Проблема распределения у экономистов классической школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Классическая школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения капиталистического способа производства. В то время Англия обладала достаточно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю, большое развитие получили капиталистические отношения. Таким образом, во второй половине 18 века сложились благоприятные условия для создания новой экономической школы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теория доходов А.Смита……………………………………………………4
2. Теория распределения Д.Рикардо…………………………………………..10
3. «Закон народонаселения Т.Р. Мальтуса. Его отражение в теориях распределения Д. Рикардо и Дж.С.Милля…………………………………..13
Заключение ……………………………………………………………............16
Список использованной литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

работа ист.эк.уч.docx

— 36.27 Кб (Скачать файл)

Заработная плата – это цена труда. Рикардо считал, что заработная плата удерживается в жёстких пределах физического минимума не в силу законов капитализма, а в силу естественного всеобщего закона: как только средняя зарплата немного превышает минимум средств существования, рабочие начинают производить на свет больше детей, конкуренция на рынке труда усиливается, и зарплата вновь снижается.

По мнению Рикардо Труд имеет естественную и рыночную стоимость:

«естественная цена труда» — возможность рабочего содержать  за свой труд себя и семью, оплачивая  расходы на пищу, предметы насущной необходимости и удобства. Зависит  от нравов и обычаев, так как в  некоторых странах не требуется, скажем, теплой одежды;

«рыночная цена труда» —  плата, складывающаяся с учетом реального  соотношения спроса и предложения.

Рикардо считал, что безработица в рыночной экономике невозможна, так как избыточное население вымирает. В этом суть рикардианского «железного» закона заработной платы, то есть сводил зарплату к физическому минимуму, объяснил, что факт существования зарплаты не противоречит закону стоимости. Он пришёл к выводу о противоположности интересов капиталистов и наёмных рабочих, о том, что единственным источником стоимости является труд. Рикардо устанавливает, что зарплата и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: с ростом зарплаты прибыль понижается и наоборот. 2

Одним из серьёзных достижений Рикардо был анализ земельной ренты. Он дал характеристику дифференциальной ренты -  приносимой «лучшим по качеству или расположению земельным участком или лучшей по качеству единицей иного природного ресурса. В отличие от экономической ренты дифференциальная рента связана с качеством ресурса». Рикардо доказал, что источник ренты не земля, а труд наёмных рабочих в сельском хозяйстве.

              Рикардо устанавливает, что с ростом зарплаты прибыль понижается и наоборот. Такую же зависимость обнаруживает Рикардо и в отношении прибыли к земельной ренте.

Давид Рикардо считал, что:

1. Рента всегда платится  за пользование землей, поскольку  ее количество не беспредельно, качество — неодинаково, а  с ростом численности населения  обработке начинают подвергаться  новые участки земли, худшие  по своему качеству и расположению, затратами труда на которых  определяется стоимость сельскохозяйственных  продуктов.

2. Рентообразующие факторы  — плодородность земли (неодинаковый  природный потенциал) и разная  удаленность участков от рынков, где полученная с них товарная  продукция может быть реализована.

3. Источником ренты является  не особая щедрость природы,  а прилагаемый труд.

 

 

 

3.«Закон народонаселения» Т.Р. Мальтуса. Его отражение в теориях распределения Д.Рикардо и Дж.С. Милля.

Ещё одним  представителем экономической мысли начала 19 века в Англии был Томас Роберт Мальтус (1766-1834г.г.) - пастор и экономист. В 1798 году Т. Мальтус опубликовал книгу "Опыт о законе народонаселения», идеей, которой явилась теория народонаселения. Именно этот труд стал неотъемлемой частью методической базы Рикардо и других ученых.

Основные положения этой теории состоят в следующем:

- способность человека  к воспроизводству по темпам  прироста значительно превосходит  способность роста продовольственных  ресурсов потому, что население  растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов - в арифметической;

- рост народонаселения  жестко ограничивается средствами  существования.

«Природа щедрою рукою  рассыпала зародыши жизни…, но она  бережлива, что касается места и  пищи» - говорил Мальтус. Он искал соответствие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голодом, воинами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей. Проблему чрезмерного роста населения Мальтус решал через изменение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем. По мнению Мальтуса, низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами. Мальтус выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан. Критически относился он и к идее уравнивания доходов. Деление на богатых и бедных, на его взгляд, полезно, потому как возможность улучшения своего состояния  является двигателем улучшения благосостояния общества. Проблему ограниченности ресурсов Т. Мальтус видел в следующем:  ресурсы Земли ограничены;  из-за вовлечения в оборот худших земель отдача вложенного труда и капитала будет снижаться. Предотвратить массовую бедность можно только методами ограничения роста населения. Мальтус в своих экономических взглядах представлял интересы крупной земельной аристократии (лендлордов).

