Принятие на Руси христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

Во второй половине 10 в. князь Владимир Святославич политически укрепил государство, провёл ряд реформ. Среди них наибольшее значение имела религиозная. Поначалу Владимир в 980 г. предпринял попытку обновить языческие верования: ввёл “Владимирове шестибожие” (учредил единый для всего Киевского государства пантеон языческих богов, в кото-рый входили: Перун, Стрибог, Даждьбог, Мокош, Хорс, Симаргл). Но эта реформа не дала ожидаемых результатов.

Файлы: 1 файл

Информация к истории!!.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

РОДИЛСЯ В 1630 в Станице Зимовейская-на-Дону

 

 

 

Донской атаман, предводитель крупнейшего казацко-крестьянского восстания. Степан Тимофеевич Разин родился в 1630 году в станице Зимовейская-на-Дону. Отец Степана - знатный казак Тимофей Разин, крестным отцом был войсковой атаман Корнила Яковлев. У Степана было два брата: старший, Иван и младший, Фрол. Уже в юности Степан занимал видное место среди донских старшин. В 1652 и 1661 годах совершил два паломничества в Соловецкий монастырь. В составе зимовых станиц - донских посольств - в 1652,1658 и 1661 годах побывал в Москве. Зная татарский и калмыцкий языки, неоднократно успешно участвовал в переговорах с калмыцкими предводителями. В 1663 году, возглавляя казачий отряд, совершил совместно с запорожцами и калмыками поход под Перекоп против крымских татар.

Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой в 1665 году князя Юрия Долгорукова над старшим братом Степана Иваном за попытку вместе с отрядом казаков самовольно покинуть театр военных действий против поляков. Благодаря своей удачливости и личным качествам, Степан Разин получил широкую известность на Дону. Словесный портрет Разина составил не раз его видевший голландский парусный мастер Ян Стрейс: «Это был высокий и степенный мужчина крепкого телосложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью».

В 1667 году Степан Разин становится походным атаманом крупного отряда «голутвенных» казаков и «новоприходцев» из России. В 1667 году Разин во главе казацких отрядов совершил походы на Волгу и Яик, а в 1668-1669 годах - по Каспийскому морю в Персию. Данное предприятие получает название «поход за зипунами» (то есть за добычей). Фактически, это было нарушение обещания больше не воровать, данного казаками московскому правительству.

В то время Разин командовал армией в 1200 человек. Выйдя в Каспийское море на 30 судах-стругах, казаки сначала опустошили берега нынешних Дагестана и Азербайджана, а потом, разорив несколько персидских городов, двинулись в Астрабад. Казаки разграбили город, после чего отправились в Астрахань, где разбили царское войско и разграбили несколько монастырей.

Возвращение казаков на Дон в августе 1669 года с богатой добычей укрепило славу Разина как удачливого атамана, к нему с разных сторон стали стекаться не только казаки, но и толпы беглых из России.

Вместе с казаками он строит крепость Кагальник (Кагальницкий городок) на острове между Кагальницкой и Ведерниковской станицам, где размещаются его сторонники. Дон представлял собой, таким образом, два лагеря: атаманом в Черкасске был Корнила Яковлев, а в Кагальнике - Степан Разин.

Хотя номинально войсковой атаман Корнила Яковлев сохранил свою должность, самым влиятельным человеком в войске стал Разин, его ряды постоянно ширились.

Весной 1670 года Разин возглавил новый поход на Волгу, заявив, что намерен идти сначала на Волгу, а после - на Русь, чтобы наказать «изменников»-бояр и дать свободу простым людям.

Были взяты Царицын, Астрахань, Саратов, Самара, в его руках оказалось все Нижнее Поволжье. Начавшись как казачье выступление, движение под предводительством Разина быстро переросло в огромное крестьянское восстание, охватившее значительную часть территории страны. Бунт запылал на всем пространстве между Окой и Волгой. Восставшие предавали помещиков смерти, свергали воевод, создавали свои органы власти в форме казачьего самоуправления.

Царское правительство предприняло чрезвычайные меры для подавления восстания. Главные силы восставших не смогли взять Симбирск, правительственным войскам удалось нанести поражение Разину в октябре 1670 года. Самого атамана, раненного в бою, едва успели спасти и отвезти в Кагальницкий городок.

