Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 09:47, контрольная работа
Вопрос об институте княжеской власти на Руси IX — начала XIII века является одним из ключевых в отечественной истории. От того или иного его решения зависит трактовка характеристики социально-политического строя Древней Руси, особенностей российской политической традиции. В этой связи особую значимость приобретают историографические исследования, позволяющие осмыслить и обобщить результаты накопленных научных исследований. Без этого невозможно дальнейшее полноценное изучение древнерусских политических и общественных институтов.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Причины появления княжеской власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Функции княжеской власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список использованной литературы. .
Первоначальная неограниченность княжеской власти возникла из прежних родовых оснований власти. Но полнота власти сохраняется лишь до тех пор, пока князь находится в согласии («одиначестве») с народом, который мог избрать себе наилучшего князя и сместить неудачного. Противоречия между князем и волей народа привели к необходимости определить точнее власть князя, а в ряде случаев (как в Новгороде) к ограничению этой власти. Средством для этого был ряд (договор) с новым князем. Первоначально ряд представлял собой не что иное, как взаимную присягу народа, и ничем не ограничивал власти князя. Позднее к договорам с князьями, чья деятельность вызывала опасения, стали присоединять дополнительные условия. Такие договоры заключались с каждым князем, их содержание менялось в зависимости от обстоятельств. Во второй половине XII в. заключение договора вошло в обычай. Лаврентьевская летопись сообщает, что в 1175 г. владимирцы, приняв князя Ярополка, весь поряд(с ним) положили в церкви Святой Богородицы, а в 1176 г. «Михалко (сын Юрия Долгорукого) еха... Ростову и створи людем весь наряд, утвердивъся крестным целованьем с ними». Из единообразного повторения таких договоров вырабатывалось и общее их содержание, уже существенно ограничивавшее права княжеской власти.
Важнейшей особенностью Древнерусского государства было то, что права верховной власти принадлежали не одному конкретному лицу, а всему княжескому роду в целом. Осуществлял же ее старший в роде. Им считался киевский князь, который именовался великим князем. Следующий по старшинству занимал следующий по значению княжеский престол в Чернигове, далее — в Переяславле и т.д. После смерти киевского князя это место занимал старший в роде, т.е. черниговский князь, а князь, правивший в Переяславле, занимал престол в Чернигове. За переяславльским князем на один престол ближе к киевскому поднимались и все нижестоящие князья. После смерти князя, перешедшего из Чернигова в Киев, великокняжеский стол занимал опять старший в роде, а остальные передвигались на ступень ближе к Киеву. Такой порядок престолонаследования получил название «лествичного восхождения».
Но с конца X в. члены княжеского рода делят между собой власть территориально. Как следствие при распределении князей по землям единство власти княжеского рода нарушалось: в каждой земле возник свой род князей-соправителей. В 1097 г. на Любечском съезде князья решили «кождо да держить отчину свою». КсерединеХН в. род князей Рюриковичей увеличился настолько, что правильные счеты кровного старшинства сделались невозможными, а потому уже тогда началось искусственное определение степени родства — «возложение старшинства», возведение кого-либо по договору в старшие братья.
Правовым основанием приобретения княжеской власти могло быть наследование престола или избрание князем. Основным была передача престола по наследству, но власть нового князя требовала согласия народа. Преемство князей не носило для населения земель обязательного характера. Если претендент не пользовался расположением населения, ни предъявление им своих прав на престол, ни даже объявление преемником умирающим великим князем роли не играли. Так, когда в 1146 г. киевский князь Всеволод Ольгович хотел передать власть своему брату Игорю и пытался заручиться согласием киевлян, киевляне пригласили Изяслава Мстиславича, говоря ему: «Ты — наш князь, поезжай; а у Ольговичей (именно у Ольговичей) не хочем быть в наследстве». Особенно частыми случаи избрания князей стали в XII в. во всех русских землях. Например, князей избирали: в Киеве в 1146 г. (Игоря Ольговича и Изяслава Мстиславича), 1150 (Изяслава Мстиславича), 1154 (Ростислава Мстиславича), 1169 (Мстислава Изясла-вича) и т.д.; в Галиче в 1202 (кн. Игоревичей), 1208 (Даниила Романовича) и т.д.; в Смоленске в 1175 (Мстислава Ростиславича); в Суздале в 1175 (Ростиславичей), 1176 (Михаила и Всеволода Юрьевичей); в Полоцке в 1151 (Ростислава Глебовича), 1158(Рогволода Борисовича). Естественно, утрата народной поддержки приводит к смещению князей, которое обычно предваряется выбором другого князя и имеет вид насильственного переворота, например в Киеве в 1067 г. при смещении князя Изяслава ив 1146 г. при смещении Игоря Ольговича, а также в Полоцке в 1158 г.
Но избрание не отменяет принципа наследственности, избрание нового князя являлось избранием новой династии с утверждением на будущее время наследственного преемства престола и признавалось как бы явлением случайным, вызванным необходимостью. Лишь в отношении Новгорода было сделано исключение, на княжеском съезде 1196 г. «вси князи выложиша Новгород в свободу: где им любо, туже собе князя поймают».
Список использованной литературы
1. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.В. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2007.
2. Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1953.
3. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.
4. Данилевский И.Н. Древняя Русь (IX-XII вв.) глазами современников и потомков. М., 1998.
5. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 2003.
6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982.
7. Сергеевич В.И. Вече и князь: русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковичей. М., 1992.
8. Толочко П.П. Князь в Древней Руси: Власть, собственность, идеология. Киев, 1992.
Приложение
1. Вотчина:
- древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X—XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII—XV вв. господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась в XVI—XVII вв. и в начале XVIII в. слилась в один вид — имение. В дальнейшем вотчина — всякая феодальная земельная собственность:
- термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах вотчины её собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежали административная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимы вотчины — сеньория, манор, поместье.
5. Тиу́н (тиву́н) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя. В Великом Княжестве Литовском и в Русском государстве до XVII в. — название некоторых должностей. Должность была заимствована из Скандинавии и попала на Русь вместе с варягами.
1 Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.В. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2007.
2 Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.В. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2007.
3 Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 2003.