Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:08, реферат
Принятие Русью христианства обусловило ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшего перед государством. Ведь вера, как духовная основа единства общества, определяет общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя, условия развития науки, идеологии, философской и духовно-политической мысли. В христианском мировоззрении народ составляет одну большую религиозную общину. У него появляется общая цель – борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Народ начинает отличать себя по своей религии от других народов.
Реферат
По истории России на тему:
«Принятие Русью христианства как цивилизационный выбор»
Работу выполнял студент 342 группы МФТИ
Ефимов Александр Дмитриевич
Российская национально-
Процесс формирования национальной идеологии
в рамках отечественной духовно-
Принятие Русью христианства обусловило ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшего перед государством. Ведь вера, как духовная основа единства общества, определяет общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя, условия развития науки, идеологии, философской и духовно-политической мысли. В христианском мировоззрении народ составляет одну большую религиозную общину. У него появляется общая цель – борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Народ начинает отличать себя по своей религии от других народов. Таким образом, происходит переход от племенной разрозненности к возникновению народа (национальности) как духовной общности. Поэтому появление понятия «русский народ» неотделимо от принятия православия. Влияние христианской религии на самосознание народа было настолько велико, что племенные самоназвания деревенских жителей были заменены на характеристику их религиозной принадлежности – «крестьяне» (т. е. христиане). Христианство явилось основой развития культуры русского народа и помогло сохраниться культурным и духовным традициям даже при самых суровых испытаниях.
В отличие от язычества христианство дало прочную основу государственной власти. Великий князь нес на себе Божье благословение и являлся наместником Бога, воплощавшим Его волю на земле, содействовавшим соединению повседневности и духовного начала. Права верховной власти гарантировались религией и религиозной общиной. Религия заставляла народ примирительно относиться к неизбежному в государстве социальному угнетению, считая это следствием несовершенности и греховности человека. Покушение на власть или права общественной верхушки считалось покушением на основы, данные Богом, и должно было подвергаться всеобщему осуждению. Характерным для развития религиозных взглядов является мысль, что чем сильнее социальное и государственное угнетение и чем хуже живется человеку, тем сильнее его тяга к Богу и тем более стойкими являются его религиозные взгляды. Религия укрепляет и объединяет общество и государство в критические периоды развития. Поскольку большая часть истории России имела «критический», кризисный характер, влияние религиозного самоопределения на ее цивилизационное развитие было очень значительным.
Древняя Русь находилась на стыке Европы и Азии, в зоне контакта цивилизаций. Наиболее велика была вероятность принятия ею религии самых близких к ней крупных государств: Волжской Булгарии (мусульманства) и Византии (христианства). Принятие византийского православия означало для Древней Руси вхождение в круг христианских стран, открывало путь для политических контактов с Европой. Большие возможности давали особенности христианства как духовной основы цивилизации, общие для Западной Европы, Византии и Руси. Христианство помогло создать стабильные формы общества и государства. Ощущение своей греховности, свойственное каждому христианину, стремление преодолеть свое духовное несовершенство вело к объединению христиан в церковной общине, представляющей собой инструмент спасения. Церковь объединила сословия в общество, группы населения – в народ, создало духовную основу для этого единства. Одновременно она явилась прочной основой государственной власти. Церковь стремилась к стабильности общества, осуждая одновременно как социальный протест, бунты и восстания, так и чрезмерное накопление богатств и угнетение народа. Выбор восточного христианства, византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития государственности и идеологии. Постепенно в государстве складывались политические, экономические и культурные институты, подобные византийским: авторитарная государственная власть, господствующая над Церковью и обществом; использование религии для поучения человека, а не для объяснения мира; стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал. Заслуга православия состоит в том, что оно обусловило духовное единство русского народа – ядра российской государственности.
Христианство явилось той
В духовно-политических концепциях Древней Руси вопрос о взаимоотношениях государства и Церкви, как основных учреждений европейского средневекового общества, стоял в центре внимания. Общим источником размышлений на эту тему стали библейские тексты, в которых есть места, где утверждается божественное происхождение государственной власти и дается авторитетное обоснование идеям главенства светских государей над Церковью, так называемой цезарепапистской идеологией, возобладавшей в Византии, а затем и на Руси; а также места, которые можно истолковывать в смысле идеи главенства Церкви над государством («священства» над «папством») и которые стали источником для теократических (папоцезаристских) идей на Руси.
В древний период зародились духовно-политические концепции, которые, эволюционируя, сохранили свою значимость вплоть до XX столетия. Именно тогда сформировалась и функционировала самобытная версия древнерусского христианского государства, генезис которой был связан с происхождением династии Рюриковичей от римского императора Августа. В русской культуре уже в XI веке появляется осознание богоизбранности русских, уравнивавшее их с византийцами, претендовавшими на политическое господство в Восточной Европе..Богоизбранность Руси связана с легендой о путешествии апостола Андрея, проповедовавшего в Причерноморье, в Киев и Новгород, изложенной и троекратно повторенной Иларионом в «Повести временных лет». В 1072 году появляются первые русские святые – князья Борис и Глеб. Древняя Русь приобрела то единство языка, власти и веры, которое позволило ей восстановить свою целостность после распада государства, а также сохранить его в ходе расселения, колонизации земель. В этот период, несмотря на феодальную раздробленность и предпочтение местных политических интересов общим, было сформировано национальное самосознание. В политической мысли Древней Руси особое место заняли темы церковно-государственной независимости, суверенности Российского государства, концепция государя-самодержца, т.е. государя, властвующего самостоятельно, единодержавно над всей подвластной ему землей. Фундаментальной политической идеей в отечественной мысли явилась идея великодержавности, которая прошла через всю последующую российскую историософию и отголоски которой слышны до сих пор.
