Причины принятия христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:18, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является формирование представления о причинах и значении принятия христианства на Руси.
Основными задачами данной курсовой работы является следующие:
- подробное рассмотрение предпосылок зарождения православия;
- принятия православия и его дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………..3
1.Причины принятия христианства……………………………………..………..4
2 Крещение Руси……………………………………………………..…………….8
2.1.Крещение киевлян…………………………………………….………….…8
2.2 Крещения остальных регионов……………………………………………9
3 Структура Русской церкви…………………………………………….………12
3.1Укрепление позиций церкви………………………………………….……...14
3.2 Русь православная……………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………….……….21
Список использованной литературы……………………………………………24

Файлы: 1 файл

курсовая крещение руси.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение…………………………………………………………………..………..3

1.Причины принятия христианства……………………………………..………..4

2 Крещение Руси……………………………………………………..…………….8

    2.1.Крещение киевлян…………………………………………….………….…8

     2.2 Крещения  остальных регионов……………………………………………9

3 Структура Русской церкви…………………………………………….………12

3.1Укрепление позиций церкви………………………………………….……...14

3.2 Русь православная……………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………….……….21

Список  использованной литературы……………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Одним из важнейших факторов обуславливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия, как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям.

 Актуальность данной темы объясняется тем, что религия издревле является носителем культурных ценностей, важным элементом любой культуры. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире.

 Данная тема  нашла свое отражение в трудах таких авторов, как  Никольский и др.

Целью данной курсовой работы является формирование представления  о причинах и значении принятия христианства на Руси.

 Основными  задачами данной курсовой работы является следующие:

  - подробное рассмотрение предпосылок зарождения православия;

  - принятия православия и его дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Причины принятия  христианства

 

Крещение Руси, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано  целым комплексом факторов:

Процесс создания единого древнерусского государства  объективно требовал установления определенной религиозно-идеологической общности и  превращения Киева в религиозный  центр славян. В 980 году князь Владимир предпринял попытку официально перейти  к единобожию на основе культа Перуна, но из-за сопротивления союзных племен, поклонявшихся другим богам, реформа не удалась.

Владимир понимал, что только единобожие могло спасти страну и осветить авторитет единоличной  княжеской власти. Следует учитывать  и то обстоятельство, что принятие единой веры вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям.

Князь решает обратился  к мировым религиям. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. “Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”,- так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка Ольга отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление [1, с. 12].

Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

 Очевидно, что  за этой легендой скрываются  реальные факты, остановившие  выбор Руси на православной  форме христианства. Это, в первую  очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира [2, с. 34].

Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная  обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа. Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

Так же интересными фактами  является, то что при выборе христианства  
вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Так же первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к 9 веку. Еще при князе Игоре в Киеве уже была церковь во имя Ильи, обслуживающая ту часть дружины Игоря, которая по словам летописи исповедовала христианство и при заключении договора с греками клялась именем христианского бога, в то время как остальные дружинники клялись Перуном.

Это обстоятельство объясняет  и реформационный пыл Владимира: как в свое время император Константин должен был легализовать христианство и стать христианином, ибо его войско оказалось на три четверти состоящим из христиан, так и киевский князь не мог остаться при старой вере, когда большая часть его дружины приняла христианство. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Крещение Руси

 

    На первых порах все новые черты христианской религии, конечно, не могли себя проявить полностью. Поначалу перед русским правительством стояли чисто практические вопросы: как использовать принятие христианства для возвышения престижа Руси и авторитета династии? Византия же стремилась христианизировать Русь для того, чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов.  
С этими прямо противоположными целями начали Русь и Византия в 987 г. переговоры, в ходе которых была затронута проблема крещения. На этих переговорах Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Европы и Азии стремились породниться с византийским императорским домом.  
Византийцы, нуждавшиеся в русской помощи против мятежников, согласились с требованием Владимира, но предложили ему принять крещение. Владимир согласился.

     Русский отряд был направлен в Византию, и антиправительственный мятеж был подавлен. Но, когда опасность миновала, греки не торопились выполнять договор о браке Анны и Владимира. Ситуация резко изменилась. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь).  
Осада продолжалась несколько месяцев. В конце концов с крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка. В ней говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод, который находится к востоку от городских стен. Стрела была послана от имени херсонесского священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли трубопровод и перекопали его. Вскоре изнемогающие от жажды жители города сдались на милость победителя.

После этого  Владимир послал в Константинополь  гонцов и передал с ними, что  если Анна не прибудет к нему в Херсонес, то русская армия атакует Константинополь. Владимир подтвердил свое обещание принять  крещение. Анна отказывалась ехать  на Русь, плакала и говорила: «Лучше мне умереть». Но Василий II уговорил ее помочь Византии, и вскоре корабль, на котором находилась принцесса, ее свита, священники, прибыл к берегам Крыма.  
В Херсонесе Владимир принял крещение, подчеркнув тем самим добровольность этого акта со стороны Руси и независимость от воли Византии. В христианстве он взял имя Василия в честь императора Василия II, с которым Владимир становился как бы вровень. Херсонес был возвращен империи. Вместе с великим князем крестилась и часть дружины.