Оправившись от полученных под Симбирском ран, Степан Разин не собирался слагать оружия. Он рассчитывал собрать новое войско и продолжить борьбу.

Но в 1671 году на Дону уже господствовали иные настроения, резко упали авторитет и влияние самого Разина. Усилилось противостояние между Разиным и низовыми казаками. По мере развития успеха правительственных войск зажиточные донские казаки склонялись к мысли о необходимости пленения Разина и передачи на царский суд.

После неудачной попытки лидера восставших взять Черкасск, войсковой атаман Яковлев нанес ответный удар. В апреле 1671 года низовые казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок, а захваченного в плен Разина выдали московским властям. После пыток Степан Разин 16 июня (6 июня по ст. стилю) 1671 года был публично казнен (четвертован) в Москве возле Лобного места. Спустя три дня останки Разина «на показание всем» были «вздеты на высокие деревья и поставлены за Москвой-рекой на площади (Болотной) до исчезнутия». Позднее останки Степана Разина были захоронены на Татарском кладбище в Замоскворечье (ныне территория Парка культуры и отдыха им. М. Горького). Погребение на мусульманском кладбище объясняется тем, что предводитель Крестьянской войны был еще при жизни отлучен от церкви.

Личность Разина оставила глубокий след в народной памяти. Ему посвящен целый цикл песен; ряд урочищ по Волге зовется его именем.

 

Папа, распечатай мне

«Имперскую гос-ть»!

http://www.istmira.com/istoriya-rossii-xix-nachala-xx-vv/2323-imperskaya-gosudarstvennost.html

 

