Проведение столыпинской аграрной реформы на Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются причины проведения, основные этапы, итоги столыпинской аграрной реформы, которая проводилась царским правительством в период с 1906 по 1914 года. Рассмотрение проблемы проводиться на фоне политической и экономической ситуации, сложившейся в России, а также и в Белоруссии, которая в то время являлась частью Российской Империи, накануне происходящих реформ. Начало ХХ века было временем коренных преобразований в политике и экономике. В стране назревала кризисная ситуация, поднимались революционные восстания, произошла революция 1905-1907 гг. России требовалось встать «на ноги» ,чтобы продолжать развиваться как сильное государство, чтобы завоевать влияние и уважение среди высокоразвитых стран, таких как Англия, Франция, которые в то время являлись капиталистическими державами, с хорошо отлаженным управленческим аппаратом, со стабильной экономикой, с хорошими темпами развития промышленности, производства и экономики.

Содержание работы

1. Введение.
2. Основная часть:
2.1.Состояние экономической и политической жизни в России начала ХХ века.
2.2. Содержание реформы:
2.2.1. Замысел земельной реформы
2.2.2. Указ 9 ноября и II Государственная Дума
2.2.3. III, «Столыпинская», Дума
2.2.4. Основные направления столыпинской земельной реформы
2.2.5. Деятельность Крестьянского банка
2.2.6. Кооперативное движение
2.2.7. Переселение крестьян в Сибирь
2.2.8. Агрокультурные мероприятия
2.3. Итоги проведения.
3. Заключение.
Приложение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

 

     Огромное влияние  на сельское хозяйство оказывало  развитие промышленности, сооружение  новых фабрик, заводов, расширение  железнодорожной сети. В конце  ХIХв. В Белоруссии на каждый тысячу кв. метров приходилось 25,1 верста железной дороги против 11,3 в Европейской России.

     Массы разорившихся  и полуразорившихся крестьян  поставляли кулакам и помещикам  дешёвую рабочую силу.

      Западные губернии  России относились к району, где  с самого начала землеустроительные  работы развивались форсированными  темпами. В Витебской губернии уже в 1906г. было создано пять  землеустроительных комиссий; в Могилёвской- 11. Земские учреждения сыграли большую роль в осуществлении реформы. Земство способствовало хозяйственному прогрессу и защищало интересы капиталистов.

    В Белоруссии разрушение общины производилось в Могилёвской и Витебской губерниях, где было широко распространенно общинное землепользование. В Гродненской и Минской губерниях  в 1905г. общинного землевладения уже не было. В Виленской на 12711818 дес.  приходилось всего 7559 дес. общин.

        В Западном  районе  Белоруссии  крестьяне  владели землёй подворно, причём  части нарезались по шнуровой  системе.  Каждый домохозяин имел  столько полос земли, сколько  имелось в крестьянском наделе  различных по количеству пашен и сенокосов. Вследствие этого подворимый участок состоял нередко из многих десятков узких полос, раскиданных вперемешку с полосами других хозяев.

       Расселение на  хутора производилось медленно. К октябрю 1908г. во 

всей  Минской губернии образовалось только 730 хуторов. При переходе на хутора  на долю сельской бедноты доставались в большинстве случаев худшие по качеству земли.

     Для землеустройства  использовался казённый земельный  фонд, который  к 1910г. включил только по Минской губернии более 40 тыс. десятин (главным образом лесные участки). Казна чаще всего передавала в этот фонд негодную и неудобную землю.

     В результате столыпинского  землеустройства в течении  1907-1916гг. в пяти губерниях на территории  Белоруссии было создано  113,8 тыс. хуторских и отрубных хозяйств на площади более чем 1147 тыс. десятин. Это составляло свыше 10 % всех крестьянских дворов и 18,7%  площади землевладения в пяти губерниях. В Витебской было создано 44128 хуторов и отрубов, в Могилёвской –30590, Гродненской- 11429, Виленской–13228,

Минской-14460. Таким образом, в Белоруссии % выделенных на хутора и отруба земли был выше, чем в целом по России (12% против 10%). 10

 

 

Губернии

При общем развёртывании

При выд-х отд. домохозяев

Др. видах

работ

Земли общего пользования

Гродненская

78,9

-

21,1

9,8

Минская

98,3

-

1,7

1,6

Могилёвская

89,2

10,1

0,7

0,4

Витебская

90,7

4,1

5,2

1,1

Виленская

90,6

-

9,4

0,4

В среднем по

губерниям

89,5

7,1

5,0

0,9


 

 

 

        Из всего  количества  хуторов  и отрубов,  созданных за время реформы, 64,3 % возникло в результате разверстания целых селений. Землеустроителям удобнее было так работать, повышалась результативность их труда, высокое начальство получало для жонглирования круглые цифры,  но вместе с тем умножалось число мелких  хуторян  и  отрубников,  которых  никак нельзя  было назвать "крепкими хозяевами".  Многие хозяйства были нежизнеспособны.

