Происхождение ислама, трудности зарождения и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:21, контрольная работа

Описание работы

Проблема возникновения ислама неоднократно подвергалась самому тщательному изучению, научное исследование этого вопроса в Европе восходит еще к середине XIX в. Данная проблема изучалась прежде всего на базе источников о жизни и деятельности основателя ислама, Мухаммеда. Большое значение в данной связи имел достигнутый в это время значительный прогресс в научном исследовании текста Корана, прежде всего в разработке методик текстологической датировки различных его частей.

Содержание работы

Введение
1. Племена Аравии и зарождение ислама……………………….стр.4-5
2. Пророк Мухаммед……………………………………………...стр.5-7
3. Ислам……………………………………………………………стр.7-8
4. Коран……………………………………………………………стр.8-9
5. Мусумальнское вероучение. Культ и обряды………………стр.10-11
6. Различные течения в исламе………………………………стр.12-13
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

история.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Пафос Корана направлен  против язычества и основ общественной жизни родоплеменного строя. Из суры в суру настойчиво повторяется мысль о единстве Аллаха, его всемогущества и справедливости.

Коран не только оказал влияние  на арабскую культуру и литературу, но и лег в основу того сложного комплекса, который получил несколько  условное название «мусульманской культуры»  и связал общими историко-культурными и литературными традициями многие мусульманские народы Востока. Форма Корана с его стилистическими особенностями, рифмованной прозой и т. д. оказала несомненное влияние на все виды повествовательной прозы, особенно на теологическую, историко-географическую и естественнонаучную литературу, послания всех видов (рисала) — деловые, научные и личные — и сочинения других жанров. Появление Корана ускорило формирование единого арабского литературного языка и способствовало закреплению его грамматических и стилистических норм на многие века.

Наряду с Кораном  важной частью религиозной литературы мусульман является Суина (Сокна), состоящая  из священных преданий (хадисов) о  действиях и поучениях пророка  Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX в. мусульманскими богословами. Однако не все мусульмане признают Сунну; признающие ее называются суннитами и составляют значительное большинство в исламе.

В исламе вся жизнь  человека рассматривается как служение богу. Мусульманин, по Корану, должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах, что земная жизнь дана человеку для приготовления себя к загробной жизни, которая дает испытания, предпосланные свыше; что каждый имеет божественное предопределение, предназначенное Аллахом; что праведники, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, а грешники — гореть в геенне.

Аллах — высшее существо, обладающее человеческими моральными качествами, поэтому наиважнейшим догматическим  и моральным предписанием в Коране является полная и безоговорочная покорность человека воле Аллаха. Он то гневается на людей, то прощает их; кого-то любит, кого-то ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к безнравственности и загробным мучениям. Тем не менее Аллах в Коране многократно именуется милостивым, прощающим и пр.

 

 

 

 

 

 

МУСУМАЛЬНСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ. КУЛЬТ И ОБРЯДЫ

 

В исламе отсутствует  идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Аллахом. Мусульманство, в отличие  от других религий, не ставит таких задач, как самосовершенствование личности, оно требует только акта безусловной преданности Аллаху — верующий на протяжении всей своей жизни должен действовать именем Аллаха и для Аллаха, жить соответственно божественным заповедям. Ислам — религия с неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования, она, с точки зрения христианства, не позволяет верующему наполняться внутренним содержанием, смыслом и целью.

 

        Для ислама характерна сложная обрядность. В богослужебном ритуале большое внимание уделяется чтению Корана, обязательна также ежедневная пятикратная молитва (намаз) в установленные часы, ритуальное омовение перед молитвой, налог (закят) в пользу бедных, ежегодный ноет (ураза, в десятом месяце — рамазане) в течение всего месяца и паломничество (хадж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен совершить хотя бы раз в жизни.

Каждое из этих предписаний  допускает некоторые «смягчения», санкционированные духовенством; это  связано с тем, что ритм современной жизни сильно изменился и не каждый мусульманин, работающий в организации со строгим распорядком дня, может позволить себе совершать пятикратные намазы; при отсутствии воды для омовения можно использовать песок или пыль; соблюдение поста необязательно для больных, путешественники могут и должны отслужить пост позже, сохраняя то же количество дней, которое установлено обрядом.

Мусульманская религия  пропагандирует среди верующих священную  войну за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить исторически обусловленные потребности арабов в объединении и освоении новых земель. Коран призывает воевать с многобожниками, истреблять их, грабить их дома в течение восьми месяцев в году (четыре месяца «запретные»). В этих «призывах» ярко проявляются фанатизм и нетерпимость к иноверцам. Некоторые мусульманские богословы и светские ученые по-разному толкуют заповедь джихада. В Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам относятся последователи племенных и политеистических культов. К людям же, «имеющим писание», то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, «которым ниспослано писание», — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины. Говоря простым языком, ислам ведет своих последователей к слепой, некритической приверженности нормам морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим, исключающей всякий диалог с ними.

В Коране есть указания, касающиеся семейно-брачных и имущественных  отношений, торговли и ростовщичества, приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина.

В семейной морали и во взгляде исламской религии на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. В Коране множество стихоз (аятов) посвящено женщинам. Женщина - подчиненное  существо, созданное Аллахом как  источник наслаждения для мужчин: «Мужья стоят над женами потому, что Аллах дал одним преимущество перед другими» или «Женитесь на тех, кто приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех», «на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы». В Коране говорится и о затворничестве женщины, ношении паранджи, чадры, яшмака, но это не является специфическим исламским нововведением. Но все же Коран, по сравнению с патриархальным обычным правом, несколько облегчил положение женщины.

