Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:51, контрольная работа
В XIV в. в экономической жизни Англии произошли крупные перемены. Развитие промышленности, особенно таких её отраслей, как шерстяная и металлургическая, а также рост населения городов повысили спрос на продукцию сельского хозяйства — сырье и продукты питания — и требовали расширения обмена между городом и деревней. Крепостнически барщинная система феодального хозяйства, основанная на малопроизводительном подневольном труде крепостных, становилась тормозом дальнейшего роста производительных сил. Эта система задерживала развитие товарности в крестьянском хозяйстве, так как отрывала крестьянина от работы на его участке и тем самым препятствовала расширению производства продуктов на рынок.
Узнав об этом, восставшие потребовали выдачи для расправы герцога Ланкастерского и пятнадцать других лордов. После чего повстанцы снова потребовали встречи с ним, на это король ответил, что хотел с ними встретиться, но архиепископ-канцлер и казначей отговорили его. После чего назначил встречу в ближайший понедельник в Виндзоре, а приехав в Лондон заперся в Тауэре.
Тут повстанцы проявили решительность и при помощи городской бедноты, присоединившейся к восстанию, захватили Лондон. На улицах столицы начались погромы. Жглись дома королевских советников и судей. Были разгромлены тюрьмы - вместе с «политическими» и должниками свободу получили и оторванные разбойники-уголовники. Начались массовые расправы над дармоедами и кровопийцами. Не избежал расправы, сколько ни скрывался и архиепископ Кендерберийский - глава английской церкви, а по совместительству канцлер Англии Седбери. Его тело стало короче на голову, которую выставили на Лондонском мосту. Вместе с архиепископом потеряли голову ещё от 140 до 160 дворян.
Видя всё это, король собрал совет из придворных, что бы решить, что предпринять в сложившейся ситуации. Но дворяне до того были напуганы народным гневом, что не могли предложить ни чего путного.
Тогда юный король принял решение «…он велел мэру Сити сделать распоряжение шерифам и олдерменам, чтобы они в своих кварталах приказали громко оповестить, что все в возрасте от пятнадцати до шестидесяти лет под страхом за жизнь и члены должны завтра утром, в пятницу, быть на Майл-Энде, чтобы видеть и слышать его…» [6. стр.17]. Это распоряжение король сделал, что бы дать возможность спастись вельможам, укрывшимся в Тауэре.
Переговоры состоялись 14 июня в пригороде Лондона Майл-Энд, расположенном у городских ворот. Как только король выехал из Тауэра в Майл-Энд, часть восставших захватила королевский замок и казнила наиболее ненавистных советников короля, засевших, там. Среди казненных был и архиепископ Кентерберийский. Головы казненных были выставлены на Лондонском мосту для всеобщего обозрения, по обычаю того времени. На голову архиепископа восставшие надели красную шапку и прибили ее ко лбу гвоздем.
Программа, включала следующие требования: ликвидация вилланства, амнистия участников восстания, дарование всем подданным короля права свободной торговли на всей территории Англии, установление единообразной земельной ренты — 4 пенса за акр земли. Майл-Эндская программа отражала интересы более зажиточной и умеренно настроенной части крестьянства и не посягала на феодальный строй в целом. Король обещал выполнить все требования крестьян и приказал составить для них «освободительные грамоты». Часть крестьян поверила королевскому слову и покинула Лондон.
Эти требования, носят прогрессивный, антифеодальный характер. Выполнение их должно было способствовать более быстрому развитию буржуазных отношений в английской деревне. Но на них лежит несомненная печать ограниченности, так как они отражали в основном интересы крестьянской верхушки.
Об этом свидетельствует,
прежде всего, требование свободы торговли
для всех. Зажиточное крестьянство
к этому времени извлекало нема
«Да будет ведомо, что по особой милости мы отпускаем на волю всех верных поданных наших ... и освобождаем от рабства каждого из них, и обеспечиваем им это настоящей грамотой, а также прощаем этим верным подданным нашим всякие преступления, измены, нарушения законов и вымогательства, ими или кем-нибудь из них каким-нибудь образом совершенные, и жалуем им и каждому из них наш полный мир» [3. стр.17].
