Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 12:58, контрольная работа
Современные историки считают принятие христианства на Руси очень важным положительным событием в истории России. Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно, не могло конкурировать с язычеством.
Введение…………………………………………………………………………….3
Русь дохристианская ……………………………………………….….……3
Крещение великой княгини Ольги и князя Владимира……….……..……5
Крещение Руси……………………………………………………..……..….7
Распространение христианства и начало становления церковной организации на Руси……………………..………………………….……….8
Историческое значение принятия христианства на Руси.....…………….10
Заключение……………………………………………….….…………………….13
Список использованных источников и литературы………………...……….15
Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.
Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.
Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.
В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Основу христианского учения представляет идея индивидуального “спасения”, достигаемого путем нравственного самосовершенствования и духовного очищения. Приближение к Богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в Х1Х в., - соборной личности. В итоге, западноевропейское “прочтение” христианства, исходящее из того, что спасение человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становления личности и достижения ею внешней свободы. В результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства. Это приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного спасения
Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
Героическая эпоха Владимира была воспета и церковным летописцем и народом потому, что политика князя объективно совпадала с общенародными интересами.
Что дало Руси христианство? Такого рода вопросы всегда не просты, поскольку учитывать надо не только приобретения, но и потери.
Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.
И наконец, самый главный плюс, который приписывается принятию христианства на Руси – это объединение Руси, т.е. образование Киевского государства и укрепление государственного аппарата.
1. Данилевский И.Н. Древняя Русь
глазами современников и
2. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IХ - начало ХХ в. - М., 1994. - Гл.2.
3. Котляр Н.Ф. Древнерусская
4. Новосельцев А.П., Пашуто В.Г., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма. - М., 1972. - Гл.1.
5. Рапов О.М. Русская церковь в IХ - первой трети ХII в.: Принятие христианства. - М., 1988.
6. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. - М.,1990.
7. Свердлов М.Б. Генезис и структура
феодального общества в
8. Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. - Киев, 1992. - Гл.1.
9. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки отечественной историографии. - Л., 1990. - Очерк VI.
10. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М., С-Пб., 1995. - Гл. 3-5.
11. Хрестоматия по истории России. - М.,1994. - Т.1. - С. 49-89.
Информация о работе Принятие и распространение христианства на Руси, его историческое значение