Принятие решения о перестройке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 13:40, доклад

Описание работы

11 марта 1985 г. внеочередной Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем партии 54-летнего Михаила Сергеевича Горбачева, жизненный путь которого в общем не отличался от пути его предшественников. Членом КПСС М.Горбачев стал в 21 год. С середины 50-х годов на комсомольско-партийной работе. В ноябре 1978 г. избран секретарем ЦК КПСС. В ноябре 1979 г. — кандидат, с октября 1980 г. —- член Политбюро ЦК КПСС.
Сам факт обновления и особенно омоложения партийного руководства был весьма знаменательным событием. На смену немощным старцам в Политбюро постепенно стала формироваться группа относительно молодых руководителей, хотя и с традиционным опытом аппаратной комсомольско-партийной работы. Но даже оторванные от масс фальсифицирующие действительность, властные и способные еще крепко держать социальные вожжи вожди понимали, что их управление слабеет. Все более и более падала экономика, обозначился кризис социальной сферы, политическая и производственная апатия деформировала мораль, усилилась коррупция, росла преступность, назревало всеобщее негодование.

Файлы: 1 файл

перестройка-реферат.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

Однако несмотря на отказ от конфронтации с Западом и от идеи мировой революции новое политическое мышление формировалось постепенно и еще медленнее воплощалось в практические дела. Внешнеполитическая деятельность СССР в 80-х годах носила в большей степени пропагандистский, популистский характер, в ее основе лежали принципы «социалистического интернационализма* и устрашение ядерной войной.

2 июля 1985 г. министром иностранных  дел СССР был назначен Э.Шеварднадзе  вместо А.Громыко, избранного  Председателем Президиума Верховного  Совета. Значительно был обновлен  аппарат МИДа. Партийный контроль и идеологическую направленность международной деятельности осуществлял секретарь ЦК (с 1986 г.) А.Яковлев (бывший в 1973—1983 гг. послом СССР в Канаде).

Были определены три основных направления внешней политики:

1) нормализация отношений  Восток—Запад через разоружение;

2) разблокирование региональных  конфликтов;

3) установление тесных  экономических и взаимовыгодных  политических контактов с различными  странами.

28 июля 1986 г. во Владивостоке  М.Горбачев объявил о развитии  на новой основе советско-китайских  отношений и политики с азиатскими  государствами. Практическим подтверждением  этого явились итоги визита  Горбачева в Индию 6 ноября 1986 г.; объявление 15 января 1987 г. о выводе  с апреля по июль советских  войск из Монголии; возобновление  9 февраля советско-китайских переговоров  по пограничным проблемам.

Внешнеполитический курс СССР не отвергал идею борьбы за социалистический путь развития стран «третьего мира», что усиливало международную  напряженность, нарушало рыночные торгово-экономические  отношения.

Важную роль в оздоровление международного климата внесли встречи  на высшем уровне в конце 80-х—начале 90-х годов представителей СССР и  США, СССР и Франции, СССР и Великобритании, СССР и Финляндии, СССР и Японии и  др., на которых обсуждались вопросы  военной безопасности и экономической  интеграции.

8 декабря 1987 г. была  достигнута договоренность между  СССР и США об уничтожении  ракет средней и меньшей дальности  и о сокращении стратегических  вооружений. В апреле 1988 г. было  подписано соглашение о политическом  урегулировании вокруг Афганистана,  между США, СССР, Афганистаном  и Пакистаном, а в феврале 1989 г. Советский Союз вывел свои  войска из Афганистана.

В ноябре 1989 г. СССР заявил о  своем нежелании вмешиваться  во внутренние дела «братских стран». 9 ноября начинается разрушение Берлинской стены, стоявшей более 30 лет. Начинают рушиться и партийно-государственные  режимы в социалистических странах  Восточной Европы. На Совещаниях глав государств—участников Варшавского  договора и СЭВ идет речь о сохранении границ, «осуждается» вторжение войск в Чехословакию в 1968 г., говорится о необходимости радикальных реформ. Советский Союз дает согласие на вывод своих войск из социалистических стран.