Только около 30 %  хуторов и отрубов на общинных землях образовалось путем выдела отдельных хозяев. Но это, как правило,  были крепкие хозяева. Но большинство таких выделов было произведено в первые годы  реформы. Затем это дело практически сошло на нет.

     Со смешанным чувством  относился Столыпин к такому  развитию.  С одной стороны,  он понимал,  что только рассечение надела на отруба изолирует крестьянские  хозяйства  друг  от друга,  только полное расселение на хутора окончательно ликвидирует общину.  Крестьянам,  рассредоточенным по  хуторам, трудно будет поднимать мятежи.

С другой стороны, Столыпин не мог не видеть, что вместо крепких,  устойчивых хозяйств  землеустроительное  ведомство фабрикует  массу  мелких и заведомо слабых - таких,  которые никак не могли стабилизировать обстановку в деревне и  стать опорой  режима. Однако он не в силах был развернуть  громоздкую  машину  землеустроительного ведомства таким образом,  чтобы она действовала не так, как ей удобно, а как нужно для пользы дела.

Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины,  не надеясь полностью на действие  экономических  факторов.  Сразу  после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

Практика реформы  показала,  что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины -  по  крайней  мере  в  большинстве местностей. Обследование  настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало,  что в центральных губерниях крестьяне  отрицательно относились к  выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных).  Многие крестьянские  корреспонденты  писали,

что указ 9 ноября преследует цель разорить массу крестьян, чтобы нажились на этом немногие.11

В сложившейся обстановке для  правительства  единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной  крестьянской  массой. Конкретные способы  насилия  были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским  начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы  для  получения  "согласия" сходов до высылки противников выдела.

 

 

 

 

 

2.2.5. Деятельность Крестьянского банка.

 

В 1906-1907 гг. указами царя некоторая часть государственных  и удельных земель  была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной тесноты.

Противники столыпинской земельной реформы говорили, что она проводится по принципу: “Богатым прибавится, у бедных отнимется”. По замыслу сторонников реформы крестьяне-собственники должны были увеличивать свои наделы не только за счет сельской бедноты. В этом им помогал Крестьянский поземельный банк, скупавший земли у помещиков и мелкими участками продававший их крестьянам.  Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под  залог  любой приобретаемой крестьянами  надельной  земли.  Развитие  различных форм  кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации   рыночных отношений в деревне. Но на деле эта земля покупалась в основном кулаками, получившими  таким образом дополнительные возможности для расширения хозяйства, так как купить землю даже через банк, с выплатой в рассрочку, могли себе позволить только зажиточные крестьяне.

Многие дворяне, обедневшие или обеспокоенные крестьянскими беспорядками, охотно продавали свои земли. Вдохновитель реформы Петр Столыпин, чтобы подать пример, сам продал одно из своих имений. Таким образом, банк выступал посредником между продавцами земли - дворянами и ее покупателями - крестьянами.

С размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции  по  увеличению крестьянского  землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно  удешевил  его, причем Банк платил больший процент по своим обязательствам, чем  платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий  из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд.рублей.

         В Белоруссии  уже в 80-е гг. были открыты отделения Крестьянского банка во всех губернских городах. Одной из задач банка было оказание помощи помещикам в преодолении кризиса. Банк также занимался предоставлением ссуды крестьянам под залог имущества для покупки земли у помещиков. С началом реформы задачи продажи крестьянам дворянских земель, нарезанных хуторами, по выгодным для дворян ценам легли на Крестьянский банк.

       Помещики  со всех пяти губерний предоставляли  свои земли во владения Крестьянского  банка. Самая большая площадь  земли для Крестьянского банка  была поставлена минскими и  витебскими помещиками. Приобретая  банковскую землю, крестьянин на многие годы становился её фактическим арендатором, попадал в безысходную кабалу. При этом размер ежегодных платежей банку не намного отставал, а иногда и превышал размеры арендной платы. Так по Витебской губернии ежегодная плата Крестьянскому банку за 1 десятину составляла в среднем 3,5 рубля, в то время как местная арендная плата составляла 4 рубля. 12

Банк  активно  воздействовал  на  формы  землевладения:  для крестьян,  приобретавших  землю  в   единоличную   собственность, платежи снижались. В итоге, если  до  1906  года  основную  массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то  к  1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

Масштаб операций Крестьянского поземельного  банка в 1905-1907 гг. по закупке земли возрос почти в три раза.  Многие помещики  спешили расстаться со своими имениями.  В 1905-1907 гг.  банк скупил свыше 2,7 млн.  дес. земли. В его распоряжение перешли государственные и удельные земли. Между тем крестьяне, рассчитывая на ликвидацию помещичьего землевладения в ближайшем будущем, не очень охотно делали покупки. С ноября 1905 г. по начало мая 1907 г.  банк продал всего около 170 тыс. дес. В его руках оказалось очень много земли, к хозяйственному управлению которой он не был приспособлен,  и мало денег.  Для поддержки его правительство использовало даже накопления пенсионных касс.

