Проблема Союзного договора 1991

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:21, реферат

Описание работы

Распад Советского Союза в 1991 г. оказал огромное влияние на жизнь людей во всех бывших советских республиках: он разделил государственными границами территорию некогда единого государства и тем самым разделил многие народы, проживавшие на этой территории; открыл путь к радикальному изменению политического и социально-экономического строя; изменил и всю международную ситуацию: перестала существовать одна из двух сверхдержав, которые своим соперничеством сдерживали друг друга и во многом определяли ситуацию во всем мире.
В истории распада СССР особую роль сыграл процесс подготовки нового Союзного договора.

Содержание работы

1. Проблема разработки и заключения Союзного договора

2. Ново-огаревские переговоры

3. Процесс разработки руководством СССР нового Союзного договора

Файлы: 1 файл

СУРС по ИГПБ.docx

— 38.21 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»

 

 

 

 

Кафедра  истории права и гуманитарных дисциплин

 

 

 

Самостоятельная управляемая работа студента

 

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА  БЕЛАРУСИ

 

Тема

 

Проблема Союзного договора 1991

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Гумарова В.В.,                                                                                                                                                                                                  студент 1 курса, группа №1234                                                                                                                                                                                                   Проверил: А.В.Курьянович,                                                                                                                                                                                                    кандидат исторических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

1. Проблема разработки и заключения Союзного договора

 

2. Ново-огаревские переговоры

 

3. Процесс разработки руководством СССР нового Союзного договора

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Распад Советского Союза в 1991 г. оказал огромное влияние на жизнь  людей во всех бывших советских республиках: он разделил государственными границами  территорию некогда единого государства  и тем самым разделил многие народы, проживавшие на этой территории; открыл путь к радикальному изменению политического  и социально-экономического строя; изменил и всю международную  ситуацию: перестала существовать одна из двух сверхдержав, которые своим  соперничеством сдерживали друг друга  и во многом определяли ситуацию во всем мире.

 

В истории распада СССР особую роль сыграл процесс подготовки нового Союзного договора. По замыслу реформаторов новый Союзный договор должен был наполнить новым содержанием  федеративные отношения в СССР. На деле процесс подготовки нового Договора отразил и усилил кризис союзного государства. Именно поэтому без  анализа истории подготовки нового Союзного договора нельзя понять историю  гибели СССР.

 

Нарастание национального сепаратизма, проходившее в СССР в конце 1980-х  гг. на фоне тяжёлого экономического кризиса, поставило союзное руководство  перед необходимостью проведения радикального реформирования национально-государственного устройства Союза ССР.

 

  Основным содержанием этой  реформы являлась разработка  нового Союзного договора, призванного  существенно пересмотреть экономические  и политические отношения между  союзным Центром и национальными  республиками. Это было связано  с принятием национальными республиками, как союзными, так и автономными,  деклараций о государственном  суверенитете в 1990-м году.

 

Современная Российская Федерация, также  как и СССР, является многонациональным  федеративным государством, построенным  на договорных отношениях. Межнациональные  отношения составляют очень важную часть жизни общества. Их динамичное и сбалансированное развитие является залогом существования Российской Федерации как единого государства. И такое развитие невозможно без  глубокого знания и правильного  учета уроков давней и недавней истории.

 

Все эти обстоятельства позволяют  сделать вывод о том, что исследование истории подготовки нового Союзного договора и той роли, которую он сыграл в судьбе СССР весьма актуально  для России и в определенной мере для любого многонационального государства.

 

С момента распада СССР прошло два  десятилетия – достаточный период для того, чтобы рассматривать  данное событие в историческом разрезе. В результате подписания в декабре 1991 г. Беловежских соглашений, Советский Союз прекратил своё существование, что привело к глобальным изменениям не только в стране, но и в мире. В Российской Федерации, ставшей правопреемницей СССР, произошла смена политического режима, изменилась традиционная социально-экономическая система, подверглись корректировке идеологические и ценностные ориентиры граждан. Подобные изменения произошли и в других бывших союзных республиках, ставших в 1991 г. независимыми государствами. Распад СССР серьёзно перекроил систему международных отношений – с окончанием «холодной войны» мир перестал быть биполярным.