2.1 Крещение  киевлян

Вместе с  новой княгиней приехали в Киев митрополит Михаил, поставленный в Константинополе  для новой церкви, а так же священники из Константинополя и Херсонеса. Они немедленно принялись за дело. Крещение дружины прошло без всяких инцидентов.

О крещении других слоев населения, цепко державшихся  старой веры, летопись рассказывает весьма пикантные подробности, свидетельствующие  о том, что подвластное дружине  население приходилось загонять в христианский рай дубиной. Всех киевлян, «богат ли, убог или нищ, или работник», т.е по преимуществу мелкое киевское городское население, по приказу князя согнали к Днепру и окрестили, а Перуна свергли и изгнали из Киева. Но бог хотя и свергнутый, мог опять вернуться и и наказать за отступничество; поэтому Владимир сделал специальные распоряжения насчет изгнания Перуна: особые люди должны были бросить Перуна в воду и подталкивать его, пока он не пройдет пороги.

 

2.2  Крещение остальных регионов

Вслед за Киевом настала очередь других городов, где христианство было введено тем же порядком, что и в Киеве; в Новгороде пришлось даже пустить в ход военную силу – «Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнем». А в отдаленном Ростове, где крещение прошло, по-видимому, без особых инцидентов, очень скоро наступила жестокая реакция. Первые два ростовских епископа сбежали оттуда, «не терпяще  неверия и досаждения людей». Против третьего епископа, Леонтия, поднялся бунт, его хотели изгнать из города и даже убить. Только четвертому епископу, Исаии, удалось «передать огню» все идолы, и «напоить» тамошних жителей своим учением, вероятно не без содействия военной силы.

Оба восстания  имели глубокие социальные причины, носили антифеодальный характер и антицерковный  характер. Безусловно, что социальной основой этой борьбы явились классовые противоречия , но они наносили удары по процессу христианизации, сдерживали ее ход, заставляли церковь приспосабливаться.

 В связи с насильственным насаждением христианства в жизни народов Руси практическое значение приобрел вопрос сочетания разнородных, противоречивых вероисповеданий. Русь далеко не сразу стали православной. Во многих регионах нашей страны формальная христианизация местного населения началась значительно позднее начальной фазы "крещения Руси" и тянулась в течение нескольких веков. Это значит, что на протяжении многих столетий язычество монолитной глыбой продолжало существование как самостоятельной явление, с которым православие не могло совладать. Сопротивление введению христианства.

Основная часть  населения Руси оказывала активное или пассивное сопротивление новой религии. Именно всеобщее неприятие ее в условиях пусть даже ограниченного народовластия сорвало планы киевской знати и превратило введение христианства в многовековой процесс.

В большинстве  открыто восставших против насаждения христианства городов выступила поместная светская и прежняя духовная знать. Так, известно о восстании князя Могуты, которое длилось с 988 по 1008 г. Многолетняя борьба Могуты завершилась его пленением, а затем помилованием со ссылкой в монастырь. Восставшие повсеместно разрушали храмы, убивали священников и миссионеров. Восстания в разных регионах были сходны по своему характеру с восстаниями в Суздале, Киеве, Новгороде, в них слились воедино антихристианские и антифеодальные мотивы.

В это трудное  время глашатаями народного гнева  выступили волхвы. По мере укрепления христианства они теряли свои права, а вместе с тем и источники  существования, находили себе новые  занятия, чаще всего врачевание. Чтобы  уничтожить эту социальную группу - своих идейных врагов, - церковники обвинили их в "колдовстве", в применении вредной "земли" и "потвора", настраивали против них верующих и государство. Без суда и следствия были уничтожены и скоморохи, досаждавшие церкви лишь юмором, играми и песнями.

Восстание 1024 г. в Суздале происходило во время войны между киевским и тмутараканским князем, в результате которой в городе была ослаблена киевская власть. Во главе его также стояли волхвы. Эта социальная группа была и материально заинтересованной стороной в сохранении прежней религии. Отстаивая старину, они боролись и за свои экономические интересы. Но следует обратить внимание на то, что призыв служителей культа ранненациональной религии был поддержан всем народом. Это говорит о крайне незначительном влиянии православия на горожан. Летопись сообщает: "Услыхав о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль; захватив волхвов, одних отправил в изгнание, а других казнил". Кровавая расправа над восставшими была рядовым явлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Структура церкви

После придания христианству статуса государственной религии церковь предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур. Церковь на Руси была организована так: во главе ее стоял киевский митрополит, а в крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи - епархии (на первых парах их было пять, потом их число дошло до пятнадцати). Хотя принятие христианства из Византии не привело к политическому и даже в полное мере религиозному подчинению ей Руси, но епископы, а затем митрополиты, как правило, до XIII в. были греками, однако они полностью зависели от киевского князя. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.

Информация о работе Причины принятия христианства