Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:00, контрольная работа
Древнерусское государство возникло значительно позднее чем государства Западной Европы, и тем более античного мира. И уже на догосударственном этапе своего развития восточные славяне вступали в активные контакты со своими соседями. Рассказ об одном из таких контактов лег в основу знаменитой норманнской теории, утверждающей в некотором смысле «второстепенность» и «производность» по отношению к Европе Древнерусского государства.
Введение…………………………………………..…………………………….....3
1. Происхождение и общественный строй восточных славян в догосударственный период………………………………………………...…..4-9
2. Факторы возникновения и особенности государства у восточных славян…………………………………………………………………………10-14
3. Норманская и антинорманская концепции образования Древнерусского государства………………………………………………...…………………15-20
Заключение……………………………………………………………....….…...21
Список литературы ……………….......................................................................22
Содержание
Введение…………………………………………..…………
1. Происхождение и общественный строй
восточных славян в догосударственный
период………………………………………………...…..
2. Факторы возникновения и особенности
государства у восточных славян………………………………………………………………
3. Норманская и антинорманская концепции
образования Древнерусского государства……………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………........................
Введение
Проблема возникновения государства у восточных славян уже несколько веков привлекает к себе внимание ученых и общественных деятелей. Со времен М.В. Ломоносова вокруг нее ведутся жаркие и неутихающие споры, так что проблема давно уже стала в известном смысле политической.
Древнерусское государство возникло значительно позднее чем государства Западной Европы, и тем более античного мира. И уже на догосударственном этапе своего развития восточные славяне вступали в активные контакты со своими соседями. Рассказ об одном из таких контактов лег в основу знаменитой норманнской теории, утверждающей в некотором смысле «второстепенность» и «производность» по отношению к Европе Древнерусского государства.
Помимо этого сам процесс образования Древнерусского государства даже при ближайшем рассмотрении оказывается сложным и запутанным, а «новорожденные» государство и общество выглядят противоречивым сплетением разных систем и формаций.
Поэтому, не смотря на то, что по заявленной теме написаны уже целые библиотеки книг и статей, ее изучение представляет безусловный интерес. В данной работе анализируются происхождение и общественный строй восточных славян в догосударственный период, факторы и особенности возникновения Древнерусского государства, а также раскрывается дискуссия вокруг норманнской и антинорманской концепций происхождения Древнерусского государства.
1. Происхождение и общественный строй восточных славян в догосударственный период
древнерусский государство восточный славянин
Предки
славян издавна жили на территории
Центральной и Восточной
Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке – до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.
В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100–200 отдельных племен.
Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских; северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород.
Наиболее развитыми и культурными среди восточно-славянских объединений были поляне. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили «зверинским образом». По данным летописца «земля полян также носила название «Русь». Одно из объяснений происхождения термина «Русь», выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.
К тому же времени относится и начало Киева. Нестор в летописи рассказывает об этом так: «Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трех горах, из коих две слывут, по имени двух меньших братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово время) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные; ловили зверей в тогдашних густых лесах днепровских, построили город и назвали оный именем старшего брата, т.е. Киевым. Некоторые считают Кия перевозчиком, ибо в старину был на сем месте перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как сказывают, в Константинополь, и приял великую честь от царя греческого; на возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел обитать в нем, но жители дунайские не дали ему там утвердиться и доныне именуют сие место городищем К.иевцом. Он скончался в Киеве, вместе с двумя братьями и сестрою».
Кроме народов славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные: меря вокруг Ростова и на озере Клещине или Переславском; мурома на Оке, где река впадает в Волгу; черемиса, мещера, мордва на юго-восток от мери; ливь в Ливонии, чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; нарова там, где Нарва; ямь, или емь в Финляндии, весь на Белоозере; Пермь в губернии сего имени; югра, или нынешние березовские остяки, на Оби и Сосве; печора на реке Печоре.
Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов.
Восточные славяне составляли значительную часть населения Восточной Европы. Племена восточных славян в разное время имели различные названия, но, как утверждает академик Б.А. Рыбаков, к VII в. получило распространение общее наименование «славяне».
Среди славянских племён были, как представляется учёным, и русы (росы). Как считают историки, территорией русов была, видимо, лесостепная область Среднего Поднестровья, где протекала река Рось, в бассейне которой росы жили.
Крупными восточно – славянскими племенными группами были поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи, половчане, северяне, родимичи, вятичи и др. Историки полагают, что это были крупные племенные союзы, возглавляемые вождями.
Исследования славянских поселений свидетельствуют о том, что славяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложения первобытно – общинного строя, зарождения классов, развития имущественной дифференциации.
В середине первого тысячелетия основным занятием восточных славян было земледелие, наиболее развитое на юге (пашенное землевладение). В лесной полосе пашенное земледелие стало преобладающей формой в конце 1 тысячелетия.
В первой половине первого тысячелетия в более развитых южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытно – общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточно-славянские племена.
Долгое время славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными промыслами, но и за счёт военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть военной добычи славянские князья распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж как предводителей походов Одновременно вокруг князей складывались дружины – группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных воинов и советников.
Славяне
жили общинами, родами. Каждый свободный
мужчина (не раб) был вооружён и входил
в ополчение. Выделение дружин было
существенным этапом в расслоении славянской
общины и превращением власти князя
из родоплеменной в
По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как тяговой силы, возросла производительность труда. Необходимость в коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела хозяйство самостоятельно.
Развивается
ремесло, всё большее значение приобретает
торговля, особенно внешняя. Разделение
труда, рост его производительности
создавали возможность
Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась значительная часть рабов из пленных.
Из родоплеменной знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян – общинников.
В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян – общинников от князей – военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее добровольно приносимая военачальниками дань становится обязательной, превращается в подать. Кроме того, князья облагали данью покорённые соседние племена, что также способствовало княжескому обогащению.
Таким образом,
социально – экономический
Но при
этом политическая власть наряду с
функциями обслуживания интересов
и организации принуждения в
части общества, определённого класса
сохраняло и функции так
В VII в. источники свидетельствуют о существовании трёх больших политических объединений восточных славян: Куявия, Славия (в районе озера Ильмень), Артания (предположительно Тмутаракань, располагавшаяся на Таманском полуострове).
2. Факторы возникновения и особенности государства у восточных славян
Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено прежде всего внутренними, социально – экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы – необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение воин, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.
Власть вождей племенных союзов (князей) и других организаций, оставшихся от рода племенного строя, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.
Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство – землю.
Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых народов, знать не сгоняла крестьян с земли, ранее им не принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Князья, их дружина, бояре эксплуатировали и рабов, но преобладающими формами классового угнетения становились феодальные.
Вопрос о том, почему разложение первобытно – общинного строя у восточных славян привело (притом важном обстоятельстве, что первое деление общества на классы выразилось в появлении рабов и рабовладельцев) к формированию феодальных отношений, к созданию феодальной государственности, до сих пор достаточно полно не изучен.
Ответ на
этот вопрос может быть дан лишь
на основе всестороннего исследования
конкретно – исторического
Информация о работе Происхождение и общественный строй восточных славян в догосударственный период