Национальные  проблемы СССР в конце 90х

28 июня 1988 г. на XIX Всесоюзной  конференции КПСС М.Горбачев заявил, что «одним из величайших завоеваний  социализма стал сложившийся  в нашей стране союз равноправия  наций и народностей». Однако  как «завоевывался социализм», так  и решался национальный вопрос в СССР — административно-командными методами. Ослабление тоталитарного режима КПСС положило начало движению народов СССР к свободе и независимости, против диктата центральных органов союзной власти. Процесс оформления национальной независимости осложнился не только нежеланием центра потерять власть, но и претензиями национальных политиков на неограниченную власть, что привело к национальной ненависти и кровавым насилию. В 1988 г. в Сумгаите, а в 1990 г. в Баку прошли погромы армянского населения. Обострилась борьба между армянами и азербайджанцами за Нагорный Карабах, произошло столкновение между узбеками и киргизами Ошской области. Разгорелся национальный конфликт между Грузией и Южной Осетией в 1991 г. В результате межнациональных конфликтов к 1991 г. в СССР было около 1 млн. беженцев различных национальностей. Готовились покинуть Узбекистан около 130 тыс. русских, Таджикистан — 50 тыс., Киргизию — около 20 тыс. 50% русских пожелали выехать из Западной Украины, 53 — из Латвии, 49 — из Эстонии, 45% — из Грузии. Большинство из них стремились в Россию, хотя и понимали, что их не ждут там. Россия должна была не просто принять своих соотечественников, но и помочь обустроиться. А ждать помощи независимой России от союзного правительства представлялось абсурдным.

«Да, в том виде, в каком  Советский Союз существовал до сих  пор, он исчерпал свои возможности», —  констатировал М.Горбачев 19 августа 1990 г. Оригинальное толкование «Как нам  обустроить Россию» дал русский  писатель А.И.Солженицын в июле 1990 г.: «...надо безотложно, громко, четко объявить: три прибалтийские республики, три  закавказские республики, четыре среднеазиатские, да и Молдавия, если ее к Румынии  больше тянет... О Казахстане. Сегодняшняя его территория нарезана была коммунистами без разума, как попадя... до 1936 г. Казахстан еще считался автономной республикой в РСФСР, потом возвели его в союзную. А составлен-то он — из южной Сибири, южного Приуралья да пустынных центральных просторов, с тех пор преобразованных и восстроенных русскими, зэками да ссыльными народами. И сегодня во всем раздутом Казахстане казахов — заметно меньше половины...

И вот за вычетом этих двенадцати — только и остается то, что можно  назвать Русь, как называли издавна (слово «русский» веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов), или — Россия (название с XVIII в.), или, по верному смыслу теперь Российский Союз».

Идеи А.И.Солженицына перекликаются  с высказываниями крупного государственного деятеля С.Е.Крыжановского еще в начале XX в.: «Коренная Россия не располагает запасом культурных и нравственных сил для ассимиляции всех окраин. Это истощает русское национальное ядро». Утвердительно заявляет и сам Александр Исаевич; «...нет у нас сил на окраины, ни хозяйственных, ни духовных. Нет у нас сил на Империю!» 1990 год — год парада суверенитетов бывших советских союзных республик. Встал вопрос о создании содружества независимых государств.

Республики принимали  декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских  законов над союзными, в некоторых  были введены должности президента. 12 июня 1991 г. всенародно был избран первый Президент России — Борис Йи-колаевич Ельцин. Делегаты первого Съезда народных депутатов России, выражая волю избирателей, приняли Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Декларация законодательно разграничивала полномочия Союза ССР и России, не выходя за пределы Конституции СССР.

Таким образом, политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики. «Наша общая ответственность, — говорил М.Горбачев, — в том, чтобы не допустить такого хода полемики и тем более развития событий, которые ввергли бы страну в хаос, поставили наше великое государство  на грань развала».

Потеря централизованного  управления страной в начале 90х

20 ноября 1990 г. Россия и  Украина подписали соглашение  о признание суверенитета друг  друга и необходимости экономического  сотрудничества без участия центра  на основе равенства и взаимной  выгоды. Аналогичный договор был  подписан 22 ноября между Россией  и Казахстаном. Таким образом,  создавался новый союз на конфедеративной  основе, что фактически отстраняло  от власти центральные органы.

23 ноября 1990 г. республикам  был представлен проект нового  союзного договора. В его обсуждении  приняли участие все бывшие  союзные республики, за исключением  Латвии, Литвы,

Эстонии и Грузии. Предлагалось образовать «Союз Советских Суверенных Республик». И хотя о социализме уже не было упоминания, влияние  коммунистического центра четко  прослеживалось во всем проекте договора.

В январе 1991 г., демонстрируя власть, союзное руководство решило применить и силу для проведения призыва молодежи в Советскую  Армию в Литве и Латвии. 12 января при штурме армией здания литовского телевидения было убито 16 человек. Через  несколько дней советские войска появились на улицах Рига. Эти акции  резко обострили конфликт между  союзным и республиканским руководством, реформаторами и консерваторами, а также вызвали взрыв националистических настроений. Февральский Пленум ЦК КПСС обратился к гражданам с  призывом «выступить против антикоммунистической истерии, разжигаемой врагами перестройки». 10 февраля более 90% принявших участие  в референдуме жителей Литвы  высказались за независимость и  демократическую республику, подтвердив решение Верховного Совета Литвы  от 11 марта 1990 г. о восстановлении полного  государственного суверенитета республики.