В «Слове о Законе и Благодати» (1051 г.) Киевского митрополита Илариона дается первое в истории русской мысли утверждение исторической миссии России, определение ее места во всемирной истории. Иларион отвергает идею богоизбранности лишь одного народа – древних евреев (Ветхий завет). Он, как пишет академик Д.С Лихачев, «излагает учение о равноправии всех народов, свою теорию всемирной истории как постепенного приобщения всех народов к культуре христианства».
Используя уже известный в патристике сюжет о соотношениях Ветхого завета (Моисеев закон) и Нового завета (Христова благодать), автор противопоставляет их и выводит два различных принципа общественного устройства. На первом – «законе» – обосновывается подчинение народов друг другу, на втором – «благодати» – их полное равноправие. Характеризуя Киевскую Русь как общество, основанное на принципе «благодати», митрополит Иларион стремится теоретически обосновать государственную самостоятельность и международную значимость Русской земли. Причем, вопреки христианскому нигилистическому отношению к языческому периоду истории и культуры, Иларион не подчеркивает различия русской жизни до и после 988 г. Скорее он следует идее преемственности, поскольку воздает хвалу князьям, стоявшим у истоков национальной государственности и много сделавшим для объединения славяно-русских племен. Он вспоминает «старого Игоря» и «славного Святослава», которые «мужеством и храбростью прослыли во многих странах и победами и силою поминаются ныне и славяти». Исторический экскурс Илариона следует понимать шире: на факты политической истории он смотрит через призму национального самосохранения перед лицом византийского старшинства, которое начиналось с попыток денационализации русской культуры. Иларион отвергает претензии Византии на приоритет как принявшей христианство значительно раньше Киева. Он утверждает, что все новое совершеннее старого, а значит, новопринявшие христианство народы могут рассчитывать на более перспективное будущее. Русский народ, воспринявший во времена князя Владимира христианство в его православной форме, приобщается к мировой истории, более того, ставится в один ряд с другими христианскими народами, ничуть не отставая от них. Владимир по своей мудрости сопоставляется христианскими апостолами, а по своей государственной значимости – с римским императором Константином Великим. Власть киевских князей Владимира и его сына Ярослава выходит, таким образом, за региональные рамки, она приобретает масштаб по тем временам всемирный.
Сочинение Илариона пронизано предчувствием великого будущего Русской земли. Это своеобразный исторический оптимизм, он противостоит фатализму, т.е. идее заданности, предопределенности судьбы народов, который пронизывает Ветхий Завет, согласно которому спасение ожидает лишь один народ. «Слово» открывает такую возможность для всех христианских народов, в том числе и для русского народа. В «Слове о Законе и Благодати» Иларион стремится показать международное положение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран. Говоря о князях Киевской Руси, Илларион отмечает: «Ибо не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышна всеми четырьмя концами земли». Иларион характеризует Владимира как «единодержца всей земли», сумевшего «покорить под ее окружные страны» (в данном случае – части русской земли). Власть великого князя крепка и основана на «правде». В Ярославе Иларион видит преемника великих дел Святослава и Владимира.
В русской политической мысли XI века появляется осознание богоизбранности русского народа. Богоизбранность Руси Иларион связывает с легендой о путешествии апостола Андрея, проповедовавшего в Причерноморье, в Киев и Новгород, изложенной им в «Повести временных лет». Иларион приравнивает деяния князя Владимира по христианизации сильной и известной в мире Руси к апостольским деяниям. Уподобив Владимира римскому императору Константину I, считавшемуся первым и великим христианским государем, Иларион заложил фундамент возникшей впоследствии теории «Москва – третий Рим». Идеализируя деяния великих князей Владимира и Ярослава Мудрого, Иларион первым на Руси пытался создать идеальный образ русского христианского государя, источником власти которого является Божественная воля, но княжеский стол он занимает по законам родового наследования. Великий князь – самодержец всей Русской земли. Это храбрый, мужественный, грозный, но милостивый государь, у которого «жестокости должно быть поменьше, а милости побольше», который должен «пасти» всю землю «правдой», т. е. по справедливому закону. Источник верховной власти Илларион усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», который обязан перед Богом отвечать «за труд паствы людий его», обеспечивать мир и хорошее управление.
Трактат Илариона был высоко оценен современниками и потомками. Комплекс духовно-политических и юридических проблем, затронутых в нем (представление о статусе духовной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике великого князя, ответственности за управление страной, мирном курсе внешней политики), разрабатывались в русской политической литературе в течение ряда столети. А разработанная Иларионом идеология единодержавства заняла ключевое положение в киевской политической мысли XI–XII вв.
Дальнейшее развитие русская политическая
мысль получает в трудах Владимира
Мономаха (1053–1125), явившегося идеологом
единодержавия и объединения
русских земель. В «Поучении» он
рассматривает проблему организации
и осуществления верховной
Информация о работе Принятие Русью христианства как циливизационный выбор