Вариант 17. Программы экономического
возрождения ФРГ и Японии после
Второй мировой войны.
- Социально-экономические последствия
Второй мировой войны.
- Сущность и результативность экономических
программ преодоления последствий войны
в ФРГ и Японии
1. Вторая мировая война, подготовленная
силами международной реакции, развязанная
главными агрессорами – фашистскими Германией,
Италией и милитаристской Японией, стала
крупнейшей экономической катастрофой.
Война, планировавшаяся агрессорами как
ряд малых молниеносных войн, превратилась
в глобальный вооруженный конфликт. В
войну были втянуты 64 государства с населением
1,7 млрд. человек – это 4 /5 жителей планеты.
На различных этапах с обеих сторон участвовало
одновременно от 8 до 12, 8 млн. человек, от
84 до 163 тысяч орудий, от 6,5 до 18, 9 тысяч
самолётов. Охваченные войной территории
в 5,5 раз превосходили территории в Первую
мировую войну. Военные действия велись
на территории 40 государств Европы, Азии,
Африки и охватывали просторы Северного
Ледовитого океанов. В рядах вооруженных
сил насчитывалось 110 млн. человек, война
унесла около 55 млн. жизней. В лагерях смерти
было уничтожено 11 млн. человек, экономика
большинства стран была подорвана. Были
уничтожены национальные богатства стоимостью
316 млрд. долларов. Общие военные расходы
в 4,5 раза превзошли показатели первой
мировой войны.
В тяжёлом экономическом
положении оказались почти все
страны-участницы, в том числе
и страны Западной Европы. После
войны западно-европейская экономика
обладала деформированной милитаризованной
структурой производства. Произошёл
разрыв сложившихся за долгие
годы связей в промышленности,
финансах, торговле. Оборудование требовало
обновления и больших капиталовложений.
Ощущался острый дефицит в
самых необходимых продуктах.
Растущая инфляция, неустойчивость
европейских валют подрывали
заинтересованность аграрного сектора
экономики в обмене своей продукции на
деньги, что вело к сужению аграрного сектора,
несмотря на повышенный спрос.
Фактически страны
Западной Европы за счёт собственного
производства могли обеспечить
свои потребности – в зерне,
хлопке, меди, алюминии лишь на 40
%, свинце, цинке – на 30 %, в масле,
сале – на 15 %, жидком топливе,
мясе – на 10 %.
Только США,
находясь в географическом удалении
от военных действий, смогли умело
использовать сложившуюся экономическую
конъюнктуру, и за годы войны
промышленное производство здесь
удвоилось, а чистая прибыль
корпораций - утроилась. В ряде
отраслей наблюдался высокий
рост, и в результате США стали
обладателями двух третей промышленного
производства и золотого запаса
мира. Специально созданная комиссия
при президенте США по анализу
помощи иностранным государствам
подтвердила катастрофическое состояние
западноевропейской экономики и
США после войны выступили
в качестве своеобразного спонсора
по программе восстановления
и развития Европы, автором которой
стал Джордж Маршалл. Программа
удовлетворяла следующим требованиям:
- обеспечение большей самоокупаемости
экономического возрождения Европы;
- повышение отдачи от американской
помощи;
-соответствие начавшемуся обновлению
технологической базы американской
экономики в к.40-х гг.
План
Джорджа Маршалла
План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947г.
В середине июля 1947г. состоялась Парижская
конференция стран–участниц плана Маршалла
(16-ти европейских стран: Австралии, Бельгии,
Великобритании, Греции, Дании, Ирландии,
Исландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов
Норвегии, Португалии, Турции, Франции,
Швеции и позже ФРГ), на которой был учрежден
Комитет европейского экономического
сотрудничества, задача которого сводилась
к составлению на основе отчётов о состоянии
экономики, военных разрушений, валютных
резервов, восстановительных работах
сводной заявки на американскую помощь,
общая сумма которой составила 29 млрд.
долларов.
На совещании
министров иностранных дел Великобритании,
Франции и СССР в 1947г. Советский
Союз подверг критике идею
плана, рассматрвая его в качестве
механизма вмешательства во внутренние
дела европейских стран, раскола
Германии и раздела Европы
на 2 противостоящие группы государств.
Отказ от участия в плане
Маршалла СССР был поддержан
и другими социалистическими
странами–Болгарией, Венгрией, Польшей,
Румынией, Чехословакией, Югославией,
Финляндией и Албанией.
