что могла, в самом деле, славянская религия сказать в свою пользу, что могла отвечать на высокие запросы, заданные ей проповедниками других религий? Самые важные из ни были вопросы о начале мира и будущей жизни. Что вопрос о будущей жизни действовал магически и на языческих славян, как на других народов, видно из предания о том, как царь болгарский обратился в христианство вследствие впечатления, произведенного на него картиною страшного суда.
2.1. ПРИНЯТИЕ ВЛАДИМИРОМ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
Все было готово к принятию новой веры, ждали только удобного случая. «Подожду еще немного», - говорил Владимир, по свидетельству начального летописца киевского. Удобный случай представился в войне с греками; предание тесно соединяет поход на греков с принятием христианства, хочет выставить, что первый был предпринят для второго. Владимир спросил у бояр: «где принять нам крещение?». Те отвечали: «Где тебе любо». И по прошествии года Владимир выступил с войском на Корсунь. Корсунцы затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение; Владимир объявил им, что если они не сдадутся, то он будет три года стоять под городом. Когда эта угроза не подействовала, Владимир велел делать вал около города, но корсуняне подкопали городскую стену у уносили присыпаемую русскими землю к себе в город; русские сыпали еще больше, и Владимир все стоял. Тогда один корсунянин, именем Анастас, пустил в русский стан ко Владимиру стрелу, на которой было написано: «За тобою с восточной стороны лежат колодцы, от них вода идет по трубам в город, перекопай и перейми ее». Владимир услыхав об этом, взглянул на небо и сказал: «Если это будится, я крещусь». Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощью нового божества. Владимир тот час велел копать против труб, вода была перенята; херсонцы изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною и послал сказать греческим императорам Василию и Константину: «Я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будит то же, что с корсунем». Испуганные и огорченные таким требованием, императоры велели отвечать Владимиру: «Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников; но если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе царство небесное, и с нами будишь единоверник; если же не хочешь креститься, то не можем выдать сестры своей за тебя». Владимир отвечал на это царским посланием: «Скажите царям, что я крещусь; и уже прежде испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служение, о которых мне рассказывали посланные нами мужи». Цари обрадовались этим словам, умолили сестру свою Анну выйти за Владимира и послали сказать ему: «Крестись и тогда пошлем к тебе сестру». Но Владимир велел отвечать: «Пусть те священники, которые придут с сестрою вашею, крестят меня». Цари послушались и послали сестру свою вместе с некоторыми сановниками и пресвитерами. Анне очень не хотелось идти. «Иду точно в полон, - говорила она, лучше бы мне здесь умереть». Братья утешали ее: «А что если бог обратит тобою Русскую землю в покаяние, а Греческую землю избавит от лютой рати: видишь, сколько зла наделала Русь грекам?» И теперь, если не пойдешь, будет тоже. И едва уговорили ее идти. Анна села в корабль, простилась с родней и поплыла с горем в Корсунь, где была торжественно встречена жителями. В это время, продолжает предание, Владимир разболелся глазами, ничего не мог видеть и сильно тужил; тогда царевна велела сказать ему: «Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорее; если же не крестишься, то и не вылечишься». Владимир сказал на это: «Если в самом деле так случиться, то по истине велик будет бог христианский» - и объявил, что готов к крещению. Епископ корсуньский с царевниными священниками, огласив, крестили Владимира, в церкви Св. Василия, стоявшей на торговой площади среди города. (Владимиру при крещении дали имя Василий). И когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел; удивясь такому внезапному исцелению, Владимир сказал: «Теперь только я узнал истинного бога!» Видя это, и из дружины его многие крестились. После крещения совершен был брак Владимира с Анною.
Владимир вышел из Корсуня с царицею, взял с собой Анастаса, священников корсуньских, мощи св. Климента и Фива, сосуды церковные, иконы, взял два медных истукана и четыре медных коня; Корсунь отдал грекам назад за жену свою, по выражению летописца. По некоторым известиям, в Корсунь же явился ко Владимиру и митрополит Михаил, назначенный управлять новою русскою церковью, - известие очень вероятное, потому что константинопольская не могла медлить присылкою этого лица, столь необходимого для утверждения нового порядка вещей на севере.
Для принятия христианства на Руси было несколько причин.
Одним
из главных факторов, которые
побудили ее стать более
Но это не единственный фактор, спровоцировавший данное событие. Причины принятия христианства на Руси были разные.
Необходимо было и сближение с другими странами, в частности с Европой. В те времена язычество не приветствовалось многими странами, которые приняли христианство. Поэтому оно было причиной отчуждения и враждебности, проявлявшейся по отношению к русскому государству. Это были международные причины принятия Русью христианства.
Были у князя Владимира и еще личные причины принятия христианства на Руси. Это его предстоящая свадьба с сестрой князя Византии. Такое родство было необходимым для укрепления авторитета князя Владимира и более твердого становления княжеской власти.
Причины принятия христианства следовали из тесных отношений русского государства с византийским государством. С Русью его связывали экономические и культурные факторы. Кроме того, в русском государстве уже была община христиан, появившаяся задолго до начала правления князя Владимира.
Становление христианства на Руси происходило долго и мучительно. Киев принял эту религию сразу, но некоторые города не желали расставаться с язычеством. Поэтому для внедрения христианства приходилось применять насильственные меры. Язычество до конца так и не ушло из жизни жителей Руси. Произошло переплетение этих двух направлений. Это является особенностью христианской религии в русском государстве. Причины принятия христианства на Руси были лишь силой, которая ускорила этот процесс. Рано или поздно, это должно было случиться.
1. Христианство объединило духовно 5 этносов (славян, финов, угров, и т.д.)
2. Внушало идею божественного происхождения власти князя.
3. Ускорило ликвидацию элементов рабского труда.
4. Изменился семейный быт; появились новые нравственные уставы (10 заповедей).
5. Борьба с многобожеством.
6. Развитие письменности, книжности. (Обучение грамоте начинается уже при Владимире. При Ярославе в Новгороде в учение было отдано 300 человек, и плоды скоро сказалось в широком использовании письменности в повседневной жизни новгородцев. Письменность расширила возможности обмена опытом в рамках, по крайней мере, всего христианского мира.)
7. Появление первых школ.
8. Влияние на ментальность
русского народа, на формирование
национального характера (
9. Сблизило Киевскую Русь с остальной Европой. Первый митрополит Илларион.
10. Принесло каменную архитектуру
и фресковую роспись(
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие христианства – крупнейшее событие в истории Древней Руси.
Что
же практически получила Русь
от принятия христианства? Прежде
всего, её население получило
принципиально новую идеологию,
В целом же отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Замена язычества христианством была обусловлена тем качественным скачком, который сделал восточное славянство, перейдя от строя военной демократии к феодализму.
Информация о работе Причины и значение принятия христианства на Руси