Программы экономического возрождения ФРГ и Японии после Второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Вторая мировая война, подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами – фашистскими Германией, Италией и милитаристской Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой. Война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. В войну были втянуты 64 государства с населением 1,7 млрд. человек – это 4 /5 жителей планеты. На различных этапах с обеих сторон участвовало одновременно от 8 до 12, 8 млн. человек, от 84 до 163 тысяч орудий, от 6,5 до 18, 9 тысяч самолётов.

Содержание работы

Социально-экономические последствия Второй мировой войны.
Сущность и результативность экономических программ преодоления последствий войны в ФРГ и Японии

Файлы: 1 файл

История контрольная.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

Вариант 17. Программы экономического возрождения ФРГ и Японии после  Второй мировой войны.

  1. Социально-экономические последствия Второй мировой войны.
  2. Сущность и результативность экономических программ преодоления последствий войны в ФРГ и Японии

1. Вторая мировая война, подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами – фашистскими Германией, Италией и милитаристской Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой. Война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. В войну были втянуты 64 государства с населением 1,7 млрд. человек – это 4 /5 жителей планеты. На различных этапах с обеих сторон участвовало одновременно от 8 до 12, 8 млн. человек, от 84 до 163 тысяч орудий, от 6,5 до 18, 9 тысяч самолётов. Охваченные войной территории  в 5,5 раз превосходили территории в Первую мировую войну. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек, война унесла около 55 млн. жизней. В лагерях смерти было уничтожено 11 млн. человек,  экономика большинства стран была подорвана. Были уничтожены национальные богатства стоимостью 316 млрд. долларов. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли показатели первой мировой войны.

       В тяжёлом экономическом  положении оказались почти все  страны-участницы, в том числе  и страны Западной Европы. После  войны западно-европейская экономика  обладала деформированной милитаризованной  структурой производства. Произошёл  разрыв сложившихся за долгие  годы связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудование требовало  обновления и больших капиталовложений. Ощущался острый дефицит в  самых необходимых продуктах.  Растущая инфляция, неустойчивость  европейских валют подрывали  заинтересованность аграрного сектора  экономики в обмене своей продукции на деньги, что вело к сужению аграрного сектора, несмотря на повышенный спрос.

       Фактически страны  Западной Европы за счёт собственного  производства могли обеспечить  свои потребности – в зерне,  хлопке, меди, алюминии лишь на 40 %, свинце, цинке – на 30 %, в масле,  сале – на 15 %,  жидком топливе,  мясе – на 10 %.

       Только США,  находясь в географическом удалении  от военных действий, смогли умело  использовать сложившуюся экономическую  конъюнктуру, и за годы войны  промышленное производство здесь  удвоилось, а чистая прибыль  корпораций - утроилась. В ряде  отраслей наблюдался высокий  рост, и в результате США стали  обладателями двух третей промышленного  производства и золотого запаса  мира. Специально созданная комиссия  при президенте США по анализу  помощи иностранным государствам  подтвердила катастрофическое состояние  западноевропейской экономики и  США после войны выступили  в качестве своеобразного спонсора  по программе восстановления  и развития Европы, автором которой  стал Джордж Маршалл. Программа  удовлетворяла следующим требованиям:

- обеспечение большей самоокупаемости  экономического возрождения Европы;

- повышение отдачи от американской  помощи;

-соответствие начавшемуся обновлению  технологической базы американской  экономики в к.40-х гг.

 

План  Джорджа Маршалла

 

       План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947г. В середине июля 1947г. состоялась Парижская конференция стран–участниц плана Маршалла (16-ти европейских стран: Австралии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов Норвегии, Португалии, Турции, Франции, Швеции и позже ФРГ), на которой был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества, задача которого сводилась к составлению на основе отчётов о состоянии экономики, военных разрушений, валютных резервов, восстановительных работах сводной заявки на американскую помощь, общая сумма которой  составила 29 млрд. долларов.