Имперская государственность. 18-09-2010, 13:08 |

Фундаментальный принцип российской имперской государственности — принцип многообразия, что означало полное отсутствие какой-либо административно-политической, правовой, национальной, культурной или конфессиональной унификации. В период своего расцвета, который приходился на 1740-е-1820-е гг., от Елизаветы Петровны до Александра I, Российская империя гарантировала своим подданным, особенно тем из них, что стали подвластны ей сравнительно недавно, все те права, привилегии и преимущества, какими они обладали прежде, до присоединения. Именно так обстояло дело в Остзейском крае, в Закавказье, где правительство столкнулось с давней политической культурой Грузии, азербайджанских и армянских земель, в Финляндии, а также на территориях, которые отошли к России после разделов Польши, и на большей части Кавказа.
Даже в отношении земель, давно присоединенных к русскому государству, власти проявляли крайнюю осторожность. К примеру, на Украине гетманство было ликвидировано лишь при Екатерине II, а перестройку губернского управления по великорусскому образцу осуществил Николай I. Само губернское устройство, которое начиная с екатерининской реформы 1775 г. обеспечивало внутреннюю стабильность, распространялось не на всей территории империи, а губернское управление имело существенные местные отличия.
Российская имперская политика — политика национальной и конфессиональной терпимости, и именно она делала Российскую империю столь притягательной для выходцев из других стран — немцев, сербов, греков, болгар, армян, евреев, которые большими группами селились в стране и принимали участие в ее хозяйственном развитии. Долгое время ни о каком государственном стремлении уравнять отдельные народы и земли Российской империи не было и речи, как не было оснований говорить и о какой-либо иерархии земель и народов. Более того, было просто бесполезно сравнивать социальные и политико-правовые реалии Великого княжества Финляндского и, к примеру, Новороссийского генерал-губернаторства.
При Александре I предпринимались попытки совершенствования имперской государственности. Одна из них была связана с идеями федерализма и легла в основу Государственной Уставной грамоты и «Конституции» Н. М. Муравьева, другая содержалась в проекте П. И. Пестеля, где проводились принципы административной унификации и централизации.
События 14 декабря 1825 г. и воцарение Николая I привели к тому, что были отвергнуты оба пути переустройства российской государственности. Николаевским ответом на вызов времени, на выступление декабристов, на требования социальных перемен стали политический застой и идеологическая изощренность. Император полностью отказался от александровской идеи эволюционного федерализма и вместе с тем не решился следовать по пути скорой и последовательной централизации. Уваровская триада «православие, самодержавие, народность», правительственное поощрение разнообразных проявлений «русского духа» означали распад державного имперского сознания и были заведомо неприемлемы для значительной части подданных. Естественным ответом на них стал рост национализма нерусских народов. Николай I и его последователи с их идеей «Россия — для русских» сознательно порвали с имперской традицией терпимости.
Административная и правовая унификация, правда далекая от радикальных рекомендаций Пестеля, которая сопровождалась ограничением прав католиков, мусульман, иудаистов и представителей других конфессий, а также насильственной русификацией нерусских народов, началась при Николае I. Его политику последовательно продолжали Александр II (особенно в Царстве Польском), Александр III, при котором кризис империи принял необратимый характер, и Николай И. Неэффективная и провокационная политика русификации входила в противоречие с дискриминацией и сегрегацией отдельных народов — евреев, кочевых «инородцев» Сибири и Туркестана. Эта политика была несовместима с традиционными принципами имперской государственности. В то же время следование ей исключало возможность модернизации политических институтов и социальных отношений и обрекало Российскую империю на несостоятельность.
Дальневосточная политика. В царствование Александра II получил завершение вековой процесс строительства империи, что отвечало принципу А. М. Горчакова о необходимости для России «сосредоточиться в себе». Определенное внимание министерство иностранных дел стало уделять Дальнему Востоку. В 1858 г. в Айгуне был подписан договор с Китаем о возвращении России территорий по левому берегу Амура, плавание по которому разрешалось только русским и китайским судам. Создавались предпосылки для урегулирования пограничных вопросов, которые долгие годы оставались нерешенными. В том же году был заключен Тяньцзиньский договор о торговых и дипломатических отношениях между странами. Китайское правительство, опасавшееся колониальной экспансии Англии и Франции, было заинтересовано в добрых отношениях с Россией.
В 1860 г. в Пекине по инициативе графа Н. П. Игнатьева было подписано новое соглашение, которое закрепило за Россией Уссурийский край. После этого началось быстрое освоение Приморья и Приамурья: был основан Владивостокский порт, стали строиться города Благовещенск и Хабаровск, расширилась русско-китайская торговля.
В те же годы велись русско-японские переговоры о статусе Сахалина, который находился в совместном владении двух стран. Они завершились в 1875 г. подписанием Петербургского договора, по которому Япония соглашалась на переход Сахалина в полное владение России в обмен на передачу ей Курильских островов. Между Россией и Японией установились дружественные отношения, что укрепляло русские позиции на Дальнем Востоке и на Тихом океане.
В 1867 г. Россия согласилась на предложение правительства США продать русскую часть Аляски и Алеутские острова. Это был акт доброй воли, вызванный желанием продемонстрировать дружественные отношения к стране, где недавно было отменено рабство. Во время Гражданской войны в Америке российские власти и общественность поддерживали северян и охотно проводили параллели между судьбами двух стран. На Аляске у России не было ни экономических, ни военно-политических интересов, и ее уступка получила общее одобрение.
