Происхождение и общественный строй восточных славян в догосударственный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Древнерусское государство возникло значительно позднее чем государства Западной Европы, и тем более античного мира. И уже на догосударственном этапе своего развития восточные славяне вступали в активные контакты со своими соседями. Рассказ об одном из таких контактов лег в основу знаменитой норманнской теории, утверждающей в некотором смысле «второстепенность» и «производность» по отношению к Европе Древнерусского государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………..…………………………….....3
1. Происхождение и общественный строй восточных славян в догосударственный период………………………………………………...…..4-9
2. Факторы возникновения и особенности государства у восточных славян…………………………………………………………………………10-14
3. Норманская и антинорманская концепции образования Древнерусского государства………………………………………………...…………………15-20
Заключение……………………………………………………………....….…...21
Список литературы ……………….......................................................................22

Файлы: 1 файл

История гос. и права.docx

— 43.81 Кб (Скачать файл)

Однако, рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своём развитии рабовладельческую формацию.

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образование этого государства способствовало развитие ремёсел, техники и обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён.

Усилению  объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля (известный  водный торговый путь «из варяг в греки»), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев – кочевников, хазар и других племён нападавших на других славян.

 

Всё это  требовало создания объединенных вооруженных  сил, лучшей организацией внешней торговли.

Важным  фактором, симулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.

Однако  главным было то обстоятельство, что  Киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а по тому и сильную дружину мог бы защитить власть имущих в условиях острой классовой  борьбы, увеличивавшихся классовых  противоречий. В Киевском княжестве  процесс преобразования родовых  органов в органы государственной  власти произошел раньше нежели в других славянских землях. Киевский князь, собирая дань (полюдие) с обширных земель, многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину, наместников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы власти могли играть роль центрального управления, оказывать определённое содействие местным князьям. Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половинеIX в. Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское (Славия). Несколько позднее Киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-славянские земли. Древнерусское Киевское государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива.

Древняя Русь была одним из самых сильных  государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения  со многими западноевропейскими  государствами, победоносно воевала  с Византией, неоднократно вынуждая её заключать договоры, по которым  русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали  по Черному и Каспийскому морям. Новгород связанный с Ганзейским союзом городов, уже в то время был крупнейшим торговым центром Европы.

Объединение восточных славян в единое государство  обеспечило дальнейшее развитие их экономике, культуры, усилило военную мощь и  помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трёх братских народов (русского, украинского, белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка – древнерусской народности.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему  развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов – землевладельцев, угнетению феодально – зависимого населения.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий  князь киевский. Его братья, сыновья  и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда ещё  во многом определялись данью с подчиненных  племён, возможностью её вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым  государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его  границ: отражение набегов кочевников – печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций  следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих  князей.

Древнерусское государство – совокупность Киевского  и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставленниками – сыновьями, племянниками, наместниками.

Великий князь являлся старшим по отношению  к местным князям. Он владел самым  большим и сильным княжеством. Во главе Древнерусского государства  стоял великий князь. На раннем этапе  существования Древнерусского государства  его функции заключались главным  образом в организации вооружённых  сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем  деятельность князя усложнилась  – всё большее значение приобретала  деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная  и судебная деятельность, руководство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов. Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов – бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Норманская и антинорманская концепции образования Древнерусского государства

 

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с  достаточной точностью. Очевидно, имело  место постепенное перерастание тех политических образований, о  которых мы говорили в предыдущей главе, в феодальное государство  восточных славян – Древнерусское  Киевское государство. В литературе разными историками это событие  датируется по-разному. Однако большинство  авторов сходятся на том, что возникновение  Древнерусского государства следует  относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское  государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией.

Дело в том, что в нашем  распоряжении находится источник, который, казалось бы, в какой-то мере отвечает на вопрос о происхождении Древнерусского государства. Это древнейший летописный свод «Повесть временных лет». Летопись дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в ней об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные – варягам, что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами». Варяжские князья сначала не соглашались, но славяне их уговорили. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.

Вокруг  летописного исторического предания, записанного Несторомв Повести Временных Лет, издавна ведутся споры. Известия летописца стали основанием для возникновения в XVIII в. «норманской теории», согласно которой государство у славян создали норманны – скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами. Сторонники этой теории подчёркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного монархически. Норманская теория имела особое политическое значение для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России.

