Происхождение и ранняя история восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это “поли гика, опрокинутая в прошлое”. Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентативности (непредставительности) сохранившихся данных о реально происходивших событиях.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………….2
2.Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян………………………………………………..3-5
3.Восточные славяне в древности (особенности материальной и духовной культуры)…………………………………………….6-10
4.Общественный строй восточных славян………………….11-12
5.Вывод……………………………………………………………..13
6.Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории 1 курс.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

                                                              

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального

Образования

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

__________________________________________________________________

Кафедра истории и  политологии

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Отечественная история»

Вариант 7

Тема: «Происхождение и  ранняя история восточных славян»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                              Воробьева М.П.

                                                                                                 Группа: МП-121

                                                                                   № зачетной книжки: 912567

 

 

Проверил:                                                                     Виктория Александровна

 

 

 

 

 

                                                  Воронеж 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

                                             

 

1.Введение………………………………………………………….2

2.Происхождение  и особенности территориального  расселения восточных славян………………………………………………..3-5

3.Восточные  славяне в древности (особенности  материальной и духовной культуры)…………………………………………….6-10

4.Общественный строй восточных славян………………….11-12

5.Вывод……………………………………………………………..13

6.Литература………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка  накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории.

 

Historia est magistra vitae (“История – наставница жизни”) – говорили древние. И действительно,  люди всегда, особенно в переломные  периоды жизни человечества, в  гигантской лаборатории мирового  социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

 

История –  одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссыпками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

 

Заинтересованность  людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания  для скептического отношения  к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно  услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это “поли гика, опрокинутая в прошлое”. Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентативности (непредставительности) сохранившихся данных о реально происходивших событиях.

 

И все-таки, несмотря на плюрализм как при  ответах на глобальные вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его – задача научного знания. Поиски истины в истории, историческое познание – сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания, так и определенного профессионального мастерства.

 

Нельзя  создавать новый мир, минуя прошлое, – это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                   2

Происхождение и особенности  территориального                                        расселения восточных славян.

 

 

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около  863 года специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.

 

Оригинальных  восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI века сохранилось крайне мало, и среди признанных академической  наукой нет ни одного, датируемого  до IX века. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных самой ранней является «Повесть временных лет» — летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы. Текст, предшествующий ПВЛ, (т. н. «Начальный свод») частично сохранился в составе Новгородской I летописи[5]. Однако из-за того, что в центре внимания летописцев находилась прежде всего история Древнерусского государства (династии Рюриковичей), основные сведения по славянам касаются полян и новгородских словен, тогда как данные об остальных племенах крайне фрагментарны[6].

 

Датированная  часть летописи начинается с 852 года, хотя вся хронология IX—X вв. является условной и может отличаться от истинной[7].

 

                                                                   Миграция

 

Вопрос  прародины славян остаётся дискуссионным (см. Древние славяне). В первом тысячелетии славяне вступали в контакт с другими этническими группами, перемещавшимися по Восточноевропейской равнине в период великого переселения народов. Между I и IX веками степи Северного Причерноморья («Дикое поле») в западном направлении пересекали сарматы, готы, кочевые гунны, аланы, авары, булгары и мадьяры. Несмотря на то, что некоторые из них могли покорить местных славян, эти народы оставили мало следов на славянских землях. В Раннее Средневековье славянские земледельцы, пчеловоды, охотники, рыбаки и пастухи широко распространились по Восточноевропейской равнине и к VIII веку стали доминировать в данном регионе. В VIII и IX вв. южное ответвление восточных славянских племен платили дань хазарам, позже перешли под влияние варягов[2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                    3

                                                                                                                                             Славянское расселение на северо-восток

 

В V—VII вв. славяне широко распространились в Европе; их многочисленные племена  географически разделились на южных, западных и восточных, которых ждали  разные исторические судьбы. Восточные славяне двумя потоками наводнили Восточную Европу. Одна группа племён расселилась в бассейне Днепра на территории современной Украины. Затем она распространилась на север к верховьям Волги, к востоку от современной Москвы, и на запад к долинам северного Днестра и Южного Буга по территориям современных Молдавии и южной Украины. Другая группа восточных славян переселилась из Померании на северо-восток[9], где столкнулась с варягами. Здесь они и основали важный региональный центр Великий Новгород.[10] Та же группа славян впоследствии населила территории современной Тверской области и Белоозера, достигнув ареала обитания народа меря возле Ростова.

