Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:08, реферат
Принятие Русью христианства обусловило ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшего перед государством. Ведь вера, как духовная основа единства общества, определяет общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя, условия развития науки, идеологии, философской и духовно-политической мысли. В христианском мировоззрении народ составляет одну большую религиозную общину. У него появляется общая цель – борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Народ начинает отличать себя по своей религии от других народов.
Мономах разрабатывает поставленную еще Иларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопроса об управлении страной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направлять усилия на поиски путей достижения мира. Все споры возможно разрешать «добром» в том случае, если недовольные князья напишут «грамоту» со своими притязаниями. С теми же, кто жаждет войны («мужами крови»), достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике. При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей, Мономах отводит Церкви почетное, но явно подчиненное место.
Вскоре после смерти Владимира Мономаха (1125) и его сына Мстислава (1132) начался распад Руси на удельные княжества, на наследственные отчины, которые стали фактически независимыми и в государственном отношении не подчинялись старшему в роде, великому князю, который уже не являлся главой государства, князем «всея Руси». С этим фактом общественное мнение еще долго не могло примириться. Воспитанные в лучших традициях древнерусской мысли, идеалом которой было сохранение единства Русской земли, мыслители пытались предотвратить или хотя бы замедлить распад единого Русского государства на отдельные государства-княжества.
Традиции русской национальной
идеологии в духовно-
Даниил говорит и о
Концепция Даниила говорит о
его осуждении политики феодальной
раздробленности и желании
Митрополит Иларион был первым русским идеологом, обратившимся к проблемам осмысления истории и развития элементов исконно русской культуры. Его линия нашла последователей в лице Даниила Заточника («Моление»), Владимира Мономаха («Поучение»), епископа Кирилла Туровского (XII в.). Национальная идеология и процессы внутри Киевской Руси в средние века развивались в русле общих закономерностей мышления феодального общества, но русская мысль еще долго не могла вырваться из оков византийского православного богословия.
Причины, сдерживавшие развитие русской политической мысли в период с XIV по XVII века, объяснялись рядом факторов, главным из которых явилось монгольское нашествие, надолго нарушившее нормальное развитие русского общества. Начиная с 1240 г., на протяжении почти двух столетий на Руси нарушаются производственные силы, опустошаются города и села, гибнут памятники культуры. В политическом отношении Русь раздроблена на постоянно враждующие княжества, в дела которых попеременно вмешиваются то монголы, то литовцы. Развитие русского общества, так полнокровно начавшееся в предшествующие столетия, было надолго приостановлено, вследствие чего Россия значительно отстала от европейских стран. Но это развитие все же происходило, хотя и замедленными темпами. Все это оказало огромное влияние на развитие русской национальной идеологии и русского национального самосознания. Если в домонгольский период в отечественной политической мысли звучал призыв к объединению русских земель, разорванных междоусобицей, ввиду грозившей внешней опасности, то теперь в качестве основной выдвигается задача освобождения Руси от иноземных захватчиков, которая определяет русскую мысль и общественную жизнь на протяжении XIV–XV веков.
XIII век стал одним из трагических
в истории России. Сначала Русь
раздирали многочисленные
Причину гибели Руси отечественные мыслители видели в одном – это Божия кара за нарушение Его заповедей, за то, что русские люди отступили от христианских норм морали и правил жизни. Подобная трактовка была достаточно жесткой, однако она внушала и надежду, надежду на спасение. Согласно православному учению, Господь насылает Свою кару и страх Божий для того, чтобы очистить человека от скверны и избавить от грехов. Результатом такого очищения является обретение премудрости и познание Божиих тайн. Убеждение в том, что испытание страхом Господним – это один из важнейших путей к спасению, возникшее в предыдущий период, укрепляет свои позиции в древнерусской духовно-политической мысли. Согласно Библии, «начало мудрости – страх Господень».
Таким образом, христианская идея «гибели-спасения» не только объясняла причины постигших русские земли страшных бедствий, но и показывала возможные пути выхода из кризисной ситуации, внушала надежду на спасение. Поэтому наряду с идеей гибели Руси сразу же возникла идея спасения Руси. Путь к спасению видели прежде всего в единении всех сил – духовных и политических. Конечно же, призывы к единству существовали и ранее, во времена феодальной раздробленности. Монголо-татарское завоевание, с одной стороны, подтвердило пророческую истинность этих призывов, а с другой – показало, что теперь необходимость единения становится самой насущной жизненной потребностью, условием выживания всего народа. Главное условие спасительного единения – духовное очищение и моральное совершенствование. Более того, восстановление христианских добродетелей в сознании всего народа русские философы рассматривали и как основу политического единения. Итак, в общественном сознании утверждалось совершенно определенное убеждение: Русь избавится от татарского ига, если вернется к христианскому благочестию.
Генезис русской национальной идеологии
в духовно-политической мысли связан
с возникновением и развитием
Древнерусского государства. Развитию
русского духовно-политического мышления
и национальной идеологии способствовали
принятие христианства, распространение
письменности и активная политико-правовая
жизнь государства в XI–XII вв. Христианство
дало прочную основу государственной
власти. Выбор восточного христианства,
византийского православия
В XI–XII веках в отечественной
политической мысли была разработана
идеология единодержавия и
XIII век стал одним из самых
страшных в истории России: феодальная
раздробленность, княжеские
Таким образом, русская национальная идеология, выраженная в отечественной духовно-политической мысли, явилась программой становления Русского государства X–XIII веков, а христианство явилось духовно-политической основой национальной идеологии и государственности Руси в условиях традиционного общества.
Информация о работе Принятие Русью христианства как циливизационный выбор