Причины неудачи аграрной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:04, реферат

Описание работы

Государственный переворот 3 июня 1907г. означал конец революции 1905-1907гг. Итогом первой русской революции явилось то, что в деревне установились отношения соответствующие условиям капиталистического развития: были отменены выкупные платежи, сократился помещичий произвол, понизилась аренда и продажная цена на землю; крестьяне приравнивались к другим сословиям в праве на передвижение и места жительства, поступления в вузы и на гражданскую службу. Чиновники и полиция не вмешивались в работу крестьянских сходов. Однако в главном аграрный вопрос не был решен: крестьяне не получили земли.

Содержание работы

- Введение 2
- Глава 1. Политическая карьера Столыпина. 5
- Глава 2. Столыпин и Дума. 6
- Глава 3. Столыпинская аграрная реформа. 8
А.Разрушение общины и развитие частной собственности.
Б.Кооперативное движение.
В.Переселение крестьян.
Г.Крестьянский банк.
- Глава 4. Причины неудачи аграрной реформы. 12
- Глава 5. Результаты реформы. 14
- Заключение. 16
- Список используемой литературы. 17

Файлы: 1 файл

Деятельность Столыпина.docx

— 46.34 Кб (Скачать файл)

                                       Содержание :

 

-  Введение  2

-  Глава 1. Политическая  карьера Столыпина. 5

-  Глава 2. Столыпин  и Дума. 6

-  Глава 3. Столыпинская  аграрная реформа. 8

  • А.Разрушение общины и развитие частной собственности.              
  • Б.Кооперативное движение.
  • В.Переселение крестьян.
  • Г.Крестьянский банк.

-  Глава 4. Причины неудачи аграрной реформы. 12

- Глава 5. Результаты реформы. 14

- Заключение. 16

- Список используемой  литературы. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

                                        

                                                   Введение

Аграрный вопрос является основным вопросом русской истории. Этот  вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей , которые  предлагали порой диаметрально противоположные его решения . В истории нашей страны было много политических течений , представители которых считали основной целью своей деятельности – решение наболевшего вопроса о земле . Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей истории России , но особенно остро он встал в XIX веке. Неразрешенность аграрного вопроса тормозила развитие страны и обусловило  отставание России от ведущих капиталистических держав . И это понимали как наши государи , так и другие политические деятели , Александр I и Николай I признавали серьёзность и актуальность  этого вопроса и уделяли ему внимание  . Подтверждение этому указ  <<Вольных хлебопашцах>> и реформа графа Киселёва . реальным шагом в истории решения аграрного вопроса была реформа 1861г. Личное освобождение крестьянства от крепостной зависимости имело огромное значение . существуют различные оценки этого периода в жизни страны. Часть историков считали ,что Реформа была проведена исключительно в интересах дворянства , другие историки , частично признавали это , говоря о главном : Россия совершила скачок в своем экономическом развитии. Реформы 60-70гг. XIX века ускорили развитие процесса первоначального накопления капитала в России.

Аграрный капитализм мог  развиваться по <<прусскому>> пути, при котором крестьяне освобождаются без земли или с малыми наделами , могут в любой момент избавится от неё и уйти в наёмные работники , а помещики получают от государства значительные суммы и кредиты для перевода своих хозяев на капиталистические рельсы.

Но не исключался  и  <<американский>> путь развития капитализма , при котором помещичье землевладение отсутствует , а крестьяне получают  крупные участки земли и свободно ею распоряжаются . Оба эти пути представляли собой значительный прогресс по сравнению с прежними аграрными отношениями , в основе которых лежали внешне экономическое принуждение крестьян , отсутствие  свободного рынка рабочей силы , земли , капиталов.

<<Прусский >> путь аграрного капитализма не мог улучшить положение крестьян, страдающих от безземелья, но мог решить проблему аграрного перенаселения. При этом усилился бы отток разорившихся крестьян в город.

