Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:04, реферат
Государственный переворот 3 июня 1907г. означал конец революции 1905-1907гг. Итогом первой русской революции явилось то, что в деревне установились отношения соответствующие условиям капиталистического развития: были отменены выкупные платежи, сократился помещичий произвол, понизилась аренда и продажная цена на землю; крестьяне приравнивались к другим сословиям в праве на передвижение и места жительства, поступления в вузы и на гражданскую службу. Чиновники и полиция не вмешивались в работу крестьянских сходов. Однако в главном аграрный вопрос не был решен: крестьяне не получили земли.
- Введение 2
- Глава 1. Политическая карьера Столыпина. 5
- Глава 2. Столыпин и Дума. 6
- Глава 3. Столыпинская аграрная реформа. 8
А.Разрушение общины и развитие частной собственности.
Б.Кооперативное движение.
В.Переселение крестьян.
Г.Крестьянский банк.
- Глава 4. Причины неудачи аграрной реформы. 12
- Глава 5. Результаты реформы. 14
- Заключение. 16
- Список используемой литературы. 17
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года.
Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.
После принятия указа 9 ноября Думой он внесённый поправками поступил на обсуждение Государственного совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, кооперативное движение, переселение крестьян, создание крестьянского банка.
Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственные владения. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью пробудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали
<< в собственность отдельных домохозяев >> все земли, << состоящие в его постоянном пользовании >>. Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевной нормы. При этом если в данной общине в течении последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.
Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землёй и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли не крестьянам.
Закон 5 июня 1912 года разрешил
выдачу ссуды под залог любой
приобретаемой крестьянам надельной
земли. Развитие различных форм кредита
– ипотечного, мелиоративного, агрокультурного,
землеустроительного –
Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат проводится в движении путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.
Практика реформы показала,
что крестьянство в своей массе
было настроено против выдела из общины
– по крайне мере в большинстве
местностей. Обследование настроений
крестьян вольно-экономическим
В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной массой крестьян. Конкретные способы насилия были самые разнообразные – от запугивание сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановления уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения << согласия >> сходов до высылки противников выдела.
В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35% общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев. Именно это и определило крах столыпинской реформы.
Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, судно сберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.
Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создали молочные и масленые артели, сельскохозяйственного общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.
Правительство Столыпина провело и серею новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, << выселение из которых признавалось особо желательным >>. Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство << открывало >> переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.
По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек. Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев. Итоги переселенческой компании были следующими. Во – первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.
В 1906-1907 году указаниями царя
часть государственных и
Банк активно воздействовал
на формы землевладения: для крестьян,
приобретавших землю в
Глава IV. Причины неудачи реформы.
Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена – и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от «мира» зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Поселение на окраины также не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина – главным управляющим землеустройством и земледелием А.В. Кривошеиным.
Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914гг Но главной причиной было сопротивление крестьянства провидению новой аграрной политики.
Я считаю , что столыпинские реформы были последним шансом тарого режима спасти страну от разрушительного действия революции «снизу».
Вот что пишет по поводу А.Я. Аврех: «С вершины сегодняшнего дня особенно хорошо видна главная коренная причина банкротства Столыпина. Органический порок его курса, обрекавший его на неминуемый провал, состоял в том, что он хотел осуществить свои реформы вне демократии и вопреки ей. Сперва он считал, надо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять «свободы». Отсюда все эти формулы: «Сперва гражданин, потом гражданственность», «Сначала успокоение, потом реформы», «Дайте мне 20 лет покоя…» и т.д.
Но существуют и другие точки зрения. Вот, например, мнение Б.В. Личмана: «Столыпин считал, что нельзя ждать немедленных результатов от предпринятых реформ, и, что видоизменить политический и экономический возможно только путем кропотливой работы сообща, к чему неоднократно призывал. Но голос его не был услышан. Здравые идеи не давали покоя царской свите, которая открыто презирала его. Не раз на жизнь Столыпина и его семьи организовывались покушения. А 1 сентября 1911 года пули Дмитрия Богрова смертельно ранили Великого Реформатора ХХ века».
Современные историки считают, что во многом благодаря столыпинским реформам Россия в дореволюционный период смогла существенно поднять уровень сельскохозяйственного производства. Но эти реформы не могли быть полностью реализованы по ряду причин. Во-первых, нельзя было обеспечить собственников- фермеров земельной площадью, достаточной для организации рационального хозяйства, оставили в неприкосновенности монопольное землевладение крупных помещиков. Во- вторых, фермеры практически были оставлены без финансовой помощи государства. Пособия от 100 до 260 рублей, которые им выдавались, были явно не достаточными для приобретения техники. И, в результате, в канун революции 1917 года, земельный вопрос оставался не решенным.
Глава V. Результаты реформы.
Реформа 1861 года – первый
этап перехода к индивидуализации землевладения
и землепользования. Но отмена крепостного
права не привела к прогрессу
частной собственности. В 80-90-е годы
правительство стремилось к насаждению
общинных структур в деревне, что
противоречило в будущем
Столыпин выдвигает