Только в апреле
1948г. американский Конгресс принял
«Закон о помощи иностранным
государствам». Экономическая помощь
осуществлялась на основе двусторонних
соглашений при соблюдении жёстких
условий, среди которых:
- отказ от национализации промышленности;
- предоставление полной свободы частного
предпринимательства;
- торможение отраслей западноевропейской
индустрии конкурирующих с отраслями
США;
- одностороннее снижение таможенных тарифов
на импорт американских товаров;
- ограничение торговли с социалистическими
странами и др.
Контроль за реализацией
плана Маршалла осуществляла, созданная
в США, Администрация экономического
сотрудничества.
За 4 года выполнения
плана (с 1948 г. – по 1951 гг.) США оказали
европейским странам помощь в объёме 17
млрд. долларов и более 2/3 этой суммы приходилось
на долю четырёх ведущих европейских стран
– Великобритании, Франции, Италии и ФРГ.
В то же время Западная Германии из былого
агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц,
которой США оказывали предпочтение, за
первый год реализации плана ФРГ получила
от США 2,422 млрд. долл.- это почти столько
же, сколько Англия (1,324 млрд.) и Франция
(1,13 млрд.) вместе.
Основную помощь
(70 %) составляли поставки продовольствия,
топлива и удобрений. Но главный
смысл плана заключался в подпитывании
слабых европейских экономик
и создании условий для собственного
возрождения, а именно:
- для быстрого развития внутриевропейской
торговли;
- для активизации наиболее эффективных
производственных мощностей с целью достижения
ускоренного выпуска продукции через
межотраслевую кооперацию;
- для укрепления своих валют и восстановления
к ним доверия.
Формой обеспечения
европейской кооперации стала
Организация Европейского Экономического
Сотрудничества (ОЕЭС), в рамках сотрудничества
её стран-участниц по либерализации
торговли и платежей потребовалась
координация инвестиций в целях
направления капиталовложений на
развитие ключевых отраслей и
предотвращения дублирования инвестиций.
Главным в реализации
плана Маршалла стало решение
вопроса об источниках финансирования
отдельных элементов плана. Все
поставки были разделены на 3 основных
вида:
1) первый объединял
предметы жизненной необходимости
– продукты питания, топливо,
одежду. Ежегодный рост собственных
ресурсов европейских стран сопровождался
соответствующим сокращением американских
ассигнований., а так как большинство
стран Западной Европы были
не в состоянии оплатить поставки,
то основная их часть шла
ввиде дотаций, а не займов.
Одновременно валюта, вырученная
от продаж ввозимых продуктов,
использовалась правительством
европейских стран для сокращения
дефицита бюджета, а значит
и темпов инфляции.
2) второй вид поставок
составляло промышленное оборудование.
В его финансировании преобладали
международные займы.
3) третий вид поставок
составляло сырьё, сельскохозяйственные
машины, промышленные товары и
запасные части, которые финансировались
под гарантии американского правительства
через специально созданное отделение
экспортно-импортного банка США.
Таким образом, план
Маршалла был ориентирован на
снабжение западноевропейского
производства, на импорт сырья
и материалов, на восстановление
и обновление основных фондов.
Совместно с планом
Маршалла применялись собственные
экономические программы в странах
Запада по возрождению послевоенных
экономик, что давало высокую
результативность развитию этих
стран и проявлялось в росте
выпуска продукции в базовых
отраслях более, чем на половину
за 1947-1950 гг., а по отдельным видам
продукции более того: калийных
удобрений – на 65 %, стали –
на 70 %, цемента - на 75 %, транспортных
средств – на 150 %, нефтепродуктов
– на 200 %.
Свидетельством успешного
выполнения программы экономического
возрождения западноевропейских
стран является рост экспорта,
который за 1948-1952 гг. увеличился на
49 пунктов. Прогрессивные изменения
затронули и структуру экспорта.
Западноевропейский вывоз продукции
вырос на 40 %, а поставка оборудования
для традиционных отраслей из
США не только укрепляла базовые
отрасли, но и создавала ощутимые
предпосылки для повышения конкурентоспособности
потребительских секторов экономики,
поворота к перспективным технологиям
и даже экспорту качественных
материалов для новейших отраслей
из Европы и США.