<<Американский>> путь также вел к массовому разорению бедняков, но уже в результате развития товарно-денежных отношений. Но на большей территории России присутствовал <<прусский>> путь развития аграрного капитализма. Поэтому крестьяне не получили земли. Таким образом, мы видим, что аграрный вопрос России в начале XXв. Не был разрешен. Это было плохо вдвойне, так как в стране  не был завершен промышленный переворот и Россия оставалась аграрной страной, где крестьянство составляло 77% населения (1897г.).

Аграрный вопрос стал коренным вопросом I русской революции 1905-1907гг. Крестьянское движение накладывало существенный отпечаток на весь ход революции. Размах крестьянских выступлений осенью 1905г. Заставил царя подписать  3 ноября манифест об уменьшении наполовину выкупных платежей с крестьян с 1 января 1906г. и о прекращении их выплаты с 1 января 1907г. Проблема аграрного развития страны стала  коренной для всех четырех Дум. Государственной Думе прения по аграрному вопросу разворачивались в основном между кадетами и трудовиками  с одной стороны и царским правительством с другой. Кадеты внесли на рассмотрение в I Думе свой законопроект, где речь шла о принудительном отчуждении << за справедливое вознаграждение >> той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавали крестьянам в кабальную аренду. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Глава правительства выступил с декларацией , В которой и резкой и оскорбительной форме отказал Думе о праве подобным образом разрешать аграрный вопрос. Дума негодовала и выразила правительству недоверие. Но уйти в отставку правительство не могло (т.к было ответственно перед царем ) и не хотело . Законопроект не был принят , а Дума распушена. Вторая Дума, которая была ещё более левая, чем правая, предложила три законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. Эти законопроекты  тоже небыли одобрены правительством. П.А.Столыпин, используя фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла Думы и обвинил 55 социал-демократов в <<заговоре>>  с целью установления республики. Однако Дума создала комиссию для расследования всех обстоятельств, которая пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. Видя такие настроения среди депутатов, царь (3 июня 1907г.) подписал манифест о роспуске Думы.

Государственный переворот 3 июня 1907г. означал конец революции 1905-1907гг. Итогом первой русской революции явилось то, что в деревне установились отношения соответствующие условиям капиталистического развития: были отменены выкупные платежи, сократился помещичий произвол, понизилась аренда и продажная цена на землю; крестьяне приравнивались к другим сословиям в праве на передвижение и места жительства, поступления в вузы и на гражданскую службу. Чиновники и полиция не вмешивались в работу крестьянских сходов. Однако в главном аграрный вопрос не был решен: крестьяне не получили земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

            

 

               Глава I. Политическая карьера Столыпина.

                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Служебный путь, проделанный  Столыпиным в провинции, был обычным, не отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского  рода, Столыпин, окончив Виленскую  гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в  министерстве государственного имущества, но спустя год переводится в МВД  предводителем дворян в Ковенскую  губернию. Такому назначению Столыпин был рад. Много общаясь с крестьянами, он понимал их говоры: о земле, о ведении хозяйства.

Через 10 лет Столыпин назначается  ковенским губернатором. В 1902 году - гроднецким губернатором. В 1902 году Столыпин участвует в совещании о развитии сельскохозяйственной промышленности, где он высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселения по хуторам. Эта позиция была высказана позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами была принята как << Столыпинская реформа >>.

В марте 1903 года П.А.Столыпина  назначают в более крупную  и важную саратовскую губернию. Здесь  и застала его первая революция, для подавления которой он применил весь арсенал средств- от прямого  обращения к народу до расправы с  помощью казаков.

В апреле 1906 года Столыпин назначается  министром внутренних дел, хотя и  не ожидал такого назначения. Борьба с  революцией ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная программа, содержащая две части: репрессивную (методы борьбы с революцией, вплоть до создания военно-полевых  судов) и реформистской, являющейся, по своей сути, аграрной реформ

 

 

 

 

                        

 

                         

 

                               Глава II.Столыпин и Дума

П.А.Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах проходил пересмотр политического  курса. Новый курс представлял собой  попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство. Столыпину  было доверено обеспечить сожительство неограниченной власти самодержавия с  народным <<представительством >>, то есть Думой.

