Происхождение и ранняя история восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это “поли гика, опрокинутая в прошлое”. Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентативности (непредставительности) сохранившихся данных о реально происходивших событиях.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………….2
2.Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян………………………………………………..3-5
3.Восточные славяне в древности (особенности материальной и духовной культуры)…………………………………………….6-10
4.Общественный строй восточных славян………………….11-12
5.Вывод……………………………………………………………..13
6.Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории 1 курс.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

являются родственниками. Они ведут  хозяйство сообща и вместе владеют имуществом, т.е. отсутствует имущественное неравенство; все члены рода могут иметь общее жилище; и даже едят из одного котла. Члены одного рода сообща выполняют трудоемкие работы; власть основана на авторитете . Переходной формой от родовой общины к соседской была сложная (большая) семья. Главой большой семьи чаще всего был мужчина. У восточных славян он получил наименование "большак", "старшой".У южных славян это "домачин", "домакин", "главатарь".

 

Спутницей большака была большуха - главная женщина в доме. Она заправляла хозяйством внутри дома. Почет и уважение, оказываемые большухе являлся прямым наследием матриархата. После смерти мужа энергичная большуха нередко становилась главой рода - даже при наличии взрослых, женатых сыновей. Большак и Большуха не были в древности самовластными правителями семьи. Распоряжаясь трудом домочадцев, глава семьи не лежал весь день на лавке: он сам был первым работником, в любом деле показывал пример. Важнейшие вопросы, касавшиеся хозяйственной деятельности и личной жизни членов рода (вопросы брака) решали на семейном совете, он и был высшей властью. На совете мужчины и женщины имели равное право голоса, весомость каждого голоса определялось мерой личного авторитета. В большой семье не было ни брошенных стариков, ни покинутых детей. Все дети находились сперва под присмотром женщин, а по достижению определенного возраста мальчики поступали под опеку большака, девочки - в ведение большухи.

 

В соседской общине основу общности составляет не кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут свое хозяйство индивидуально, господствует частичная собственность, но земля не является частной собственностью конкретного общинника, собственником земли считается вся община, поэтому периодически (8 - 15 лет) проводятся переделы участков. Пастбища, лесные угодья, места лова рыбы принадлежат всей общине. Выделялась родоплеменная знать - вожди (князи, князья) и старейшины. Они окружали себя дружиной, т.е. вооруженной силой не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом славянское общество подходило возникновению государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                11

Каждое племя имело своего князя. Князь опирался на дружину: профессиональных воинов. Их возглавлял воевода - второе лицо после князя. Дружинники должны были следовать за князем не только в бой, но и на тот свет, после  смерти сопровождая своего вождя (на рисунке 2 изображена реконструкция захоронения князя. Он захоронен на нижнем уровне, выше расположены его приближенные. На самом верхнем уровне - лошади.). Князь обязан был одевать, вооружать и кормить дружину. Дорогую одежду и оружие дружина могла добыть в военных походах, но кормиться она должна была в своих землях.

 

Князь и дружина не могли долго  кормиться в одном и том  же месте они постоянно должны были переезжать от одной общины к  другой, чтобы у подвластного населения  хватало продуктов. В это время у князей и их дружинников не было собственных земель, князьям принадлежали охотничьи угодья. Охота не была забавой она приносила мясо и меха. С подвластным населением у князя существовал договор о дани; в свою очередь должен был выступать судьей (разбирать тяжбы и конфликты) и защищать в случае внешней угрозы. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       12

 

Вывод

 

 Таким образом, языческая   Русь  к  моменту создания единого централизованного  государства  имела  достаточно высокий уровень материальной и духовной культуры. Общественное сознание строилось на традициях относительной свободы, коллективном труде в рамках общины. Однако в процессе формирования феодальных отношений появляется зависимость бедных от богатых и власть имущих. В славянских представлениях о мире соединились реальные и ирреальные начала. Человек чувствовал свою зависимость от природных и потусторонних сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                              13

Литература:

 

 

 

  1. История России: учеб. Пособие  / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2006.
  2. «Мировая художественная культура: Отечественная художественная культура» Ледовских Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          14


Информация о работе Происхождение и ранняя история восточных славян