       На совещании  министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР в 1947г. Советский  Союз подверг критике идею  плана, рассматрвая его в качестве  механизма вмешательства во внутренние  дела европейских стран, раскола  Германии и раздела Европы  на 2 противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане  Маршалла СССР был поддержан  и другими социалистическими  странами–Болгарией, Венгрией, Польшей,  Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией и Албанией.

       Только в апреле 1948г. американский Конгресс принял  «Закон о помощи иностранным  государствам». Экономическая помощь  осуществлялась на основе двусторонних  соглашений при соблюдении жёстких   условий, среди которых:

  1. отказ от национализации промышленности;
  2. предоставление полной свободы частного предпринимательства;
  3. торможение отраслей западноевропейской индустрии конкурирующих с отраслями США;
  4. одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров;
  5. ограничение торговли с социалистическими странами и др.

      Контроль за реализацией  плана Маршалла осуществляла, созданная  в США, Администрация экономического  сотрудничества.

      За 4 года выполнения  плана (с 1948 г. – по 1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объёме 17 млрд. долларов и более 2/3 этой суммы приходилось на долю четырёх ведущих европейских стран – Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная Германии из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали предпочтение, за первый год реализации плана ФРГ получила от США 2,422 млрд. долл.- это почти столько же, сколько Англия (1,324 млрд.) и Франция (1,13 млрд.) вместе.

      Основную помощь (70 %) составляли поставки продовольствия, топлива и удобрений. Но главный  смысл плана заключался в подпитывании  слабых европейских экономик  и создании условий для собственного  возрождения, а именно:

  • для быстрого развития внутриевропейской торговли;
  • для активизации наиболее эффективных производственных мощностей с целью достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию;
  • для укрепления своих валют и восстановления к ним доверия.

     Формой обеспечения  европейской кооперации стала  Организация Европейского Экономического  Сотрудничества (ОЕЭС), в рамках сотрудничества  её стран-участниц по либерализации  торговли и платежей потребовалась  координация инвестиций в целях  направления капиталовложений на  развитие ключевых отраслей и  предотвращения дублирования инвестиций.

      Главным в реализации  плана Маршалла  стало решение  вопроса  об источниках финансирования  отдельных элементов плана. Все  поставки были разделены на 3 основных  вида:

     1) первый объединял  предметы жизненной необходимости  – продукты питания, топливо,  одежду. Ежегодный рост собственных  ресурсов европейских стран сопровождался  соответствующим сокращением американских  ассигнований., а так как большинство  стран Западной Европы были  не в состоянии оплатить поставки, то основная их часть шла  ввиде дотаций, а не займов. Одновременно валюта, вырученная  от продаж ввозимых продуктов,  использовалась правительством  европейских стран для сокращения  дефицита бюджета, а значит  и темпов инфляции.

     2) второй вид поставок  составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали  международные займы.

     3) третий вид поставок  составляло сырьё, сельскохозяйственные  машины, промышленные товары и  запасные части, которые финансировались  под гарантии американского правительства  через специально созданное отделение  экспортно-импортного банка США.

     Таким образом, план  Маршалла был ориентирован на  снабжение западноевропейского  производства, на импорт сырья  и материалов, на восстановление  и обновление основных фондов.

      Совместно с планом  Маршалла применялись собственные  экономические программы в странах  Запада  по возрождению послевоенных  экономик, что давало высокую  результативность развитию этих  стран и проявлялось в росте  выпуска продукции в базовых  отраслях более, чем на половину  за 1947-1950 гг., а по отдельным видам  продукции более того: калийных  удобрений – на 65 %, стали –  на 70 %, цемента - на 75 %, транспортных  средств – на 150 %, нефтепродуктов  – на 200 %.

      Свидетельством успешного  выполнения программы экономического  возрождения западноевропейских  стран является рост экспорта, который за 1948-1952 гг. увеличился на 49 пунктов. Прогрессивные изменения  затронули и структуру экспорта. Западноевропейский вывоз продукции   вырос на 40 %, а поставка оборудования  для традиционных отраслей из  США не только укрепляла базовые  отрасли, но и создавала ощутимые  предпосылки для повышения конкурентоспособности  потребительских секторов экономики,  поворота к перспективным технологиям  и даже экспорту качественных  материалов для новейших отраслей  из Европы и  США.