Среднеазиатская политика. Дипломатия А. М. Горчакова обратила внимание и на Среднюю Азию. По мнению министра, Россия не могла допустить там рост английского влияния. Важная роль отводилась налаживанию торгово-экономических отношений с Бухарским эмиратом, с Кокан-дским и Хивинским ханствами. В министерстве иностранных дел считали, что «торговля есть основной клапан всей нашей политики в Средней Азии». Русские купцы были поставлены там в заведомо неравные условия, будучи вынужденными платить пошлины в два-четыре раза выше, чем мусульмане. Безопасность границ и благоприятный режим торговли стали главными приоритетами горчаковской среднеазиатской политики, которая была составной частью русско-английского противостояния.
Иначе смотрели на дело власти Оренбургского и Туркестанского генерал-губернаторств, военное министерство и особенно местные воинские начальники в Закаспии. Они постоянно сталкивались с набегами кочевых племен на российские территории, с угоном пленных на невольничьи рынки Средней Азии. О военной помощи во время междоусобиц просили местные владетели. Нередко они проявляли инициативу, ставя Петербург перед свершившимися фактами. Характерна запись в дневнике министра внутренних дел П. А. Валуева за 1865 г.: «Ташкент взят ген. Черняевым. Никто не знает, почему и для чего».
В николаевское время при Оренбургском генерал-губернаторе В. А. Перовском по берегам Сыр-Дарьи были построены укрепления — Сырдарьинская военная линия. Тогда же был заложен город Верный, от которого до Семипалатинска шла Сибирская укрепленная линия. Перовский успешно отражал нападения кокандского хана, за которым стояла британская дипломатия.
В 1863 г. Александр II утвердил предложение военного министра о переходе к активным действиям в Средней Азии. Главным мотивом этого решения был фактор российско-британского соперничества. Сыграло роль и стремление установить границы империи по естественным рубежам. Русские части возглавил генерал М. Г. Черняев, направив главный удар против Кокандского ханства. Силы были неравны: при взятии Ташкента русские войска потеряли убитыми 25 человек.
В 1867 г. было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, которое включало Сырдарьинскую и Семиречен-скую области. Генерал-губернатором был назначен опытный военный администратор К. П. Кауфман. Его система управления основывалась на началах постепенности и осторожности. Он избегал применять силу и полагал, что «всякая крутая мера принесет более вреда, чем пользы, и вызовет фанатизм и упорство народа». Кауфман надеялся «ввести внешний порядок и спокойствие, обеспечить необходимые государству средства от взимания податей, установить мир с соседями и постепенно ввести население в состав Российской империи». Российские власти охраняли права мусульманского духовенства, не вмешивались в местные правоотношения. Огромное значение имело повсеместное запрещение всех форм рабства. Со временем потребности русской легкой промышленности привели к распространению посевов хлопчатника, что, в свою очередь, способствовало совершенствованию ирригации. Вместе с тем современники отмечали низкий уровень колониальных чиновников.
Кокандское ханство и Бухарский эмират, войска которого были разбиты в 1868 г. под Самаркандом, сохранили автономию, но их внешняя политика находилась под полным контролем России.
Дальнейшее проникновение в Среднюю Азию было связано с действиями Хивинского ханства, чьи отряды совершали постоянные нападения на торговые караваны. В 1869 г. генералом Н. Г. Столетовым был заложен город Красноводск, откуда спустя четыре года началось наступление на Хиву. Хивинский хан вынужден был признать вассальную зависимость от России. Российские власти объявили о ликвидации рабства и работорговли, освободив до 40 тыс. невольников. Приведя Хиву, Бухару и Коканд, как он выражался, «к одному знаменателю», Кауфман на этом не остановился. В 1876 г. Кокандское ханство было преобразовано в Ферганскую область.
Продвижение России в Средней Азии крайне остро воспринималось правящими кругами Великобритании, которые усматривали в этом угрозу своим индийским владениям. Развязав войну в Афганистане, англичане заняли Кабул и усилили агитацию среди туркменских племен, отношение которых к русским не было дружественным.
Военный министр Д. А. Милютин был сторонником наступательных действий, которые могли бы остановить англичан в Закаспии. Он предложил занять Ахалтекинский оазис и крепость Геок-Тепе. Выполнение задачи было возложено на генерала М. Д. Скобелева, который уже прославился на Балканах. В 1881 г. крепость была взята. В том же году в Тегеране была подписана конвенция о границах между Россией и Ираном. Фактически это был союзный договор, направленный против Англии. Иранский шах отказывался от претензий на Мерв, следствием чего стало добровольное присоединение жителей Мервского оазиса к России в 1884 г.
Это событие вызвало обострение русско-английских противоречий, которое привело к вооруженному конфликту. В 1885 г. войска афганского эмира, где ключевые позиции занимали английские офицеры, вышли на левый берег реки Кушка, где находились русские части. Эмир заявил о своих претензиях на туркменские земли. Произошло столкновение, которое закончилось отступлением афганской армии. Россия одержала важную военно-политическую победу. Ее следствием стало подписание ряда соглашений, по которым устанавливалась российско-афганская граница цо естественным водным рубежам. События 1885 г. укрепили престиж России в Средней Азии, ослабили позиции Великобритании и способствовали тому, что в отношениях двух стран наметилась тенденция к смягчению противостояния.
Присоединение Средней Азии к Российской империи завершилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая политика советского государства