Затем король приказал восставшим разойтись по домам. Уловка короля удалась. Крестьянам казалось, что они достигли своей цели, а дома их ждали семьи и неотложные полевые работы, поэтому значительная часть их стала расходиться по своим деревням. Но многие из восставших, особенно малоимущие крестьяне, не были удовлетворены этими уступками. Им была нужна земля и отмена жестоких законов против рабочих. Значительная часть крестьян вместе с Уотом Тайлером и Джоном Боллом осталась в Лондоне. Так обнаружился раскол в рядах восставших, который шёл в основном по социальной линии: малоземельные и зажиточные крестьяне. Наметился раскол и среди городского населения. Если городская беднота по-прежнему поддерживала восставших, то зажиточные элементы города, напуганные размахом восстания и неожиданным для них поворотом событий, готовы были оказать поддержку правительству в его подавлении.
Восставшие потребовали нового свидания с королём, и он снова был вынужден согласиться на это. На этот раз свидание состоялось за северными воротами Лондона, в Смитфилде. Восставшие снова встретили короля в боевом порядке. Приглашенный советниками короля Уот Тайлер верхом в сопровождении одного лишь знаменосца подъехал к королевской свите и на вопрос короля, почему восставшие не расходятся по домам, предъявил королю требования, известные под названием Смитфилдской программы. В ней восставшие требовали прежде всего, чтобы были отменены все законы, кроме Винчестерского, который гарантировал всем свободным людям безопасность личности. Это требование дополнялось целым рядом других, среди которых на первом месте стоит требование возвратить крестьянам общинные угодья, захваченные у них лордами, конфисковать у церкви земли и передать их крестьянам. Наконец, выдвигались и политические требования отмена всякого рода сословных привилегий, установление в стране чего-то вроде крестьянско-демократической монархии. С Майл-Эндской ее роднило лишь одно требование — отмены крепостного права, но в Смитфилдской программе это требование стояло на последнем месте. Это и понятно, так как составителями программы являлись в основном кентские крестьяне, а в Кенте крепостничество никогда не играло значительной роли.
Смитфилдская программа отличается более радикальным характером. Прежде всего, она ставит наиболее злободневный крестьянский вопрос — вопрос о земле. Правда, она не требует еще конфискации всего феодального имущества, но и требование секуляризации церковных земель и возврата общинных угодий было весьма смелым для того времени. Вся программа проникнута духом недоверия и вражды к феодальному государству. Об этом свидетельствует прежде всего требование отмены всех законов, кроме Винчестерского. Хотя в программе специально не говорится о рабочем законодательстве, но вполне очевидно, что именно это законодательство вызывало прежде всего недовольство крестьян, и они хотели избавиться от него.
Во время переговоров лондонский мэр нанес предательский удар вождю восставших, ранив его сначала в шею, а затем в голову. Сначала восставшие не заметили, как упал Уот Тайлер. Когда же они поняли, в чем дело, то подняли сильный шум. К ним направился король, который уверил их, что их вождь посвящен в рыцари, все требования их удовлетворены, и приказал им идти в открытое поле. Тем временем приближенные короля во главе с мэром немедленно поскакали в Лондон.
Третья программа нашла свое выражение в исповеди Джона Строу: “Уже не приходится лгать, да и не годится говорить ложь, в особенности, если я знаю, что за нее душа моя будет предана страшнейшим мукам..., потому буду говорить без всяких прикрас лжи. В то время, когда мы пришли в Блэкгиз, когда мы решили позвать к себе короля, план наш был таков: всех рыцарей, оруженосцев и остальных дворян, которые пришли бы с ним, немедленно умертвить; самого же короля, оказывая ему во всем королевские почести, водить с собой с места на место, чтобы при виде его все и в особенности простой народ смелее переходил к нам и в нашу толпу, видя, что сам король как бы творец нашего мятежа. А когда бы мы собрали по всем графствам бесчисленную толпу простого народа, мы внезапно умертвили бы всех господ, которые что-нибудь затевали против нас или оказывали нам сопротивление, и прежде всего, и главным образом, мы бы занялись истреблением рыцарей ордена Госпитальеров. Затем мы бы убили короля и стерли с лица земли всех духовных землевладельцев: епископов, монахов, каноников, кроме того, настоятелей церкви. Одни только нищенствующие остались бы в живых, и их достаточно было бы для совершения таинств для всей страны. Когда же никого не осталось бы в живых, кто был бы значительнее нас, сильнее и ученее, мы составили бы тогда по своему желанию законы и управлялись бы, им повинуясь. Ведь мы бы выбрали тогда и королей, Уолтера Тайлера поставили бы королем в Кенте, а в остальных графствах в каждом особых. А так как исполнению этого нашего плана препятствовал архиепископ, то мы воспылали к нему сильнейшей ненавистью и постарались поскорее предать его смерти.
