Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:02, реферат
Cегодня информационные технологии, связанные с применением компьютера в научных исследованиях и образовании, становятся достоянием гуманитариев не в меньшей степени, нежели представителей естественных и технических наук. Темпы внедрения информационных технологий в науку, образование, культуру, да и в саму повседневную жизнь возрастают с каждым годом.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Программно-теоретические разработки в исторической науке……..5
Глава 2 Практические аспекты применения информационных технологий в исторических исследованиях…………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………..16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ИСТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И
ЭТНОЛОГИИ
Реферат на тему:
«Применение
современных информационных технологий
в исторических исследованиях»
Уфа 2012
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
Cегодня информационные технологии, связанные с применением компьютера в научных исследованиях и образовании, становятся достоянием гуманитариев не в меньшей степени, нежели представителей естественных и технических наук. Темпы внедрения информационных технологий в науку, образование, культуру, да и в саму повседневную жизнь возрастают с каждым годом.
Внедрение ИТ в работу историков на постсоветском пространстве началось с 1992 г., когда была образована ассоциация «История и компьютер», являющаяся ветвью международной Ассоциации "History & Computing". Согласно уставу ассоциации основными направлениями ее действия являются:
1. Методологические проблемы исторической информатики, её междисциплинарный характер. (Руководители: Бородкин Л.И., Злобин Е.В.)
2. Методы и технологии анализа массовых источников. (Руководители: Кащенко С.Г., Гарскова И.М.)
3. Методы и технологии работы с текстами.(Руководители: Корниенко С.И., Злобин Е.В.)
4. Базы данных и информационные системы в исторических исследованиях.(Руководитель: Гарскова И.М.)
5. ГИС и их использование в исторических исследованиях. (Руководители: Владимиров В.Н., Кончаков Р.Б.)
6. Компьютерное моделирование исторических процессов.(Руководитель: Бородкин Л.И.)
7. Использование ИТ в историческом образовании; модели специализации по профилю "Историческая информатика". (Руководители: Балыкина Е.Н., Можаева Г.В.)
8. Историко-культурное наследие: использование ИКТ в работе с информационными ресурсами и электронными документами в архивах, музеях и библиотеках. (Руководители: Афиани В.Ю., Тихонов В.И., Боброва Е.В.)
9. ИКТ в исследованиях по социально-экономической истории, исторической демографии и в других областях исторического знания.(Руководители: Канищев В.В., Кащенко С.Г.)
10. Концепции и технологии создания научно-образовательных ресурсов.(Руководители: Кончаков Р.Б., Валетов Т.Я.)
11. Специализированное программное обеспечение для историков: разработка и использование. (Руководитель: Варфоломеев А.Г.)
Республика Беларусь активно сотрудничает с ассоциацией «История и компьютер» на базе исторического факультета БГУ. Основными исследователями данной тематики являются Е.Н. Балыкина, Д.Н. Бузун, Т.В. Михиенок, В.Н. Сидорцов.
Таким образом, целью реферата является анализ применения ИТ в исторических исследованиях. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Обзор
имеющихся программно-
Исследование практических аспектов применения информационных технологий в исторических исследованиях
Структура реферата соответствует поставленным задачам. Глава 1 дает общую характеристику компьютерных программ, используемых в работе историка. В главе 2 представлен ряд примеров применения информационных технологий в исторических исследованиях и даются предложения по их применению.
В работе использовались следующие научные методы: анализ, дедукция, индукция, метод сравнения (компаративизм), абстрагирование и др.