в конце 1917 - первой половине 1918 гг.

На экономическую политику большевиков влияли несколько факторов. Во-первых, - ситуация в стране, которая диктовала определенную логику действий (политическая нестабильность, распад хозяйственных связей, развал производства, транспортный и продовольственный кризис, натурализация экономики, инфляция). Во-вторых, экономика была мобилизована на нужды войны. Значительная часть трудоспособного населения находилась на фронте и, ничего не производя, лишь потребляла. Это делало необходимым жесткую централизацию управления, концентрацию ресурсов, нормированное снабжение. Попытки осуществить ее перевод на мирные рельсы не удались, поскольку в стране началась гражданская война. В-третьих, согласно марксистской идеологии требовалось уничтожение частной собственности и проведение широкой социальной
программы в интересах трудящихся. Планировалось также постепенное обобществление производства. Ленин предполагал создание «государства через трудящихся», в котором к управлению обществом будут привлечены широкие слои трудящихся, т.е. когда «каждая кухарка будет управлять государством».
В-четвертых, большевики были убеждены в близости мировой революции, с ее потребностями они сверяли целесообразность всех своих мероприятий.
В-пятых, оказавшись у власти, они не могли не учитывать настроений широких масс, в первую очередь пролетариата и беднейшего крестьянства.

В руководстве партии существовали разные точки зрения на темпы и методы социалистического строительства. Были широко распространены ультрареволюционные взгляды так называемых «левых коммунистов» во главе с Н.И. Бухариным. Они требовали немедленного осуществления всех социалистических преобразований и отрицали любые компромиссы с буржуазией. Свой долг они видели в приближении мировой революции. Весной 1918 г. взгляды «левых коммунистов» разделяло около двух третей всех членов партии.

Изменение хозяйственных отношений советская власть начала с национализации казенного имущества и передачи его в руки новых государственных органов. Исходя из ленинской идеи «государства - коммуны» большевистское руководство пыталось на практике создать государство, основанное на самоуправлении масс, без чиновничества, постоянной армии и репрессивных органов. Наиболее ярко это проявилось в организации управления промышленностью: профсоюзы и фабзавкомы наделялись государственными функциями управления фабриками и заводами. В.И. Ленин рассматривал рабочий контроль как подготовительную стадию к национализации промышленности, своего рода «школу», в которой рабочие должны научиться управлению у буржуазных специалистов.

14 ноября 1917 г. ВЦИК принял «Положение о рабочем контроле», согласно которому фабрично-заводские комитеты получили право вторгаться в распорядительскую и хозяйственную деятельность администрации, принимать участие в приеме и увольнении рабочих, добиваться обеспечения предприятий сырьем и топливом, денежными средствами, заказами и т.п. В 1918 г. на территории 31 губернии европейской части РСФСР на 87,4% всех предприятий с числом рабочих свыше 200 человек был введен рабочий контроль в управлении.

Поскольку на большинстве предприятий предприниматели отказались признавать рабочий контроль, в качестве репрессивной меры 17 ноября вышел Декрет СНК о национализации Ликинской мануфактуры, который положил начало национализации всей промышленности. С ноября 1917 г. по март 1918 г. началась так называемая «красногвардейская атака на капитал». До принятия декрета о национализации крупной промышленности всех основных отраслей производства от 28 июня 1918 г. процесс национализации оставался неорганизованным и неупорядоченным.

Огромную роль в управлении промышленных предприятий стали играть профсоюзы, функции управления которых были закреплены в документах I Всероссийского съезда профсоюзов, проходившего в Петрограде 20-27 января 1918 г. В его решениях было записано, что профсоюзы должны принимать участие в регулировании производства, организации рабочего контроля, регистрации и распределении рабочей силы, организации обмена между городом и деревней, борьбе с саботажем и т.п. К этому времени профсоюзы насчитывали около 3 млн человек. Самыми крупными из них были союзы металлистов (600 тыс. чел.), текстильщиков (500 тыс. чел.), торгово-промышленных служащих (150 тыс. чел.). Не имели единого союза сельскохозяйственные рабочие, шахтеры и другие.