 

Несмотря на то, что за истекший период исследователями была накоплена  обширная теоретическая база, сформулированы концептуальные подходы к изучению проблемы и произведён глубокий анализ важнейших событий того периода, целый ряд обстоятельств распада  СССР на сегодняшний день остаются недостаточно изученными. Особое место  в данном ряду занимает проблема разработки нового Союзного договора, проводившаяся  союзными и республиканскими руководителями в контексте реформирования национально-государственного устройства Союза ССР.

 

Основная цель подписания нового Союзного договора заключалась в обновлении союзной федерации и наполнении её реальным экономическим и политическим содержанием. Фактически речь шла о  создании принципиально новой национально-государственной  модели Союза ССР и формировании новой системы отношений между  национальными республиками и союзным  Центром. Несмотря на то, что данная идея потерпела неудачу, это был  ценный опыт налаживания диалога  между союзной и республиканскими политическими элитами.

 

По причине того, что Российская Федерация (РФ), как и Советский  Союз, является полиэтничным и многоконфессиональным государством, обращение к недавнему историческому опыту налаживаниямежнациональных отношений представляется своевременным в контексте тех проблем, которые стоят перед нынешними руководителями РФ в проводимой ими национальной политике. Представленное исследование приобретает не только историческую, но и практическую значимость в связи с тем обстоятельством, что проблема реинтеграции постсоветского пространства была провозглашена политическими лидерами Российской Федерации в качестве одного из главных приоритетов внешней политики государства на современном этапе. Помимо политического, можно выделить и ментальный аспект. Несмотря на фактический распад СССР, он продолжает существовать в сознании миллионов людей, как великое, могущественное государство, в котором они родились и выросли.

 

Объектом исследования является деятельность союзных и республиканских органов  власти по реформированию национально-государственного устройства СССР в условиях политического  кризиса конца 1980-х – начала 1990-х  гг.

 

Предметом исследования является многоступенчатый процесс разработки руководством СССР и национальных республик нового Союзного договора (март-декабрь 1991 гг.).

 

Территориальные рамки исследования определяются границами Союза ССР  на конец 1991 г.

 

Хронологические рамки исследования охватывают март – декабрь 1991 года. Нижняя хронологическая граница (март 1991 г.) определяется проведением Всесоюзного  референдума 17 марта 1991 г., придавшего импульс переговорному процессу. После проведения референдума концептуальные поиски относительно стратегии реформирования союзного государства были закончены, и работа над проектом Союзного договора перешла в предметную плоскость.

 

Верхняя хронологическая граница (декабрь 1991 г.) обуславливается несколькими  событиями, приведшими к окончательному демонтажу союзной государственности. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще руководителями России, Украины и  Белоруссии было заключено соглашение о фактической ликвидации Союза  ССР. Юридическим закреплением этого  решения стала Алма-атинская декларация 21 декабря 1991 г., подписанная представителями 11 союзных республик, которая зафиксировала  прекращение существования СССР, как единого государства, и сформировала принципы функционирования нового межгосударственного  Союза – Содружества Независимых  Государств (СНГ).

 

Степень изученности проблемы. За двадцать лет, прошедших с момента  распада СССР, в свет вышло большое  количество работ, посвящённых исследованию различных аспектов перестройки. Проблема разработки нового Союзного договора рассматривалась исследователями  в ходе изучения различных обстоятельств, предшествовавших распаду СССР. Очевидно, что изучение процесса разработки и  заключения нового Союзного договора неотделимо от анализа распада Советского Союза – одного из важнейших событий  мировой истории второй половины XX века.

 

 

 

В период существования СССР в свет вышло несколько аналитических  работ, касавшихся концептуальных проблем  в разработке нового Союзного договора. В середине декабря 1990 г. в Москве проводился Всесоюзный семинар лекторов, на котором известные советские  юристы, политологи, экономисты и историки обсуждали концепцию нового Союзного договора. По итогам этого «круглого  стола» была выпущена брошюра, в которую  вошли не только выступления участников, но и фрагменты дискуссии по актуальным вопросам (о суверенитете республик, о способах решения национального  вопроса, о возможности выхода из Союза, о государственном языке, о целях заключения нового Союзного договора и др.).