  Деятельность Крестьянского банка вызывала растущее раздражение среди помещиков.  Это проявилось  в  резких  выпадах против  него на III съезде уполномоченных дворянских обществ в марте-апреле 1907 г.  Делегаты были  недовольны  тем,  что банк продает землю только крестьянам (некоторые помещики были не прочь воспользоваться ею услугами как  покупатели).  Их беспокоило  также  то,  что  банк не совсем еще отказался от продаж земли сельским обществам (хотя он старался  продавать землю  в  основном отдельным крестьянам цельными участками). Общее настроение дворянских депутатов выразил А.Д.Кашкаров: "Я полагаю,  что Крестьянский банк не должен заниматься разрешением так называемого аграрного вопроса...  аграрный вопрос должен быть прекращен силой власти".

      В это  же время крестьяне весьма  неохотно  выходили  из общины  и укрепляли свои наделы.  Ходил  слух,  будто тем, кто выйдет  из общины, не будет прирезки  земли от помещиков.

      Только после окончания революции аграрная реформа пошла быстрее.  Прежде всего правительство предприняло энергичные  действия  по ликвидации земельных запасов Крестьянского банка.  13 июня 1907 г.  этот вопрос разбирался в Совете министров,  было решено образовать на местах временные отделения Совета банка,  передав им ряд важных полномочий.  

       Вопрос о том, как распределялись покупки банковских  хуторов и отрубов среди различных  слоев крестьянства, исследован  недостаточно.  По некоторым прикидкам,  богатая верхушка среди покупателей составляла всего 5-6 %. Остальные принадлежали к среднему крестьянству и бедноте.  Ее попытки закрепиться  на землях банка объяснялись довольно просто.  Многие помещичьи земли,  из года в год сдававшиеся в аренду одним и тем же обществам,  стали как бы частью их надела. Продажа их Крестьянскому банку ударила в первую очередь по  малоземельным хозяевам.  Между тем банк давал ссуду в размере до 90-95 % стоимости участка. Продажа укрепленного надела обычно позволяла  уплатить  первый взнос.  Некоторые земства оказывали помощь по обзаведению на хуторах.,  Все это толкало  бедноту на банковские земли,  а банк, имея убытки от содержания купленных земель на своем балансе,  не был разборчив  в  выборе клиентов.

Ступив на банковскую землю,  крестьянин как бы  восстанавливал  для  себя  те изнурительные и бесконечные выкупные платежи, которые под давлением революции правительство отменило  с  1 января 1907 г.  Вскоре появились недоимки по банковским выплатам. Как и прежде, власти вынуждены были прибегать к рассрочкам и пересрочкам. Но появилось и нечто такое, чего крестьянин раньше не знал:  продажа с молотка всего хозяйства.  С  1908  по 1914 г.  таким путем было продано 11,4 тыс. участков. Это, по-видимому, было прежде всею мерой устрашения.  И основная часть бедноты, надо думать, осталась на своих хуторах и отрубах. Для нее, однако, продолжалась та же жизнь ("перебиться",  "продержаться", "дотянуть"), какую она вела в общине.

        Таким образом, в результате деятельности банка с одной стороны, усилилось обнищание и ростовщичество в деревне, а с другой – ускорился процесс капиталистического развития сельского хозяйства.

Впрочем, это не исключает того,  что на банковских землях появились и достаточно крепкие фермерские  хозяйства.  С этой  точки зрения землеустройство на банковских землях было перспективнее,  чем на надельных.

 

2.2.6. Кооперативное движение.

 

Ссуды крестьянского банка не могли  полностью  удовлетворить спрос   крестьянина денежный товар. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая  прошла  в своем  движении  два   этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений  мелкого  кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов  мелкого  кредита  и ассигнуя значительные  кредиты  через  государственные  банки на первоначальные займы кредитным  товариществам  и  на  последующие займы, правительство  стимулировало  кооперативное  движение.  На втором   этапе   сельские   кредитные   товарищества, накапливая собственный капитал, развивались  самостоятельно. В  результате была  создана  широкая  сеть  институтов  мелкого крестьянского кредита, ссудно-сберегательных  банков  и  кредитных  товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К  1  января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных,  потребительских   и   сбытовых   кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже  крестьянские артельные молочные заводы. В 1913 г. в пяти губерниях насчитывалось более 900 кооперативных учреждений различных видов, причём кооперация росла быстрее в Витебской, Могилёвской и Виленской, чем в Минской и Гродненской  губерниях. Кроме того, росла сеть потребительских, производственных и сбыточных кооперативов. В 1913 г. в Белоруссии было 210 потребительских и 191 сельскохозяйственное товарищество. Эти объединения способствовали устойчивости и эффективности новых форм крестьянских хозяйств в условиях рыночной конкуренции.

Информация о работе Проведение столыпинской аграрной реформы на Беларуси