Причины появления княжеской власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Вопрос об институте княжеской власти на Руси IX — начала XIII века является одним из ключевых в отечественной истории. От того или иного его решения зависит трактовка характеристики социально-политического строя Древней Руси, особенностей российской политической традиции. В этой связи особую значимость приобретают историографические исследования, позволяющие осмыслить и обобщить результаты накопленных научных исследований. Без этого невозможно дальнейшее полноценное изучение древнерусских политических и общественных институтов.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Причины появления княжеской власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Функции княжеской власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список использованной литературы. .

Файлы: 1 файл

причины появления княжеской власти и ее функции.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

Следует отметить и такую функцию князя, как управление церковной организацией, участие в церковных делах. Известно, что введение христианства на Руси, превращение его в государственную религию было теснейшим образом связано с деятельностью великого князя Владимира. Распространение новой религии, шедшей на смену язычеству, встречало сильное сопротивление народных масс, так что князь и его наместники вынуждены были прибегать к принудительным мерам. Чтобы поддержать христианскую церковь материально, князья отчисляли в её пользу часть государственных средств. Так Владимир содействовал основанию  митрополичьей (995 – 996) и несколько епископских кафедр, пожертвовал Десятинному храму св. Богородицы в Киеве десятину – десятую часть поступлений от княжеских городов.

Хотя церковная организация в Киевской Руси была устроена по византийскому образцу и находилась в зависимости от константинопольского патриарха, назначавшего в Киев своего митрополита, тем не менее великий князь обладал верховной политической, административной и, возможно, судебной властью в церковных владениях. Создание церковного законодательства XI – XIII вв. – так называемых уставов – связано с именами великих князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.

Вопреки каноническим правилам, епископские кафедры замещались на Руси не собором епископов, а по соглашению митрополита и великого князя, причём инициатива могла принадлежать как первому, так и второму. За князем, опять-таки вопреки канонам, признавалось также право смещения иерархов церкви и суда над ними.

Характерно признание Владимира Мономаха о том, что он «и за церковным порядком и за службой сам наблюдал». Примечателен также факт самоличного, без ведома константинопольского патриарха, назначения Ярославом Мудрым «русина Лариона» (Иллариона) митрополитом Киевской Руси (в 1051).

Поскольку великий князь считал Русь наследственным владением своего рода, он сам формировал штат государственных чиновников, которые должны были помогать ему реализовывать его право – право верховного правителя. При этом он мог прислушиваться к мнению (советам) «лучших мужей» – членов «старшей» дружины (бояр), митрополита, «старцев градских», а в отдельных случаях – и к голосу народного собрания (вече).

Первоначальная неограниченность княжеской власти возникла из прежних родовых оснований власти. Но полнота власти сохраняется лишь до тех пор, пока князь находится в согласии («одиначестве») с народом, который мог избрать себе наилучшего князя и сместить неудачного. Противоречия между князем и волей народа привели к необходимости определить точнее власть князя, а в ряде случаев (как в Новгороде) к ограничению этой власти. Средством для этого был ряд (договор) с новым князем. Первоначально ряд представлял собой не что иное, как взаимную присягу народа, и ничем не ограничивал власти князя. Позднее к договорам с князьями, чья деятельность вызывала опасения, стали присоединять дополнительные условия. Такие договоры заключались с каждым князем, их содержание менялось в зависимости от обстоятельств. Во второй половине XII в. заключение договора вошло в обычай. Лаврентьевская летопись сообщает, что в 1175 г. владимирцы, приняв князя Ярополка, весь поряд(с ним) положили в церкви Святой Богородицы, а в 1176 г. «Михалко (сын Юрия Долгорукого) еха... Ростову и створи людем весь наряд, утвердивъся крестным целованьем с ними». Из единообразного повторения таких договоров вырабатывалось и общее их содержание, уже существенно ограничивавшее права княжеской власти.

Важнейшей особенностью Древнерусского государства было то, что права верховной власти принадлежали не одному конкретному лицу, а всему княжескому роду в целом. Осуществлял же ее старший в роде. Им считался киевский князь, который именовался великим князем. Следующий по старшинству занимал следующий по значению княжеский престол в Чернигове, далее — в Переяславле и т.д. После смерти киевского князя это место занимал старший в роде, т.е. черниговский князь, а князь, правивший в Переяславле, занимал престол в Чернигове. За переяславльским князем на один престол ближе к киевскому поднимались и все нижестоящие князья. После смерти князя, перешедшего из Чернигова в Киев, великокняжеский стол занимал опять старший в роде, а остальные передвигались на ступень ближе к Киеву. Такой порядок престолонаследования получил название «лествичного восхождения».

Но с конца X в. члены княжеского рода делят между собой власть территориально. Как следствие при распределении князей по землям единство власти княжеского рода нарушалось: в каждой земле возник свой род князей-соправителей. В 1097 г. на Любечском съезде князья решили «кождо да держить отчину свою». КсерединеХН в. род князей Рюриковичей увеличился настолько, что правильные счеты кровного старшинства сделались невозможными, а потому уже тогда началось искусственное определение степени родства — «возложение старшинства», возведение кого-либо по договору в старшие братья.