Первое
десятилетие существования
Одна из первых таких систем (RSKAZKA) была создана (под руководством Н.М. Арсентьева) в Мордовском госуниверситете для изучения демографических процессов первой половины XIX в. по материалам ревизских сказок. Для работы с метрическими книгами XIX в. в Тамбовском госуниверситете была разработана экспертная система (Р.Б. Кончаков, В.В. Канищев), позволяющая связывать записи из различных книг с помощью предложенной авторами вариации Soundex кода. Другой вариант экспертной системы, реализующей алгоритмы связывания записей и локализующей информацию базы данных об индивидуумах на географической карте, разработали в Н. Тагильском педагогическом институте В.М. Кириллов и С.В. Разинков. Система «ПРОСИС» была создана В.А. Перевертнем (РГГУ) и Д.А. Гутновым (МГУ) для работы с просопографическими данными. В МГУ был предложен алгоритм перевода просопографической информации, представленной в формате многофайловой реляционной базы данных, в агрегированные динамические ряды, реализованный в виде пакета AtiSeP (И.М. Гарскова).1
Гибкая
программная система, реализующая
различные функции
Историко-ориентированное программно-алгоритмическое обеспечение задач анализа данных исторических источников разрабатывалось с 1970_х гг. в лаборатории исторической информатики МГУ. Здесь упомянем лишь две разработки — программу многомерной классификации с использованием теории нечетких множеств FuzzyClass (Л.И. Бородкин, И.М. Гарскова) и интерактивный подход к исследованию неколичественных данных исторических источников, реализованный в виде программы QualiDatE (Е.Б. Белова) и др.
Этой тематикой уже более 20 лет занимается лаборатория (с 2004 г. — кафедра) исторической информатики МГУ. Компьютерные модели социальной мобильности крестьянства в XIX — начале XX вв., мелких предпринимателей в годы нэпа предложены в работах Л.И. Бородкина (в соавторстве с И.Д. Ковальченко и М.А. Свищевым); они основаны на использовании теории марковских цепей. Моделирование динамики дифференциации оплаты труда рабочих дореволюционной России —предмет совместных исследований Л.И. Бородкина и Т.Я. Валетова.3
С
середины 90-х гг. основное внимание
в «модельных» разработках
Помимо
уже отмеченных выше работ, связанных
с подготовкой электронных
В этой области также выполнен ряд авторских разработок. Так, в Институте археологии РАН (А.С. Смирнов, А.В. Трифоненко) создано приложение к известному пакету AutuCAD для разработки трехмерных моделей раскопа и анализа распределения археологических объектов в его пространстве (другими словами — для анализа стратиграфии). Это программа АРХЕО, визуализирующая трехмерную модель раскопа и формирующая базу данных по всем объектам, имеющимся на плане раскопа. Пространственным моделированием культурного слоя археологического памятника занимаются и члены АИК из физико-технического института УрО РАН (Ижевск) И.В. Журбин и Д.В. Груздев. Ими предложены алгоритмы и программы интерполяции и экстраполяции, позволяющие «доопределять» объекты и реконструировать их форму.
Компьютеризацией учебного процесса члены АИК занимаются 20 лет. З.О. Джалиашвили, А.В. Кириллов (СЗАГС, СПб), Е.Н. Балыкина (БГУ), Е.В. Злобин (РГГУ) разрабатывали программы контроля знаний студентов еще в 80_х гг. прошлого века, в эпоху «больших ЭВМ». Теперь, после «микрокомпьютерной революции», при доминировании сетевых и мультимедийных технологий, обучающие (некоммерческие) программы для студентов-историков создаются в целом ряде вузов. При этом, как правило, используются известные компьютерные (программные) среды, а «контент» и идеи подачи учебного материала и контроля знаний разрабатываются нашими специалистами. Например, тестирование как одна из эффективных форм оценивания знаний студентов, как очного, так и дистанционного образования, в последние годы активно внедряется в вузах. На Западе уровень развития тестового контроля коррелирует с рейтингом вуза.
Несмотря на то, что педагогические тесты появились на рубеже XIX–ХХ веков1, а первая автоматизированная обучающая система на базе ЭВМ — PLATO — более 40 лет назад2, компьютерное дидактическое тестирование все еще иногда рассматривается как инновация в педагогике, хотя, на наш взгляд, оно уже давно перешло в разряд традиций.5
Информация о работе Применение современных информационных технологий в исторических исследованиях