В Москве, Ленинграде и других крупных городах СССР прошли массовые демонстрации с требованиями более  активного реформирования страны, отставки Горбачева, роспуска союзного парламента, передачи власти «Совету Федерации», в который должны были войти первые лица республик. 1 марта 1991 г. забастовали  шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты, отстранив от власти парткомы и профкомы.

17 марта состоялся «совет  с народом» — референдум о  сохранении Союза ССР. Однако  он не внес ясности в судьбу  СССР, поскольку каждая республика  проводила референдум по-своему, добавляя новые вопросы, или  просто бойкотируя. Около 50% москвичей  и ленинградцев, 40% киевлян выразили  желание сохранить Союз ССР.

Резко ухудшило жизненный  уровень населения повышение  цен в пять и более раз. В  то же время заработная плата была увеличена лишь на 20—30%. Особо нуждающимся была выделена месячная компенсация в 60 руб.

Страна негодующе забурлила. Люди требовали не только улучшения  своего экономического и материального  положения, но и отставки Горбачева, правительства Павлова, отмены всех номенклатурных привилегий, восстановления частной собственности на землю, департизации промышленных предприятий и передачи их под юрисдикцию республик, упразднения КГБ, проведения новых выборов народных депутатов на основе многопартийности. Страна выходила из подчинения союзных структур, да и на местах наступал паралич чиновничьей власти. КПСС испугалась выступить «руководящей и направляющей силой» советского общества. Союзное руководство искало не столько конструктивное решение экономических проблем по стабилизации обстановки, сколько политические меры по удержанию власти.

23 апреля 1991 г. Генеральный  секретарь ЦК КПСС, Президент  СССР М.Горбачев предложил руководителям  России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана (Литва,  Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия  и Армения отказались от встречи  с «дестабилизирующим национальную  обстановку союзным центром») подписать  «Заявление 9+1», в котором декларировались  принципы нового союзного договора. Однако многочисленные встречи весной и летом 1991 г. в Ново-Огареве руководителей республик с Президентом СССР выявили значительные расхождения и противоречия, исходившие из принципиально противоположного понимания основ нового Союза. Россия и Украина отстаивали конфедеративные принципы Союза, М.Горбачев и А.Лукьянов предлагали федерацию, доказывая преимущества политико-экономического центризма.

24 июля М.Горбачев объявил  о том, что «работа над союзным  договором завершена» и документ  «открыт для подписания». Русский  язык в республиках перестал  быть «государственным языком»,  став «языком межнационального  общения»; главы республиканских  правительств могли участвовать  в работе союзного правительства  (кабинета министров) с правом  решающего голоса; предприятия военно-промышленного  комплекса переходили в совместное  ведение Союза и республик.

Вместе с тем оставались и нерешенные вопросы: являлись ли суверенные государства, подписывающие договор, «полноправными членами мирового сообщества»  и могут ли они вступить в ООН, открыть посольства? Не было ясности  и в вопросах о союзных налогах, природных ресурсах республик, союзном  бюджете. К тому же Украина дала понять, что не подпишет договора до принятия своей новой Конституции. Россия же считала, что Союз без Украины  невозможен. Тем временем республики Средней Азии заключили между  собой двусторонние соглашения.

Таким образом, еще одна проблема советского общества оставалась открытой и политически заостренной.

«В сущности, перестройка  в изначальном ее понимании завершилась, — отмечал А.Яковлев в своей  книге "Горькая чаша..." — она  не могла не завершиться, ибо уже  в 1987—-1988 гг. на практическую ногу встал  вопрос о смене сути и характера  общественного уклада».

Источники и литература

Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс. М, 1990.

Андреева К. Неподаренные принципы...: Избранные статьи, выступления. Саранск, 1993.

Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 1—2. М, 1995.

Грачев А. Кремлевская хроника. М., 1994.

Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. Рига, 1990.

«Иного не дано»: перестройка, гласность, демократия, социализм. М., 1990.

Караулов А. Вокруг Кремля... М., 1995.

Карельский В.М. Власть, демократия, перестройка. М., 1990.

Медведев В А. В команде Горбачева: Взгляд изнутри. М, 1994.

Ракитский Б., Ракитская Г Стратегия и тактика перестройки. М., 1990.

Рыжков ЕМ. Перестройка: История предательств. М, 1992.

Собчак А.А. Хождение во власть. М., 1991.

Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993.

Яковлев А.Н. Муки прочтения бытия. Перестройка: надежды и реальности. М, 1991.

История России

 

 

 


Информация о работе Принятие решения о перестройке