Зарубежные  историки – норманисты также подчёркивали, что славяне до прихода варягов жили «зверинским образом» (как сказано в летописи), тем самым утверждались их политическая неполноценность, неспособность к историческому творчеству. Патриотически настроенные отечественные учёные в противовес норманистам пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусской госудасртвенности. Ряд историков, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные  племена находились в зависимости  от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши  варягов за море», что привело  к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии.

Впервые норманская теория была сформулирована немецкими учёными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашёнными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.

Попытаемся, как говорили древние историки, «без гнева и пристрастия» разобраться  в этом вопросе. Какова историческая достоверность летописного сказания?

Учёные  уже доказали вымышленность двух братьев – Синеуса и Трувора, родственников Рюрика. Однако сам Рюрик является, по мнению большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае в скандинавских источниках упомянут конунг (правитель) с таким именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда, по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов как раз с середины IX в. Таким образом, призвание варягов выглядит как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль третьей – беспристрастной – силы по отношению к борющимся за власть группировкам местной племенной знати. Вполне возможно, что варяги были наёмниками, которых призвали не на княжение, а для защиты земель от опустошительных набегов их же соплеменников. Но позже наёмники вооружённым путём захватили власть в Новгороде.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под  которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия  в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи  между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного  влияния варягов на экономические  и социально – политические институты  славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь –  страна несметных богатств, а служба русским князьям – верный путь приобрести славу и могущество. Археологи  отмечают, что количество варягов  на Руси было невелико. Не обнаружено и  каких-либо данных о колонизации  Руси варягами. Версия об иноземном  происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о  призвании бриттами англосаксов  и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом  и Ремом и т.п.

Не совсем ясно происхождение Аскольда и Дира – их летопись именует «мужами», приближёнными Рюрика. Некоторые исследователи считают их потомками основателя Киева – князя Кия, представителями местной «полянской» княжеской династии. Однако их имена, как и имена некоторых других правителей Руси, имеют скандинавское происхождение: Олег и Ольга (Хельги, Хельга), Игорь (Ингвар). Воеводы, дружинники и послы первых князей имели также варяжские имена. Но первоначально иноземная аристократическая верхушка, правившая на Руси, пополнилась и славянскими элементами – племенными старейшинами, местными «светлыми и пресветлыми князьями». Одновременно происходила быстрая славянизация скандинавов. Так, свидетельством быстрого сближения со славянами скандинавской по происхождению династии русских князей является чисто славянское имя сына Игоря и внука Рюрика – Святослав. А имена последующих великих князей киевские – почти все славянские.

Важные  сведения по этому вопросу дала археология. Изучены так называемые «дружинные курганы», содержащие богатые погребения древнерусской военно-торговой знати. Скандинавский погребальный обряд (сожжение покойника в ладье, со строго определённым набором украшений  и оружия) постепенно изменялся под  влиянием славянских обычаев. Данные археологические  исследования позволяют утверждать, что в последней четверти X в. типичные элементы скандинавской культуры исчезают на Руси. Иными словами, к исходу X – первой половине XI вв. процесс славянизации скандинавов в основном завершился.

Учёные  спорят о том, каково происхождение  названия «Русь». Одни полагают, что  оно является производным от названия реки Рось (приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами – земледельцами. Но большинство лингвистов доказывают, что слово «Русь» – не славянское, а скорее всего пришло с севера и образовано от названия южного берега Швеции – «Руслаген».

В истории  достаточно примеров, когда основателями правящих династий становились иноземцы. Так что варягом или славянином был первый князь – вопрос важный, но не первостепенный.

Славяне и скандинавы находились в VIII–IX вв. примерно на одном уровне социального развития. В этих условиях викинги, разумеется, не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности.

Историки  обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго  до призвания варягов. Государственные  институты возникают в результате развития общества. Государство возникает  как сила, способная сохранить  порядок и погасить внутренние, социальные конфликты. Действия отдельных крупных  личностей, завоевания или другие внешние  обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно  имел место, говорит не столько о  возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской  династии. Да и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, – значит, эта форма власти уже  была известна. Варяги, по летописи, осели в уже существующих городах. Само их существование – показатель высокого развития восточнославянского общества. Именно города выступают основой формирования нового, государственного деления славян взамен древнего, племенного. Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой – торговый путь «из варяг в греки», зачинателями объединения оказались Новгород и Киев – два важнейших восточно-славянских центра, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882 – 912 гг.), прозванный Вещим.

Информация о работе Происхождение и общественный строй восточных славян в догосударственный период