"Просвещённый абсолютизм" Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:20, доклад

Описание работы

Время царствования Екатерины II называют эпохой "просвещенного абсолютизма". Смысл "просвещенного абсолютизма" состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних "просветителей" выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.Развитие и воплощение начал "просвещенного абсолютизма" в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Файлы: 1 файл

Просвещённый абсолютизм.docx

— 48.61 Кб (Скачать файл)

Значительно решительнее императрица высказывалась  за реформу судопроизводства. Она  отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами  просветителями Екатерина провозглашала: "Гораздо лучше предупреждать  преступления, нежели  наказывать".

Однако все  рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где  значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором  однозначно заявила: "Намерены мы помещиков  при их имениях и владениях  нерушимо сохранять, а крестьян в  должном им повиновении содержать". Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили  зависимость крепостных от их господ.

И все же Екатерина видела в крепостном праве "несносное и жестокое иго", "человеческому роду нестерпимое  положение", чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и "генеральное освобождение" она считала несвоевременным  и опасным, а для "приготовления  умов" к освобождению императрица  за 34 года своего царствования раздала  генералам, сановникам и фаворитам  около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право  на Украину.

В духе "Наказа" проходило и его обсуждение. Еще  в период работы над ним Екатерина  показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное  обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. "Наказ" был выслушан с восхищением, некоторые  депутаты даже прослезились. Тогда  и было принято решение преподнести  императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа  делегация депутатов представилась  с этой целью Екатерине, императрица  сказала: "Ответствую: на Великая - о  моих

делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая - никак себя таковой  назвать не могу, ибо один Бог  премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных  я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание". Тем не менее, именно с этого момента  уже современники будут называть её "Великой".

Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она  всё же имела важное значение, так  как её члены ознакомили Екатерину  с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась  этими сведениями при осуществлении  крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая  больше о развитии государства, чем  о власти как таковой.

При Екатерине  полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской  суд в губернских городах и  уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой  магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный  суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти  сословные суды были выборными. Более  высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а  назначались. Высшим судебным органом  империи был Сенат.

Стремясь  создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами  дворянству, городам и государственным  крестьянам. Грамоты дворянству и  городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила  за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они  освобождались и от государственных  податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности  на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого  уезда и

каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить  дворянские собрания под контроль генерал- губернаторов. 

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое  общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных  театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий  эпохи "просвещённого абсолютизма" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и  культуры, выпустив большое число  специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.Секуляризация  церковного землевладения значительно  улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и  другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла  их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.Во время правлении Екатерины II творят такие мастера, как Василий  Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий  Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет  Екатерины II, который очень ей понравился.

"Просвещенный  абсолютизм" Екатерины  II 

"Имей  мужество пользоваться своим  умом," — так немецкий философ  Иммануил Кант определил умонастроение  эпохи, которую называли веком  Просвещения. Во второй половине XVIII в. в связи с общим экономическим  подъемом в правящих кругах  европейских стран нарастает  осознание необходимости модернизации  экономической и политической  системы. Это общеевропейское  явление традиционно именуется  Просвещенным абсолютизмом. Не меняя  по существу государственных  форм абсолютной монархии, в рамках  этих форм монархи проводили  реформы в различных отраслях.

Идеи французских  просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, Дидро выдвигали на первый план общество, конкретного человека, его личное преуспевание, что являлось отражением нарождающейся идеологии нового класса — буржуазии. Руссо предлагал  создать демократическое государство, в котором бы каждый мог принимать  участие в управлении. Вольтер  активно проповедовал гуманность и  справедливость, настаивал на отмене средневековых форм судопроизводства. Дидро призывал к уничтожению  сословных привилегий, освобождению крестьян.

Екатерина II познакомилась с трудами французских  просветителей, будучи еще княжной. Взойдя на престол, она предприняла  попытку реализовать эти идеи на русской почве. Ключевым словом для  нее стало “закон”.

В 1767 г. Екатерина  созвала в Москве специальную  комиссию для составления нового свода законов Российской империи  взамен устаревшего Соборного уложения 1649 г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, духовенство, государственные  учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие половину населения страны, в работе комиссии не участвовали.

Екатерина подготовила  специальный “Наказ” Комиссии по составлению проекта нового Уложения — теоретическое обоснование  политики просвещенного абсолютизма. “Наказ” состоял из 20 глав и 655 статей, из которых 294 Екатерина позаимствовала у Монтескье. "Мне принадлежит  лишь расположение материала, да кое-где  строчка, другая" — писала она  Фридриху II. Главным положением этого  документа было обоснование самодержавной  формы правления и крепостного  права, а черты просвещения просматривались  в создании судов, отделенных от административных учреждений, признании прав людей  делать то, “что законы позволяют”. Заслуживают  положительной оценки статьи, предохранявшие общество от деспотизма, произвола  монарха. Учреждениям дано было право  обращать внимание государя на то, «что такой-то указ противен Уложению, что  он вреден, темен, что нельзя по оному  исполнять». Прогрессивное значение имели статьи, определявшие экономическую  политику правительства, включавшую заботу о строительстве новых городов, развитии торговли, промышленности и  земледелия. Комиссия, проработав чуть более года, была распущена под  предлогом начала войны с Турцией, но, главным образом потому, что  Екатерина, узнав позиции различных  групп населения, считала задачу выполненной, хотя ни один закон не был принят.