Иллюзии большевиков о построении рабочего государства были развеяны. Первые месяцы Советской власти показали несостоятельность политики организации управления народным хозяйством посредством рабочего самоуправления. Рабочие, не знающие технологию и рынок, не могли ни организовать производственный процесс, ни снабдить предприятия сырьем, топливом и т.д. Там, где рабочие коллективы брали фабрики и заводы в свои руки, начинался хаос, падала трудовая дисциплина. Сотни предприятий закрылись, на плаву держались лишь те, которые работали на оборону. Как следствие этого, в городах начались безработица и голод. Регулярными стали забастовки рабочих. С весны 1918 г., когда сопротивление предпринимателей было сломлено, ставка делается на государственное управление промышленностью. Национализированные предприятия передавались в ведение ВСНХ и его местных органов. Рабочему классу партия предлагает учиться управлению через профсоюзы, которые впоследствии объявляют школой коммунизма.

Вслед за промышленностью были национализированы банки, финансовые учреждения, железные дороги. 14 декабря 1917 г. Декретом СНК вводилась государственная монополия на банковое дело. На этой основе создается государственный сектор в экономике. В апреле 1918 г. вводится монополия внешней торговли, ставшая впоследствии одной из незыблемых основ экономической политики Советского государства.

Для централизованного управления экономикой Декретом ВЦИК от 2 декабря 1917 г. был учрежден Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Он формировался как выборный коллегиальный орган, в сферу деятельности которого входили национализация крупной промышленности, управление транспортом, финансы, введение всеобщей трудовой повинности, налаживание товарооборота и т.д. В его состав вошли Всероссийский совет рабочего контроля, Центральный совет фабрично-заводских комитетов, представители отраслевых профсоюзов. На местах создавалась сеть территориальных СНХ - отраслевые центры и главные управления (главки), которые имели относительную самостоятельность. Высшим органом, решения которого были обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности, был съезд советов народного хозяйства. Первым председателем Президиума ВСНХ стал экономист по образованию Н. Осинский (В. Оболенский).

Экономическая политика большевиков весной 1918 г. была довольно противоречивой. Предполагалась смена «красногвардейской атаки» на капитал к его осаде через систему «государственного капитализма», а уже затем переход к социализму. Три обстоятельства вызвали такой поворот в позиции Ленина. Во-первых, задержка с началом мировой революции и соответственно помощи западного пролетариата своим собратьям в России. Во-вторых, осознание несоответствия между классической марксистской моделью социализма вообще и реальными условиями отдельно взятой страны в частности. В-третьих, невозможность преодоления хаоса без использования экономических рычагов. Ленин выдвигает задачу организации управления России, когда «преимущественное значение приобретает не политика, а экономика». Он предлагает ввести учет и контроль производства и распределения продуктов, сдельную оплату труда, дисциплину и единоначалие на производстве, всеобщую трудовую повинность, привлечение за высокую плату буржуазных специалистов, замену контрибуции налогами. Ключ к успеху Ленин видит в «государственном капитализме», имея в виду три его формы: хлебную монополию, подконтрольных советскому государству предпринимателей и кооперацию.

Переход к созданию государственного аппарата для управления промышленностью заставил большевиков пересмотреть их взгляды и на отношение к буржуазным специалистам. Первоначальное мнение о том, что управленцы будут работать «за зарплату среднего рабочего», не оправдалось. Их стали широко привлекать к социалистическому строительству путем назначения высоких окладов, лучшего материального обеспечения. Наряду с привлечением в сферу государственного строительства и управления промышленностью буржуазных специалистов большевики пытались достичь компромисса с крупными предпринимателями для того, чтобы использовать их опыт в организации народного хозяйства. В это время велись переговоры с одним из таких предпринимателей, Мещерским, о создании советского металлургического треста, который насчитывал бы более 300 тыс. рабочих. Обсуждался и проект промышленника Стахеева, контролировавшего около 150 промышленных, финансовых и торговых предприятий Урала, он предлагал создать на паритетных началах с правительством мощное промышленное объединение. Однако даже эти скромные попытки партнерства большевиков с предпринимателями были вскоре сорваны.

Информация о работе Принятие на Руси христианства