      Вместе с тем  на фоне обострения послевоенной  международной обстановки план  Маршалла с 1951г. стал превращаться  в программу оказания странам-участницам  американской военной помощи, способствуя  послевоенному расколу Западных  государств и усилению «холодной  войны» против социалистических стран,  а также зависимости западноевропейских государств от США.

      На это  был нацелен принятый в 1951г.  закон о взаимном обеспечении  безопасности, который действуя  на основе двусторонних соглашений  содействовал внешней политике  через безвозмездные субсидии  и поставки американских товаров  и материалов. Страны-получатели  вынуждены были предоставлять  свою территорию для американских  венных баз и прекратить торговлю  стратегическими товарами с социалистическими  странами, то есть экономическая  помощь Европе была направлена  на поддержку перевооружения, а  не на дальнейшее общее расширение  экономики.

 

2.  Главным архитектором хозяйственных  реформ послевоенной ФРГ стал  профессор Людвиг Эрхард (1897-1977) –  директор Управления хозяйства  объединенных западных зон оккупации  в 1948 г., министр народного хозяйства  ФРГ (1949-1963 гг.), заместитель федерального  канцлера (с 1957 г.) и канцлер республики  в 1963-1966 гг. Планы Л. Эрхарда  опирались на денежную реформу,  свободные цены и предпринимательство.

Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены  недействительными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще по 20. Пенсии и заработная плата подлежали  выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Временно “замороженная” вторая половина позже  обменивалась в соотношении 1:20. Денежные обязательства предприятий пересчитывались  также в соотношении 1:10. Предприятия, получив наличность для выплаты  первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей  продукции.

Через 3 дня после денежной последовала  реформа цен. Они были отпущены на свободу. Закон о принципах хозяйственной  структуры и политике цен предоставлял Л. Эрхарду право отменить сотни  всяких предписаний, регулировавших экономическую  жизнь, упразднить административное распределение  ресурсов и контроль над ценами. Исчез “черный рынок”. Магазины заполнились товарами. Вместо поисков  продуктов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция почти  не ощущалась. Цены выросли лишь на несколько процентов, в той же примерно пропорции, что и заработная плата.

Сохранению стабильности валюты и  избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного  завышения цен. Периодически публиковались  каталоги уместных цен, приспосабливаемых  к наличной покупательской способности  потребителя. На свободу предпринимательства  была направлена кредитная и налоговая  политика. По словам Л. Эрхарда, покупатель снова стал “королем”, определявшим лицо рынка.

Оппонентами социального рыночного  хозяйства оказались профсоюзы, левые партии, картели. Л. Эрхард настаивал  не на надзоре, а на запрете монополий. Основой стал мелкий и средний  бизнес, предпринимательство в производственной сфере. К середине 50-х годов ФРГ  вышла на второе место после США  по объему золотых запасов.

ФРГ становится передовой страной  Западной Европы, обгоняя в хозяйственном  отношении своих былых победителей. Страна выступила одним из главных  учредителей “Общего рынка”. К  началу 60-х годов на ее долю приходилось  более 60% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС (“Общего рынка”).

Япония проиграла вторую мировую  войну. Она капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими  войсками.

Экономика страны была в состоянии  хаоса. Выпуск промышленной продукции  в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1935-1937 гг. В 1948 г. в других побежденных странах  объем производства приблизился  к довоенному уровню, а в Японии он достиг только 52%.

Японии не была предоставлена помощь, подобная плану Маршалла. Запад ограничился  гуманитарной помощью в размере 2,2 млрд. долл. Кроме того, были сведены  к минимуму репарации, наложенные на Японию после окончания войны.

В Японии не проводилась приватизация. Военный контроль, введенный в 1939-1941 гг., не ликвидировал частной собственности, а только ограничил ее свободу. Размеры  инфляции были чрезвычайными – к 1952 г. 1500 % от послевоенного уровня. Денежная реформа 1946 г. не приостановила этот процесс.

Информация о работе Программы экономического возрождения ФРГ и Японии после Второй мировой войны