Правовым основанием приобретения княжеской власти могло быть наследование престола или избрание князем. Основным была передача престола по наследству, но власть нового князя требовала согласия народа. Преемство князей не носило для населения земель обязательного характера. Если претендент не пользовался расположением населения, ни предъявление им своих прав на престол, ни даже объявление преемником умирающим великим князем роли не играли. Так, когда в 1146 г. киевский князь Всеволод Ольгович хотел передать власть своему брату Игорю и пытался заручиться согласием киевлян, киевляне пригласили Изяслава Мстиславича, говоря ему: «Ты — наш князь, поезжай; а у Ольговичей (именно у Ольговичей) не хочем быть в наследстве». Особенно частыми случаи избрания князей стали в XII в. во всех русских землях. Например, князей избирали: в Киеве в 1146 г. (Игоря Ольговича и Изяслава Мстиславича), 1150 (Изяслава Мстиславича), 1154 (Ростислава Мстиславича), 1169 (Мстислава Изясла-вича) и т.д.; в Галиче в 1202 (кн. Игоревичей), 1208 (Даниила Романовича) и т.д.; в Смоленске в 1175 (Мстислава Ростиславича); в Суздале в 1175 (Ростиславичей), 1176 (Михаила и Всеволода Юрьевичей); в Полоцке в 1151 (Ростислава Глебовича), 1158(Рогволода Борисовича). Естественно, утрата народной поддержки приводит к смещению князей, которое обычно предваряется выбором другого князя и имеет вид насильственного переворота, например в Киеве в 1067 г. при смещении князя Изяслава ив 1146 г. при смещении Игоря Ольговича, а также в Полоцке в 1158 г.

Но избрание не отменяет принципа наследственности, избрание нового князя являлось избранием новой династии с утверждением на будущее время наследственного преемства престола и признавалось как бы явлением случайным, вызванным необходимостью. Лишь в отношении Новгорода было сделано исключение, на княжеском съезде 1196 г. «вси князи выложиша Новгород в свободу: где им любо, туже собе князя поймают».

 

Заключение

 

Княжеская власть берет свое начало в эпохе военной демократии из власти племенного вождя, уже вокруг него сложилась дружина, из которой впоследствии выросла княжеская дружина. Вопрос о существовании веча в этот период остается открытым. Летописи еще не говорят о народных собраниях в племенных княжениях, но некоторые исследователи полагают, что и в это время вече уже существовало.

Подводя итог, можно сказать, что на разных этапах развития княжеская власть приобретала некоторые функции и некоторые утрачивала. Однако одной из главных целей князя всегда было поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности подвластной территории. Судебная, законодательная и религиозная функции были свойственны князьям V-начала IX вв. по причине их условности или неразвитости религиозного культа.

На протяжении IX-XI вв. развивается судебная функция князей и постепенно формируется законодательная. Таким образом, власть князя приобретала характер власти монарха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.В. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2007.

2. Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1953.

3. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

4. Данилевский И.Н. Древняя Русь (IX-XII вв.) глазами современников и потомков. М., 1998.

5. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 2003.

6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982.

7. Сергеевич В.И. Вече и князь: русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковичей. М., 1992.

8. Толочко П.П. Князь в Древней Руси: Власть, собственность, идеология. Киев, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1. Вотчина:

-  древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X—XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII—XV вв. господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась в XVI—XVII вв. и в начале XVIII в. слилась в один вид — имение. В дальнейшем вотчина — всякая феодальная земельная собственность:

- термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах вотчины её собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежали административная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимы вотчины — сеньория, манор, поместье.

2. Контрибуция - дань, платимая неприятелю: во время войны — населением занятой территории, по окончании войны — правительством побежденной страны. Возникновение контрибуций, взимаемых в течение войны, относится еще к тому времени, когда неприятель по своему усмотрению располагал жизнью и имуществом слабейшего противника. Города и общины, занятые неприятельским войском, могли избавиться от грозившего им разорения, уплатив добровольно известную дань («контрибуцию»), которой выкупали принадлежавшее неприятелю право добычи.

3. Поса́дник — глава города, «посаженый» (назначенный) князем (первоначально, затем вечем), в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Посадник подчинялся народному вече и контролировал власть князя. Посадник ведал охраной правопорядка, судом, подписанием дипломатических договоров. Под рукой посадника находилось посадское войско.

4. Тысяцкий - военный предводитель городского ополчения ("тысячи") на Руси до середины 15 в. В Новгороде избирался из бояр на вече и был ближайшим помощником посадника.

5. Тиу́н (тиву́н) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя. В Великом Княжестве Литовском и в Русском государстве до XVII в. — название некоторых должностей. Должность была заимствована из Скандинавии и попала на Русь вместе с варягами.

6. Вирник - так называется в «Русской Правде» лицо, взыскивающее виру (древнерусская и древнескандинавская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения, так же вирой именовалось денежное возмещение за другие преступления). Это служебная должность при княжеском суде — то же, что впоследствии называлось «недельщиком». Вирник мог оставаться в городе или волости, куда он прибывал для сбора вир, не более одной недели, чтобы пребывание его не было слишком обременительно для жителей, которые обязаны были его содержать.

7. Бирю́ч (бирчий, бирич) — в Древней Руси глашатай, помощник князя по судебным и дипломатическим делам, который объявляет по улицам и площадям постановления князя, воеводы или царя. Упоминается в русских письменных памятниках с Х века, с конца XVII столетия слово выходит из употребления.

8. Ме́чник — воин, вооруженный мечом, а также — историческая должность в некоторых государствах.

 

 

1 Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.В. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2007.

2 Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.В. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2007.

 

3 Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 2003.

 

 

 


Информация о работе Причины появления княжеской власти