Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:57, реферат
О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.
О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.
Оригинальных восточно-
Датированная часть летописи начинается с 852 года, хотя вся хронология IX—X вв. является условной и может отличаться от истинной.
Расселение.
В Раннее Средневековье славянские земледельцы, пчеловоды, охотники, рыбаки и пастухи широко распространились по Восточноевропейской равнине и к VIII веку стали доминировать в данном регионе. В VIII и IX вв. южное ответвление восточных славянских племен платили дань хазарам, позже перешли под влияние варягов.
В V—VII вв. славяне широко распространились в Европе; их многочисленные племена географически разделились на южных, западных и восточных, которых ждали разные исторические судьбы. Восточные славяне двумя потоками наводнили Восточную Европу. Одна группа племён расселилась в бассейне Днепра на территории современной Украины. Затем она распространилась на север к верховьям Волги, к востоку от современной Москвы, и на запад к долинам северного Днестра и Южного Буга по территориям современных Молдавии и южной Украины. Другая группа восточных славян переселилась из Померании на северо-восток, где столкнулась с варягами. Здесь они и основали важный региональный центр Великий Новгород. Та же группа славян впоследствии населила территории современной Тверской области и Белоозера, достигнув ареала обитания народа меря возле Ростова.
Дальнейшие миграции сложившегося
в эту эпоху древнерусского народа
по-прежнему были направлены преимущественно
на северо-восток, где редкое финно-угорское
население не могло оказать этому
процессу существенного сопротивления.
К концу домонгольского периода новгородцы и жители Владимиро-Суздальского
княжества освоили Заволочье, славянское население которого
быстро прибывало после того, как южно-русские
княжества оказались под ударом монголо-татар.
К концу монголо-татарского ига русские
города Нижний Новгород, Хлынов, Чердынь и Со
Вследствие политического
разделения древнерусской нации
после монголо-татарского нашествия,
она разделилась и в этническом
отношении на русский, украинск
Занятия.
Основой хозяйства восточных
славян было пашенное земледелие. Восточные
славяне, осваивая огромные лесные пространства
Восточной Европы, несли с собой
земледельческую культуру. Так, распространено
было подсечно-огневое земледелие. После
истощения земли участок забрасывали
и осваивали новый, что требовало усилий
всей общины.
В степных районах применялось переложное
земледелие, схожее с подсекой, но связанное
со сжиганием не деревьев, а ивовых трав.
С VIII в. в южных районах получает распространение
полевое пашенное земледелие, основанное
на использовании плуга с железным мехом,
тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся
до начала XX в
Определенную роль
в хозяйстве играли также
Скотоводство начинает отделяться от
земледелия. Славяне разводили свиней,
коров, овец, коз, лошадей, волов.
Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной
основе – кузнечное дело, но оно в основном
было связано с земледелием. Из болотных
и озерных руд начали производить железо
в примитивных глиняных горнах (ямах).
Особое значение для судеб восточного
славянства будет иметь внешняя торговля,
развивавшаяся как на Балтийско-Волжском
пути, по которому в Европу поступало арабское
серебро, так и на пути «из варяг в греки»,
связывавшим византийский мир через Днепр
с Балтийским регионом.
Верования.
У восточных славян очень
долго был патриархально-
Более сложен вопрос о богах
и божествах восточных славян.
Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь
Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известно. Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия.[32], а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.
В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через искоренение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.
Однако, реформа не удалась, так как на базе политеизма не удалось объединить славянские племена.
Из других богов, которые
упоминаются в летописях и
некоторых других источниках, можно
назвать — Сварог, Даждьбог, Хо
В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов.
На первом этапе образования древнерусского государства VIII-середина IХ вв происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.
На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов).
Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от “заморских варягов” (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь “из варяг в греки”, подвел экономическую базу под складывающееся государство. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей.
В эпоху правления Олега 879-912 гг. - годы правления Олега. в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и “воев” (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.
Игорь 912-945 гг. - годы правления Игоря. стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.
Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает “погосты”, ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.
Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого 980-1015г.г.- годы правления Владимира Святого.. Его первые шаги не обещали каких- либо качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.
Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей.
К концу Х века сложились основные
признаки древнерусского государства:
династическая родовая
Особенности и историческое значение образования государства восточных славян
Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
Благодаря образованию государства
формируется древнерусская
В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.
Древнерусское государство в течение
веков после своего возникновения
отбивало “волны” кочевников, принимало
удар на себя, обеспечивая тем самым
благоприятные условия для
Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству. Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира.
Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды.
Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.
Принятие христианства на
Руси в православной традиции —
процесс закономерный и объективный,
связанный с развитием
Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.