 

К XII веку территория Киевской Руси из конгломерата славянских и неславянских племен, в разное время подчиненных династией Рюриковичей, превратилась в пространство этнически относительно однородное. Дальнейшие миграции сложившегося в эту эпоху древнерусского народа по-прежнему были направлены преимущественно на северо-восток (см. Славянская колонизация Северо-Восточной Руси), где редкое финно-угорское население не могло оказать этому процессу существенного сопротивления. К концу домонгольского периода новгородцы и жители Владимиро-Суздальского княжества освоили Заволочье, славянское население которого быстро прибывало после того, как южно-русские княжества оказались под ударом монголо-татар. К концу монголо-татарского ига русские города Нижний Новгород, Хлынов, Чердынь и Соликамск обосновались на Волге, Вятке и в бассейне Камы.

 

Вследствие политического разделения древнерусской нации после монголо-татарского нашествия, она разделилась и в этническом отношении на русский, украинский и белорусский народы. Миграции их продолжались и далее вплоть до XX века. В XVI—XVII веках русские заселили среднее и нижнее Поволжье, бассейн Дона, освоили Средний и Южный Урал и Сибирь, подчиняя и частично ассимилируя местное население. К XVIII в. русские и украинцы вытеснили в Крым татарское население Северного причерноморья, заселили бассейны рек Кубань и Яик, к XIX веку проникли в Прибалтику, Финляндию, на Кавказ, в Среднюю Азию, на Аляску и в Калифорнию.

 

В XX веке массовая эмиграция из постреволюционной  России в 1917—1928 годах, из СССР и постсоветской  России привела к образованию  значительных общин восточнославянского населения в Западной Европе и Америке, а также концентрации их (в основном русских) в некоторых других странах.

 

                                                          Этногенез

 

Причины экспансии  славян в Европе обсуждаются исследователями  в рамках гипотез. Среди версий наиболее часто озвучиваются демографический взрыв, вызванный потеплением климата или появлением новой техники земледелия, а также Великое переселение народов, которое опустошило центральную Европу в первые века нашей эры в ходе вторжений германцев, сарматов, гуннов, авар, булгар, подготовив почву для расселения новых пришельцев.

 

 

                                                                                                                                                    4                                                                                                                                     

В Восточной Европе славяне столкнулись  главным образом с балтами  и финно-угорскими народами, которых  они частично ассимилировали. Балты, в отличие от финно-угров, были в то время близки славянам как по языку, так и по культуре и жизненому укладу. Некоторые исследователи полагают, что в эту эпоху ещё существовал непрерывный балто-славянский континуум, то есть эти народы ещё не вполне разделились. В то же время, в период экспансии кривичей в Смоленском Поднепровье ранее существовавшая в этом регионе тушемлинская культура, о этнической принадлежности которой археологи разделились во взглядах, была заменена чисто славянской археологической культурой, а тушемлинские городища были уничтожены, так как славяне в этот период в городах ещё не жили[11].

 

Вообще, в эпоху славянской экспансии, в VII—VIII вв., в Восточной Европе появилось  много городищ, тогда ещё не заселенных славянами[11]. Та же тушемлинская культура создала тип городищ-убежищ, которые не имели постоянного населения и служили лишь укрытием, детинцем, для защиты от нападений. Города финно-угорских племен меря и весь, Ростов и Белоозеро, служили им как политические центры, место пребывания вождей и сбора ополчения. Старая Ладога появилась, по-видимому, как укрепленный опорный пункт скандинавов и с самого начала была крепостью. Старая Ладога, Новгород и Белоозеро были главными опорными пунктами для Рюрика и его дружины в период призвания варягов.  [2]

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                5

Восточные славяне в  древности (особенности материальной и духовной культуры)

 

Культура восточных славян складывалась  под  воздействием естественно-географических  факторов. Восточноевропейская равнина  простиралась на 90 тысяч квадратных миль (площадь более чем десяти Франций), обладала богатейшими природными ресурсами. Главной отличительной чертой  равнины было однообразие, что обусловило схожесть хозяйственного уклада, общественной жизни, становления традиций. Как отмечает С.М.Соловьев: «… как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними».

 

 Славянские племена занимали  преимущественно лесную и лесостепную  зону со сложной системой рек, множеством озер и болот. Территории, пригодные для проживания были небольшими, где поселялось несколько семей (территориальная семейная община). Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.   

 

В задачу общины входило  следить  за правильным распределением и использованием земли (община называлась «вервь»,  от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах), а также  организовывать трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки.

Важнейшие вопросы общественной жизни  решались на вечевых сходах – народных собраниях, т.е. закреплялись  традиции относительной свободы, военной демократии,  которые были заложены еще в древности, когда племена, по словам В.О. Ключевского, «имели обычай собираться на совещания об общих  делах». Славяне «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве…», – подтверждает Прокопий Кесарийский.

Информация о работе Происхождение и ранняя история восточных славян