Принятие Русью христианства как циливизационный выбор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:08, реферат

Описание работы

Принятие Русью христианства обусловило ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшего перед государством. Ведь вера, как духовная основа единства общества, определяет общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя, условия развития науки, идеологии, философской и духовно-политической мысли. В христианском мировоззрении народ составляет одну большую религиозную общину. У него появляется общая цель – борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Народ начинает отличать себя по своей религии от других народов.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 32.02 Кб (Скачать файл)

Мономах разрабатывает поставленную еще Иларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопроса об управлении страной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направлять усилия на поиски путей достижения мира. Все споры возможно разрешать «добром» в том случае, если недовольные князья напишут «грамоту» со своими притязаниями. С теми же, кто жаждет войны («мужами крови»), достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике. При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей, Мономах отводит Церкви почетное, но явно подчиненное место.

Вскоре после смерти Владимира  Мономаха (1125) и его сына Мстислава (1132) начался распад Руси на удельные княжества, на наследственные отчины, которые стали фактически независимыми и в государственном отношении  не подчинялись старшему в роде, великому князю, который уже не являлся  главой государства, князем «всея Руси». С этим фактом общественное мнение еще долго не могло примириться. Воспитанные в лучших традициях  древнерусской мысли, идеалом которой  было сохранение единства Русской земли, мыслители пытались предотвратить  или хотя бы замедлить распад единого  Русского государства на отдельные  государства-княжества.

Традиции русской национальной идеологии в духовно-политической мысли домонгольского периода нашли свое выражение в произведении «Моление Даниила Заточника» (XIII век). Основными мотивами этого произведения является укрепление сильной великокняжеской политической власти, способной преодолевать внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей, а также тревога за судьбу Родины перед лицом надвигающейся внешней опасности. Даниил Заточник считал незыблемым приоритет власти князя. В своем произведении он обращался не к Богу, а к человеку, прежде всего к князю, в котором он видел основу и опору государства. Центральной политической идеей произведения является образ великого князя. Владимира I Святославовича, Владимира Мономаха он именует «великим царем», достоинствами которого были «сила Самсона, храбрость Александра, разум Иосифа, мудрость Соломона, искусность Давида». Устройство государственной власти заключалось в необходимости иметь князю Совет (Думу) и опираться на нее при решении вопросов управления страной. Князь должен иметь хорошее войско, так как его «богатство во множестве храбрых и мудрых людей». Не златом и серебром он должен похваляться, «но множеством воев», управление которыми следует поручать мудрому военачальнику, ибо «мудрых полки сильны, а безумных храбры, но не умны, и на них бывает победа». Эти положения со всей очевидностью показывают, что форма власти у Даниила близка к идеалу Мономаха: великий князь решает дела с мудрыми советниками.

Даниил говорит и о необходимости  «царской грозы», но эта гроза не реализация самовластия, а напротив – признак дееспособности и надежности верховной власти для подданных. Она обращена не против подданных, а на их защиту. «Гроза» действенна не только против внешних врагов, но и лиц, творящих беззаконие внутри страны, и с ее помощью должна восстанавливаться нарушенная справедливость. Только князь, по мнению Даниила, а не бояре или духовные лица, призван управлять государством, сохранять его единство. Боярское самовластие осуждается автором как противозаконное и порождающее беспорядок. Боярин и князь противопоставляются друг другу с явным предпочтением князя. Боярский произвол ущемляет верховную власть: «конь тучен яко враг смыслит на князя злое», а «боярин богат и силен, и он на князя своего мыслит все злое».

Концепция Даниила говорит о  его осуждении политики феодальной раздробленности и желании видеть свою державе сильной, единой, управляемой  мудрым князем, опирающемся на Совет  «думцев» и представляющим своей  властью опору и защиту всем своим  подданным. Даниил говорит только об охране и защите своей земли, а не о завоевательных походах, которые часто кончаются гибелью. Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти предполагала ограничение полномочий местных феодалов, что соответствовало главной задаче того времени – объединению всех русских земель под властью великого князя.

Митрополит Иларион был первым русским идеологом, обратившимся к проблемам осмысления истории и развития элементов исконно русской культуры. Его линия нашла последователей в лице Даниила Заточника («Моление»), Владимира Мономаха («Поучение»), епископа Кирилла Туровского (XII в.). Национальная идеология и процессы внутри Киевской Руси в средние века развивались в русле общих закономерностей мышления феодального общества, но русская мысль еще долго не могла вырваться из оков византийского православного богословия.