Избранная первая Дума оказалась наполовину левой, а её центром стали кадеты с программой принудительного отчуждения – аграрного курса, отвергнутого царем. Это было первое противоречие. Второе оказалось ещё более серьёзным: трудовики и крестьяне отвергли свой собственный проект 104-х, содержание которого сводилось к конфискации помещичьих земель и национализации всей земли.

Дума была обречена и 8 июля 1906 года была распушена.

Вторая Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, уже 6 марта  Столыпин выступил перед ней с  правительственной программой реформ, и дал понять, что режим не намерен  делится своей властью с << народным представительством >>. 10 марта Столыпин выступил с изложением правительственной концепции разрешения аграрного вопроса.

В это время в Думе шли  дебаты по двум вопросам: аграрная политика и принятие чрезвычайных мер против революционеров. Правительство требовало осуждение революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Более того, 17 мая Дума  проголосовала против<<незаконных действий полиции >>. Сомнения не было, что вторая Дума вскоре прекратит свое существование. Не было только предлога: его искали и вскоре нашли. С помощью двух провокаторов было состряпано обвинение социал-демократической фракции второй Думы в подготовке её военного заговора.

Манифестом 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена. Акт 3 июня был  справедливо назван государственным  переворотом, он был совершен в нарушение  манифеста 17 октября 1905 года и основных законов 1906 года, согласно которым ни один закон не мог быть принят без санкции Государственной думы.

Избавившись от оппозиционной  Думы, Столыпин теперь мог проводить  политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости  обновить страну и укрепить власть. Для этого почва была подготовлена новым избирательным законом. Думский  справочник 1916 года показывает такую  картину: дворяне, составляющие, по переписи 1897 года, менее 1% населения, получили в III Думе 43% от общего числа, то есть 66 мест, примерно 15% мест получили помещики. Лица либеральных профессий 84 (около 20%), торговцы 36 (7,5 %), священники и миссионеры получили 44 места (около 10 %) от общего числа. Рабочие и ремесленники получили всего 11 мест.

Новый избирательный закон, обнародованный также 3 июня 1907 года, делал  откровенную ставку на помещиков  и крупную буржуазию. С этой целью  закон резко увеличивал от курии  землевладельцев, получивших 50 % мест. Очень ловкий ход был сделан правительством против кадетов в пользу октябристов: городская курия была разделена на два разряда на основе имущественного ценза.

В третьей Государственной  Думе скопилось два большинства. При голосовании за явно консервативные проекты фракция октябристов (154 депутата) голосовали вместе с фракциями  правых националистов (147 депутатов), а  при голосовании за проекты реформ буржуазного характера те же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним фракциями. Существование двух блоков в Думе позволяло Столыпину проводить политику лавирования между помещиками и крупной буржуазией.

Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию ( первым шагом  была реформа 1861 года ).

Социально-политический смысл  сводится к тому, что Дума <<крестьянская>> превратилась в думу <<господскую>>.

16 ноября 1907 года, спустя  две недели после начала работы  третьей Думы, Столыпин выступил  перед ней с правительственной  декларацией. Первой и основной  задачей правительства являются не  << реформы >> , а борьба с революцией. Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона 9 ноября 1906 года, являющегося << коренной мыслью теперешнего правительства…>>.

 

 

             

 

 

                

 

                  Глава III. Столыпинская аграрная реформа.

Целей у реформы было несколько: социально-политическая – создать  в деревне прочную опору для  самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие  хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическая – разрушить  общину, насадить частные хозяйства  в виде отрубов и хуторов, а  избыток рабочей силы направить  в город, где её поглотит растущая промышленность; экономическая –  обеспечить подъем сельского хозяйства  и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении  был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые  платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова  пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

Информация о работе Причины неудачи аграрной реформы