Затем вечером того дня, как был убит Уот Тайлер, мы предполагали, так как на нашей стороне был простой народ Лондона и в особенности беднейшие, сжечь город, зажегши его с четырех сторон...” [1. стр.17].
После этого признания он был обезглавлен, и голова его была выставлена на лондонском мосту рядом с головой товарища его Уолтера Тайлера.
Расправившись
с восстанием в Лондоне, правительство
направило карательные
В целом ряде мест крестьяне не хотели дешево отдавать только что завоеванную свободу. Для подавления их сопротивления правительство было вынуждено направить против восставших огромные войска из тяжеловооруженной кавалерии и пехоты. Вслед за правительственными войсками всюду шли королевские судьи, которые сотнями приговаривали крестьян к смертной казни. По всей стране были воздвигнуты виселицы, но и на них для всех осужденных крестьян не хватало места, и иногда на одной виселице вешали по девять-десять человек одновременно. Предстал перед судом и народный проповедник Джон Болл, захваченный в Ковентри. Он был приговорен к жестокой и мучительной казни: повешению, вырезыванию внутренностей, обезглавливанию и четвертованию.
15 июля 1381 г.
приговор был приведен в
Король разослал приказ, чтобы восставшие беспрекословно слушались лордов и выполняли все те повинности, которые несли до восстания. Собравшийся вскоре парламент одобрил действия короля и объявил амнистию тем феодалам, которые казнили крестьян без всякого суда.
Заключение
Восстание Уота Тайлера, как и все другие крестьянские восстания средневековья, было обречено на неудачу. Причины этого кроются прежде всего в самой природе крестьянства как класса. Наиболее характерной чертой этого восстания была его стихийность, разрозненность выступлений крестьян. В условиях товарного хозяйства крестьянство непрерывно порождало верхушку, интересы которой не совпадали с интересами основной массы беднейших крестьян, так как они начинают уже выступать в роли эксплуататоров своих же соседей-общинников. Эти противоречия среди восставших со всей очевидностью проявились во время пребывания их в Лондоне и переговоров с королем. Результатом их явилось наличие не одной, а двух крестьянских программ: Майл-Эндской и Смитфилдской. Показателем незрелости крестьян является излишняя доверчивость восставших, в результате которой они фактически выпустили из рук уже одержанную победу.
Восстание Уота Тайлера в 1381 г. сыграло большую роль в отмене крепостного права в Англии. Английским властям пришлось всё-таки пойти на уступки повстанцам и осуществить ряд требований крестьян.
Несмотря на подавление восстания Уота Тайлера, это величайшее в истории Англии движение не прошло бесследно. Оно принесло крестьянам до некоторой степени сознание своей силы и общности классовых интересов, вселило в феодалов страх перед грозной силой крестьян. Самый же главный результат восстания состоял в том, что после него крепостное право в Англии быстро начинает исчезать. Выступление крестьян сыграло в этом процессе немаловажную роль, так как феодалы боялись теперь требовать с крестьян барщину и повышать другие платежи. В течение XV в. почти все крестьянство стало свободным и было переведено на денежную ренту.
Список использованной литературы
1. Абрамсон, М.Л. Английская история Томаса Уолсингема. Практикум по истории средних веков. /сост.: М.Л. Абрамсон, С.А. Сливко, М.М. Фрейденберг. М., 1981.
2. Васильев, А.А. История средних веков. / А.А. Васильев. – Москва: Республика, 1993. – 511с.
3. Косминский, Е.А. Английская деревня XIII-XIV вв. и восстание Уота Тайлера. / Е.А. Косминский. – М. Л., 1935.
4. Сказкина, С.Д. История средних веков. / С.Д. Сказкиной [и др.] – Москва: Высшая школа, 1977 – 1 т.
5. Всемирная история в 9 т. / редкал. Сидоровой, Н.А. [и др.] .– Москва: Гос. изд. политической лит., 1957 – 3 т.
6. Степанова, В.Е. История средних веков (V-XVвв.). Хрестоматия Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1969.
Информация о работе Программы и тактика английских крестьян в востании Уота Тайлера