Причины, сдерживавшие развитие русской  политической мысли в период с XIV по XVII века, объяснялись рядом факторов, главным из которых явилось монгольское  нашествие, надолго нарушившее нормальное развитие русского общества. Начиная  с 1240 г., на протяжении почти двух столетий на Руси нарушаются производственные силы, опустошаются города и села, гибнут памятники культуры. В политическом отношении Русь раздроблена на постоянно  враждующие княжества, в дела которых  попеременно вмешиваются то монголы, то литовцы. Развитие русского общества, так полнокровно начавшееся в  предшествующие столетия, было надолго  приостановлено, вследствие чего Россия значительно отстала от европейских  стран. Но это развитие все же происходило, хотя и замедленными темпами. Все  это оказало огромное влияние  на развитие русской национальной идеологии  и русского национального самосознания. Если в домонгольский период в отечественной политической мысли звучал призыв к объединению русских земель, разорванных междоусобицей, ввиду грозившей внешней опасности, то теперь в качестве основной выдвигается задача освобождения Руси от иноземных захватчиков, которая определяет русскую мысль и общественную жизнь на протяжении XIV–XV веков.

XIII век стал одним из трагических  в истории России. Сначала Русь  раздирали многочисленные княжеские  усобицы, затем последовало монголо-татарское  нашествие, поработившее Русь  на долгие 250 лет, агрессия со  стороны западноевропейских государств, поддерживаемых Римско-Католической  Церковью, которая надеялась подчинить  русские княжества своему духовно-политическому  влиянию. В этих сложнейших  условиях перед русским народом  встали новые исторические и политические задачи. Они нашли отражение в русской национальной идеологии, явившейся основой становления, формирования и развития Русского государства X–XV веков. Тема места Руси во всемирном историческом процессе по-прежнему оставалась важнейшей, но появилась ее новая трактовка. Возникла и получила широкое распространение идея гибели Руси. Ранее, когда Русь была могущественной державой, этой идеи просто не могло существовать. Начиная с XIII века идея гибели Руси становится одной из главных в отечественном национальном сознании. Даже позднее, когда Русское государство вновь вернуло себе былое могущество, в политической мысли всегда подсознательно подразумевалось, что существует возможность новой гибели Русской державы. И уже исходя из этой возможности выстраивалась иерархия других общественно-значимых идей.

Причину гибели Руси отечественные  мыслители видели в одном –  это Божия кара за нарушение Его  заповедей, за то, что русские люди отступили от христианских норм морали и правил жизни. Подобная трактовка  была достаточно жесткой, однако она  внушала и надежду, надежду на спасение. Согласно православному учению, Господь насылает Свою кару и страх Божий для того, чтобы очистить человека от скверны и избавить от грехов. Результатом такого очищения является обретение премудрости и познание Божиих тайн. Убеждение в том, что испытание страхом Господним – это один из важнейших путей к спасению, возникшее в предыдущий период, укрепляет свои позиции в древнерусской духовно-политической мысли. Согласно Библии, «начало мудрости – страх Господень».

Таким образом, христианская идея «гибели-спасения»  не только объясняла причины постигших  русские земли страшных бедствий, но и показывала возможные пути выхода из кризисной ситуации, внушала надежду  на спасение. Поэтому наряду с идеей  гибели Руси сразу же возникла идея спасения Руси. Путь к спасению видели прежде всего в единении всех сил – духовных и политических. Конечно же, призывы к единству существовали и ранее, во времена феодальной раздробленности. Монголо-татарское завоевание, с одной стороны, подтвердило пророческую истинность этих призывов, а с другой – показало, что теперь необходимость единения становится самой насущной жизненной потребностью, условием выживания всего народа. Главное условие спасительного единения – духовное очищение и моральное совершенствование. Более того, восстановление христианских добродетелей в сознании всего народа русские философы рассматривали и как основу политического единения. Итак, в общественном сознании утверждалось совершенно определенное убеждение: Русь избавится от татарского ига, если вернется к христианскому благочестию.

Генезис русской национальной идеологии  в духовно-политической мысли связан с возникновением и развитием  Древнерусского государства. Развитию русского духовно-политического мышления и национальной идеологии способствовали принятие христианства, распространение  письменности и активная политико-правовая жизнь государства в XI–XII вв. Христианство дало прочную основу государственной  власти. Выбор восточного христианства, византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития государственности и идеологии. Православие обусловило духовное единство русского народа – основы российской государственности.

В XI–XII веках в отечественной  политической мысли была разработана  идеология единодержавия и объединения  русских земель (Иларион, Мономах). Традиции русской национальной идеологии домонгольского периода отразились в призыве к объединению русских земель, разорванных междоусобицей, к укреплению сильной великокняжеской политической власти, способной преодолевать внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей, а также в тревоге за судьбу Родины перед лицом надвигающейся внешней опасности.

XIII век стал одним из самых  страшных в истории России: феодальная  раздробленность, княжеские усобицы,  монголо-татарское нашествие, агрессия  со стороны западноевропейских  государств. В этих сложнейших  условиях перед русским народом  встали новые исторические и  политические задачи. В политической  мысли в качестве основной  выдвигается задача освобождения  Руси от иноземных захватчиков,  которая определяет национальное  самосознание, идеологию и общественную  жизнь на протяжении XIV–XV веков.

Таким образом, русская национальная идеология, выраженная в отечественной  духовно-политической мысли, явилась  программой становления Русского государства X–XIII веков, а христианство явилось  духовно-политической основой национальной идеологии и государственности  Руси в условиях традиционного общества.


Информация о работе Принятие Русью христианства как циливизационный выбор