Вместе с тем
на фоне обострения послевоенной
международной обстановки план
Маршалла с 1951г. стал превращаться
в программу оказания странам-участницам
американской военной помощи, способствуя
послевоенному расколу Западных
государств и усилению «холодной
войны» против социалистических стран,
а также зависимости западноевропейских
государств от США.
На это
был нацелен принятый в 1951г.
закон о взаимном обеспечении
безопасности, который действуя
на основе двусторонних соглашений
содействовал внешней политике
через безвозмездные субсидии
и поставки американских товаров
и материалов. Страны-получатели
вынуждены были предоставлять
свою территорию для американских
венных баз и прекратить торговлю
стратегическими товарами с социалистическими
странами, то есть экономическая
помощь Европе была направлена
на поддержку перевооружения, а
не на дальнейшее общее расширение
экономики.
2. Главным архитектором хозяйственных
реформ послевоенной ФРГ стал
профессор Людвиг Эрхард (1897-1977) –
директор Управления хозяйства
объединенных западных зон оккупации
в 1948 г., министр народного хозяйства
ФРГ (1949-1963 гг.), заместитель федерального
канцлера (с 1957 г.) и канцлер республики
в 1963-1966 гг. Планы Л. Эрхарда
опирались на денежную реформу,
свободные цены и предпринимательство.
Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены
недействительными. Вместо них каждый
житель получил по 40 новых дойчмарок,
потом к ним добавили еще по
20. Пенсии и заработная плата подлежали
выплате в новых марках в соотношении
1:1. Половину наличности и сбережений
можно было обменять по курсу 1:10. Временно
“замороженная” вторая половина позже
обменивалась в соотношении 1:20. Денежные
обязательства предприятий пересчитывались
также в соотношении 1:10. Предприятия,
получив наличность для выплаты
первой зарплаты, в дальнейшем должны
были существовать за счет сбыта своей
продукции.
Через 3 дня после денежной последовала
реформа цен. Они были отпущены на
свободу. Закон о принципах хозяйственной
структуры и политике цен предоставлял
Л. Эрхарду право отменить сотни
всяких предписаний, регулировавших экономическую
жизнь, упразднить административное распределение
ресурсов и контроль над ценами.
Исчез “черный рынок”. Магазины
заполнились товарами. Вместо поисков
продуктов люди стали заботиться
об их производстве. Инфляция почти
не ощущалась. Цены выросли лишь на
несколько процентов, в той же
примерно пропорции, что и заработная
плата.
Сохранению стабильности валюты и
избежанию гиперинфляции способствовало
принятие закона против произвольного
завышения цен. Периодически публиковались
каталоги уместных цен, приспосабливаемых
к наличной покупательской способности
потребителя. На свободу предпринимательства
была направлена кредитная и налоговая
политика. По словам Л. Эрхарда, покупатель
снова стал “королем”, определявшим
лицо рынка.
Оппонентами социального рыночного
хозяйства оказались профсоюзы,
левые партии, картели. Л. Эрхард настаивал
не на надзоре, а на запрете монополий.
Основой стал мелкий и средний
бизнес, предпринимательство в производственной
сфере. К середине 50-х годов ФРГ
вышла на второе место после США
по объему золотых запасов.
ФРГ становится передовой страной
Западной Европы, обгоняя в хозяйственном
отношении своих былых победителей.
Страна выступила одним из главных
учредителей “Общего рынка”. К
началу 60-х годов на ее долю приходилось
более 60% добычи угля, около половины
производства стали, около 40% экспорта
и 35% импорта ЕЭС (“Общего рынка”).
Япония проиграла вторую мировую
войну. Она капитулировала 2 сентября
1945 г. и была оккупирована американскими
войсками.
Экономика страны была в состоянии
хаоса. Выпуск промышленной продукции
в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1935-1937 гг.
В 1948 г. в других побежденных странах
объем производства приблизился
к довоенному уровню, а в Японии
он достиг только 52%.
Японии не была предоставлена помощь,
подобная плану Маршалла. Запад ограничился
гуманитарной помощью в размере
2,2 млрд. долл. Кроме того, были сведены
к минимуму репарации, наложенные на
Японию после окончания войны.
В Японии не проводилась приватизация.
Военный контроль, введенный в 1939-1941
гг., не ликвидировал частной собственности,
а только ограничил ее свободу. Размеры
инфляции были чрезвычайными – к
1952 г. 1500 % от послевоенного уровня. Денежная
реформа 1946 г. не приостановила этот
процесс.