Коран подтверждает и  узаконивает сословное неравенство, а также освящает частную собственность. Все мусульмане равны перед Аллахом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. При этом установлен обязательный налог в пользу бедных, призванный смягчать имущественные противоречия. Торговая прибыль объявляется вполне законной, но ростовщичество осуждается: «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество». Такое указание, по-видимому, является результатом компромисса между интересами, с одной стороны, торговцев, с другой — земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы.

Отсюда видно, что в  основе ислама лежит простая и  грубая идеология, понятная широкой  массе верующих, особенно для кочевников и земледельцев Азии. Но при том, что новая религия сплотила воюющие племена, она же и обострила национальные противоречия в Аравии; в мусульманской религии произошел раскол, что способствовало возникновению множества течений и сект, главными из которых стали суннизм и шиизм. Несмотря на обилие в исламе различных течений, все мусульмане вес же принадлежат к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями и обычаями, общей историей и общими современными интересами.

 

 

 

 

 

РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ  В ИСЛАМЕ.

 

         Мусульмане считают, что истинным толкованием Корана является то толкование, которое дал пророк Мухаммед своей жизнью. Но не все было гладко внутри самого ислама. На протяжении веков встречаются конфликты, в которых смешивались и смешиваются политические и религиозные факторы. Наиболее серьезными из них являются религиозные, так как именно они оставляют глубокий след в душах людей. В исламе можно выделить 3 группы направлений:

1) суннизм;

2) шиизм;

3) хариджизм.

Приверженцы первой группы составляют большинство (примерно 90 % от общего числа мусульман).

Оставшиеся десять процентов  составляют шииты, а представителей хариджизма на сегодня нет. Хариджизм  был свойственен для зарождения ислама, когда ислам представлял  собой еще не отдельную религию, а скорее секту.

Главным различием между  сторонниками этих направлений является их отношение к халифату. Сунниты  утверждают, что преемниками Мухаммеда  являлись его сторонники, которые  назначались весьма разнообразными способами (вплоть до наследственного  халифата). Шииты же связывали законность существования халифата с потомками пророка Мухаммеда либо потомками его зятя Али. А хариджаты считали, что любой правоверный мусульманин, обладающий качеством добродетели, мог возглавить халифат.

Слово «халиф» в переводе с арабского означает «заместитель», «преемник». Поначалу халифами называли трех преемников Мухаммеда. Но потом халифат стал играть не только религиозную, но и политическую роль.

Процедура введения в  должность халифа первоначально  установлена не была.

Свои особенности установила династия Омейядов, которая пришла к власти примерно в VIII в.:

1) был установлен династический принцип;

2) халифом мог стать человек только арабского происхождения, т. е. родители ребенка, который в будущем займет должность халифа, должны были быть арабами;

3) было уточнено, что халиф является представителем не пророка, а Бога.

После падения династии Омейядов к власти пришла династия Аббасидов. Эта династия также продолжила развивать халифат. В частности, во времена ее правления были внесены  такие изменения, как:

1) халифат был учрежден в Багдаде;

2) доступ к нему получили исключительно потомки пророка Мухаммеда.

Затем халифат был  перенесен из Багдада в Египет. Здесь он перешел в руки одного из турецких султанов, которого звали  Селим Грозный.

Халифат был упразднен сравнительно недавно – в 1929 г. Упразднил его Ататюрк. В это время халифат уже не имел ни политического, ни религиозного веса. С 1924 г. он играл роль символа, символа исламской солидарности.

В течение множества  веков халифат выполнял только лишь одну функцию – он управлял общиной верующих. Однако затем эта функция стала смешиваться с политическими функциями – глава халифата стал играть роль и главы государства. Особенно это заметно в странах, где преобладает шиитский ислам. В данных странах глава государства, имам, стал выполнять как политические функции, так и функции религиозного и духовного наставника государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ислам, развиваясь первоначально  на Аравийском полуострове в среде  разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть. Но никакая религия не может существовать такой же, как и была создана, появились различные движения, новые «пророки».

Интересно то, что в  многовековых столкновениях ислама с христианством, маздеизмом и другими  религиями ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия), он вытеснил преобладавшее здесь ранее христианство. На Кавказе большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства, позже многие из них приняли ислам (черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). Различные народы христианского вероисповедания, населявшие Балканский полуостров, были также обращены в ислам. Из вышеприведенных примеров видно, что массового и добровольного обращения какого-либо мусульманского народа в христианство история не знает. Этот факт можно объяснить разве что доступностью и простотой учений ислама, понятностью народным массам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ислам. Проблемы идеологии,  права, политики и экономики.  Под ред. Г.Ф.Ким. М.: Наука. 1985.

2. Малашенко А., Набиев  Р., Хабутдинов А. Джадидизм // Ислам  на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. — Казань, 2004.

3. Прозоров, Станислав  Михайлович. Ислам как идеологическая  система/М.: Восточная литература, 2004.

4. Культорология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 600с.

5. История мировых  религий : учеб. Пособие / А.А. Горелов. 2-е изд., испр. – М. : Флинта : МПСИ, 2006. – 360с.

 

 


Информация о работе Происхождение ислама, трудности зарождения и развития