        Мальтус  свел причину бедности к простому  соотношению темпа прироста населения  с темпом прироста жизненных  благ, определяющих прожиточный  минимум - при благоприятных условиях население растет в геометрической прогрессии, удваивается каждые 20-25 лет, а производство пищи и необходимых предметов существования растет в арифметической прогрессии. Перенаселение влечет бедность всего человечества как необходимый удел. Мальтус объяснял свое предположение биологическими способностями человека к продолжению роста, сводя его природные инстинкты к животным, а отставание производства продовольствия - ограниченностью ресурсов земли и популярным тогда и надуманным «законом убывающего плодородия почв».

    Таким образом, Мальтус, в отличие от Смита, считал, что рост населения является не позитивной основой богатства, а его тормозом. Но его «закон народонаселения» отразился в теориях распределения  Рикардо и Милля.

      Ученым, завершившим  построение системы классиков  политэкономии, стал Джон Стюарт Милль (1806 - 1873) - английский экономист, философ. Главный его труд - "Основы политической экономии" (1848 г.).

       Основные  положения исследования Милля  схожи с классической школой. Законы политической экономии  Милль делит на два разряда:  законы производства, не зависящие  от нашей воли, и принципы распределения,  определяемые желаниями и мнениями самих людей и изменяющиеся в зависимости от особенностей социального строя.

        По основным теоретическим вопросам Милль остался верен своим главным учителям, Д. Рикардо и Т. Мальтусу; он принимает все важнейшие теории Д. Рикардо и вместе с тем, согласно Мальтусу, признает опасность неограниченного размножения населения. Идеал общественного устройства Милль видел в достижении людьми полной независимости без ограничений, кроме запрета на причинение вреда другим людям; экономический прогресс связывал с научно-техническим прогрессом, ростом безопасности личности. Причиной бедности Милль, как и Мальтус, считал недостаток образования и чрезмерную  рождаемость.

 Рикардо, как и Мальтус, выступал за то, чтобы государство не вмешивалось  в функционирование рынка труда. Он был против помощи беднякам. Рикардо прогнозировал, что при росте заработной платы рабочие начнут заводить большее количество детей, и в итоге заработная плата будет падать из-за того, что количество рабочих будет увеличиваться быстрее, чем спрос на их труд.

 Взгляды Мальтуса и  Рикардо в дальнейшем легли в основу так называемого «железного закона зарплаты», приводящего к идее бесполезности борьбы рабочего класса за свои экономические интересы. Многие историки предполагают, что взгляды Рикардо на заработную плату сложились под влиянием воззрений Мальтуса.

 

 

 

 

Заключение

Экономисты классической школы внесли значительный вклад  в становление основ экономической  науки. Главным объектом изучения становится сфера производства,  а не обращения;  раскрывается  значение труда как  основы и меры ценности всех товаров, как источника богатства общества; классическая школа доказала, что  экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны.

Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Адам Смит, Давид Рикардо и Джон Стюарт Милль – ярчайшие представители английской экономической науки.

Адам Смит выполнил в науке  большую историческую задачу, определив  и очертив границы политической экономии и приведя в систему  накопленные к тому времени знания, поэтому он по праву считается  отцом политической экономии. Он сформулировал  такие категории как «экономический человек», «невидимая рука», показал, что  именно при таких условиях ресурсы  будут использоваться самым рациональным образом, и страна достигнет благосостояния.

Достойным продолжателем  теории Смита были Д. Рикардо и Дж.С. Милль. Рикардо пытался ответить на вопрос каковы общественные условия производства и распределения, в наибольшей степени благоприятствующие росту материального богатства страны. Он выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к снижению, разработал теорию о формах земельной ренты; наилучшим образом обосновал закономерность изменения стоимости денег как товаров в зависимости от их количества в обращении.

 В теории Милля нашел  отражение тот факт, что объективным  неизменным законам производства  противостоят исторически изменяющиеся  зависимые от воли людей   законы распределения, что было  обусловлено обострением противостояния рабочего класса и капиталистов и необходимостью реформирования существующего строя.  Поэтому его главной практической задачей было разрешение этих противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник /С.А.Бартенев. -М.:Юристъ, 2007.- 146с.
  2. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов / Я.С. Ядгаров. 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 478 с.
  3. 6. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.
  4. Классическая школа, http://ru.wikipedia.org, 2012г
  5. http://repository.vzfei.ru/resource

1 Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов / Я.С. Ядгаров. 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2008г.

2 История экономических учений: Учебник для вузов/Под ред. В.С. Адвадзе, А.С.Квасова.-М.; ЮНИТИ-ДАНА,2002г.

 


Информация о работе Проблема распределения у экономистов классической школы