Взвешенный анализ реформы политической системы Союза ССР и юридическая  оценка проекта Союзного договора нашли  своё отражение в работах вице-президента Академии наук СССР В.Н. Кудрявцева. Автор, принимавший активное участие в  подготовке проекта Союзного договора, отмечал, что основная проблема состояла в разграничении полномочий между  субъектами обновленного Союза и  определении согласительных процедур. Необходимо также отметить целый  ряд статей советских юристов, вышедших в 1989-1990 гг. в рамках Дискуссионного листка газеты «Правда». Ключевая проблема, стоявшая в центре внимания специалистов в данных публикациях – это  соотношение юридического и политического  аспектов в проекте Союзного договора. В целом работы, написанные во время существования Союза ССР характеризовались не только глубокой проработкой теоретических вопросов, но и стремлением авторов выработать конкретные предложения и рекомендации относительно концепции Союзного договора, его статей и разделов.

После 1991-го года проблема разработки и заключения Союзного договора рассматривалась  авторами в контексте изучения причин и обстоятельств распада Советского Союза. Одна из первых попыток комплексного анализа событий конца 1980-х –  начала 1990-х гг. была предпринята  в работах известного исследователя перестройки В.В. Согрина. По мнению автора, процесс разработки Союзного договора, продемонстрировал «…полную неспособность Президента СССР М.С. Горбачева противостоять требованиям Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ни по одному из принципиальных политических вопросов».

По мнению С.В. Чешко ключевую роль в процессе разрушения Союза ССР сыграли российские радикалы во главе с Б.Н. Ельциным, подрывавшие власть изнутри и поддерживавшие национал-сепаратистов в других республиках. Проекты Союзного договора, подготовленные весной-летом 1991 г. в Ново-Огарево, по мнению автора, были компромиссными, и не могли в полной мере удовлетворить ни «федералистов», ни «конфедералистов». Принципиально иную точку зрения высказывал исследователь Р.Г. Пихоя, по мнению которого, неудачи в ходе работы над Союзным договором были связаны с деятельностью руководителей СССР, не желавших мириться с перераспределением властных полномочий в обновленном Союзе в пользу республик.

Политико-правовая оценка наиболее значимых событий конца 1980-х – начала 1990-х  гг., приведших к распаду СССР, даётся в работах бывшего сотрудника Аппарата Президента СССР З.А. Станкевича. Автор пришёл к выводу о том, что  ликвидация Советского Союза в декабре 1991 г., явилась результатом кризиса («эрозии») союзной государственности. Данная «эрозия» выразилась, с одной стороны, в провале идей «консервативной модернизации», в русле которой проводилась национальная политика КПСС, а, с другой стороны, в усилении сепаратизма союзных республик, заболевших «детской болезнью суверенности». Свою роль в провале идеи Союзного договора и последующем разрушении СССР, по мнению автора, сыграли как руководители СССР, допустившие тактические просчеты в ходе договорного процесса, так и республиканские лидеры, последовательно проводившие политику по «выхолащиванию» федеративных начал реформируемого Союза. Необходимо отметить, что именно в работах З.А. Станкевича произведен наиболее полный политико-правовой анализ процесса разработки нового Союзного договора.

Профессор исторического факультета МГУ А.С. Барсенков фокусировал внимание на политических процессах, главным содержанием которых в последние годы существования СССР была борьба за власть между республиками и Центром. Ново-огаревский процесс, рассматриваемый автором в рамках этой парадигмы, продемонстрировал колоссальный разрыв между позициями союзных и республиканских руководителей, итогом которого стало создание документа, означавшего прекращение существования СССР, как единого государства.

Иную точку зрения высказывал историк  А.В. Шубин, отмечавший, что проект Договора о Союзе Суверенных государств, представленный к подписанию 20 августа 1991 г. фиксировал преобразование Союза в «…федеративное государственное, а не надгосударственное образование, в котором составные  части имели широкую автономию, сохранялся общесоюзный рынок и  равные права граждан на всей территории СССР». Наличие юридических противоречий в проектах Союзного договора, по мнению автора, объяснялось тем, что они создавались в условиях политической борьбы руководителей национальных республик с союзным Центром.

Характеристика перестроечной  политики, как процесса управления государством в период его системного кризиса дана в книге профессора МГУ А.В. Сидорова. Рассматривая этапы  разработки нового Союзного договора (до августа 1991 г.), автор отмечал  кардинальное несовпадение позиций  союзных и республиканских лидеров  по большинству вопросов: о членстве в обновленном Союзе, о собственности, о налогах.

 Комплексный анализ событий  последних лет существования  СССР и обоснованная критика  действий как союзных, так и  республиканских лидеров, нашли  своё отражение в исследованиях  известного историка, бывшего народного  депутата СССР Р.А. Медведева.

Информация о работе Проблема Союзного договора 1991