Применение современных информационных технологий в исторических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:02, реферат

Описание работы

Cегодня информационные технологии, связанные с применением компьютера в научных исследованиях и образовании, становятся достоянием гуманитариев не в меньшей степени, нежели представителей естественных и технических наук. Темпы внедрения информационных технологий в науку, образование, культуру, да и в саму повседневную жизнь возрастают с каждым годом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Программно-теоретические разработки в исторической науке……..5
Глава 2 Практические аспекты применения информационных технологий в исторических исследованиях…………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Реферат «Применение современных информационных технологий в исторических исследованиях».docx

— 41.37 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И  ЭТНОЛОГИИ 
 
 
 

Реферат на тему:

«Применение современных информационных технологий в исторических исследованиях» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Выполнил работу:

                                                                              студент магистратуры 1 курса

                                                                                   Садыков И.Ш.

                                                          Проверила работу:

                                                                   к.и.н. Шахисламова И.З. 

                                                                                       
 
 
 
 

Уфа 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Программно-теоретические  разработки в исторической науке……..5

Глава 2 Практические аспекты применения информационных технологий в исторических исследованиях…………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………15

Список используемой литературы……………………………………………..16

Введение.

    Cегодня информационные технологии, связанные с применением компьютера в научных исследованиях и образовании, становятся достоянием гуманитариев не в меньшей степени, нежели представителей естественных и технических наук. Темпы внедрения информационных технологий в науку, образование, культуру, да и в саму повседневную жизнь возрастают с каждым годом.

    Внедрение ИТ в работу историков на постсоветском пространстве началось с 1992 г., когда была образована ассоциация «История и компьютер», являющаяся ветвью международной Ассоциации "History & Computing". Согласно уставу ассоциации основными направлениями ее действия являются: 

    1.    Методологические проблемы исторической информатики, её междисциплинарный характер. (Руководители: Бородкин Л.И., Злобин Е.В.)

    2.    Методы и технологии анализа массовых источников. (Руководители: Кащенко С.Г., Гарскова И.М.)

    3.    Методы и технологии работы с текстами.(Руководители: Корниенко С.И., Злобин Е.В.)

    4.    Базы данных и информационные системы в исторических исследованиях.(Руководитель: Гарскова И.М.)

    5.    ГИС и их использование в исторических исследованиях. (Руководители: Владимиров В.Н., Кончаков Р.Б.)

    6.    Компьютерное моделирование исторических процессов.(Руководитель: Бородкин Л.И.)

    7.    Использование ИТ в историческом образовании; модели специализации по профилю "Историческая информатика". (Руководители: Балыкина Е.Н., Можаева Г.В.)

    8.    Историко-культурное наследие: использование ИКТ в работе с информационными ресурсами и электронными документами в архивах, музеях и библиотеках. (Руководители: Афиани В.Ю., Тихонов В.И., Боброва Е.В.)

    9.    ИКТ в исследованиях по социально-экономической истории, исторической демографии и в других областях исторического знания.(Руководители: Канищев В.В., Кащенко С.Г.)

    10.    Концепции и технологии создания научно-образовательных ресурсов.(Руководители: Кончаков Р.Б., Валетов Т.Я.)

    11.    Специализированное программное обеспечение для историков: разработка и использование. (Руководитель: Варфоломеев А.Г.)

    Республика  Беларусь активно сотрудничает с  ассоциацией «История и компьютер» на базе исторического факультета БГУ. Основными исследователями данной тематики являются Е.Н. Балыкина, Д.Н. Бузун, Т.В. Михиенок, В.Н. Сидорцов.

    Таким образом, целью реферата является анализ применения ИТ  в исторических исследованиях. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

    Обзор имеющихся программно-теоретических  разработок в исторической науке

    Исследование  практических аспектов применения информационных технологий в исторических исследованиях

    Структура реферата соответствует поставленным задачам. Глава 1 дает общую характеристику компьютерных программ, используемых в работе историка. В главе 2 представлен  ряд примеров применения информационных технологий в исторических исследованиях  и даются предложения по их применению.

    В работе использовались следующие научные  методы: анализ, дедукция, индукция, метод  сравнения (компаративизм), абстрагирование  и др.