Основной  социальной опорой самодержавия в России оставалось дворянство. Оно противостояло  огромной массе крестьянства и слабому  третьему сословию. Самодержавие было сильно и опиралось в проведении своей политики на армию и чиновничье-бюрократический  аппарат.

Важно подчеркнуть, что в отличие от откровенной  продворянской и прокрепостнической политики самодержавия предшествующего  периода, политика “просвещенного абсолютизма” осуществлялась в новых формах.

В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация  церковного землевладения, в результате у церкви было отнято более млн. душ  крестьян, и для управления ими  создана специальная коллегия —  Коллегия экономики. Много бывшей церковной  земли перешло дворянам в виде пожалования.

Серия указов 60-х годов венчает крепостническое  законодательство, превратившее крепостных крестьян в людей, совершенно беззащитных  от произвола помещиков, обязанных  безропотно подчиняться их воле. В  пользу крепостников в 1765 г. был издан  указ, предусматривающий закрепление  за дворянами всех земель, захваченных  ими у различных категорий  крестьян. По Указу 17 января 1765 г. помещик  мог отправить крестьянина не только на ссылку, но и на каторгу. В  августе 1767 г. Екатерина II издала самый  крепостнический указ за всю историю  существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина  на помещика объявлялась тягчайшим  государственным преступлением. Юридически помещики были лишены лишь одного права  — лишить своих крепостных жизни.

В “просвещенный  век” Екатерины огромных размеров достигла торговля крестьянами. Принятые в эти годы указы свидетельствовали  о развитии крепостничества вглубь. Но крепостное право развивалось  и вширь, включая в сферу своего влияния новые категории населения. Указ 3 мая 1783 г. запрещал крестьянам Левобережной Украины переход от одного владельца  к другому. Этот указ царского правительства  юридически оформил крепостное право  на Левобережной и Слободской Украине.

Проявлением "просвещенного абсолютизма" явилась  попытка императрицы сформировать общественное мнение с помощью журналистской  деятельности. 1769 г. она стала издавать сатирический журнал “Всякая всячина”, где критиковались человеческие пороки и суеверия, открыла типографию Московского университета, во главе  которой встал Н.И. Новиков —  русский просветитель, публицист  и писатель. Пушкин называл его  “одним из тех, кто распространял  первые лучи просвещения”. Он сделал доступными широкому кругу читателей произведения В. Шекспира, Ж.Б. Мольера, М. Сервантеса, труды французских просветителей, русских историков. Новиков издавал  много журналов, где впервые для  России звучала критика крепостничества. Таким образом, именно в век Екатерины  с одной стороны крепостнический  строй достиг своего апогея, а с  другой — зародился протест против него не только со стороны угнетенного  класса (крестьянская война под предводительством  Е. Пугачёва), но и со стороны формировавшейся  российской интеллигенции. 
 

Внешняя политика Екатерины II

Российская  Империя во второй половине XVIII в. (Европейская  часть) 

Два основных вопроса в международной политике Екатерины, поставленные и разрешенные ею за время своего правления:Во-первых, территориальный — это задача продвижения южной границы государства (Черное море, Крым, Азовское море, Кавказский хребет).Во-вторых, национальный — это воссоединение с Россией белорусских и украинских земель, входивших в состав Речи Посполитой.После Семилетней войны одним из главных противников России на международной арене становится Франция, которая стремилась создать так называемый “Восточный барьер”, в составе Швеции, Речи Посполитой и Османской империи. Речь Посполитая становится ареной столкновения этих государств.

В условиях обострившейся обстановки России удалось  заключить союз с Пруссией. Екатерина II предпочитала иметь целостную  Речь Посполитую, в то время как  Фридрих II стремится к ее территориальному разделу.

Османская империя, пристально следившая за событиями  в Речи Посполитой, потребовала вывода оттуда русских войск. В 1768 г. она  объявила войну России. В течение  первых лет войны турецкие войска были вынуждены оставить Хотин, Яссы, Бухарест, Измаил и другие крепости на Дунайском театре военных действий.Необходимо отметить две крупные победы русских войск.

Первая произошла 25 — 26 июня 1770 г., когда русская эскадра, обогнув Европу, явилась в Средиземное  море и под Чесмой одержала блистательную  победу. Месяц спустя талантливый  полководец П.А. Румянцев в сражении при Кагуле нанес туркам серьезное  поражение. На этом военные действия не прекратились.

Франция продолжала подталкивать Османскую империю  к войне с Россией. С другой стороны, Австрия поддерживала Турцию, преследуя в этой войне свои цели — завоевать часть Дунайских  княжеств, находившихся в руках русских  войск. В создавшихся условиях русское  правительство вынуждено было согласиться  на раздел Речи Посполитой. Конвенция 1772 г. оформила первый раздел Речи Посполитой: Австрия захватила Галицию, к  Пруссии отошло Поморье, а также  часть Великой Польши. Россия же получала часть Восточной Белоруссии.

Теперь уже  Турция в 1772 г. согласилась вести  мирные переговоры. Главным же пунктом  разногласий в этих переговорах  был вопрос о судьбе Крыма —  Османская империя отказывалась предоставить ему независимость, в  то время как Россия настаивала на этом. Военные действия возобновились. Русским войскам под командованием  А.В. Суворова в июне 1774 г. удалось  разгромить войска турок при Козлудже, это вынудило противника возобновить  переговоры.

Информация о работе "Просвещённый абсолютизм" Екатерины II