Принятие христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.

Файлы: 1 файл

Происхождение.docx

— 36.29 Кб (Скачать файл)
  1. Происхождение.

О ранней истории восточных  славян известно очень мало. Среди  причин — отсутствие собственной письменности  и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.

Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI века сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX века. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных самой ранней является «Повесть временных лет» — летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы. Однако из-за того, что в центре внимания летописцев находилась прежде всего история Древнерусского государства (династии Рюриковичей), основные сведения по славянам касаются полян и новгородских славян, тогда как данные об остальных племенах крайне фрагментарны.

Датированная часть летописи начинается с 852 года, хотя вся хронология IX—X вв. является условной и может отличаться от истинной.

Расселение. 

В Раннее Средневековье славянские земледельцы, пчеловоды, охотники, рыбаки и пастухи широко распространились по Восточноевропейской равнине и к VIII веку стали доминировать в данном регионе. В VIII и IX вв. южное ответвление восточных славянских племен платили дань хазарам, позже перешли под влияние варягов.

В V—VII вв. славяне широко распространились в Европе; их многочисленные племена географически разделились на южных, западных и восточных, которых ждали разные исторические судьбы. Восточные славяне двумя потоками наводнили Восточную Европу. Одна группа племён расселилась в бассейне Днепра на территории современной Украины. Затем она распространилась на север к верховьям Волги, к востоку от современной Москвы, и на запад к долинам северного Днестра и Южного Буга по территориям современных Молдавии и южной Украины. Другая группа восточных славян переселилась из Померании на северо-восток, где столкнулась с варягами. Здесь они и основали важный региональный центр Великий Новгород. Та же группа славян впоследствии населила территории современной Тверской области и Белоозера, достигнув ареала обитания народа меря возле Ростова.

Дальнейшие миграции сложившегося в эту эпоху древнерусского народа по-прежнему были направлены преимущественно  на северо-восток, где редкое финно-угорское население не могло оказать этому  процессу существенного сопротивления. К концу домонгольского периода новгородцы и жители Владимиро-Суздальского княжества освоили Заволочье, славянское население которого быстро прибывало после того, как южно-русские княжества оказались под ударом монголо-татар. К концу монголо-татарского ига русские города Нижний Новгород, Хлынов, Чердынь и Соликамск обосновались на Волге, Вятке и в бассейне Камы.

Вследствие политического  разделения древнерусской нации  после монголо-татарского нашествия, она разделилась и в этническом отношении на русский, украинский и белорусский народы. Миграции их продолжались и далее вплоть до XX века. В XVI—XVII веках русские заселили среднее и нижнее Поволжье, бассейн Дона, освоили Средний и Южный Урал иСибирь, подчиняя и частично ассимилируя местное население. К XVIII в. русские и украинцы вытеснили в Крым татарское население Северного причерноморья, заселили бассейны рекКубань и Яик, к XIX веку проникли в Прибалтику, Финляндию, на Кавказ, в Среднюю Азию, на Аляску и в Калифорнию.

Занятия. 

Основой хозяйства восточных  славян было пашенное земледелие. Восточные  славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой  земледельческую культуру. Так, распространено было подсечно-огневое земледелие. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.  
     В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а ивовых трав. 
     С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в    

 Определенную роль  в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.  
     Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов.  
     Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе – кузнечное дело, но оно в основном было связано с земледелием. Из болотных и озерных руд начали производить железо в примитивных глиняных горнах (ямах). 
     Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. 
Верования.

У восточных славян очень  долго был патриархально-родовой  строй, поэтому у них долго  сохранялся и семейно-родовой культ  в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения  умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью  и колдуны

Более сложен вопрос о богах  и божествах восточных славян. Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.

Многие исследователи  согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известноСчитается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия.[32], а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.

В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через искоренение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.

Однако, реформа не удалась, так как на базе политеизма не удалось объединить славянские племена.

Из других богов, которые  упоминаются в летописях и  некоторых других источниках, можно  назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Род и рожаницы — этимология и происхождение которых неясны

  1. Основные этапы образования древнерусского государства

В своем развитии древнерусское  государство прошло ряд этапов.

На первом этапе образования  древнерусского государства VIII-середина IХ вв происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов).

Современные исследователи, преодолевая  крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от “заморских варягов” (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь “из варяг в греки”, подвел экономическую базу под складывающееся государство. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей.

В эпоху правления Олега 879-912 гг. - годы правления Олега. в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и “воев” (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь 912-945 гг. - годы правления Игоря. стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий, завершающий этап складывания  государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам  за смерть своего мужа, она устанавливает  фиксированную норму дани, а для  ее сбора устраивает “погосты”, ставшие  опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося  победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала  мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько  задержало внутреннее устроение  русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира  Святого 980-1015г.г.- годы правления Владимира  Святого.. Его первые шаги не обещали каких- либо качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Следующим решительным шагом, завершающим  создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую  веру и укрепить власть киевского  князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей.

К концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства: династическая родовая княжеская  власть; простейший государственный  аппарат в лице дружины и наместников  князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

 

 Особенности и историческое значение образования государства восточных славян

Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Образование государства имело  важное историческое значение для восточных  славян. Оно создавало благоприятные  условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и  на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций  в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Благодаря образованию государства  формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система  общества.

В рамках древнерусского государства  происходит складывание единой древнерусской  народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского  и белорусского.

Древнерусское государство в течение  веков после своего возникновения  отбивало “волны” кочевников, принимало  удар на себя, обеспечивая тем самым  благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом  и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

  1. Принятие христианства


 
 

Заметный шаг вперед в  своем развитии сделало молодое  русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству. Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира.

Сын Святослава великий князь  Владимир, занявший киевский престол  в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды.

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление  населения, почитавшего своих языческих  богов.Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.

Принятие христианства на Руси в православной традиции —  процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской  цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял  Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Информация о работе Принятие христианства