Глава 1 Программно-теоретические разработки в исторической науке

    Первое  десятилетие существования ассоциации «История и компьютер» принесло с  собой целый ряд оригинальных алгоритмических и программных  разработок, в полной мере дающих основания  для того, чтобы считать историческую информатику самостоятельной научной  дисциплиной, имеющей не только свой предмет, но и свой специальный методический арсенал (не сводящийся лишь к общему, стандартному инструментарию информатики). Программно-теоретические разработки в сфере исторической информатики  можно классифицировать следующим  образом:

Источникоориентированные СУБД, специализированные ИПС.

    Одна  из первых таких систем (RSKAZKA) была создана (под руководством Н.М. Арсентьева) в  Мордовском госуниверситете для  изучения демографических процессов  первой половины XIX в. по материалам ревизских сказок. Для работы с метрическими книгами XIX в. в Тамбовском госуниверситете была разработана экспертная система (Р.Б. Кончаков, В.В. Канищев), позволяющая связывать записи из различных книг с помощью предложенной авторами вариации Soundex кода. Другой вариант экспертной системы, реализующей алгоритмы связывания записей и локализующей информацию базы данных об индивидуумах на географической карте, разработали в Н. Тагильском педагогическом институте В.М. Кириллов и С.В. Разинков. Система «ПРОСИС» была создана В.А. Перевертнем (РГГУ) и Д.А. Гутновым (МГУ) для работы с просопографическими данными. В МГУ был предложен алгоритм перевода просопографической информации, представленной в формате многофайловой реляционной базы данных, в агрегированные динамические ряды, реализованный в виде пакета AtiSeP (И.М. Гарскова).1

    Гибкая  программная система, реализующая  различные функции представления  и поиска исторических документов на основе аппарата семантических сетей, предложена Ю.Г. Степиным (Гродненский госуниверситет) и Л.В. Берейшик (Белгосуниверситет). В последние годы появились интересные разработки систем, ориентированных на создание полнотектовых баз данных для хранения, поиска, выборки и упорядочивания информации уникальных рукописных текстов. Так, в Удмуртском госуниверситете (В.А. Баранов и др.) создана система обработки письменных памятников «Манускрипт» (на ее основе реализовано электронное издание Путятиной Минеи). Система включает специализированный редактор для набора, редактирования и занесения текстов в базу, комплекс сервисных программ, конверторы для связи с другими базами данных, средства обработки запросов, конверторы в издательские системы. Оригинальная система хранения и представления текстов смешанного греческого диакритического и латинского алфавита предложена в Институте всеобщей истории РАН (Ю.Я. Вин, А.Ю. Гриднева и др.). Система позволяет реализовать целый ряд функций редактирования, индексирования, поиска; их эффективность продемонстрирована авторами на примере работы с полнотекстовой базой данных «Византийское право».2

  Статистические методы, анализ данных.

    Историко-ориентированное программно-алгоритмическое обеспечение задач анализа данных исторических источников разрабатывалось с 1970_х гг. в лаборатории исторической информатики МГУ. Здесь упомянем лишь две разработки — программу многомерной классификации с использованием теории нечетких множеств FuzzyClass (Л.И. Бородкин, И.М. Гарскова) и интерактивный подход к исследованию неколичественных данных исторических источников, реализованный в виде программы QualiDatE (Е.Б. Белова) и др.

Компьютерное  моделирование исторических процессов.

    Этой  тематикой уже более 20 лет занимается лаборатория (с 2004 г. — кафедра) исторической информатики МГУ. Компьютерные модели социальной мобильности крестьянства в XIX — начале XX вв., мелких предпринимателей в годы нэпа предложены в работах Л.И. Бородкина (в соавторстве с И.Д. Ковальченко и М.А. Свищевым); они основаны на использовании теории марковских цепей. Моделирование динамики дифференциации оплаты труда рабочих дореволюционной России —предмет совместных исследований Л.И. Бородкина и Т.Я. Валетова.3

    С середины 90-х гг. основное внимание в «модельных» разработках лаборатории  уделяется нелинейным моделям исторических процессов, выявлению неустойчивых, хаотических режимов в их динамике. На основе синергетического подхода  построены и исследованы модели стачечного движения в дореволюционной  России (А.Ю. Андреев, Л.И. Бородкин, М.И. Левандовский), модели взаимодействия ветвей власти (Л.И. Бородкин и др.). Нелинейная модель динамики расселения популяций раннего палеолита исследовалась В.Л. Носевичем (Минск), а модель этногенеза — В.В. Ляховым (Алматы). Моделирование процесса выделения специализированной воинской функции в древнем коллективе проведено В.Н. Слоновым (Саратов). Модели демографических циклов в древней истории и средневековье предложены в работах С.А. Нефедова (Екатеринбург). В работах А.Л. Пономарева (МГУ) с помощью метода Монте_Карло моделируются социально-экономические процессы Византии. Н.А. Полевой (Одесса) построил модель движения цен ржи на внутреннем рынке России второй половины XVIII в. Ю.П. Бокарев предложил модель альтернативного развития страны в 1920_х гг. в условиях «безденежной» экономики, натурального обмена между городом и деревней. В последние годы разрабатываются и более общие модели, описывающие нелинейную динамику аграрных и индустриальных обществ (см., например, работу С.Ю. Малкова в данном издании). Существенно, что членами АИК ведется работа и по созданию инструментария для имитационного моделирования исторических процессов. Так, в Полоцком госуниверситете А.Ф.Оськиным разработана программа, с помощью которой историк может построить имитационную модель исследуемого процесса, не владея каким_либо языком программирования; при этом программа позволяет анализировать влияние тех или иных переменных на характер процесса.

Информационные  технологии в источниковедении и вспомогательных  дисциплинах.

    Помимо  уже отмеченных выше работ, связанных  с подготовкой электронных изданий  рукописных текстов, здесь следует  упомянуть оригинальную разработку ученых Томского госуниверситета, создавших алгоритмы и технологии воспроизведения, компьютерной обработки и идентификации филиграней (В.В. Белов, В.А. Есипова,  В.Т. Калайда и др.). Разработка была апробирована на материале коллекции грамот XVII — начала XVIII вв.4

  Информационные технологии в археологии.

    В этой области также выполнен ряд  авторских разработок. Так, в Институте  археологии РАН (А.С. Смирнов, А.В. Трифоненко) создано приложение к известному пакету AutuCAD для разработки трехмерных моделей раскопа и анализа распределения археологических объектов в его пространстве (другими словами — для анализа стратиграфии). Это программа АРХЕО, визуализирующая трехмерную модель раскопа и формирующая базу данных по всем объектам, имеющимся на плане раскопа. Пространственным моделированием культурного слоя археологического памятника занимаются и члены АИК из физико-технического института УрО РАН (Ижевск) И.В. Журбин и Д.В. Груздев. Ими предложены алгоритмы и программы интерполяции и экстраполяции, позволяющие «доопределять» объекты и реконструировать их форму.

  Информационные технологии в учебном процессе.

    Компьютеризацией  учебного процесса члены АИК занимаются 20 лет. З.О. Джалиашвили, А.В. Кириллов (СЗАГС, СПб), Е.Н. Балыкина (БГУ), Е.В. Злобин (РГГУ) разрабатывали программы контроля знаний студентов еще в 80_х гг. прошлого века, в эпоху «больших ЭВМ». Теперь, после «микрокомпьютерной революции», при доминировании сетевых и мультимедийных технологий, обучающие (некоммерческие) программы для студентов-историков создаются в целом ряде вузов. При этом, как правило, используются известные компьютерные (программные) среды, а «контент» и идеи подачи учебного материала и контроля знаний разрабатываются нашими специалистами. Например, тестирование как одна из эффективных форм оценивания знаний студентов, как очного, так и дистанционного образования, в последние годы активно внедряется в вузах. На Западе уровень развития тестового контроля коррелирует с рейтингом вуза.

    Несмотря  на то, что педагогические тесты  появились  на рубеже XIX–ХХ веков1, а первая автоматизированная обучающая система на базе ЭВМ — PLATO — более 40 лет назад2, компьютерное дидактическое тестирование все еще иногда рассматривается как инновация в педагогике, хотя, на наш взгляд, оно уже давно перешло в разряд традиций.5

Информация о работе Применение современных информационных технологий в исторических исследованиях